Преподобный Антоний Великий — основатель пустынножительства

инокиня Людмила (Солошенко)

Святой Антоний Великий - основатель скита

30 января (17 января по старому стилю) Церковь поминает преподобного Антония Великого (ок. 251, Кома, Египет — 356, Дейр-Мари). Антоний Великий — раннехристианский подвижник и отшельник, основатель отшельнического монашества. Ему молятся о даровании смирения, освобождении от страстей, бесовских нападений, укреплении веры и подвижничества, телесном здравии.

Житие преподобного Антония Великого

Первоначально, как указано в Апостольских посланиях, в христианстве определились два пути угодить Богу: или благочестивая семейная жизнь, или, как иноческая жизнь, более близкая к совершенству: И не лучше работает» (Кор. 139). Когда мы читаем об удивительных подвигах древних подвижников, многое сегодня кажется почти невероятным, но достоверные исторические источники действительно свидетельствуют о том, что истинная крепкая вера действительно способна творить чудеса. Ведь если человек достигает святости и таким образом соединяется в духе с Богом, то он и сам становится «подобным Богу», получая при этом сверхъестественные дары, превосходящие обычную человеческую природу.

Святой Антоний Великий родился около 251 года в семье знатных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. С ранних лет он отличался благочестивой жизнью. Святой Афанасий Великий составил подробное жизнеописание святого Афанасия. Антония, в том числе рассказы о чудесах и духовные изречения преподобного св. Иоанн Златоуст высоко оценил это произведение святителя Афанасия, указав, что это житие, ради духовного назидания, должно быть прочитано каждым христианином.

«один. Антоний был египтянином по происхождению. Так как его родители, знатные и довольно богатые люди, были христианами, то он был воспитан христианином и рос в детстве с родителями, ничего не зная, кроме них и их дома. Когда он стал молодым и продвинутым в старости он не хотел ни научиться грамоте, ни сближаться с другими молодыми людьми, а имел единственное желание, как человек хитрый, по тому, что написано об Иакове, жить в его доме (Быт. 25, 27) Тем временем он ходил с родителями в храм Господень и не обленился, когда был ребенком, не стал нерадивым, когда стал расти, но был покорен своим родителям, и внимательно слушал читаемое в храме он наблюдал в себе извлекаемую из него пользу. Воспитанный в умеренном достатке, он не беспокоил родителей требованием разнообразных и дорогих блюд,не искал удовольствия в еде, а довольствовался тем, что

2. После смерти родителей он остался с младшей сестрой и, будучи восемнадцати-двадцатилетним, сам заботился о доме и сестре. Но не прошло еще и шести месяцев со дня кончины его родителей, как, отправляясь по обычаю в храм Господень и приводя в порядок свои мысли, он в пути стал размышлять о том, как апостолы, оставив все, шли по ступеням Спасителя, как и верующие, упомянутые в Деяниях, продав все, что имели, принесли и положили к ногам Апостолов, чтобы те раздали нуждающимся, какая надежда была у них и какие награды уготованы им на небесах . С такими мыслями он входит в храм. В читаемом тогда Евангелии послушайте слова Господа к богатым: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим,имейте сокровище на небе и следуйте за Мною» (Мф. 19, 21). Антон, восприняв это как напоминание свыше.

И если он там слышал о каком-нибудь фанатике добродетели, то шел, разыскивал его, как мудрая пчела, Когда же получал от него напутствие за то, что идет путем добродетели, то уходил к себе. Таким образом, первоначально проведя там свою жизнь, Антонио следил за своими мыслями, чтобы они не возвращались в память об отцовских активах и родственниках. Он направлял все желания, прилагал все усердие к подвигам. Он трудился своими руками, слыша, что «праздный да меньше ест» (2 Фес. 3:10), и тратил часть на свой хлеб, а часть на нуждающихся. Он много раз молился, зная, что должен молиться непрестанно наедине (1 Фес. 5:17), и был настолько внимателен к прочитанному, что ни одно слово из Писания не упало с ним на землю, но все хранил про себя почему наконец слыша, что «праздный да меньше ест» (2 Фес. 3:10), и истратил часть на свой хлеб, а часть на нуждающихся. Он много раз молился, зная, что должен молиться непрестанно наедине (1 Фес. 5:17), и был настолько внимателен к прочитанному, что ни одно слово из Писания не упало с ним на землю, но все хранил себе: почему память в конце концов заменила ему [книги].

Много страданий испытал и монах Антоний от подлости коварных бесов, которые внушали ему мысли жалости к сестре (его сестра, ставшая впоследствии доброй подвижницей, была избрана игуменьей дев), а позднее внушали ему сомнения в расточительности молодость и растраченное богатство; также возникла плотская война. Когда из-за слабости человека и жестокости нападений — так как бесам иногда позволено наносить чувственные удары — Антоний начал терпеть неудачу, то Сам Господь явился ему на помощь, воскресив и утешив: преподобный Антоний также испытал много страдая от подлости коварных демонов, которые внушали ему мысли о жалости к сестре (сестре, ставшей впоследствии доброй подвижницей, она была избрана игуменьей дев), и тогда ей внушили сомнения о растраченной молодости и расточенном богатстве; также возникла плотская война. Когда из-за слабости человека и жестокости нападений — поскольку демонам иногда позволено наносить чувственные удары — Антоний начал терпеть неудачу, то Сам Господь явился ему на помощь, воскресив и утешив:

Подняв голову, Антонио видит, что потолок над ним как бы приоткрылся и к нему спускается луч света. Демоны вдруг стали невидимы, боли в теле прекратились мгновенно, его жилище никак не пострадало. И, чувствуя эту помощь, дыша свободнее, чувствуя облегчение от страданий, он обращается с молитвой к явившемуся видению и говорит: «Где ты был? Почему ты не пришел первым, чтобы положить конец моим мучениям? И был к нему голос: «Здесь я остался, Антонио, но я ждал, желая увидеть твой бой; и пока ты стоял на своем и не был побежден, я всегда буду твоей помощью и прославлю тебя повсюду. Услышав это, Антонио встает и начинает молиться, становясь настолько сильным, что чувствует в своем теле больше сил, чем прежде.Было ему тогда около тридцати пяти[ лет].

Гай Галерий Валерий Максимин Даза (270–313) стал римским императором в 305 году. Он продолжал с особой жестокостью преследовать христиан. Проведя в пустыне почти 40 лет, святой Антоний в 311 году, когда того требовали крайние обстоятельства и долг любви к своим братьям, нарушил свое затворничество и пришел «в мир», в Александрию, чтобы помочь тем, за кого они пострадали христианской веры во время жестоких гонений Максимиана. Он ободрял христиан и появлялся в самых опасных местах.

46. ​​Итак, Церковь была гонима в то время гонением Максимиана. И когда святых мучеников вели в Александрию, Антоний тоже последовал за ними, оставив свою обитель и сказав: «Пойдем, или сражаемся, если нас призывают, или видим сражающихся». Он хотел принять мученическую кончину, но, не желая предавать себя, служил духовникам в рудниках и в темницах. Он очень заботился о том, чтобы побудить призванных ко двору подвижников к ревности и принять участие в мученическом подвиге тех, кто вступал в мученический подвиг, сопровождая их на смерть. Судья, видя мужество Антония и бывших с ним и его опеку, повелел никому из монахов не являться на суд и вообще не оставаться в городе. Все остальные в тот день сочли за лучшее спрятаться. Когда все дивились ему, он сохранял совершенное спокойствие, показывая этим наше христианское усердие. Потому что, как я уже сказал, он был готов стать мучеником. И сам он, кажется, грустил, потому что не был достоин мученичества; но Господь сохранил его для пользы нас и других, чтобы он мог стать учителем многих в подвижнической жизни, наученных из писаний. Ведь многие, глядя только на его жизненный путь, стремились стать поклонниками его жизни. Так начал он опять, по обыкновению своему, служить духовникам, и, как бы связанный с ними, работал в их служении он грустил, потому что не был достоин мученичества; но Господь сохранил его для пользы нас и других, чтобы он мог стать учителем многих в подвижнической жизни, наученных из писаний. Ведь многие, глядя только на его жизненный путь, стремились стать поклонниками его жизни. Так начал он опять, по обыкновению своему, служить духовникам, и, как бы связанный с ними, работал в их служении.

Когда гонения стихли, в 313 году Антоний отправился на берега Красного моря, в монастырь у Суэцкого залива в Писпирских горах. Здесь, чтобы облегчить хлопоты учеников, приносивших ему хлеб, он сам возделывал небольшое поле. Время от времени он навещал братьев, начавших под его руководством работу в Тебаде. Прожив в уединении около 70 лет, Антоний встретил святого Павла Фивейского (ок. 228 — ок. 341), прожившего в пустыне около 90 лет, и сообщил ему об окончании гонений на христиан и подъеме арианской ереси.

Около 350 года по настоятельному приглашению Афанасия Великого (ок. 295-373) Антоний был вынужден снова покинуть затвор и вторично приехать в Александрию, на этот раз для обличения ереси ариан, распространивших слух что великий подвижник придерживается с ними одних мыслей. Но сам монах так сурово и бескомпромиссно осуждал арианство, что даже назвал его «последней ересью и предтечей Антихриста». Внешний вид подвижника производил сильное впечатление на толпы людей.

«Дерево познается по плодам»: На первый взгляд кажется странным, как человек может сочетать в себе высшую заповедь христианства о любви ко всем людям, и при этом «бежать» от людей, то есть одинокой жизни аскета? Но, говоря таким образом, надо понимать, что, пока человек находится под влиянием внутренних страстей, он вовсе не способен быть совершенным в любви ко всем людям, т е одинаково любить и родных, и чужих, враги и друзья, богатые и невежественные и т д. Плод истинного духовного уединения видится в том, что сердце подвижника становится «храмом Святого Духа», и тогда в нем уже есть высшая и бесстрастная любовь, как любит нас Сам Господь. Такая любовь выражается самым действенным образом: прежде всего.

Подобно святому Афанасию, святой Антоний отличался большим смирением мудрости. Однажды он увидел сети врага, раскинутые по всей земле. Тогда монах вздохнул и спросил Господа: «Кто может спастись от них?» И Господь ответил, что «смирение».

Среди прочих Антонио выделялся не ростом и телосложением, а добрым нравом и чистотой души. Как душа была безмятежна, так и внешние чувства оставались невозмутимыми, и потому лицо веселилось от духовной радости, и телесными движениями можно было чувствовать и понимать душевный покой, как написано: скорбь» (Пр 15), 13). Тогда Иаков узнал, что Лаван замышляет зло, и сказал своим женам: «Лицо отца вашего не то, что вчера и как день третий» (Быт. 31, 5). Тогда Самуил узнал Давида, потому что «глаза его были радостны, а зубы белы, как молоко. Так узнавали Антонио, потому что в душевном покое он никогда не возмущался, а в веселом настроении никогда не был меланхоликом» [6]. Как душа была безмятежна, и внешние чувства оставались невозмутимыми, и оттого и веселилось лицо от душевной радости, и движениями телесными можно было ощутить и понять душевный покой, по написанному: скорбь» (Прит. 15, 13). Тогда Иаков узнал, что Лаван замышляет зло, и сказал своим женам: «Лицо отца вашего не то, что вчера и как день третий» (Быт. 31, 5). Тогда Самуил узнал Давида, потому что «глаза его были радостны, а зубы белы, как молоко. Таким был признан Антоний, ибо в душевном спокойствии он никогда не возмущался, а в веселом настроении никогда не был меланхоликом»[6], как написано: «В сердце моем радуюсь, лицо мое цветет, а в печали существую, плачу» (Притчи 15, 13). И услышал Иаков, что Лаван замышляет зло, и сказал женам своим: «Лицо отца твоего не то, что вчера и как день третий» (Быт. 31, 5). Тогда Самуил узнал Давида, потому что «глаза его были радостны, а зубы белы, как молоко. Так узнавали Антонио, потому что в душевном покое он никогда не возмущался, а в веселом настроении никогда не был меланхоликом» [6].

Почил преподобный Антонио, уже глубокий старец, проведший 85 лет своей жизни в иноческих трудах. Незадолго до отшествия ко Господу он приказал двум своим ближайшим ученикам, бывшим с ним последние 15 лет его жизни, похоронить его в пустыне и не устраивать торжественного погребения его останков в Александрии. Из двух своих риз одну преподобный завещал св. Афанасию Александрийскому (память 18 янв.), другую св. Серапиону Тмунтскому. Святой Антоний упокоился в 356 году, в возрасте 105 лет, и был погребен учениками в прославленной им пустыне в сокровенном месте.

Как свидетельствует святой Афанасий, даже в конце своей земной жизни преподобный Антоний сохранил ту же бодрость духа и силу телесной силы, достойно завершив избранную им карьеру и поистине являясь «светильником, стоящим на вершине горы» духовный свет для многих последующих поколений. Обращаясь к монашествующим (впрочем, это относится не только к инокам, но и ко всем желающим наследовать вечное спасение), преподобный Антонио увещевает не ослабевать духом и не поддаваться трудностям и унынию, а также оплакивать опустошенность и преходяще, но восходить с помыслами к вечному возмездию и с твердостью совершать начатый подвиг, «ибо мы не достойны страстей сего времени).

Мы бы оставили то, что часто оставляем, даже тем, кого не хотели бы, как упоминает Екклесиаст (Екклесиаст 4:8). Почему бы нам не оставить это ради добродетели, чтобы унаследовать за нее Царство Небесное?

Точно так же никто из нас не должен поддаваться искушению совершить покупку. Ну какая польза приобретать то, что не возьмем. Почему бы нам лучше не приобрести то, что мы можем каким-то образом унести с собой: благоразумие, справедливость, целомудрие, мужество, благоразумие, любовь, любовь к бедности, веру во Христа, а не гнев, гостеприимство? Стяжав эти добродетели, мы найдем их там перед собой, готовя нам убежище в стране кротки[х].

Почитание преподобного Антония Великого

В Житиях святителя св. Димитрия Ростовского (РПЦ) упоминается, что при византийском императоре Юстиниане (482-565) в 561 г были обнаружены нетленные мощи святого Антония и перенесены из пустыни в Александрию; затем, после завоевания Египта сарацинами, около 635 г они были переведены в Константинополь. В 980 году святые мощи были перенесены в епархиальный округ Вьенна, в Мот-Сен-Дидье (ныне Сен-Антуан-л’Аббай) во Франции, где они хранятся по сей день. С 1491 года глава святого Антония хранится в городе Арле (Франция), в церкви св. Юлианы. Однако в монастыре преподобного Антония в Египте считают, что мощи этого угодника Божия не были вскрыты и ныне сокрыты в храме монастыря, носящего его имя.

Ковчег с мощами святого Антония Великого в аббатстве Сен-Антуан-л'Абби, Франция Ковчег с мощами святого Антония Великого в аббатстве Сен-Антуан-л’Абби, Франция

Является Иоанн Экзарх, другие полагают, что вдохновителем перевода Иоанна является архиепископ Иоанн Охридский, деятельность которого пришлась на XI век. В первом случае перевод Иоанна Пресвитера датируется 10 веком, во втором — 11 веком. В настоящее время преобладает первая точка зрения.

Известно, что Антоний Великий не был первым, кто удалился в пустыню, до него уже во втором веке были подвижники, поселившиеся на более или менее длительные сроки в укромных местах для аскетических целей, иногда по внешним причинам, например, за гонения на христиан, но часто исключительно за духовные подвиги. Но первым блестящим и принципиально новым представителем пустынной резиденции был монах Антонио: «он освятил монашескую жизнь отшельника». При такой организации монашества несколько отшельников под руководством наставника жили отдельно друг от друга в скитах и ​​подвизались в молитве, посте и труде. Монастырей Антоний не основывал, но сам народ стекался к нему, видя его духовную мудрость. Медленно,вокруг него собралось множество учеников и последователей пустыни.Имя святого Антония прославилось во всем христианском мире, как святой Антоний. Афанасий: «Слух об Антонии дошел до царей. Константин Август и его сыновья Констанций и Констант Август писали ему, как отцу, и хотели получить от него ответ. Он также рассказывает о многочисленных чудесах святого отшельника.

Тропарь и кондак преподобному Антонию Великому

Тропарий, глас 4

Ревнующий Илии, нравственный, как Креститель: идущий правыми путями Христовыми, отче Антонио, будучи пустынником, и вселенную утверждая молитвами. Так моли Христа Бога, да спасет душу нашу.

Кондак, глас 2

Отвергнув слухи жизни, ты тихо ушел из жизни. Подобно Крестителю, преподобный во всех отношениях. Мы чтим вас вместе с ним, отец Антонио.
Прпдбне џгэ, глас є3ђаліз хрт0ва ўслхшав, ми1ра њтавиль є3си2 богатство и слава, ничто в деньгах одинаково для всех, люби Бога и выбирай 3 да благословит тебя вовеки. Не предпочитай ничего большего, чем любовь є3gw2, да, є3gdA придет 8 слава твоя, со всеми будешь мир. є3г0же млтвами xrte, save2 and3 save2 dsh7S ourz.

(Ститчера преподобному)

Изречения преподобного Антония Великого

Из истории мы знаем многочисленные примеры от отцов и учителей Церкви, как высокое светское образование в сочетании с духовной грамотностью эффективно служило на благо народного образования. Преподобный Антоний, с юности посвятивший себя монашескому подвижничеству, был, однако, по общепринятым понятиям, «человеком нелитературным», что особенно удивляло языческих философов, которые, видя острую проницательность его ума, не мог понять, как он приобрел такую ​​глубокую мудрость при недостатке внешних знаний. Но святой Антоний, обращая внимание на свойства человеческой природы, разъяснял, что «имеющий воздержание не имеет нужды в писаниях» [3], так как даже великие праведники Ветхого Завета, как Ной, Авраам, Иаков, которые имел совершенный ум,Их учил Сам Бог. Монах также написал в своих инструкциях:

Людей обычно называют умными из-за неправильного употребления этого слова. Не те, которые разумны, изучили изречения и писания древних мудрецов, а те, чьи души разумны, кто может судить о том, что хорошо, а что плохо; и злые и причиняющие душе вред бегут, а добрые и делающие душе добро разумно о них заботятся и делают с великим благодарением Богу. Этих соло действительно следует назвать умными людьми [4].

Говоря о совершенстве души ко спасению, святой Антоний учил, что надо стремиться прежде всего к стяжанию добродетелей, ради которых укрепляется душа, а страсти и сладость тела ослабевают. Он также сказал: «Солнце да не зайдет во гневе вашем», причем это слово относится не только к гневу как таковому, но и ко всякому нераскаянному греху. По этой причине он советовал испытывать день и ночь на грехи и помыслы, вовремя обнаруживать появляющуюся червоточину и не допускать обострения болезни, ведь сам Господь сказал: «что найду, то и буду судить», и время Его Суда нам неизвестно. Так он наставлял приходивших к нему братьев, чтобы они каждый день, вставая и ложась спать, спрашивали себя, не сегодня ли наступит последний день и последняя ночь, потому что при таких помыслах и заботах хорошо учиться избегать греховных привычек. Предупреждал он и об опасности самонадеянности, часто соблазнительной и успешной в духовных подвигах.

Кроме обширных слов, содержащихся в его «житии», до нас дошли следующие сочинения преподобного: 20 посланий к монахам, 20 коротких слов о добродетелях и пороках, 170 глав о добрых нравах, его правило для монахов с двумя дополнений и множество поговорок и легенд о нем, которые можно найти в различных святоотеческих учениях. В конце V века появился сборник изречений, отражавших монашеский идеал. Следующие высказывания приписываются Антонию Великому:

«Если ты не смог ужиться с людьми в мире, то ты не сможешь справиться с одиночеством».

«Я увидел все ловушки, расставленные врагом на земле, и сказал со вздохом: «Кто сможет увернуться от них?» Потом я услышал голос, говорящий: «смиренный»».

«Кто предается безмолвию в своей келье в пустыне, тот неуязвим перед тремя искушениями: слуховым, словесным и зрительным; У него впереди только одна битва: борьба с чувственностью».

«Подобно тому, как рыба умирает, если слишком долго остается на суше, монахи теряют притягательную силу молчания, если слишком долго покидают свои кельи, проводя время со светскими людьми. Как рыба должна вернуться в воду, так и мы должны стремиться к клетке, чтобы во время нашего пребывания вне ее не потерять бдительность в своем уме».

«Тот, кто не был искушен, не попадет в рай. Удалите искушение, и никто не будет спасен».

«Давайте убежим от ненависти и борьбы. Кто в дружбе с заражённым ненавистью и сварливым, тот в дружбе с хищным зверем. Воистину, тот, кто доверится зверю, в большей безопасности, чем тот, кто доверится скандалисту, зараженному ненавистью. Кто не отворачивается от ссоры и не гнушается ею, тот не пощадит никого из людей ниже своих друзей».

«Кусок железа, который бьет, смотрит вперед с мыслью о том, что он предлагает сделать: серп, меч или топор. Итак, мы должны рассмотреть, к какой добродетели нам следует стремиться, чтобы не трудиться напрасно».

«Гордость и высокомерие сбрасывают диавола с неба в ад, смирение и кротость возносят человека с земли на небо».

«Умирайте каждый день, чтобы жить вечно, потому что боящийся Бога будет жить вечно».

«Если кто говорит о бесполезном для души, да будет как глухой, который не слышит, и немой, который не говорит».

«Если кому случится по наущению диавола упасть, да встанет с покаянием, да обратится к Тому, Кто сошел на землю спасти овцу, вводимую грехом в заблуждение».

«Если увидишь, что брат впал в грех, не искушайся им, не пренебрегай и не осуждай его; иначе вы попадете в руки ваших врагов».

«Любите смирение; Это покроет все твои грехи».

«Молитва, совершенная небрежно и лениво, есть пустословие».

«Не будь похотливым и не предайся чревоугодию, чтобы не обновились в тебе прежние грехи твои».

«Не забывай трудов, которые ты претерпел ради добродетели, не впадай в лень, чтобы не быть нерадивым и не заблудиться в последний час твой; но возлюби Господа до конца, чтобы наследовать милость».

«Не склоняй уха твоего, чтобы слышать зло ближнего твоего; Будь другом людей, и ты выиграешь свою жизнь».

«Не жалуйтесь и не позволяйте себе никого обижать».

«Не считай себя мудрым, иначе возгордится душа твоя и попадешь в руки врагов твоих».

«Непрестанно береги себя, чтобы не быть обманутым и не сбитым с пути, чтобы не впасть тебе в лень и нерадение, чтобы не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивому! Конец их близок, а помочь им некому, нет им надежды на спасение».

«Никому не предлагайте этого, не учите никого тому, чего вы раньше не делали на практике».

«Не говори о добром деле, которое ты хочешь сделать, сделай его, не раскрывая его предварительно».

«Берегись, ни на кого не сердись, всех прощай».

«Нашего ближнего и на жизнь, и на смерть. Потому что, если мы приобретаем брата, мы приобретаем Бога, а если мы оскорбляем брата, мы грешим против Христа».

«Когда почувствуешь гнев, тотчас отринь его от себя, чтобы радость твоя о Господе осталась неизменной до конца. Я умоляю молодых и старых не позволять гневу взять над собой верх».

«Прочь ложь! Она изгонит из вас страх Божий».

«Радуйтесь искушениям, которые будут вам допущены: ими вы стяжаете плод духовный».

«Сын мой! Не умножай слов: многословие отнимет Дух Божий».

«Сними с себя ненависть к себе, защити себя от своих похотей, а также от дурных мыслей».

«Знаю иноков, которые после многих трудов пали и подверглись безумию, потому что надеялись на свои дела и пренебрегали заповедью Того, Кто сказал: «Посоветуйся с Отцом твоим, и Он возвестит тебе»

Наставления преподобного Антония Великого в большом количестве вошли в сборник «Добротолюбие».

Преподобный Антоний Великий. Иконы

Монах Антонио эль Гранде представлен в виде седовласого старца, одетого в рясу и мантию, с куколкой на голове, пергаментом в левой руке и поднятой в благословляющем жесте правой рукой. Самое древнее изображение, предположительно Антония Великого, находится на терракотовом флаконе IV-VI веков. (Британский музей, Лондон). Среди почтенных монахов он представлен в церкви Иоанна Крестителя в Гулу-Дере и Айвали-килис в Гёреме (Каппадокия), между 913 и 920 годами; в наосе католикона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция) и др. антоний Великий изображен на иконах в монастыре великомученицы Екатерины на Синае, ок. 945 и 13 век; на иконах работы Михаила Дамаскина, XVI век. (Византийский музей, Афины); в рукописных миниатюрах из Ставроникитского монастыря на Афоне;в Минологии Василия II и др.

Святой Антоний Великий. Прохладный. Кипр (Лагудера Аракос), 1192 г Святой Антоний Великий. Прохладный. Кипр (Лагудера Аракос), 1192 г

Иконография Антония Великого в древнерусской иконописи следует византийским образцам: в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1198-1199; в росписи монаха Андрея Рублева 1408 г на столпе в западной части Успенского собора во Владимире; в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом, в начале XV в.; на росписи Успенского собора Московского Кремля, 1481 г

Святой Антоний Великий. 1408. Фреска на скате восточной арки южного придела Успенского собора во Владимире Святой Антоний Великий. 1408. Фреска на скате восточной арки южного придела Успенского собора во Владимире

Святой Антоний Великий. 1479-1481 Фреска на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля Святой Антоний Великий. 1479-1481 Фреска на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля

Святой Антоний Великий. Афон, Москва XVI век, Центральный музей древнерусской культуры и искусства Андрей Рублев Святой Антоний Великий. Афон, Москва XVI век, Центральный музей древнерусской культуры и искусства Андрей Рублев

Святой Антоний Великий. Новгород, середина 16 века. Москва, Г.И.М Святой Антоний Великий. Новгород, середина 16 века. Москва, Г.И.МСвятой Антоний Великий. Крит, вторая половина 16 века. Москва, Г.И.М Святой Антоний Великий. Крит, вторая половина 16 века. Москва, Г.И.МСвятой Антоний Великий. Значок. Россия 16 век Святой Антоний Великий. Значок. Россия 16 век

Образ Антония Великого в числе избранных святых часто встречается на русских иконах: «Святые Антоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, безвестная мученица, и образ Божией Матери Знамение», XV век; «Святые Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный», 15 век; «Святые Николай, Антоний Великий и Афанасий Афонский», XVI век, и др.

Святые Онуфрий Великий, Павел Фивейский и Антоний Великий XV век. Фрагмент росписи алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей

Святые Онуфрий Великий, Павел Фивейский и Антоний Великий XV век. Фрагмент росписи алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей

Святые Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Двусторонний значок планшета, обратная сторона - Рождество. Новгород, середина 15 века. Москва, Дом-музей П.Д.Корина Святые Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Двусторонний значок планшета, обратная сторона — Рождество. Новгород, середина 15 века. Москва, Дом-музей П.Д.КоринаСвятой Антоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, безвестная мученица, и Божья Матерь Знамения. Новгород, середина - вторая половина XV века. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей Святой Антоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, безвестная мученица, и Божья Матерь Знамения. Новгород, середина — вторая половина XV века. Санкт-Петербург, Государственный Русский музейСвятитель Николай Мирликийский, святители Антоний Великий и Афанасий Афонский. Середина 16 века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства Андрея Рублева Святитель Николай Мирликийский, святители Антоний Великий и Афанасий Афонский. Середина 16 века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства Андрея РублеваСвятые Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Двусторонний значок планшета, обратная сторона - Святые Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Двусторонний значок планшета, обратная сторона — «Рождество». Вторая половина 16 века. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Преподобный Антоний Великий. Картины

Из множества византийских и западноевропейских образов, связанных с подвижническими добродетелями, исцеляющими силами и природой, с XV века выделяется наиболее популярный мотив: искушение святого Антония. Разнообразие образов Сан-Антонио связано с тем, что он считается покровителем многих промыслов: крестьян, всадников, звонарей и других. На Востоке Антония почитают как отшельника и отца монахов, на Западе, наоборот, как прекрасного целителя. Пик популярности Антония пришелся на средние века в Западной церкви. Около 1070 года основан Орден Сан-Антонио. Это учреждение стало центром лечения больных «антониевым огнем» (предположительно гангреной, или заболеванием, вызванным тяжелым отравлением спорыньей.

Святой Антоний Великий, побитый демонами, которые хотят увести его с места подвига отшельника. Мартин Шонгер. 1480 Святой Антоний Великий, побитый демонами, которые хотят увести его с места подвига отшельника. Мартин Шонгер. 1480

Мучения Сан-Антонио. Микеланджело Буонарроти Мучения Сан-Антонио. Микеланджело БуонарротиИскушение святого Антония. Джером Босх. 1505 г., Лиссабон, Национальный музей античного искусства Искушение святого Антония. Джером Босх. 1505 г., Лиссабон, Национальный музей античного искусства

Святой Антоний и Павел Пустынник. Диего Веласкес Святой Антоний и Павел Пустынник. Диего ВеласкесСан Антонио. Франсиско де Сурбаран Сан Антонио. Франсиско де Сурбаран

Образ святого Антония Великого представлен в философской драме «Искушение святого Антония» Гюстава Флобера.

Народные традиции в день преподобного Антония Великого

День памяти святого Антония Великого в народе называли Антоном Перезимником. В этот день крестьяне проверяли кормовые запасы, хватит ли их до Юрьева дня весной, освящали сено и скармливали его скоту. Они молились Сан-Антонио о безопасности скота, о безопасном отеле коров. В Хорватии и Словении День Святого Антония считался праздником тягловых животных. В Болгарии день Антония называли «верижици», а в северо-западной Хорватии январь называли «месяцем Антония».

На Руси в этот день пекли овсяных колобков. Крестьяне проводили ритуал, помогавший перехитрить злых духов. Тот, кто вышел утром первым, шел от крыльца пятками вперед, как бы указывая следами, что в дом вошел сам хозяин. По снегу через снежную дорожку проведена линия, на которой оставлен след, чтобы отсекать всякую нечисть от пути к дому. При этом говорили: «Ни в послушнице, ни в утренней заре, ни в обыкновенной не ходатайствуй о здравии раба Божьего (имя рек)». Ряд поговорок сохранился и унесет с собой Антонин день: «Антонин — середина зимы», «Перезимник успокоит, согреет, а потом обманет — все морозом закалит».

[а]. Житие преподобного отца нашего Антония Великого, описанное святителем Афанасием в Послании к инокам, живущим в зарубежных странах Op.: Афанасий Великий. Творчество в четырех томах. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903 г. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994 г.) с. 178–250.
[два]. Житие преподобного отца нашего Антония Великого, описанное святителем Афанасием в Послании к инокам, живущим в зарубежных странах Op.: Афанасий Великий. Творчество в четырех томах. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903 г. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994 г.) с. 178–250.
[3]. Житие преподобного отца нашего Антония Великого, описанное святителем Афанасием в Послании к инокам, живущим в зарубежных странах Op.: Афанасий Великий. Творчество в четырех томах. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903 г. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994 г.) с. 178–250.
[4]. «Наставления о добрых нравах и святой жизни, в 170 главах», «Добротолюбие», Vol один.
[5]. Житие преподобного отца нашего Антония Великого, описанное святителем Афанасием в Послании к инокам, живущим в зарубежных странах Op.: Афанасий Великий. Творчество в четырех томах. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903 г. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994 г.) с. 178–250
[6]. «Изречения преподобного Антония Великого», «Добротолюбие», т. 1.
[7]. Житие преподобного отца нашего Антония Великого, описанное святителем Афанасием в Послании к инокам, живущим в зарубежных странах Op.: Афанасий Великий. Творчество в четырех томах. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903 г. (Репринт: Валаамский монастырь, 1994 г.) с. 178–250.

Русская вера

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, содержащая исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и рассчитан на самый широкий круг читателей. Будет незаменимым помощником для тех, кто хочет полноценно разбираться в церковных книгах и древнерусских источниках, написанных по правилам церковнославянского языка.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector