Пророк Исайя в Православии

Но едва ли не самой важной темой учения пророков Израиля было объявление о пришествии Спасителя, Помазанника Божьего, Мессии на иврите или Христа на греческом. Идея о посланнике Бога, который спасет мир от смерти и зла, универсальна в большинстве религий, и это неудивительно: весть о неминуемой победе над дьяволом была дана еще во времена Адама и Евы. Однако личность истинного Спасителя, Богочеловека Иисуса Христа, оказалась гораздо сложнее, чем разрозненные представления о Нем в древности. Только библейские пророки оказались достаточно точными в предсказании Мессии и Его работы на земле. Со временем эта точность усилилась и проявилась, прежде всего, в том, что в Библии изображение Мессии двоится. Во-первых — и об этом говорят первые пророки — Мессия является посланником Яхве, Сыном Божьим, сошедшим с небес, который истребит все зло и всех врагов Израиля (а о спасении, напомним, говорилось прежде всего в отношении Израиля), войдет в святой Иерусалим как воин-победитель и воцарится на престоле, навсегда установив царство добра и справедливости. Первые пророки считали, что это будет кто-то из царского рода, славный потомок Давида, поэтому Мессия и был назван «сыном Давида». Однако позже, особенно после трагедии вавилонского плена, тон пророчеств о Мессии начинает меняться. Он уже предстает как смиренный проповедник, которого не все будут слушать; а затем пророки начинают говорить о Мессии как о страдающем слуге, человеке, гонимом, отвергнутом и даже убитом. Глядя из евангельской эпохи, мы можем сказать, что такой раздвоенный образ стал результатом совершенно неизвестной ветхозаветным людям двойной природы, божественной и человеческой, воплощенного Сына Божьего, Иисуса. Двойной образ Мессии сам по себе был символом смерти и воскресения нашего Господа, ибо Он действительно умер на кресте как гонимый раб, но, преодолев духовную тьму, вознесся на небо как победоносный Царь.

Вышеупомянутая двойственность наиболее характерна для книги Исаии. Библейские исследователи давно отметили большую разницу между двумя частями этой книги, с 1 по 39 и с 40 по конец, отличающимися, прежде всего, тоном, настроением и описанием Мессии. Современная библейская наука утверждает, что у этой книги было как минимум два автора, которых разделял значительный промежуток времени. Название книге дал древний пророк Исайя, живший в Иудее в восьмом-двенадцатом веках до нашей эры. Исаия описывает свой призыв к служению следующим образом:

«…Я видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и подол одеяния Его наполнял весь храм. Вокруг Него стояли серафимы… и вопияли один к другому..:

Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! И задрожали верхушки ворот от голоса вопиющих, и дом наполнился благовониями. И я сказал: Горе мне, я погиб, ибо я человек нечистых уст, и живу среди народа нечистых уст, а глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда один из Серафимов подлетел ко мне, и в руке у него был уголь, который он взял щипцами с жертвенника, и коснулся моих губ, и сказал: ….. беззаконие твое отменено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я глас Господень, говорящий: Кого мне послать? И кто последует за нами? И я сказал: «Вот я, пошли меня». (Исаия 6, 1-8; здесь Пушкин заимствовал тему своего «Пророка»).

Исаию преследует видение, в котором он видит престол Божий и Его славу, Его великолепие. Шестикрылые серафимы провозглашают святость Бога. Бог свят в особом смысле: Он без зла, Он смирен, но прежде всего Он совершенно иной, Его тайна непостижима до конца. Троекратное воспевание этой внутренней тайны («Свят, Свят, Свят»), а также форма множественного числа («кто за нами») в толкованиях отцов Церкви были еще одним ветхозаветным прообразом будущего откровения Троицы. Характерно изумление Исаии тем, что он, простой смертный, был так близко к этому божественному пламени, что не сгорел и не ослеп! Это косвенно подчеркивает определенность произошедшей встречи, результатом которой является преданность служению Богу:

«И сказал Он: Пойдите и скажите этому народу:
Вы услышите, но не поймете;
«И очами твоими будешь видеть, и не увидишь.
Ибо ожесточились сердца людей сих ….
И они не обратятся назад, чтобы Я исцелил их…..
…пока города не опустеют…,
…и остаться без жителей…».

Этот мотив, перекликающийся с гневом — а Исаия с самого начала называет себя «сыном Амоса», то есть говорит в духе Амоса — постоянно встречается в книге Исаии 1:

«Слушай, небо, и внимай, земля.
Господь говорит: Я возвысил и возвеличил сыновей Моих,
и восстали против Меня».
Вол знает своего хозяина,
И осел знает ясли хозяина своего,
И Израиль не знает Меня,
Мой народ не понимает…
…племя злодеев, сынов погибели…!
Во что еще мне тебя превратить,
Кто упорствует в своем упрямстве?
Ваша голова полна язв,
И все твое сердце прогнило.
От подошвы стопы до верха стопы….
у него нет здорового места;
язвы, пятна, гноящиеся раны,
неочищенный и незаживший
и не смягченный нефтью».

Чтобы понять пафос обличений Исаии, необходимо вспомнить некоторые исторические обстоятельства его времени. Он был современником злых царей Израиля и Иуды, которые соперничали, а иногда и враждовали друг с другом, далекие от жажды Божьей истины. Исаия видел опасность заигрывания северного царства с могущественными империями и тщетность надежды на то, что спасение будет достигнуто ловким маневром между их политическими интересами. Предупреждения Исайи остались без внимания, и в начале восьмого века северный Израиль, включая большинство колен, был легко завоеван Ассирией. Завоеватели переселили «Эфраима» на другой конец империи и поселили чужаков на землях их предков. Ассирийские цари, вероятно, хотели лишить израильтян их духовной силы. А большинство северян, забывших о своем духовном предназначении, вскоре были ассимилированы и потеряны для истории. Исаия воспринимал эти события как катастрофу: если погибнет и Иуда, то Божий народ исчезнет с лица земли. Для Исаии разорение северного Израиля было явным аргументом в пользу проповеди скорого искупления. Он обращает внимание на духовное разложение народа, когда перед лицом беды люди вспоминают Закон Моисея и спешат принести жертвы, но скрупулезное соблюдение ритуалов сочетается с нежеланием встать на путь добродетели. Такие жертвы не нужны Богу:

«Зачем мне много ваших жертв?
.. Хватит с меня всесожжений баранов.
и жир откормленного скота»;
И не будет у Меня крови быков и агнцев.
Когда ты предстанешь передо мной,
Кто требует от вас,
Что вы топчете мои суды?
Не несите больше напрасных даров;
Дым для меня отвратителен….
Ваше новолуние и ваши праздники…
Моя душа ненавидит их;
Они для меня обуза…
И когда вы протягиваете руки,
…Я закрыл глаза на тебя….
…руки твои полны крови.
Омойте себя, очистите себя….
перестать творить зло…
добиваться справедливости;
спасти угнетенных;
защищать сироту;
заступиться за вдову.
Так что приходите, и давайте судить,
говорит Господь.
Если грехи ваши подобны багрянице, -…
…как снег…
«Но если ты будешь отрицать и упорствовать,
…меч пожрет вас».

Таким образом, для Исаии приоритет внутренней духовной жизни над внешним ритуалом очевиден, хотя, конечно, он далек от предсказания «гибели» закона Моисеева, просто механизм закона таков, что без духовного обновления и конкретных добрых дел жертвы бесполезны. Псалмопевец напоминает нам: «жертва Богу — дух сокрушенный», но если есть истинное покаяние, то «быка возложишь на жертвенник твой».

Наряду с темой Божьего гнева в Исаии появляется еще одна: «Печаль» Яхве по отношению к Своему глупому народу (и за него) наиболее ярко отражена в притче о винограднике. Исаия поет песню «любимому» Богу, который в свое время посадил Израиль, как сажают виноградник, но вместо хороших плодов принес дикие ягоды — жадность, пьянство, гордость, несправедливость и даже атеизм. «Судите Меня с виноградником Моим… что Мне еще делать… что Я не сделал ему?» — спрашивает Яхве самих иерусалимцев. В преддверии евангельского откровения в книге Исайи Бог, несмотря на все предупреждения о грядущем суде, предстает как требовательный и любящий воспитатель, пытающийся объяснить ученику истинную пользу соблюдения заповедей для него самого: не Бог нуждается в благочестии и покаянии, а Израиль — в том, чтобы выжить и не исчезнуть. Но слова Божьей любви, которые предполагают свободное и ответственное решение, всегда понимают лишь немногие. Таким образом, Господь Саваоф оказывается одновременно «освящением и камнем преткновения и соблазном для обоих домов Израиля». На народ в целом нечего надеяться, спасение может прийти только как чудо Божье, ибо Он Сам неоднократно говорил, что неверности Израиля всегда противостоит верность Яхве в Его обещаниях. Как произойдет это чудо? Может быть, однажды на троне Иерусалима воссияет божественный помазанник, действующий в духе Давида? В главах 7 и 9 Исаия передает слова Господа о грядущем Мессии:

«.. Господь даст вам знамение: се, Дева зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил («с нами Господь»). Люди, ходящие во тьме, увидят свет великий; над живущими в стране смертной тени воссияет свет. Ибо ты разрушишь ярмо, которое тяготит их….. Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на лоне Его….. Его имя: Чудный, Советник, Могущественный Бог, Отец вечный, Князь мира. Нет предела умножению Его мира на престоле Давида и в Его Царстве, чтобы Он утвердил его ….. с судом и справедливостью отныне и до века. Это будет достигнуто благодаря ревности Господа воинств.

Исайя из Иерусалима, предвидевший царственное рождение Мессии, не мог и представить себе невероятные подробности пророчества, которое он произнес в далеком будущем. «Сын» оказался не просто царским отпрыском, но Сыном Божьим; «царствовать на овнах» — победоносной силой Креста (ибо Спаситель нес Свой Крест на овнах); а «молодая женщина» (в точности как в еврейском оригинале, но удивительным и провидческим образом переведенная на греческий как «дева»), которую Он «принял» во чреве Своей матери, в буквальном смысле оказалась девственницей без мужа. В Исаии 1 Мессия предстает как Царь, грядущий во славе, побеждающий всех врагов и вершащий суд над народами. Мессия, согласно Исаии, будет потомком Давида и его отца Иессея по духу и крови, «ветвь и сук от корня Иессеева»:

И почиет на нем Дух Господень»,
дух мудрости и разумения»,
дух совета и силы»,
дух премудрости и благочестия;
и со страхом Господним….
Он будет судить бедных по правде….
и духом уст своих будет истреблять нечестивых».

Этот Божественный Помазанник не только будет судить всех евреев, их врагов и их самих, по праведности, но в конечном итоге установит в Израиле потерянное царство Эдема, где

«волк будет жить вместе с ягненком
и будут вместе телец и молодой лев,
и малое дитя поведет их…
они не будут делать зла и не причинят вреда….
ибо земля наполнится познанием Господа».

Тема суда, не только над отдельными людьми, но и над народами, снова и снова всплывает в пророках, и хотя ранние пророки говорят о том, что все народы будут наказаны Яхве за их язычество или нападение на Израиль, со временем прозвучит другая мысль: все народы, даже враги, будут приведены Яхве через Израиль к истинному познанию Бога.

В то время как Исаия имел видение о грядущем Царе-Спасителе в Израиле, реальные цари, сменявшие друг друга на троне, своим нечестием не давали повода для такого ожидания. Единственным человеком, чье правление было счастливым временем для Исаии (а пророк счастлив, когда видит, что люди слушают и верят Богу), был Езекия, который царствовал в Иудее три десятилетия. История взаимоотношений между царем и пророком сложна, поскольку при дворе, как это обычно бывает, были и последователи Исайи, и одержимые клеветники, но в конце концов, особенно после того, как царь был спасен от смерти молитвой Исайи, он признал пророка истинным представителем Бога. Езекия был горячим сторонником веры в Яхве и не только боролся с язычеством, но даже разрушил многочисленные жертвенники, поклоняющиеся Яхве, видя в них опасность размывания памяти о Нем. Главное, чему Исаия пытался научить Езекию, а через него и народ Израиля, — это не полагаться на политические союзы и временные перерывы между войнами, а только на всемогущество Яхве, для которого нет ничего невозможного. Наиболее ярко эта тема раскрывается в описании исторического эпизода, когда ненасытный ассирийский царь Сеннахериб попытался завоевать Иерусалим. Политически это было результатом слов Исаии о том, что Езекия не будет вступать в союз с Египтом и тем более с самой Ассирией. И вот войско вождя Рабсака осадило Иерусалим. Они послушались Исаию, и вот, город был обречен. Жители и сам Езекия в трауре, но царь пытается уповать на Яхве. Рабсак послал к Езекии и сказал: «На какое доверие вы надеетесь? (Вероятно, до него дошла весть, что единственное доверие в городе было к «какому-то» Богу). Я думаю, что это пустые слова, но для войны нужен совет и сила….. Вы думаете опереться на Египет, на эту сломанную палку, которая, если кто-то на нее обопрется, пронзит его руку….. И если вы скажете мне: «На Господа Бога нашего уповаем» — это тот, на которого Езекия упразднил высоты и жертвенники и сказал Иудее и Иерусалиму: «Только пред этим жертвенником поклоняйтесь»? (Рабсак знает все, умело настраивает народ против царя) … Я дам тебе две тысячи коней; сможешь ли ты достать для них всадников (опять напоминание о несоизмеримости сил) Разве я вошел в эту землю без воли Господней, чтобы опустошить ее? Господь сказал мне: «Иди в эту землю и уничтожь ее» (восхитительное лукавство: Рабсак также знает, что пророки, включая Исайю, называли ассирийцев «силой гнева Божьего», и спокойно заключает для себя: да, мы слуги твоего Бога. При этом военачальник, сыпля различными аргументами, говорит на чистом арамейском языке, чтобы все жители могли его услышать. Наконец, Рабсак сбрасывает маску и показывает свое великое высокомерие)…Так говорит царь Ассирийский: Согласитесь со мной и выйдите ко мне, и пусть каждый ест от плода своей лозы… пока я не приду и не возьму вас в землю, подобную вашей… хлеб и вино… плод и лоза / Судьба Иуды, как и ее северной сестры, не скрыта/…. Пусть Езекия не обманывает вас, говоря: «Господь спасет нас». Избавили ли богов народов, каждого из своей земли, от руки царя Ассирийского? … Так избавит ли Господь Иерусалим от руки моей?». Хотя народу было приказано молчать, воздействие сатанинской речи Рабсака было настолько сильным, что Езекия впал в отчаяние. Но ассириец, который был очень логичен в своих рассуждениях, не учел одного обстоятельства: Яхве действительно не был похож на других богов. Исайя знает об этом и дважды обращается к царю с ободряющими словами: за твою веру ты и твой народ спасешься, но за гордость и наглость ассирийского царя Яхве «вложит кольцо в ноздри его… и когда он кончит опустошать себя, то и он будет опустошен». Далее в книге рассказывается, что «ангел Господень истребил сто восемьдесят пять тысяч человек в ассирийском лагере….». и Сеннахериб отступил…. сыновья его убили его мечом». В наше время ученые обнаружили в этих местах захоронения огромной армии, погибшей от эпидемии. Вероятно, это было результатом визита Ангела Яхве. Описанный отрывок преподносит нам важный урок: вера может быть силой, которая меняет историю.

Однако, как это часто случалось в Израиле, чудо спасения в конце концов было забыто, и благочестие Иуды было недолгим. Видя, с одной стороны, хрупкость Божьего дела в этом бренном мире, но не сомневаясь ни в верности Яхве в Его обещаниях, ни в грядущем царстве Мессии, Исаия приходит к выводу, что спасение всего народа Израиля следует понимать не количественно, и этот вывод он выразил лучше всех других пророков в своем учении об остатке Израиля — том небольшом числе «истинных детей Авраама», которые остались верны Богу при всех поворотах судьбы или пришли к Нему в покаянии:

«И будет в тот день, что остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова… возложат упование свое на Господа, Святого Израилева, чисто и просто». Остаток обратится к могущественному Богу. Ибо хотя народ твой, Израиль, был многочислен, как песок морской, но остаток покается: погибель назначена обильной праведностью Господа).

После смерти Езекии Иерусалимом правил кровожадный Манассия, во время правления которого, согласно еврейской традиции, был замучен великий посланник Бога Исаия…..

Дорогие друзья, мы просим вас о помощи. Мы благодарны за каждый акт сострадания к тем, кто нуждается в нем гораздо больше, чем большинство из нас. Мы помним всех наших доноров и молимся за них! Во славу Божью!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector