Биография Игнатия Брянчанинова

В 2018 году исполняется 30 лет со дня канонизации архимандрита Русской Православной Церкви Преосвященного Игнатия Брянчанинова как святого, благодаря подвигам, связанным с его строгой монашеской жизнью и аскетическим образом жизни.

Житие святого

Святитель Игнатий Брянчанинов был святым XIX века, известным красотой монашества. Его биография составлена на основе воспоминаний и писем его родственников и учеников, которые оставались верными святому до конца его жизни, живя с ним в уединении, которое обеспечивал Николо-Бабаевский монастырь.

Биография Игнатия Брянчанинова

Святитель Игнатий Брянчанинов

Много материала предоставил дьякон Сергиева монастыря Михаил Чичеров, с которым Брянчанинов начал свой монашеский путь; вместе они прошли трудный путь к епископату через самопожертвование ради познания и исповедания заповедей Божиих.

 

Богословие

Эсхатология

Игнатий в своем 29-м письме к Н.Н. Муравьеву-Карскому пророчествовал, что России «суждено иметь великое значение», что она будет «господствовать во вселенной», со ссылками на 38-ю главу Книги Иезекииля (см. Рош) и 20-ю главу Откровения.

Учение о духовной прелести

Игнатий разработал учение о «прелести», когда демоны, приняв облик святых, приходят к подвижникам и начинают льстить их самолюбию и увлекать их различными видениями. Некоторые из тех, кто был предан, по словам Игнатия, должны были быть отправлены в сумасшедшие приюты. В этом случае чары, в отличие от владения, основаны на согласии того, кого очаровывают. Это очарование часто сопровождается ощущениями запаха, света и сладости во рту, но существует и чисто психическое очарование, называемое «мнением». Он назвал Терезу Авильскую и Франциска Ассизского «западными сумасшедшими», которых «их еретическая церковь выдает за святых». Среди грехов своего времени он особенно выделял «парадигматизм» (человеколюбие).

Ангелология

В своем учении об ангелах Игнатий утверждал, что они являются сотворенными существами и поэтому ограничены в пространстве и времени. Он считал, что ангелы были похожи на людей, но имели «газообразные» тела. Упоминаются имена семи архангелов: Михаил («Вождь небесных воинств»), Гавриил, Рафаил, Салафиил, Уриил, Иегудиил и Варахиил. Следуя Дионисию Ареопагиту, Игнатий признает девять чинов ангелов. Первая иерархия состоит из «шестикрылых» Серафимов, «многокрылых» Херувимов и Престолов; вторая — из «Владык, Сил и Властей»; третья — из Инициатов, Архангелов и Ангелов.

«Падшие ангелы» (они же демоны и бесноватые) обитают в «поднебесье» или «воздухе», «пространстве между небом и землей», «лазурной бездне». Он называл демонов «муринами» или «уродливыми эфиопами». Он поместил ад как место мучений грешников «в недрах земли», отметив тартар как холодную камеру ада. Игнатий также не отрицал налогообложение: «Учение о налогообложении — это учение Церкви». Херувим «с вращающимся огненным оружием» (Бытие 3:24), преграждающий людям путь на небо, — это «князь воздуха» и дьявол.

Апологетика

Игнатий критиковал «лютеранство» за сохранение Filioque, отвержение идеи пресуществления хлеба на престоле, неприятие епископальной преемственности, добрых дел, культа икон, почитания Девы Марии и святых и сокращение таинств до двух.

Среди основных ересей Игнатий перечисляет арианство («отрицание Христа»), несторианство («отрицание воплощения Бога-Слова»), монофелитство («они также отвергают искупление человечества через страдания и смерть Господа»), иконоборцев («они косвенно отвергают пришествие Сына Божьего в человеческой плоти»), папистов («папа — идол папистов») и протестантов («они отвергли все таинства»).

Экклезиология

Игнатий описывает Церковь как «кафолическую», «восточную кафолическую» или «кафолическую апостольскую». Он также противопоставляет Церковь торжествующую и Церковь воинствующую, а также Церковь Нового Завета и Церковь Ветхого Завета.

 

Сочинения

Труды святителя Игнатия, опубликованные при его жизни, примечательны глубоким знанием Священного Писания и трудов святых отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных в связи с духовными запросами нашего времени. Более того, написанные с необыкновенным литературным мастерством, труды святого являются ценным руководством для всех, кто желает пройти узкий и тернистый путь опытного познания Бога.

Публикации

  • Аскетические опыты, том I
  • Аскетические опыты, том II
  • Аскетическая проповедь
  • Письма к мирянам
  • О необходимости созыва Собора о современном состоянии Русской Православной Церкви
  • Будущее России в руках Божественного Провидения
  • О чудесах и знамениях
  • Понятие ереси и раскола
  • Несколько слов о человеке
  • Христианский пастор и христианский художник

Аудиокниги

  • Произведения Игнатия Брянчанинова на Prestvo.ru
  • Произведения Игнатия Брянчанинова скачать бесплатно

 

Избранная библиография

Биография Игнатия Брянчанинова

Портрет из первого тома «Аскетических опытов», 1886 г.

  • Валаамский монастырь. — Санкт-Петербург, 1847, 1856.
  • Чаша Христова. — СПб., 1862.
  • Слово о смерти, составленное Игнатием, бывшим епископом Кавказским и Черноморским, ныне покоящееся в монастыре святителя Николая Бабаевского в Костромской епархии. — Санкт-Петербург, 1862 год.
  • Слово о спасении и христианском совершенстве, собранное Игнатием, епископом, бывшим Кавказским и Черноморским, ныне почившим в монастыре Николая Бабаевского, Костромской епархии. — Санкт-Петербург, 1863 год.
  • Исследование епископа Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского, ныне проживающего на покое в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. — Санкт-Петербург, 1863 год.
  • Несколько слов о чувственном и духовном видении духов и конференции души и разума. — Санкт-Петербург, 1863 год.
  • Приложение к «Слову о смерти»: взгляд на западное представление о духах, аде и рае, и, в частности, дополнительные доказательства (цитаты) о местонахождении ада и рая. — Санкт-Петербург, 1864 год.
  • Судьба Бога: долитературные сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). — Санкт-Петербург, 1867 год.
  • О молитве Иисусовой: беседа между Старцем и его учеником. — Санкт-Петербург, 1867.
  • О монашестве: разговор между православными христианами, мирянином и монахом. — Ярославль, 1869.
  • Избранные изречения святых монахов и рассказы из их жизни, собранные епископом Игнатием: предисловие к первому тому «Аскетических опытов». — СПб. 1870
  • О чудесах и знамениях : из творений епископа Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870.
  • Плач монаха по брату, поддавшемуся греховному искушению: друг за друга и брат за брата, к взаимной выгоде композитора и читателя. — Ярославль, 1870.
  • Три статьи епископа Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870.
  • Отечник (Избранные изречения святых монахов и рассказы из жизни монахов). — Ярославль, 1870; Санкт-Петербург, 1891.
  • О конце света: Три издания из сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870, 1882, 1891, 1899
  • Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. — М., 1875
  • Подготовка к таинствам исповеди и Святого Причастия. Из трудов епископа Игнатия (Брянчанинова). — Санкт-Петербург, 1883, 1900.
  • Труды епископа Игнатия (Брянчанинова). — Т. 1-3. аскетические эксперименты. — Санкт-Петербург, 1886: т. 1, т. 2, т. 3 (Wikimedia Commons), т. 4. Аскетические проповеди и письма к мирянам, Санкт-Петербург, 1886 (Wikimedia Commons). Т. 5. дань уважения современному монашеству, Санкт-Петербург, 1886 год (Wikimedia Commons)
  • О волхвах и магах старых и новых. — СПб., 1887.
  • Правила внешнего поведения для начинающих монахов. — Санкт-Петербург, 1894, 1903.
  • О терпении в скорби, учение святых отцов. Епископ Игнатий Брянчанинов. — Санкт-Петербург, 1904.
  • Наставление в неделю о самарянине. — Сергиев Посад, 1914 год.

Сборник его писем был составлен игуменом Мареком (Лозинским).

Блок: 4/9 Количество символов: 2676
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9_(%D0%91%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2)

Годы учебы

Хотя профессия инженера не привлекала молодого человека, он старался в учебе, проявляя свои таланты и став лучшим студентом.

О его таланте и достижениях стали говорить в окружении короля.

  • Профессора и преподаватели восхищались редкими интеллектуальными способностями кадета, а студентам и преподавателям особенно нравилась нравственность Брянчена как главы Общества святости и чести.
  • Император Николай I с удовольствием проводил время, общаясь с юными талантами, привлекая к этому императрицу и детей.
  • Еще будучи кадетом, Брянчанинов, дворянин по происхождению, благодаря своим семейным связям и воспитанию был принят в самых богатых домах. Его поэтический дар и способность к декламации привели будущего святого в круг А. Оленина, наряду с А. Пушкин. I. Крылов, К. Батюшка и другие выдающиеся люди того времени.
  • Аскетические труды будущего архимандрита Ставрополья и Кавказа полны лирического колорита, приобретенного благодаря чтению произведений таких поэтических гениев, как Карамзин и Жуковский.Биография Игнатия Брянчанинова

    Книги автора Игнатий Брянчанинов

  • В 1824 году Димитрий стал инженером, но ни физика, ни философия не смогли ответить на волнующие его вопросы о сотворении мира.
  • Труды валаамских монахов и учение Паисия Афонского поразили молодого человека глубиной и откровением Божьего послания.

Интересно! Встреча со старцем Леонидом, разговор с ним во время посещения Александро-Невской лавры меняет планы молодого Брянчина, он решает уйти в монастырь, но снова вмешивается отец.

На 2 года лучший ученик школы передается под надзор. В возрасте 19 лет Димитрий, окончив военную школу, сразу же попросил об отставке, которая не была принята.

По воле судьбы или стечению обстоятельств молодой инженер заболевает туберкулезом. Приговор врачей ставит крест на его мечтах стать монахом, Димитрий отправляется служить в крепость Динабург, стоящую на реке Двине, отказываясь ехать на юг России, где теплый и благоприятный климат. Отбыв положенный срок в качестве инженера, Димитрий попадает в монастырь.

Блок: 4/8 Количество символов: 2040
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/biografiya-ignatiya-bryanchaninova.html

Это интересно: Биография Валентина Свенцицкого — советы экспертов

Детские годы и семья

5 февраля 1807 года в дворянской семье Брянчаниновых родился сын, окрещенный Дмитрием. Местом его рождения была деревня Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии.

Летопись дворянской фамилии началась во времена знаменитого московского князя Дмитрия Донского, у которого Михаил Бренко, предок знатного рода Брянчаниновых, служил оруженосцем. Согласно летописям тех лет, именно этому оруженосцу приписывается смертный подвиг, спасший самого князя Донского во время Куликовской битвы. Храбрый воин переоделся в одежду Донского и повел войско против татар, держа в руках княжеское знамя. В этом бою погиб Михаил Бренко.

Александр Семенович Брянчанинов, отец будущего архиепископа Ставропольского и Кавказского, строго придерживался обычаев старины. Аристократическая семья была верна православию, и Александр Семенович выделил средства на возведение сельской Покровской церкви. Мать Димитрия, София, воспитывалась в семье интеллигентов, что дало девочке образование, соответствующее ее статусу. Рано вышедшая замуж дворянка, Софья Афанасьевна всю свою жизнь посвятила семье.

Дворянские дети воспитывались прекрасными учителями и воспитателями, которые обратили внимание на удивительные способности Димитрия; с ранних лет он прекрасно играл на скрипке, знал несколько языков, рисовал и прекрасно пел. Талантливый мальчик в душе мечтал посвятить свою жизнь Богу, стать монахом, но в послушании подчинился воле отца. В 15 лет по приказу отца юноша, мечтавший стать монахом, становится кадетом Военно-инженерного училища в Санкт-Петербурге.

Блок: 3/8 Количество символов: 1533
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/biografiya-ignatiya-bryanchaninova.html

Цитаты

  • «Сила покаяния основана на силе Бога: Врач всесилен, и исцеление, которое он дает, всесильно».
  • «Одна, единственная искренняя и частая исповедь может освободить вас от греховных привычек, сделать покаяние плодотворным, исправление продолжительным и истинным».
  • «Если ты думаешь, что любишь Бога, но в твоем сердце живет неприязнь хотя бы к одному человеку: ты в печальном самообмане».
  • «Братья! Не проводите свою жизнь в суете, не шутите с земной жизнью, короткой, данной нам для вечного приобретения. Он бежит, летит и никогда не возвращается; его потеря невознаградима; те, кто тратит его на суету и развлечения, лишают себя благословенной вечности, которую Бог приготовил для нас».
  • «Смирение не считает себя смиренным. Напротив, он видит себя полным гордости. Он заботится о том, чтобы найти все свои ветви; найдя их, он видит, что еще многое предстоит найти».
  • «Сразу же после вкушения запретного плода древние почувствовали вечную смерть; ощущение плоти вошло в их глаза; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилась нагота души, утратившей красоту чистоты, на которой покоился Святой Дух. Пристрастие плоти действует в глазах, а стыд в душе, в которой соединяются все греховные и все постыдные чувства: и гордость, и нечистота, и печаль, и отчаяние. Великий бич — смерть души; неисправимый упадок, который последовал за потерей божественного подобия!»
  • «Изгнать грех, вступить во вражду с грехом путем искреннего исповедания греха. Это исцеление должно предшествовать всем другим; без него исцеление молитвой, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, несостоятельным. Иди, гордый, к своему духовному отцу, у его ног найди милость Небесного Отца!».
  • «Учёность, предоставленная самой себе, — это самообман, это демонический обман, это знание, полное лжи и дающее учёному ложное отношение как к себе, так и ко всему».
  • «Только христианин может достичь верного знания, доступного человеку, о человеке, о священных и запредельных духах, о мире, невидимом для телесных глаз. Из просвещения, которое дает христианство, формируется тот взгляд на человеческую науку, который Бог имеет о ней».

И

Кавказская кафедра

 

В 1857 году Игнатий начал свое служение в качестве протоиерея как епископ Кавказа и Черного моря.

В начале 1858 года жители Ставрополя во главе с губернатором П. Брянчаниным, братом Димитрия, торжественно встретили нового епископа. Будучи третьим епископом Кавказским и Черноморским, в разгар войны, ведущейся на Кавказе, среди многонационального и разнообразного населения, архиепископ Игнатий начал свое трудное служение.

Биография Игнатия Брянчанинова

Икона Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского

В своем служении он делал особый акцент на апостольстве и мире, а своими богослужениями поднимал уровень образования христиан.

Важно отметить, что святитель Игнатий сыграл важную роль в создании в 1846 году богословской семинарии в Ставрополе, которая процветала под его архипресвитерством.

Несмотря на Кавказскую войну, владыка постоянно путешествовал в пределах епархии, постоянно подвергая себя опасности. Понимая, что каждый день может стать для него последним, архиепископ не расставался с человеком, несущим дар для последнего причастия.

В 1859 году был открыт монастырь Святого Иоанна Крестителя, основанный первым епископом Кавказа Иеремией, а в 1861 году была основана православная церковь Покрова Божьей Матери. Владыка Игнатий был настоящим отцом для своих соседей; он участвовал в повышении жалованья священникам, ввел торжественные службы в церкви, организовал архиепископский хор и помещения.

 

Окончание земного пути

В том же году, в результате ухудшения здоровья, Владыка подал в отставку, вышел на пенсию и получил пенсию. Святой Игнатий, живя в монастыре Святого Николая, участвовал в богослужениях, принимая нуждающихся в слове и исцелении, оставаясь в роли прелата.

Архиепископ Игнатий Брянчанинов совершил последнюю Божественную литургию 16 апреля 1867 года, а 30 апреля покинул эту грешную землю. Более 5 000 человек пришли проститься со своим любимым правителем.

Биография Игнатия Брянчанинова

Мощи святителя Игнатия Брянчанинова в Толгском монастыре

 

Неоценимое наследие для потомков

 

На протяжении всей своей аскетической жизни святой показывал подвиг самопожертвования, борьбы с человеческими страстями:

  • горе;
  • болезнь;
  • испытания;
  • искушения.

Благодаря обильной Божьей благодати подвижник Брянчанинов одержал победу, которая наделила его дарами Святого Духа.

Долгое и упорное шествие святого к духовному знанию и пониманию указаний Творца почитается потомками на протяжении веков. Святой заложил основы нового направления, полного аскетического и богословского учения, которое нашло отражение в христианской литературе и жизни. В своем учении аскет подчеркивает внутреннее совершенство человека через его отношения с другими людьми.

Важно! Епископ Ставропольский и Кавказский святитель Игнатий Брянчанинов описан в летописях Русской Православной Церкви как строгий ревнитель, выдающийся ученый, миротворец и автор бесчисленных посланий, обретших бессмертие.

Поэтический дар святого отразился в его творческом наследии, состоявшем из проповедей и трактатов. Он писал как отдельным людям, так и Церкви. Поднятие вопросов:

  • Аскетическое воспитание;
  • Православная догматика;
  • Видение духовности;
  • Ереси и расколы.

И по сей день епископ Игнатий является примером личности, к которой не ослабевает интерес христиан. Его труды черпают силу в огне благочестия и братской любви, способности оставаться верным Богу в любой ситуации.

Важно! В июне 1988 года решением Собора Русской Православной Церкви на заседании в Троице-Сергиевом монастыре владыка Игнатий был канонизирован как святой.

Святые мощи можно поклониться в Свято-Введенской обители в селе Толга Ярославской области.

Жизнь святого Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector