Есть ли у животных душа по Библии

Давайте рассмотрим, есть ли у животных душа в Библии. А также давайте узнаем, что говорят святые отцы о том, куда, по мнению православия, отправляется человек после смерти. Если вы любите животных, то наверняка тоже задавали себе этот вопрос. Многие владельцы, похоже, уже убеждены, что у их питомцев есть душа. Но что говорят об этом Библия и святые отцы? И возможно ли вообще, чтобы у животных была душа, как у людей?

02 октября 2022 года.

Когда смотришь в глаза некоторых собак, невозможно отрицать их доброту, любовь и обладание душой. Собака, недаром, является символом верности и преданности. Предназначение собаки — служить человеку. И если отдельная собака сделала все, что могла сделать в этом служении, разве мы не можем сказать, что она сделала все, что должна, перед Богом? Она всю жизнь любила своего хозяина, терпела, служила и смирялась перед ним до конца. Он также показал людям пример верности, любви, терпения и смирения.

есть ли у животных фотографии Согласно Библии, есть ли у животных душа, как у людей?

Вступление

Конечно, даже собаки бывают разные. Одна собака всю жизнь гоняется за кошками. Другой пускает голодную кошку к своей миске и дает ей поесть.

Одна собака спасает и вынуждена спасаться от другой. И это прекрасно, если он выполняет свои обязанности. Но есть и такие собаки, которые злобны и нападают на людей.  Одну собаку били и оскорбляли, она стала озлобленной, рычит, нападает, кусается. Другой, оказавшись в такой же ситуации, утратил часть своего доверия к людям, но сохранил доброе сердце. Если вы примите его и восстановите его доверие, вы увидите в его благодарных глазах чудо любви, которое редко увидишь в людях.

Поэтому нет собаки лучше собаки. И даже голодные бродячие собаки очень разные. Собака, которую бил и оскорблял человек, конечно же, запомнит это на всю жизнь. Но одному будет горько, а другому — нет. Значит, у собак разные души?

Все мы, кто любит животных, можем вспомнить некоторые случаи из своей жизни, которые показали нам, что у животных тоже есть душа, и у всех она разная.

А сколько радости и любви приносит нам любимая кошка! Это бесконечно теплое и ласковое существо щедро дарит нам мир и тепло своей души. Но они тоже разные, эти кошки. Они приходят и уходят из нашей жизни. А некоторые из них вы запомните на всю жизнь. И скучать по ним, потому что они «ваши кошки».

Кстати, о кошках — это единственное животное, которое разрешено держать на алтаре храма. Мурлыки часто живут в монастырях и церквях, присутствуют на службах, а в некоторых монастырях для них даже специально вырезаны проходы в дверях. Есть притча, которая оправдывает такое отношение. Согласно ей, кошка спасла Ноев ковчег и всех живых существ на земле от вымирания, поймав мышь, которая находилась под влиянием дьявола и пыталась прокусить дыру в днище корабля.

Запрещено приводить в храм собак. Однако в православной вере собаки никогда не считались «нечистыми» животными. Не существует канонического запрета, запрещающего им входить в церковь. Это объясняется только традициями и соблюдением гигиенических норм. Собаки беспокойны и не так чистоплотны, как кошки.

Православные монастыри и приходы положительно относятся к проживанию кошек у них, и у многих старцев были свои кошки. У старца Николы Гурьянова была кошка Липа, у преподобного Нектария Оптинского — кошка. Про него была история — он говорил: «Старик Герасим был большой старик, поэтому у него был лев, а мы очень маленькие, поэтому у нас кошка».

Трудно не вспомнить главного «кота», который жил у святого Герасима. Речь идет о святом Герасиме Иорданском — христианском святом из Ликии, который основал монастырь на реке Иордан около 455 года. Согласно церковному преданию, однажды недалеко от монастыря он встретил льва с большой занозой в лапе. Старец удалил занозу, очистил рану от гноя и перевязал ее. Лев, которого монах Герасим назвал Иорданом, жил у него, питаясь хлебом и нечистыми овощами, пас монашеского осла, а когда старец скончался, умер от меланхолии на его могиле.

А что можно сказать о тех собаках, которые погибли, защищая человека? В Волгоградской области в 2009 году дети играли с мячом возле трамвайных путей. В какой-то момент мяч скатился на рельсы. И ребенок побежал за ним, прямо под колеса трамвая. Шавка заметила это и поспешила на помощь. Ему удалось вытолкнуть ребенка из трамвая. Но собаке не удалось спрыгнуть на свой собственный….. Разве смерть за друга не сродни смерти в армии?

Может ли душа маленькой собаки или кошки однажды перейти в вечность? Попробуем найти ответ в Библии и у святых отцов.

Есть ли у животных душа по Библии

Библия говорит, что у животных есть душа, и об этом сказано: «Душа животных в крови их» (Левит, 17-14). (Левит 17:11-14).

Господь создал животных и привел их к человеку:

«Господь Бог образовал из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Бытие 2:19).

Сначала, конечно, Он создал животных, затем Он создал человека, а потом сказал Адаму и Еве:

«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Быт. 1:28

Есть ли душа у животных или у растений, конкретно у собак, у кошек или у птиц?

Давайте заглянем в Библию, чтобы узнать, есть ли душа у животных или растений, в частности у собак, кошек или птиц. Их судьба как любимых домашних животных вызывает особую озабоченность у людей. Поскольку понятие о душе мы получаем из Писания, то и истину о душе мы должны искать там. Прочитайте книгу Бытие:

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод дерева сеющего семя, вам в пищу; и всякому зверю земному, и всякой птице небесной, и всякому гаду, живущему на земле, в котором есть душа живая, дал Я все травы в пищу». Бытие 1:28-30

Итак, здесь ясно сказано, что звери, птицы и даже ящерицы и крокодилы имеют живую душу. Растения, с другой стороны, нет. Бог создал их и дал животным в пищу. Там, в Эдеме, до грехопадения. Именно после грехопадения животные начали поедать друг друга. И человек тоже, некоторые не могут есть.

В растениях, конечно, есть жизнь. Но души нет. Клетки — это всего лишь клетки растений. Вы можете делить и умножать. Клетки животных также могут быть восстановлены в чашке Петри, но неизвестно, появится ли из них живая душа.

Ничего не сказано о насекомых, вирусах и бактериях. И мало кого интересует, есть ли душа у комаров или мух. Эти существа слишком ничтожны, чтобы задавать такой вопрос.

Есть ли у животных души чем отличаются души людей от душ животных

Конечно, души животных — это не то же самое, что души людей. Низшего, более примитивного порядка. Но они существуют. Вот что сказал об этом Святой Лука Войно-Ясенецкий, который был ученым и хирургом. Ему часто приходилось вскрывать черепа. Открывая их, святой часто размышлял о жизни и человеческой душе. Вот что он написал по этому вопросу:

 Душа животных и человека

Что такое душа? В простейшей форме у животных это единое самосознание (разум у высших животных) совокупности органических и сенсорных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших животных) совокупности органических ощущений. Первобытный дух животных — это только дыхание жизни (у низших). По мере того как существа поднимаются по лестнице, их духовность возрастает, а к дыханию жизни добавляются зачатки разума, воли и чувств.

Человеческая душа, по сути, намного выше, потому что задействованный в ней дух несравним с духом животных. Душа может обладать высшими дарами Святого Духа, которые пророк Исаия (II, 1-3) называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом премудрости. Дух Господень или дар благочестия и вдохновения в высшей степени.

Дух и душа человека неразрывно соединяются в жизни в одно существо; но в людях можно увидеть и разные степени духовности. По словам апостола Павла, есть духовные люди (1 Кор. 2:14). Есть, как мы уже говорили, люди-звери, люди-трава, а есть люди-ангелы. Первые не сильно отличаются от зверей, поскольку их духовность очень низка, а вторые подобны бесплотным духам, не имеющим ни тела, ни души.

Таким образом, под душой можно понимать совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и актов воли, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям. О них говорит апостол Иуда: «Эти люди без души, у них нет духа. (Иуда 1, 19).

В самосознании при жизни жизнь духа тесно переплетается с теми психическими актами, которые являются общими для человека и животных, то есть с органическими ощущениями и чувственными восприятиями: последние неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому первобытная животная душа смертна, так же как смертны и те элементы человеческого самосознания, которые зарождаются в мертвом теле (органические и сенсорные восприятия).

Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертным является дух, который, как мы покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души просто потому, что не хотят ничего знать о духе. И речь здесь не идет о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически.

Давайте теперь посмотрим, дает ли нам Писание право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Мы думаем, что наше понимание души и духа полностью соответствует Откровению.

Дух и душа в Священном Писании

Слово «душа» используется в Писании в различных смыслах. Это, как и в разговорном языке, просто относится ко всему человеку: «ни одной души», «ни одной души». Ни одна душа из вас не погибнет», — говорит святой Павел своим товарищам по кораблю.

В восьми душах Он сохранил семью Ноя (2 Петра 2:5).

Душа, согрешившая, умрет (Иезекииль 18:20).

Эта душа — синоним жизни.

Душа его будет для него вместо добычи (Иер. 21:9).

Те, кто искал душу ребенка, умерли (Мф. 2:20).

Хлеб их — для души их (Ос. 9:4).

Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить (Матф. 6:25).

А вот ряд текстов, которые явно имеют дело с тем, что можно назвать «животной душой».

Их душа будет плевать в них…. Он насытил душу жаждущую и наполнил душу алчущую добром….. Душа их отвратится от всякой пищи…. Их душа будет разлагаться в страданиях (Псалом 106:5-26).

Он будет пастись… и душа его насытится на горе Ефремовой (Иеремия 50:19).

Душа моя наполнится ими (добычей) (Исход 15:9).

Голодному человеку снится, что он ест …. и душа его голодна…. Ему снится, что он пьет … и душа его жаждет (Ис 29:8).

Душа милосердного насытится (Притчи 11:25).

Душа ленивого желает, но напрасно; а душа прилежного насытится (Притчи 13:4).

Беспечная душа будет терпеть голод (Притчи 19:15).

Сытая душа будет топтать и соты (Притчи 27:7). Твоя душа будет наслаждаться тучностью (Ис 55:2).

Их душа будет подобна саду, залитому водой (Иер. 31:12).

Бессмертна не душа, но дух

Тех, кто привык к идее бессмертия души, не должны смущать наши слова о бессмертии духа. Это не ново, поскольку в большинстве мест Писания, где обсуждается вопрос о смерти, говорится о том, что дух покидает тело, а не душа.

Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иакова 2:26).

Кто знает, взойдет ли дух сынов человеческих, и дух зверя сойдет на землю? (Екклесиаст 3:21).

К заключенным духам (не душам!) … проповедовал (1 Петра 3:19).

Духам (не душам) праведников, достигших совершенства (Qvr. 12:23).

И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8:55).

В руки Твои предаю дух мой (Пс. 30:6; Лк. 23:46).

Господи Иисусе, прими дух мой (Деян. 7:59).

И выйдет дух его, и возвратится он в землю свою; в тот день погибнут все помышления его (Псалом 145:4).

И возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12:7).

Эти два последних текста особенно важны для обоснования нашей точки зрения, что смертными являются те элементы психической деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неотделимые от деятельности мозга.

В тот день все его мысли погибнут, то есть деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга, прекратится.

Уйдет не душа, а дух, и он вернется на свою землю, то есть в вечность. Пепел вернется в землю, которой он был, а дух вернется к Богу, который его дал.

И животный дух, конечно же, должен быть бессмертным, потому что он тоже имеет своим источником Дух Божий, бессмертный Дух.

Мысль о бессмертии животного духа ясно содержится в знаменитых словах Павла о надежде всего творения (Рим. 8:20-21); …в надежде, что и самое творение освободится от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

В нескольких местах Писания смерть называется исхождением души (не духа) из тела (Быт 35:18; Деян 20:10; Пс 15:10). Это легко объяснить, потому что в Библии в целом и в псалмах в частности слово душа часто используется в обычном смысле, то есть как совокупность всей умственной и духовной деятельности. Но мы также говорим, что при жизни человека дух и душа сливаются в одно существо, которое можно назвать просто душой.

Как понимать самосознание

Выше мы говорили о самосознании. Как мы это понимаем? Осознание своей личности развивается у человека из органических ощущений его тела, из восприятия его органов чувств, из совокупности его воспоминаний, из понимания его духа, характера, настроения.

Где из этих элементов формируется самосознание, кто является его субъектом? Не разум, как это обычно понимается, а дух. Ведь разум — это только часть духа, а не весь дух. Но часть не может охватить целое. Это важный вывод, к которому мы обратимся позже, когда будем говорить о бессмертии. И это не произвольно, а основано на словах апостола Павла:

Ибо кто из людей знает, что в человеке, если не человеческий дух, живущий в нем? Точно так же ни один человек не знает Божьих вещей, если он не имеет Духа Божьего. (1 Кор. 2:11-12).

О высшем духе, который есть у человека, но его нет у животных

Сокровенная сущность нашего бытия познается не умом, а духом. Самосознание — это функция духа, а не разума. Мы не знаем действия Божьей благодати, которая была дана нам Богом, но мы познаем ее своим Божественным духом.

Та же мысль содержится в словах мудрого Соломона: Светильник Господень — дух человеческий, который исследует все глубины сердца (Пр. 20:27).

В Писании много говорится о духе как о высшей силе нашей духовной деятельности. Вот примеры:

Кто сеет в плоть от плоти, тот пожнет тление, а кто сеет в дух от духа, тот пожнет жизнь вечную (Гал 6:8).

Но не духовное сначала, а душевное, потом духовное (1 Кор. 15:46).

Это означает, что духовность — высшее достижение человеческой души.

Плод духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Галатам 5:22-23).

Будьте ревностны в Духе (Римлянам 12:II). Говорите тайны в духе (1-е Коринфянам 14:2).

Дух в человеке и дыхание Всевышнего дает ему понимание (Иов 32:8).

Дух бодр, плоть же немощна (Матф. 26:41).

И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в откровении Духа и силы (1 Кор. 2:4).

Изгони от себя все грехи твои, которыми ты согрешил, и сотвори себе новое сердце и новый дух (Иезекииль 18:31).

Вот представление о тесной связи между сердцем и духом, подтверждающее то, что мы говорили о главенствующей роли сердца в сознании.

И возрадовался дух мой о Господе, Спасителе моем (Лк 1:47).

Он радуется Богу. Богу поклоняются, Бога ищут и к Нему приближается человеческий дух. И это, конечно же, высшая способность нашей души.

О духе дьявола и духе антихриста

Каждый, кто знаком с Писанием, знает, как много в Ветхом и Новом Заветах текстов о дьяволе и злых духах и их дурном влиянии на человеческий дух. А апостол Иоанн Богослов в своем первом Послании (4:2-8) прямо говорит о духе антихриста. Влияние этого духа, враждебного Духу Божьему, на сердца людей огромно. Определяя выше, что вызывает акты сознания, мы говорили о восприятии из высшего духовного мира. Таким образом, речь идет о влиянии Духа Божьего и духа сатаны на человеческий дух.

Гордость является противоположностью смирения, злоба и ненависть — противоположностью любви, богохульство — противоположностью любви к Богу, эгоизм и жадность — противоположностью любви к людям. Негатив возникает с потерей позитива и постоянно развивается. Темнота возникает при потере света, холод — при потере тепла, неподвижность и застой — при потере движения. Дух сатаны возникает с потерей любви к Богу.

Дух Бога и дух сатаны действуют везде и на всех живых существ. Живые способны принять благосклонный дух. Животные получают кислород из воздуха, а растения — углекислый газ. Есть живые существа, которые не нуждаются в свете и избегают его. Некоторые бактерии (так называемые анаэробы) могут жить только в отсутствие кислорода и погибают на воздухе. Люди, близкие по духу к сатане, воспринимают его дух и постоянно растут в нем. Святой апостол Павел ярко выразил это: Для одних аромат смертелен для смерти, а для других — животворящ для жизни. И кто способен это сделать? (2 Кор. 2:16).

О Духе Святом

Люди, духовно близкие к Богу Любви, воспринимают Святого Духа и постоянно совершенствуются в добре и любви.

О неоспоримом духовном влиянии извне на человеческий дух свидетельствуют сам Иисус Христос и пророк Иезекииль:

Дух дышит, где хочет, и вы слышите Его голос, но не знаете, откуда Он приходит и куда уходит (Иоанна 3:8).

Дух дает жизнь; плоть не приносит никакой пользы (Иоанна 6:63).

Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь (Иоанна 6:63).

Когда Он говорил со мною, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я услышал Говорившего со мною (Иезекииль 2:2).

Дух извне также вошел в человека, имеющего душу. Апостолы говорят то же самое:

Павел был побужден Духом свидетельствовать перед иудеями (Деян. 18:5).

Сегодня он отправляется в Иерусалим по побуждению Святого Духа (Деян. 20:22).

Даже возможно, благодаря действию Бога, передать дух одного человека другому.

Дух Илии был возложен на Елисея (4 Царств 2:15).

Я возьму от Духа, который на тебе, и переложу его на них (Чис. II:7).

Что скажем о духе животных?

«Они, как и люди, по своей природе являются носителями определенного духа. Животные одной расы бывают храбрыми и трусливыми, злыми и угрюмыми, ласковыми и веселыми. Им не свойственны высочайшие качества религиозной духовности, нравственного чувства, философского и научного мышления, благородного художественного и музыкального чутья. Однако любовь и зачатки альтруизма, а также эстетическое чувство присущи и животным.

Не высшая форма любви, не божественная любовь, а только семейная; но в этой любви лебеди и голуби, возможно, даже лучше людей. Известно, что лебедь, потерявший своего партнера, совершает самоубийство: он взлетает высоко, складывает крылья и падает на землю, как камень.

Чем ниже духовность животных, тем ниже уровень на зоологической лестнице совершенства форм, на которой они стоят. Исключением из этого правила является любовь у птиц. В какой-то степени это можно объяснить тем, что самые высокие формы любви и религиозности часто встречаются у простых, необразованных людей.

Высшие животные, носители хотя бы ограниченной духовности, должны обладать самосознанием в примитивной форме.

Разве не может собака сказать: мне холодно, я больна, мой хозяин плохо ко мне относится. Степень самосознания животных определяется развитием их разума и степенью доступной им духовности.»

Лукаш Войно-Ясеньский.

Есть ли у животных душа по православию — что еще говорят святые отцы

Чтобы выяснить, есть ли в православии у животных душа, давайте сначала посмотрим, как святые отцы толкуют знаменитый отрывок из Исаии:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицей, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И будет играть дитя над норою аспида, и протянет дитя руку свою к гнезду змеи. Исаия 11:6-8

Толкование святого Григория Эльвирского:

Где и когда, если не в Царстве Божьем, где хлеб, вино и масло в изобилии, исполнится это благословение? Ибо сама земля будет давать хлеб, и все злое будет удалено, как сказал Исаия: Тогда, — говорит он, — волк и вол будут есть солому вместе, и волк и ягненок будут пастись вместе, и малое дитя сможет вложить руку свою в логово змеиное, и змей не повредит ему. Действительно, когда придет Его Царство, Бог преобразит мир, сделав его таким, каким он был в начале, до согрешения первозданного человека. Он поступил вопреки Слову Божьему, и поэтому весь мир был испорчен, осквернен и проклят, когда Бог сказал: проклята земля из-за тебя (Бытие 3:17). Следовательно, кончина этого мира станет царством святых и освобождением творения.

Говорит ли Бытие, что все творения также будут освобождены? Существует мнение, что это все поэтические образы. Святой Григорий Великий утверждает, что в этом отрывке образно говорится о людях. О том, как мужчины, хищные по своей природе, могут покаяться, измениться и «пребывать в ограде Церкви» вместе с кроткими, мягкими и невинными. И в этом случае для животных нет никакой надежды.

Однако апостол Павел утверждает, что это не так, что есть надежда и для всякой твари:

Ибо тварь с надеждою ожидает явления сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле подчинившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Рим.8:19-21

Святой Лука Войно-Ясенецкий, таким образом, говорит о бессмертии животного духа:

И дух животных, конечно же, должен быть бессмертным, потому что он тоже имеет своим источником Дух Божий, бессмертный Дух. Мысль о бессмертии животного духа ясно содержится в знаменитых словах Павла о надежде всего творения: «в надежде, что и само творение освобождено будет от рабства тлению к свободе славы детей Божиих».

Есть ли у животных душа как у человека

Давайте изучим размышления святого иерарха Феофана Затворника о том, есть ли у животных душа, как у людей:

У животных есть душа, но животная душа. У человека есть человеческая душа, есть высшая душа, подобная человеческой. Животные имеют свой ранг, но человек имеет свой ранг.

Что такого великого в том, что у нас есть что-то похожее на животных? Существует также нечто подобное растениям, потому что питание и рост тела — это растительная материя. Но какой вывод можно сделать из этого? Из этого ничего нельзя вывести, только то, что для каждого свой ранг.

В человеке следует различать душу и дух. Дух содержит в себе чувство Бога — совесть — и ни на что не жалуется. Это та сила, которая вдыхается в человека в момент сотворения. Душа — это низшая сила или часть той же силы, призванная вести дела земной жизни. Она находится в том же ранге, что и животная душа, но возвышается благодаря связи духа с ней. Дух Божий, соединившись с душой животного, поднял ее до уровня человеческой души.

И человек стал двойным. Один тащит свое горе, другой тащит его вниз. Когда человек соблюдает свой сан, он живет в духе, то есть руководствуется страхом Божьим, слушает свою совесть и стремится к Всевышнему. И когда он поддается желаниям низшей души, он отказывается от своего звания, и то, чего хочет дух, он думает получить среди творений. Она терпит неудачу, чахнет и разрушается. Дух здесь, как пленник, находится на службе у варваров, страстей пехотинцев. Он сам не удовлетворен и делает неудовлетворенными страсти, давая им безграничное переполнение. Почему у животных животные потребности имеют всю меру, а у человека, когда он отдается чувственности, чувственные потребности не имеют границ и меры? Эта безмерность сообщает им, что дух попал к ним в рабство, и дух этой безмерностью желает заглушить свое стремление к Бесконечному, по образу которого он был создан и в котором только и есть его польза.

Итак, вы видите, что у нас есть и животные, но в самом их движении есть нечто совершенно неживотное. Что бы человек ни рассматривал, он всегда приходит к выводу, что у человека есть дух, истинная жизнь которого — в Боге. Только там он находит покой, там его рай и земля обетованная.

Святые отцы различают дух, душу и тело — Антоний Великий, Исаак Сирин, Ефрем Сирин и другие. Они не говорят о том, какова природа наших душ. Но сравнивая то, что пишет святой Антоний о видах живых существ, я обнаруживаю, что, согласно его рассуждениям, наша душа имеет ту же природу, что и душа животных. Вот краткое изложение: существует четыре вида живых существ:

  • Ангелы …
  • Мужчины, у которых есть: разум, душа, дыхание.
  • Животные, у которых есть душа и дыхание.
  • Растения, у которых есть дыхание и жизнь.

Извольте сводить

Дыхание, дыхание, жизнь… Все они относятся к разным классам сущностей: растениям, животным и людям, но они одного вида и свойства природы. Назовем это органической жизнью.

Душа, душа-душа тоже того же порядка, хотя и стоит, находится в разных классах существ — в животных и в человеке, но она тоже имеет одну и ту же природу. Тогда разум — ангельская сила также имеет одну природу. Я делаю вывод, что, согласно святому Антонию, наша душа относится к тому же разряду, что и душа животных. Нас отличает разум, который я называю духом. Я соотношу Святого Антония, где он говорит о разуме, с духом….. и я выражаю это почти теми же словами, утверждая вместе с ним, что он истинный человек, живущий по духу, что святой Антоний выражает: по разуму.

А то, что сказано: на один градус, следует понимать как прочерк на термометре. Ангелы на сколько выше нас? Одна степень. Потому что мы на одну степень выше, чем животные. Замените слово градус на слово степень, это на один градус выше. Те, кто цепляется за слова, упускают суть, а те, кто упускает суть, цепляются!

Почему они выводят человека из животных (обезьян)? Потому что они не делают различия между душой и духом в человеке. Заметив, что наша душа похожа на душу животных, они впадают в восторг: «Но душа одна, поэтому все люди выродились из них». И когда мы настаиваем на различии между духом и душой, и переносим черты человека на дух, тогда вся теория Дарвина отпадает сама собой. Ведь в происхождении человека необходимо объяснить не только его животную жизнь, но, более того, как он как духовная личность появляется в животном теле, со своей животной жизнью и душой.

Есть ли у животных душа и куда она уходит после смерти

Мы уже узнали, есть ли у животных душа и куда она девается после смерти. Как мы уже узнали, согласно Библии, душа животных находится в крови животных. И кровь, конечно же, уходит в землю. Из этого многие делают вывод, что душа животного уходит в землю. И в доказательство этого они приводят слова Екклесиаста:

Кто знает, восходит ли дух сынов человеческих, а дух животных нисходит на землю? (Екклесиаст 3: 21).

Обратите внимание, однако, что у Екклесиаста здесь стоит знак вопроса. На самом деле он говорит совершенно о другом:

Я говорил в сердце моем о сынах человеческих, чтобы Бог испытал их и чтобы они увидели, что они сами животные; ибо участь сынов человеческих и животных одна: как те умирают, так и эти умрут; и дыхание у всех одно, и нет у человека преимущества перед животными, ибо все суета. Все идет к одному: все было создано из праха, и все вернется в прах. Екклесиаст 3:18

Из слов Екклесиаста ясно, что о людях еще не известно, являются ли они сами только животными и имеют ли ту же судьбу, что и животные. И еще неизвестно, куда какой дух отлетает.

Но ко времени Нового Завета уже известно, что не только люди будут воскрешены, но и многие из них обретут вечную жизнь и будут царствовать со Христом. Все существа надеются освободиться от «рабства тления».

Земная душа, понятно, спускается в землю со всеми своими чувствами. Но мы уже установили, что у животных есть дух! А в человеке земная душа, как говорят, спускается в землю. И только дух может вознестись на небеса.

Святитель Феофан Затворник говорит, что существует некая мировая душа, в которую после смерти погружается и животная душа, а человеческий дух после смерти устремляется вверх, ввысь.

Под душой мира святитель Феофан Затворник понимает совокупность материальных сил умозрительной, невидимой природы, наделенных инстинктивной интуицией, мыслящих, желающих, управляющих материальными элементами для создания творений по воле Бога.

«Таким образом, дух, вдунутый Богом в «живое тело с животной душой», возвел эту животную душу «во всю степень», т.е. душа человека не равна душе животного. Человек превосходит мир не только духом, но и душой, поэтому душа человека не включена в список сил, составляющих душу мира. На этом основании святитель Феофан делает вывод: «Души, подчиненные духу и человеку, погружены в душу мира. И душа человека не может туда погрузиться, но дух поднимается скорбью, — это при смерти». Поэтому мы не можем согласиться с утверждением архиепископа Пимена (Хмелевского), что «по учению епископа Феофана, как тело человека является частью вселенского космического мира материи, так и душа человека является частью вселенской космической души».

Русский прелат, отделив душу человека от мировой души, оставляет само тело «частью универсального космического мира материи», а душу и дух относит к образу Божьему в человеке, который находится за пределами мира. Таким образом, святой Затворник в своей трихотомии (триединстве) проводит разделение не между духом — душой — телом как силами мира, а между духом — душой как образом Бога — и телом, то есть между нематериальным и материальным.»  Петр (Алексенко), иеродиакон, доктор богословия, насельник Климовского Покровского монастыря, Ключинской и Трубчевской епархии Брянской митрополии. Источник.

Так удалось выяснить, есть ли у животных душа и куда она девается после смерти.

Заключение

Из всей собранной нами информации можно сделать следующие выводы:

  • У животных есть живая душа, которая после смерти уходит в землю.
  • Животные имеют дух, который после смерти переходит в «душу мира».
  • Дух и душа животных более низкого порядка, чем у людей.
  • Все живые существа ожидают освобождения от рабства тления и надеются на это с Богом.

Дай, Господи, чтобы в последние времена мы сохранились без греха.
Помилуй нас, Господи, и избавь нас от всех бед, которые обрушиваются на мир.
Приди, Господь Иисус, и спаси нас в Твоем славном пришествии.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребудет со всеми вами. Аминь.

В заключение хотелось бы еще раз вспомнить отрывок из пророка Исайи, в котором лев ложится рядом с тельцом, барс и грабли — рядом с козленком и так далее. Этот отрывок часто интерпретируется как описание тысячелетнего царства. Который произойдет после того, как сатана будет заключен в цепи на тысячу лет и заключен в подземный мир, согласно 20-й главе Откровения или Откровения Иоанна Богослова.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector