Философия Средневековья

Основные понятия и термины, относящиеся к теме: патристика, догмат, теоцентризм, апологетика, схоластика, креационизм, провидение, экзегеза, теодицея, реалисты и номиналисты, априори, атеизм, теософия, теология, теократия.

План изучения темы:

  1. Основные черты средневековой философии
  2. Спор между реалистами и номиналистами.
  3. Идеи Августина Блаженного и Фомы Аквинского

Метафорическая диаграмма (будет переработана в инфографику)

Философия Средневековья

Философия Средневековья

Вопросы для инфографики:

1. Средневековье — самый длинный период в жизни человечества, он длился около ________ лет. В истории нет единого мнения о хронологии Средних веков. По одной из версий, начало Средневековья связано с распадом Западной ________ империи под нашествием варваров, а конец — с Великими географическими открытиями. Средневековая европейская философия характеризуется ________ — термин происходит от греческого ______, означающего «Бог». Яркими представителями средневековой философии являются ________ Аврелий и Томас _______ . Все религии зародились в ________ — буддизм в _______, конфуцианство в ________, _________ в Палестине, ислам на полуострове _______ (_______).

2. Какие понятия в списке не вписываются в логику списка?

Теоцентризм, Веды, религиозность, индульгенция, синкретизм, A. Македонский, 1000 лет, Римская империя, 313 год, VII-VI века до н.э., император, Палестина, Фома Аквинский, крестовые походы, Фалес Милетский, Ватикан.

3. соотнести понятия друг с другом.

ПатристикаСинтез Аристотелем теологии и логики.
Фома Аквинский.Автор книги «Исповедь», прозванный Блаженным.
ХристианствоИмператор Константин делает христианство религией Рима
Непререкаемый авторитет Папы Римского
Августин АврелийПалестина
313Признан святым

(приводит 5 доказательств существования Бога).

Применяет схоластику для доказательства существования Бога
КонстантинУничтожил Западную Римскую империю
ИзраильПалестина
Варвары (гунны и готы)Автор книги «О граде Божьем
КитайРимский император, узаконивший христианство в Риме

Резюме

Ключевые особенности средневековой философии.

Средневековье было периодом господства религиозного мировоззрения, выраженного в теологии.

Философия становится служанкой теологии.

Теология — наука о Боге, богословие — отрасль философии, понимающая человеческое существование в связи с Богом.

Ее основная функция — толкование Писания, формулирование догматов Церкви и доказательство существования Бога.

В то же время развивалась логика, параллельно развивалось понятие личности (спор о различии между ипостасью и сущностью) и спор о примате единичного или общего (реалисты и номиналисты).

УсловияОпределения
Теократия«божественная власть» (форма правления, при которой духовная власть ставится выше светской);
ТеологияТеология, совокупность религиозных доктрин, касающихся сущности и бытия Бога;
ТеософияРелигиозная мудрость, мистическое познание Бога;
ПатристикаФилософия и теология отцов церкви, т.е. духовных и религиозных лидеров христианства до VII века;
АпологетикаПриоритет веры над знанием;
СхоластикаСинтез христианской (католической) теологии и логики Аристотеля;
КреационизмМир — это дело рук Божьих;
ПровиденциализмРассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявленного провидения, высшего провидения, реализации предопределенного божественного плана спасения человека;
ЭкзегезаИнтерпретация библейских текстов;
Теодицея«Божественное оправдание»;
АтеизмНеверие в существование сверхъестественных сил;
МонотеизмВера в ОДНОГО Бога;
Политеизм«политеизм»;
априориПредварительное знание.

Дебаты между реалистами и номиналистами.

РеалистыНоминанты
показал, что общие понятия по отношению к отдельным вещам в природе первичны и существуют реалистично, самодостаточно. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, независимое от отдельных вещей и человека. Объекты природы, по их мнению, являются лишь формами выражения общих понятий. Под реализмом понималось учение о том, что истинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Только благодаря этому человеческий разум способен познать сущность вещей, поскольку эта сущность есть не что иное, как универсальное понятие. Для многих реалистов познание возможно только через разум, потому что только разум может постичь общее.Номиналистическая доктрина была зачатком материалистической тенденции. Номиналистическое учение об объективном существовании природных объектов и явлений привело к подрыву церковных догм о первичности духовного и вторичности материального, к подрыву авторитета церкви и Писания. Номинализм подразумевает акцент на примате воли над разумом и получил название номинализм от латинского слова «nomen» — имя. Согласно этой доктрине, общие понятия — это всего лишь имена. Они не имеют самостоятельного существования и создаются нашим разумом путем абстрагирования определенных характеристик, общих для многих вещей. Например, понятие «человек» получается, если отбросить все признаки, присущие каждому отдельному человеку, и сосредоточиться на том, что является общим для всех: человек — это живое существо, наделенное большим интеллектом, чем любое из животных, имеющее одну голову, две ноги и так далее. Некоторые номиналисты даже утверждают, что общие понятия — это не более чем звук человеческого голоса. На этом настаивал, в частности, философ Росцелин. Он утверждал, что общее понятие — это не что иное, как звук человеческого голоса. Только единичное реально, а общее — лишь иллюзия, которая даже не существует в человеческом разуме.

Идеи Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Августин Аврелий Блаженный (354-430)- епископ Гиппонский, философ,Философия Средневековья

влиятельный проповедник, христианский богослов и политический деятель.

Философия Августина в высшей степени теоцентрична и сосредоточена на Боге по отношению к созданному им миру. Среди его работ — «Исповедь». «О граде Божьем». «О Троице».  Он выступает против пантеизма, считая, что Бог не имеет телесной формы, но в то же время является отдельной личностью. Соответственно, он выдвигает идею бесконечности божественного начала. Он считает, что каждый человек открыт для исследования своего внутреннего сознания. Следовательно, познание возможно. Он рассматривает социальное неравенство как объективный факт, с которым бессмысленно бороться. Он утешается тем, что «бедные наги, но счастливы, богатые — рабы своих страстей». Она разделяет церковь («Царство Божье на земле») и государство («дом дьявола»). Существуя и развиваясь параллельно, они пройдут шесть этапов, начиная с Адама и Евы и заканчивая Страшным судом, после которого жители «города Божьего» попадут в рай, в то время как для жителей «земного города» отведены вечные муки.

Философия СредневековьяФома Аквинский (или Фома Аквинский, Фома Аквинат, (род. ок. 1225 — ум. 7 марта 1274) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель Церкви, основатель томизма, член доминиканского ордена; с 1879 года считается наиболее авторитетным католическим философом религии, соединившим христианскую доктрину (особенно идеи Августина) с философией Аристотеля. Он сформулировал пять доказательств существования Бога.

В 1323 году Фома Аквинский был канонизирован. Его «Summa Theologicae».  Главный постулат его философии заключается в том, что для спасения человек должен знать нечто такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение. Он считает, что философия, как «истина разума», должна быть на службе у теологии, как «истины откровения». Философия считается гораздо менее важной, чем богословие, поскольку человеческий разум слабее божественной мудрости. Он примирил науку и религию.

Он привел пять доказательств существования Бога:

1. доказательство из движения;

2. доказательство от производной причины;

3. Доказательство от необходимости и случайности;

4. доказательство от степени совершенства;

5. Доказательство от божественного руководства миром.

Вопросы самоконтроля

  1. Основные черты средневековой философии.
  2. Чью позицию (реалистов или номиналистов) вы поддерживаете и почему?
  3. Августин Блаженный сравнивал человека со «странником, идущим через земной город к небесному», как вы понимаете его мысль?
  4. Что такое схоластика? Почему Фома Аквинский был канонизирован?
  5. Перечислите доказательства Фомы Аквинского в пользу существования Бога и охарактеризуйте их.
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector