Становление истории философии

Все статьи на странице Формирование истории философии

Становление истории философии

Что такое история философии?

История философии — это история развития философской мысли, истоков, формирования основных философских течений. История философии как науки складывалась на протяжении тысячелетий. Она существует уже очень давно. Само слово «философия» означает любовь к мудрости. Философия сформировалась как мировоззрение, совокупность взглядов на мир, на явления природы, общества и человека. Существуют различные типы мировоззрений: жизненное или повседневное мировоззрение, естественно-научное мировоззрение, религиозное мировоззрение, эстетическое мировоззрение, нравственное мировоззрение и т.д. Мировоззрение — это не только система знаний о мире, но и способ, результат освоения, познания мира, формирования отношения к окружающему миру. История философии показывает, как в разные периоды развития общества рассматривались человек и его место в мире, его духовность, добро и зло, справедливость и несправедливость, истина и неправда. Каждое поколение решало и решает по-своему, в зависимости от исторического и социального опыта, целей и путей, кумиров и идеалов, задачи философского познания, осознания окружающего мира. Многообразие представлений о мире, о человеке является предметом истории философии.

Так почему же необходимо изучать все взгляды, суждения о мире и человеке? Нет иного пути развития мышления, обогащения культуры, чем постижение, постижение вместе с древними мудрецами путей решения вечных проблем, философских противоречий, антиномий, логических парадоксов. Это также является предметом истории философии.

Формирование истории философии имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, философия — историческая наука, она выявляет и критически анализирует факты развития философской мысли, закономерные изменения философских учений; во-вторых, предмет истории философии обогащает современную философию достижениями философской мысли прошлого. Органичное сочетание обоих аспектов является задачей и идеалом истории философии. В процессе формирования истории философии как науки эти аспекты во многом разделены. Связь философии и истории философии имеет различные формы, что порождает различные типы историко-философского мышления, формирование определенных суждений, концепций. Можно выделить следующие историко-философские построения: эмпирические, критические, синтетические, описательные и т.д.

Эмпирическая концепция

Эмпирический тип историко-философского мышления ярко высвечивается в трудах древних досократиков, которые излагали свои философские взгляды тематически, проблемно, системно. Подход к пониманию истории философии у досократиков контрастировал с другими школами, а именно с теми, которые представляли целостные философские доктрины вместе с биографиями философов. Эмпирицистский подход к изложению истории философии можно также увидеть в 19 веке в «Очерке истории философии» Фридриха Ибервега. Главная особенность эмпирического подхода к истории философии заключается в том, что наблюдение и память, какими бы ни были их источники — свидетели или архивы — определяют ведущую функцию философской рефлексии. Внутренняя рефлексия, рациональная деятельность, исследование, борьба мыслящего духа со своим объектом — миром, жизнью в конкретно-исторических условиях — остаются за пределами исследовательских интересов мыслителя. История философии не может стать историей взглядов, мыслей и доктрин. При таком подходе история философии превратилась бы в перечень взглядов, суждений, обобщений, а в конечном итоге — в галерею абсурдов и ошибок. Эмпирический подход к познанию, к созданию философских теорий фактически исключает историю философии как науки.

Критическая и скептическая концепция

Критический тип историко-философского рассмотрения был впервые сформулирован древним философом Платоном, который подчеркивал необходимость всестороннего анализа для того, чтобы определить, производит ли мысль ложный знак или истинный и здоровый плод. Поздние христианские философы европейского средневековья сделали взаимосвязь религиозных доктрин и догм критерием критического анализа. Так, Ипполит в своем труде «Обличение всех ересей» ставит историю философии на службу религии, стремясь опровергнуть еретические доктрины с помощью истории философии, доказывая, что учения еретиков заимствованы не из Писания, а из учений античной философии — философии, мистерий, астрологии.Опыт философской критики, примененный к истории философских доктрин, был скептицизмом. Историко-философской основой скептицизма являются расхождения между философами в решении принципиально важных философских проблем. Противоречия и расхождения между философскими школами являются симптомом невозможности познания и выработки единого истинного учения. Поэтому, как говорил Секст Эмпирик, в каждом учении должно быть согласие относительно изучения объекта, того, кто его изучает, и метода изучения. Ибо если нет согласия в чем-либо, то нет и учения.

Идеи скептицизма оказались привлекательными для многих поколений философов в Средние века и достигли кульминации в подъеме позитивизма в 19 веке. Согласно позитивистам, задача философии заключается в обобщении научных фактов. Ее наибольшая ценность заключается в том, что она отражает формирование идей, оказавших определенное влияние на развитие общества; теоретически, писал английский философ-позитивист Джон Льюис, история философии имеет дело не с трудностями, а с невозможностями: ее вопросы недостижимы для позитивного знания, поэтому прогресс для нее невозможен.

В рамках критической концепции истории философии кантовский подход оказался наиболее плодотворным. В конце XVIII века в рукописных заметках история философии отличается от истории как эмпирической науки в целом на том основании, что в ней ничего нельзя сказать о том, что произошло, не зная предварительно, что должно было произойти и что могло произойти. Высказанная идея, во-первых, имеет в зародыше верное представление о закономерности историко-философского развития и о необходимости выявления этой закономерности; во-вторых, она имеет в себе способ решения важнейшей методологической проблемы истории философии — взаимодействия в процессе философского развития случайности и необходимости. Кантианец Конрад Хайденрайх считал, что в процессе историко-философского анализа стоит стремиться к генетической проработке каждой системы взглядов и формировать ее в соответствии со всеми причинами, которые могли на нее повлиять. Философ указывает, что совокупность и компоненты теоретических положений, концепций, систем убеждений должны быть обоснованы.

Психологические установки в истории философии

В конце 18-го и начале 19-го веков кантовская концепция истории философии развивалась под влиянием психологии. В работах Германа Гесса, Карла Рейнольдса и других подчеркивалось, что история философии — это совокупность изменений, претерпеваемых наукой о необходимых и общепризнанных формах, правилах и принципах изначальных возможностей человеческого духа.

Психологизм, методологическая позиция в истории философии, достиг своего завершения в трактовке системы философских доктрин Карла Каруса. История философии понималась как систематический генезис доктрин, отражающих вечную неугомонность человеческого духа в его поисках истины. Вечное беспокойство человеческого духа может быть научно рассмотрено только в том случае, если оно взаимодействует с определенной и неизменной нормативной идеей, подобно кантовской регулятивной идее Разума. На основе этой методологии Карл Карус выделяет несколько типов философских доктрин в развитии философии: догматизм (эмпиризм, рационализм, эклектика); системы бытия (реализм, идеализм, синтетизм); системы причинности (детерминизм, индетерминизм); системы судьбы (фатализм, слепая необходимость); теологические системы (сверхнатурализм, теизм, атеизм, деизм); этические системы (содержательная и формальная этика). Эта структура — с теми или иными модификациями — стала основой для более детальной классификации доктрин — критерием для отбора материалов, относящихся непосредственно к философии.

 Концепция историко-философского процесса Георга Гегеля

Научное решение многих проблем закономерности историко-философского процесса по праву ассоциируется в истории философии с синтетическим взглядом. Аристотель считается основателем синтетического подхода. Древнегреческий философ рассматривал историко-философский анализ как способ определения логики формирования собственной философской теории, а также как эту историко-философскую закономерность, побуждающую мыслителей к созданию новых философских систем.

Георг Вильгельм Фридрих ГегельВажный шаг в создании научной истории философии был сделан немецким философом Георгом Гегелем, который дал исчерпывающее изложение принципов, сформулированных Аристотелем. Дополняя высказывания Аристотеля о философии и ее истории, Георг Гегель утверждал необходимость соотнесения философии со временем, с духом эпохи и идеей прогресса. Сам развивающийся разум становится в истории философии самоцелью, не чуждым и привнесенным извне, а самим субъектом, лежащим здесь в основе и с которым сравниваются отдельные образования.

Историко-философская концепция Георга Гегеля односторонне анализирует всю историографию. Философу удалось не только сохранить единство философии и истории, но и достичь того, что оно возникает как оригинальный синтез, основанный на общем законе логики, управляющем развитием философии. История философии, по мнению Георга Гегеля, проходит в процессе развития те же фазы, что и философия, постигающая бытие, суть которого — логика абсолюта. Философские доктрины прошлого — это не что иное, как выражение категорий логики, возникающих исторически. Следовательно, в соответствии с высказанной идеей, Георг Гегель утверждал, что согласованность систем философии в истории — это то же самое, что согласованность в выведении логических определений идей. Таким образом, содержательной основой истории философии является логическая идея в ее различных определениях. Логическая идея заключается в том, чтобы дать жизнь истории философии, наполнить ее глубоким смыслом. Теперь история — это не повторение одного и того же смысла, соответствующего априорной (доэкспериментальной) идее, а процесс углубления этой идеи.

История философии, утверждал Георг Гегель, скрывает в себе глубокую внутреннюю связь, состоящую в провидении, в наличии цели, определяющей движение философской мысли. Для адекватного понимания историко-философского процесса используются два логических понятия: развитие и конкретизация. Развитие философии понимается как переход от состояния в себе к состоянию для себя. Иными словами, к реализации идеи, которую философ отражает в современной ему исторической эпохе, что предопределено стоящей перед ним целью. Движение от одной идеи к другой принимает форму движения от абстрактного к конкретному. В процессе такого движения высшая степень синтезирует степени, проходящие ниже. Вся история философии, утверждает Гегель, представляет собой созданную всеобъемлющую историко-философскую концепцию, дающую новое понимание истории философии, указывающую на содержательные основы и закономерности ее развития. Изучение истории философии — это не пустой набор фактов и анекдотов, не изучение набора взглядов, а постижение сути философии.

Материалистические варианты историко-философского процесса

Людвиг Андреас ФейербахКонцепция сущности историко-философского процесса формируется в контексте материалистической традиции в философии. Критикуя гегелевскую концепцию истории философии, немецкий философ Людвиг Фейербах отмечал, что история философии, сохраняя последовательную связь с интеллектуальным содержанием прошлого, имеет дело не только с прошлым, но и с настоящим. История философии — это арена борьбы между рационализмом и иррационализмом, реализмом и мистицизмом. Людвиг Фейербах подчеркивает философское значение атомистического материализма и с помощью историко-философских аргументов обосновывает мнение, что материалистическая традиция в истории философии, радостная философия эпохи Возрождения предшествовала философии экспериментальной науки в XVIII веке.

В своей статье «Отношение к Гегелю» Людвиг Фейербах упрекает Гегеля в том, что тот рассматривает философию как поток, но поток, у которого нет дна. Дело даже не в том, что Гегель останавливает поток — он не находит дна, то есть объективной основы для потока, той реальной жизни, которая определяет задачи и выводы философии. Фейербах писал, что смысл неоплатонизма немецкий мыслитель Георг Гегель видел в том, что абсолютная идея проявляется в форме акциденций.

В действительности, неоплатоническая эпоха была несчастной эпохой неудовлетворенности миром, болезненным периодом. В такой период, эпоху, философия играет роль медицины и должна удовлетворить потребности больного сердца, залечить раны, компенсировать недостатки мира, реальности. Это возможно только через образы, которые очаровывают душу, через воображение, а не разум. Фейербах, безусловно, прав, когда провозглашает возможность и необходимость рассматривать философию эпохи как выражение ее потребностей и страстей.

Однако в интерпретации русского мыслителя Александра Герцена философия эпохи понимала проблему гораздо глубже, чем на уровне фейербаховского психологизма. В своей работе «Письма об изучении природы» он обосновал мнение, что философия ориентирована не на идею идей, а на идею природы. Деятельность науки заключается в том, чтобы возвысить все вещи до статуса мысли. Понять объект — значит раскрыть необходимость его содержания, обосновать существование, развитие, то, что осмыслено как необходимое и обоснованное, не является посторонним, а стало ясным пониманием объекта. Эту же мысль можно применить к истории философии — истории мышления — продолжению естественной истории. Не отвергая гегелевскую диалектику, Александр Герцен изменяет взаимодействие между историческим и логическим. Логическое развитие идей проходит те же фазы, что и развитие природы и истории, он, подобно аберрации звезд на небе, повторяет движение планеты. Поскольку развитие человеческой мысли не следует за идеей, существует широкий простор для свободы духа и даже свободы личности, охваченной страстями. Поэтому напрасно искать в истории тот порядок, который чистая мысль создает сама для себя.

Диалектико-материалистическая традиция анализа историко-философского процесса связывает философское развитие с процессом, внутренние движущие силы которого определяются социально-экономическими причинами, научными достижениями и развитием форм общественного сознания. На протяжении всей истории философии, писал Фридрих Энгельс, философов не только толкала вперед сила чистой мысли как мысли, но, в сущности, их толкало главным образом мощное, все ускоряющееся развитие естествознания и промышленности.

Марксистская теория историко-философского процесса рассматривает развитие философии как постоянную борьбу между различными доктринами, в ходе которой происходит радикальная поляризация философии на материалистическую и идеалистическую ориентации. Отношения борьбы между ними составляют форму развития философского знания, а принцип партийности философии, наряду с принципом историзма, рассматривается как важное проявление материалистического понимания истории, теоретическая основа научной истории философии.

Философия истории философии

В современной западной философии разрабатываются различные подходы к пониманию процесса философствования о мире и обоснованию методологических принципов его анализа. Со второй половины ХХ века во Франции, Италии, Германии и других странах широко распространяется философское движение истории философии, представленное в работах Поля Рикёра, Марселя Геру и других. По мнению Марселя Геру, пришло время рассматривать философию истории философии как современный вариант осмысления многовековой истории философского знания. Говорят, что философия не имеет заранее определенного априорного объекта, она меняется от системы к системе. Более того, само понятие истории философии не имеет точного определения и допускает различные интерпретации. Марсель Гуро противопоставляет историю философии и историю науки, которую он понимает как историю только естественных наук.

Французский мыслитель Марсель Гуро также не признает влияния традиции на философию и исключает уверенность в прошлом новых философских систем. Потому что радикальные идеи — это всегда что-то новое, не связанное с традицией. В философии нет объективного объекта, возникающие новые философские школы не отражают внешнюю реальность. Оригинальный мыслитель создает свою собственную реальность и не объясняет ее влиянием внешнего объекта. Вместо истории философии Марсель Жеру в своей работе «Философия истории философии» развивает идею о метафизических ценностях самодостаточных, неизбывных философских систем прошлого.

Подобные ценности становятся предметом такой отрасли знания, как дианоэтика (дианоэма — учение).

Концепция Вильгельма Дильтея

Вильгельм ДильтейИзвестный немецкий философ Вильгельм Дильтей по многим позициям считается продолжателем философского наследия Георга Гегеля. Однако Вильгельм Дильтей противопоставил гегелевскому учению о закономерном прогрессивном развитии философии концепцию анархии философских систем. Различным эпохам соответствуют различные мировоззрения, отражающие содержание различных философских доктрин. Вильгельм Дильтей утверждал, что исторически различные философские науки стремятся понять то, что находится в потоке исторических изменений, разгадать тайну бытия, понять смысл человеческой жизни.

Оригинальные философские системы имеют конкретно-исторический характер и отрицают ответы конкурирующих философских доктрин на конкретные вопросы эпохи, периода, этапа истории. Даже относительное единство всех философий никоим образом, по мнению Дильтея, не отменяет анархию философских систем.

Продолжатель Вильгельма Дильтея философ Форст Кронер, развивая историко-философскую концепцию, утверждал, что настоящий скандал философии в анархии философских систем заключается в том, что философские взгляды и их жестокая борьба — это две стороны одного процесса.

Герменевтика. Экзистенциализм

Герменевтический взгляд на историко-философский процесс широко известен в современной западной философии. Согласно Хансу Гадамеру, истории философии как науки не существует. Такой вывод обосновывается тем, что традиция как выражение определенного онтологизированного смысла не подвержена развитию, она лишь по-разному осмыслена, но существует веками, во все периоды и эпохи истории, и поэтому мыслитель находится не позади, а посреди нее. Такая методологическая позиция дает историку философии возможность изучать развитие философии в рамках концепции единства мирового историко-философского процесса и несет с собой ряд позитивных идей: признание классики и привязанность к идее общности историко-философского процесса, признание в философских текстах прошлого смысла, независимого от познающего субъекта, утверждение существования определенной теоретической позиции в понимании прошлого.

Мартин Хайдеггер

В двадцатом веке многие направления западной философии рассматривали экзистенциализм как ключ к истории философии. Экзистенциалистов не интересует история философской мысли как таковая, поскольку ее анализ, основанный только на фактах, не может быть, по их мнению, иным, чем поверхностным. Согласно Мартину Хайдеггеру, история философии — это неизбежно нисходящий процесс от высшего к низшему. Древнегреческая философия образует высшую ступень. Доктрины, зародившиеся еще при Сократе, представляют собой более или менее выдающиеся вехи на пути всемирно-исторического регресса. В выдающейся историко-философской работе «Учение Дундаса Скотуса о категориях и значении» Мартин Хайдеггер ставит под сомнение существование прогресса в области философии. Мыслитель выводит внутреннюю ценность философии из неизменной природы человечества, подчеркивая, что вместо развития происходит процесс исчерпания довольно ограниченного круга проблем. В работе «Бытие и время» Мартин Хайдеггер различает роль времени в историко-философском развитии и в научно-техническом прогрессе, пытается отойти от научного понимания времени и связать его определение с вечностью и неизменностью человеческой природы.

Мартин Хайдеггер обосновал пути исторического разрушения онтологии. Здесь классические философские конструкции, включая аристотелевскую философию, подвергаются резкой критике за то, что философы прошлого разрабатывали категории, не зависящие от человеческого существования. Такой способ представления о существовании приводит к многочисленным ошибкам, как это видно из работ Иммануила Канта. Философ Мартин Хайдеггер критикует историко-философские исследования за односторонность, утверждая, что истинное историческое мышление осуществляется путем выхода за пределы эмпирической истории. Философ занимается поиском времени, которое связывает прошлое, настоящее и будущее, различные проекции бытия, и составляет его сущность. Бытие объясняется временем, его началом и концом. Таким образом, время — это основа всего, абсолютная первооснова. Каждый момент истории рассматривается как проекция в будущее.

История не совпадает с прошлым, а является будущим, которое возникает из прошлого. Согласно хайдеггерианской интерпретации, в жизни человек как бы раздваивается между неаутентичным существованием, когда он становится бездушной частью окружающего мира, и аутентичным, настоящим существованием, когда он оказывается свободным от бремени повседневности, но в то же время настолько опустошенным, что остается один на один со свободой, охваченный чувством страха перед небытием. Ситуация человека в некоторой степени схожа с ситуацией историка философии. Историк может следовать объективным историческим фактам, а может освободиться от них и дать интерпретацию, которая соотносится с фактами философского творчества. В такой ситуации историк философии выступает в роли свободного мыслителя, который поднимается над повседневностью. Такова методологическая основа, на которой Карл Ясперс рассматривает историю философии.

Карл Ясперс

Если для Мартина Хайдеггера принцип историзма был первостепенным в анализе прошлых философских систем, то Карл Ясперс отвергает его. В истории философии, по его словам, одна концепция сменяет другую, но нет прогрессии идей. Трансценденция (выход за пределы) всегда остается одним и тем же абсолютным бытием, которое не выражается в понятиях; меняются лишь попытки философов отразить сущность в системе различных понятий. Работа философа напоминает вечный и беспричинный труд Сизифа, прекрасно переданный французским философом Альбером Камю в «Мифе о Сизифе». Карл Ясперс утверждает, что история философии имеет специфический характер, который нельзя постичь в целом, как и историю философских идей нельзя представить в виде целостной концепции. История философии не может быть представлена посредством непрерывного рассказа о едином и последовательном процессе, историю нельзя изучать в деталях. Люди находятся в нем, они видят его, находясь в нем, а не из точки за его пределами. История философии позволяет вмешаться в некоторые методологические приемы.

В истории философии Карл Ясперс выделяет такие аспекты: исторический (хронология, географические и природные условия философствования), фактологический (сущность систем, проблемы философии и ответы на них), генетический (происхождение философии и этапы развития), практический (реализация философии в практической жизни), динамический (философия как борьба духа). Однако, по мнению Карла Ясперса, даже взятые в целом, все аспекты не могут выразить истинный смысл и значение философского творчества, конкретно-исторические особенности философствования. Смена одной идеи другой в бесконечном ряду других эпох и народов, смысл, содержание истории философии как духовного явления общественного развития могут быть глубже постигнуты через оригинальную, неповторимую личность философа, которого Карл Ясперс представляет себе как чудо величия.

Не определяя основных этапов в развитии философии, Карл Ясперс придает истории философии своеобразную форму. Он классифицирует всех выдающихся философов на три основные группы и подгруппы. К первой группе относятся те философы, которые занимались в первую очередь проблемой человека: Сократ, Будда, Конфуций, Иисус. Ко второй группе относятся те мыслители, которые занимались формулированием философских систем: Демокрит, Платон, Аврелий, Николай Куза, Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Готфрид Лейбниц, Иммануил Кант, Георг Гегель, Сюрен Кьеркегор, Фридрих Ницше и другие. В третью группу Карл Ясперс включает философов, которые философствовали в конкретных областях знания — науке, литературе, поэзии: Данте Алигьери, Федор Достоевский, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей, Карл Маркс, Фридрих Великий, Альберт Эйнштейн и другие. Значительные группы мыслителей находились вне связного, органичного объединения философов и научных деятелей. Концепция, предложенная Карлом Ясперсом, атомизирует историю философии и устраняет реальные генетические (идеологические, национальные) связи, возникшие в историческом движении философской мысли.

В современной западной философии историко-философский субъективизм противопоставляется объективным концепциям. Объект философии в таких концепциях понимается как нечто объективно существующее по отношению к познавательной деятельности. Это гуссерлианская и томистская концепции. Философ Фердинанд Ларош оправдывает историческую бесперспективность развития философии, раскрывая важность анализа истории как деятельности, создания полной человечности путем решения общих для философов проблем; он показывает актуальность истории философии для практики современной жизни. Французский мыслитель Жак Форе, с точки зрения прогрессии и единства историко-философского процесса, утверждает, что вопрос о том, возможна ли история философии как отдельная дисциплина, зависит от признания истории как науки. Жак Форо рассматривает философию как набор теоретических предложений, допускает прогрессию философского знания и, следовательно, возможность и необходимость отдельной науки — истории философии. Литература:

1. история философии: учебник для средних школ. — Х. Х. Прапор, 2003 — 768 с.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector