Китай — одна из самых древних стран, существующих на сегодняшний день. Она имеет многовековую историю, культуру и философское мировоззрение. Философия Китая является предметом многочисленных дискуссий, поэтому мы предлагаем вам ознакомиться с ней, кратко затронув основные моменты и разложив все «по полочкам».
В сегодняшней статье вы узнаете о развитии китайской философии на протяжении нескольких веков, ее основных философских течениях и характерных особенностях.
Что ж, давайте начнем наш рассказ.
Содержание:
Исторический экскурс
Учение Конфуция
Учение Лао-Цзы.
Буддизм
Легизм
Moism
Заключение
Исторический экскурс
История китайской философии берет свое начало примерно в 6 веке до нашей эры. С тех пор она повлияла на всю восточную мысль в целом: японскую, корейскую, вьетнамскую. Его влияние на Азию можно сравнить с вкладом философских взглядов Древней Греции в культуру остальной Европы.
Развитие китайской философской мысли можно разделить на несколько этапов.
- Период до 6 века до н.э.
Этот период охватывает зарождение философии. Для него характерно существование примитивных религиозных верований, основанных на мифах. В то время люди занимались гаданиями, верили в приметы, богов и духов.
Они были сильными:
- культ предков — согласно ему, духи умерших влияли на жизнь живущих родственников, окружая их защитой;
- слияние мужского и женского начала — предполагает, что изначально Вселенная находилась в хаосе, но появление двух начал позволило восстановить порядок и создать единство неба и земли; мужской символ Ян отвечал за небесные тела, а женская энергия Инь — за земные дела.
К 7-6 векам появились созерцательные практики.
- 6-7 век до н.э. — древнекитайская философия
В этот промежуток времени централизованное государство рушится перед лицом раздробленности и распадается на несколько царств. Между крупнейшими из них происходит ожесточенная борьба, которая также проявляется в противостоянии различных философских школ, отличающихся разными взглядами на политику и этику.
Этот период в истории философии называют Золотым веком.
В это время сформировались наиболее важные философские направления среди так называемых ста школ:
- Даосизм — учение о Дао;
- Конфуцианство;
- Моизм;
- Легизм — школа юристов;
- Минцзя — школа именования;
- школа инь-янь.
Золотой век закончился внезапно — мыслителей преследовали, а написанные ими трактаты повсеместно сжигали.
- 2-й век до н.э. — 10 век нашей эры.
Этот период считается китайским средневековьем. В тройку лидеров входили конфуцианство, даосизм и легизм, между которыми шла борьба за доминирование в сознании китайцев. В начале новой эры буддийская дхарма достигла и границ Китая.
- Начиная с 10-го века.
Учение Конфуция стало официально признанной идеологией, а даосизм подвергался жесткой критике и преследованию. На протяжении нескольких веков традиции конфуцианства определяли жизнь китайцев, охраняя их гармонию и семейные ценности.
- С середины 20-го века.
Когда к власти пришли коммунисты, идеология Китая резко изменила направление. Хотя учение Конфуция, укоренившееся в сознании китайцев на протяжении двух тысячелетий, все еще оказывает влияние на некоторые сферы жизни, его влияние значительно ослабло.
Учение Конфуция
Конфуцианство зародилось в 6-5 веке до н.э. и быстро завоевало популярность среди китайцев благодаря своему гуманизму. Она считалась доминирующей религией до середины прошлого века.
Основателем является Конфуций. После смерти отца его детство было трудным, и с ранних лет он помогал матери, как мог, но это не помешало ему стать образованным и глубоко мыслящим человеком.
Портрет Конфуция
За свою жизнь он написал несколько трактатов:
- «Лун Юй»;
- «Мэн-цзы»;
- «Трактат о середине»;
- «Великие учения».
Главным последователем Конфуция был Цзэн-цзы.
Учение Конфуция основано на следующих концепциях:
- Благородный муж — мужчина ответственный, разборчивый, готовый идти на жертвы, совершать подвиги, открытый для других;
- чжэнь — гуманизм, благородство;
- Сяо: почет, уважение со стороны сыновей;
- li — соблюдение морали и этикета;
- yi — стремление к справедливости и осознание необходимости возмездия
- Минг — понимание всеобщей воли;
- уважение к традициям и мудрости предков;
- справедливые, честные и любящие отношения с родственниками;
- соблюдение ритуальных практик.
Основные идеи конфуцианства касаются жизни человека, образования, стремления к нравственному и духовному росту и развитию интеллекта. Учитель сказал, что отношения между «императором и подчиненным» должны строиться по модели «родитель-сын».
Храм Конфуция
Правитель может быть суровым, но ни в коем случае не жестоким. Принуждение не должно использоваться, подчиненные не должны подвергаться насилию, и по той же причине не должны устанавливаться чрезмерно суровые законы.
Учение Лао Цзы
Ученый Лао-цзы, старший современник Конфуция, считается основателем даосизма. В основе этого философского мировоззрения лежит концепция Дао — универсального закона мира, где все имеет начало и конец, правильного пути, сущности природы, управляющей всем.
С понятием Дао связана энергия дэ, исходящая от Дао как благодать, преобразующая его в окружающий мир. Самое главное в даосизме — стремиться к гармонии природы, которой можно достичь, следуя принципу Дао. Не должно быть никаких целенаправленных действий, подкрепленных усилиями — наоборот, это усилит напряжение и спровоцирует хаос.
Портрет Лао-Цзы
Отсюда принцип не-действия, а точнее, невмешательства — у-вэй. У-вэй относится и к правителю: он не должен вмешиваться в жизнь своих подчиненных, а лишь предотвращать бунт и не менять уклад жизни. Народ, в свою очередь, должен подчиняться императору и выполнять его приказы.
В даосской системе есть Земля, Небо и Человек, а над всеми ними возвышается Дао.
Буддизм
Известно, что буддизм зародился в Древней Индии, но до Китая он дошел только через пять веков после своего появления — на рубеже правления династии Хань. Он распространялся по стране в течение трех столетий и достиг своего пика во времена империи Цзинь — в IV и V веках.
Буддизм в основном поддерживали кочевники, пришедшие в Китай из других азиатских стран. Это объясняется тем, что даосизм и конфуцианство были довольно сильными философскими идеологиями, которые к тому же были ближе к китайскому менталитету с его уважением к традициям и готовностью к труду.
Это не означает, что буддизм не был популярен среди китайцев — напротив, даже сегодня он актуален, в основном в форме школы дзен, которая в Поднебесной известна как чань.
Легизм
Легализм — это название больше известно европейцам, в то время как на Востоке эту государственно-философскую доктрину знают как «фуцзя», или легалистское течение. Его основателем был Сюнь-Чжи, работу которого продолжил Хань Фэйчжи.
Портрет Сунь Цзи
Легизм в первую очередь занимается вопросами политической власти. Особенности идеологии заключаются в следующем:
- Человек по своей природе эгоистичен, зол, нелюбопытен, постоянно желает личной выгоды.
- Строгая этика, тотальный контроль и самые строгие приказы могут справиться с этой темной человеческой натурой.
- Лучший способ повлиять на людей — это угроза наказания и насилия.
- Иерархия власти должна быть жестко упорядочена, не должно быть наследования должностей от отца к сыну.
- Должна быть постоянная ротация должностных лиц.
- Власти имеют право вмешиваться в экономическую сферу и в частную жизнь населения.
В эпоху Цинь — в III веке до нашей эры — легизм был признан государственной идеологией.
Моизм
Гораздо более гуманным и либеральным по сравнению с легизмом был моизм. Его основателем считается философ Мо Цзи, живший в 5-4 веках до нашей эры. Среди его последователей — Цинь Хуали, Мэн Шэнь и Фу Дунь.
Портрет Мо Цзи
Основными характеристиками Moism являются:
- любовь к ближним;
- Равенство всех членов общества;
- Необходимость направлять людей к тем традициям, которые им действительно нужны;
- Стремление к благополучию всех людей;
- Власть — способ дарить людям добро;
- чувство долга;
- Желание не только обеспечить собственное благополучие, но и помочь в этом другим.
Сегодня мы остановимся на этом, но в будущем мы вернемся к этой теме и рассмотрим ее более глубоко.
Заключение
В целом, китайская философия многогранна. Она развивалась на протяжении многих лет, и в разное время преобладали определенные взгляды. В средние века существовало «сто школ», основными из которых были конфуцианство, даосизм, буддизм, легализм и моизм.
Лидерство этих школ продолжалось несколько веков, среди которых особой популярностью пользовалось учение Конфуция. Сегодня в Китае чтят философию, унаследованную от древних предков; для китайцев традиции — это самое главное.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что нам удалось кратко изложить основные идеи популярных философских школ Китая, и вы почерпнули для себя что-то полезное.