Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — первый двенадцатый (от славянского «двенадцать» — двенадцать) православный праздник церковного года. Оно первое по хронологии событий новозаветной истории и по церковному календарю, которое начинается в сентябре и поэтому именуется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения». Рождение Богородицы было исполнением пророчеств о скором пришествии на землю Христа, Спасителя мира. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю), он непреходящ и имеет 1 день до праздника и 4 дня после праздника.

Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника

Так Хоакин и Ана терпели несправедливые обвинения в тайных грехах. Но они не отчаивались, а ждали милости Божией и верили, что Господь даже в старости может послать им сына, как когда-то Аврааму и Сарре.

Рождество Пресвятой Богородицы Святые Иоаким и Анна Фреска из монастыря Дионисия на Афоне

В один из великих иудейских праздников Иоаким прибыл в храм Иеросальма, чтобы, по закону Моисееву, принести жертву Богу. Но первосвященник даров Иоакима не принял, обвинив его в грехах, за которые Господь наказывает его бесплодием. Опечаленный Хоакин не вернулся домой, а ушел в пустыню, где паслись его стада. Анна, узнав о том, что произошло в храме, тоже опечалилась. Однако они не роптали на Господа, а усердно молились, прося милости. Его молитва была услышана Господом. Согласно легенде, Хоакину в пустыне и Ане в саду явился ангел с радостной вестью о том, что у них родится дочь. Оба они немедленно отправились в Иерусалим и встретились у Золотых ворот. Со временем у них родилась дочь, которую назвали Марией).

Рождество Пресвятой Богородицы в истории

Одно из первых упоминаний о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах святителя Прокла, архиепископа Константинопольского (439-446). Яковиты и несториане, отколовшиеся от Православной церкви в V веке, также отмечают праздник 8 сентября под названием «Рождество Богородицы». В VII-VIII веках Греческая церковь уже отмечала праздник с большой торжественностью. Официальное одобрение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию.

Богослужение на Рождество Пресвятой Богородицы

В праздничную службу входят творения святого Иоанна Дамаскина (8 век), первого канона; Святой Андрей Критский (7 век) — второй канон; Герман, Патриарх Константинопольский (8 век) — стихира в стиховне; Анатолий, епископ Солунский (9 в.) — несколько стихир на литию; Стефан и Сергий Святоградцевы (9 век) — стихиры в «Господь возгласил» и некоторые в литии и стиховне. Стихи на праздник Рождества Богородицы содержат вероучительную мысль о том, что в лице Девы Марии Господь уготовал земной Престол и Царскую Чертогу; что Матерь Божия превосходит всех женщин своим величием, потому что от Нее родился Сын Божий; что, разрешив бесплодие родителей Богородицы, Господь может разрешить и наше духовное бесплодие, т.

В паремиях, читаемых на праздник Рождества Богородицы, первая (Быт. XXVIII, 10-17) говорит о видении Иаковом лествицы, которая представляла Богородицу, соединяющую небо с землей, землей; вторая притча (Иезекииль XLIII, 27; XLIV, 1-4) содержит пророчество Иезекииля, называвшего двери, через которые проходили Святой Древний и Святой Строитель, Богородицей; третья (Прит. IX, 1-11) говорит о Доме, уготованном Себе Ипостасной Премудростью, то есть Иисусом Христом (Сей Дом, построенный Премудростью — Богородицы, Пресвятой Девы Марии, в котором Господь было установлено).

Мысли канона в партию близки мысли стихиры. Апостол (Филипп II, 5-11) говорит о смирении и смирении Сына Божия, который, приняв образ раба, смирил Себя до смерти на кресте, и за это прославился превыше всех имен. Евангелие (Лк. X, 38-42. XI, 27-28) говорит о пребывании Христа в доме Марфы и Марии. Древнейшим гимном праздника, составленным, вероятно, в V-VII вв., является тропарь.

Церковнославянский текст:

Твое рождество, бцде дв7о, радость возвещая2 на всю вселенную и 3з8 солнце правды взойдет для тебя хрт0с бг наше, разрушая класс, дарует счастье и 3 празднует смерть, даруя нам вечную жизнь.

Русский текст:

Рождение Твое, Дева Богородица, радость всей вселенной возвестила: ибо Солнце Истины воссияло Тебе, Христе Боже наш, и, разрушив проклятие, дало благословение и, разрушив смерть, даровало нам жизнь вечную.

Отпускной кондак. Церковнославянский текст:

Їваки1м и 3 нна упрекают бездетность, а 3 адам и 3 є4вва т тля2 смертные свобода1стасз, бэтэрз шм чцтв0м твой1м то твой народ празднует2, вина2 грех и 3 вопль избавлен от тебя, бесплодие рождает бкд й3 кормилец жизни нашей.

Русский текст:

Хоакин и Ана были освобождены от упрека в том, что у них нет детей, а Адам и Ева были освобождены от смертной смерти Твоим Святым Рождением, Непорочное. Празднуется и народ Твой, освободившийся от бремени греха, восклицая Тебе громким голосом: неплодная рождает Богородицу и Подательницу Жизни нашей.

Праздник  Рождество Пресвятой Богородицы. Народные традиции

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы также называют «Pequeño Purísimo», «Днем Аспоса». По народной легенде ближайшее к этому дню время называлось Оспожники, Пожинки или Госпожинки. Размах праздничных гуляний зависел от того, каким окажется урожай в новом году. Хорошим урожаем Мастера праздновали целую неделю: чем урожайнее лето, тем длиннее каникулы. Сельская «фиеста», посвященная празднествам церковного цикла, проходила в период между Успением Богородицы и Покровом. Вечеринка развернулась по всем законам гостеприимства: варили пиво по количеству гостей, резали овцу или барана, готовили блюда из говядины, из головы и ног быка делали желе, вылавливали кулебяки, а еще, несмотря на скоротечность праздников, пекли пирог из домашней пшеничной муки с магазинной манной смесью дети звали на вечеринку своих родственников, отдавая предпочтение тем, кто был готов заплатить за угощение на празднике. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение: ни тесть, ни свекровь не уклонялись от их приглашения, даже если у них самих не было ответа. Очень важно было, чтобы между зятьями и свекром дочери и свекровью были хорошие отношения, как гласит пословица: «Не к зятю, а к милому ребенок.»но для милого ребенка.но для милого ребенка» из кулебяки достали рыбу, а также, несмотря на то, что праздники были постными, испекли лепешку из домашней пшеничной муки с покупной манной смесью.За день-два до праздника дети позвали на праздник своих родных , отдавая предпочтение тем, кто был готов заплатить за угощение в праздник. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение: ни тесть, ни свекровь не уклонялись от их приглашения, даже если у них самих не было ответа. Очень важно было, чтобы между зятьями и свекром дочери и свекровью были хорошие отношения, как гласит пословица: «Не к зятю, а к милому ребенок.»но для милого ребенка.но для милого ребенка» из кулебяки достали рыбу, а также, несмотря на то, что праздники были постными, испекли лепешку из домашней пшеничной муки с покупной манной смесью.За день-два до праздника дети позвали на праздник своих родных , отдавая предпочтение тем, кто был готов заплатить за угощение в праздник. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение: ни тесть, ни свекровь не уклонялись от их приглашения, даже если у них самих не было ответа. Очень важно было, чтобы между зятьями и свекром дочери и свекровью были хорошие отношения, как гласит пословица: «Не к зятю, а к милому ребенок.»но для милого ребенка.но для милого ребенка» отдавая предпочтение тем, кто был готов заплатить за угощение в праздник. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение: ни тесть, ни свекровь не уклонялись от их приглашения, даже если у них самих не было ответа. Очень важно было, чтобы между зятьями и свекром дочери и свекровью были хорошие отношения, как гласит пословица: «Не к зятю, а к милому ребенок.»но для милого ребенка.но для милого ребенка» отдавая предпочтение тем, кто был готов заплатить за угощение в праздник. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение: ни тесть, ни свекровь не уклонялись от их приглашения, даже если у них самих не было ответа. Очень важно было, чтобы между зятьями и свекром дочери и свекровью были хорошие отношения, как гласит пословица: «Не к зятю, а к милому ребенок.»но для милого ребенка.но для милого ребенка».

Самыми важными гостями были сваха и сваха тестя и свекровь его сына, которые сидели за столом в переднем углу, под теми же образами. Сельские увеселения были шире и разнообразнее в местности, где стояли храмы в честь Рождества Богородицы, так как в этих городах устраивались различные ярмарки, приуроченные к празднику.

Рождество Богородицы. Иконы

Древнейшие изображения праздника Рождества Богородицы известны с VI века и широко использовались в византийском и русском искусстве XI-XII веков. К этому времени относятся основные элементы иконографии: Анна в красной мафории на высокой кровати, поддерживаемая служанкой; справа или слева внизу — сцена мытья ребенка. Три женщины подходят к Анне с подарками. Отец Богородицы Хусто Хоакин наблюдает из окна гостиной.

Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Богородицы середина XIV века Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Богородицы. Двусторонний значок планшета. Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник конца 15 — начала 16 ввРождество Пресвятой Богородицы Фрагмент иконы Рождества Богородицы XVI век. Музей. А. РублеваРождество Пресвятой Богородицы Рождество Богородицы. Невьянская икона. 1830-1840 ггРождество Пресвятой Богородицы Рождество Богородицы с житием XVI век. Из местного ряда собора Рождества Богородицы в Устюжне

Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы. С торжественного случая середины XVII века Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», г. Ростов ВеликийРождество Пресвятой Богородицы Рождество Богородицы. Невьянская икона. Круг Богатырева. Вторая четверть 19 века

Храмы во имя Рождества Богородицы на Руси

Храмы и монастыри в честь Рождества Богородицы строились в XII-XIV веках по всей России. Покровительство Богородицы в освобождении русских земель от татаро-монгольского ига отразилось в массовом строительстве храмов, посвященных праздникам Богородицы.

Собор Бобреневского монастыря (1381 г.) близ Коломны и надвратная церковь Андроникова монастыря были посвящены Рождеству Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы Бобренев монастырь под Коломной

В 1392 году вдова великого князя Димитрия Донского княгиня Евфросиния основала в Московском Кремле Вознесенский монастырь и возвела белокаменный храм в честь Рождества Богородицы в традициях владимиро-суздальского зодчества. Церковь была расписана в 1395 году известными иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.

Рождество Пресвятой Богородицы Вознесенский монастырь. 1850-1865 гг

В честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владимирской области освящен Боголюбский монастырь. Монастырь был основан в XII веке, а главный храм был построен между 1158 и 1751 годами. Собор Рождества Богородицы был украшен резными рельефами и фресками, медью и позолотой, керамическими полами и витражами. Круглые мраморные колонны поддерживали своды. Старый собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в 18 веке был заменен новым. На лестничной башне был построен шатер колокольни. Место княжеских апартаментов занял частный дом. В 19 веке старые ворота с надвратной церковью были заменены надвратной Успенской церковью с колокольней,тогда же был построен огромный пятиглавый собор. 3 июня 1923 года монастырь был закрыт, а в 1991 году началось возрождение обители.

Рождество Пресвятой Богородицы Собор Рождества Богородицы Боголюбского монастыря во Владимирской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе освящен Ферапонтов монастырь. Ферапонтово, Вологодская область. Собор Рождества Богородицы был построен в 1490 году. Его объем, расположенный в высоком подклете, завершается тремя рядами кокошников и небольшим изящным барабаном. Фасады украшены в верхней части поясами из балясин и керамических пластин с растительным орнаментом, в нижней части — поясом с тератологическим (звериным) и растительным орнаментом, напоминающим белокаменную резьбу владимирского зодчества. Три перспективных портала высечены из белого известняка. Внутри собор разделен четырьмя квадратными колоннами на три нефа с приподнятыми под барабан арками. В 1924 году Ферапонтов монастырь был закрыт.С 1975 года монастырь используется как музей. В 2018 году Синод принял решение о возобновлении монашеской жизни в обители.

Рождество Пресвятой Богородицы Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе. Ферапонтово, Вологодская обл

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве был освящен монастырь. Собор Рождества Богородицы был построен в 1501-1505 гг. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но в 1550 году было полностью восстановлено. Храм с четырьмя колоннами и тремя апсидами имеет купол. Нижний объем кубический. Угловые части перекрыты ребристыми сводами и понижены по отношению к центральной части, крестообразной формы. Ступенчатые пружинные арки несут высокий барабан со шлемовидным куполом. Конец имеет пирамидальный вид. Под барабаном два ряда кокошников. В 1676-87 колокольня собора была разобрана и на ее месте с юго-запада пристроена шатровая колокольня. В конце 18 в.

Рождество Пресвятой Богородицы Ансамбль монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве

В страшной бойне на территории самого монастыря погибло 12 000 человек. Монастырь был подожжен, и все документы его ранней истории были сожжены. После окончания беспорядков многое было восстановлено, воздвигнуты новые башни и храмы. В середине 17 века была построена колокольня. В середине XVII века в Пафнутьев монастырь дважды в разное время были заточены протоиерей Аввакум и боярыня Морозова, которые умерли там от голода в земляной яме. В 1923 году на территории монастыря разместили исправительную колонию, затем сельскохозяйственный техникум. С 1960 года ведутся реставрационные работы. В 1991 году Пафнутьев монастырь снова был передан Церкви, тогда еще сельскохозяйственный техникум. С 1960 года ведутся реставрационные работы. Пафнутьев монастырь был вновь передан Церкви в 1991 году.

Рождество Пресвятой Богородицы Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьев Боровский мужской монастырь

Барабан завершен куполом в виде шлема с ажурным крестом XVII века. Лепной декор барабана относится к середине 19 века. В 1850 году были построены трехъярусная колокольня и двухнефная трапезная. В годы советской власти храм оставался действующим. Только во время Великой Отечественной войны богослужения ненадолго прерывались, но вскоре возобновлялись.

Рождество Пресвятой Богородицы Храм Рождества Христова в Волоколамске

Крыша храма претерпела значительные изменения. Первоначально собор заканчивался, кроме закомара, двумя рядами кокошников, расположенных параллельно плоскостям фасада. Его квадратные постаменты скрыты задней шатровой крышкой. Кирпичный световой барабан и головка лампы новые. Также в XVI веке была построена трехъярусная колокольня, перестроенная в 1871 году. В это же время из соседнего Дулова в Медведеву пустынь перевезли Спасскую церковь. В 19 веке церковь Рождества Пресвятой Богородицы была перестроена. В 1937 году Медведевскую Богородичную Рождественскую пустынь закрыли, а его имущество разграбили. В 1999 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви. Нынешний храмовый комплекс потихоньку возрождается. В это же время из соседнего Дулова Спасскую церковь перевезли в Медведевскую пустынь. В 19 веке церковь Рождества Пресвятой Богородицы была перестроена. В 1937 году Медведевскую Богородичную Рождественскую пустынь закрыли, а его имущество разграбили. В 1999 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви. Нынешний храмовый комплекс потихоньку возрождается. В 1999 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви. Нынешний храмовый комплекс потихоньку возрождается.

Рождество Пресвятой Богородицы Одноименная церковь Рождества Богородицы Медведева Пустынь в Дмитровском районе Московской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Лужецкий Ферапонтов монастырь в городе Можайске Московской области, основанный в 1408 году. Собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в первой половине века XVI. Его перестроили в середине 18 века, разобрали окружавшие собор галереи. В 1960-х годах 20 века его отреставрировали. В 1922 году монастырь был официально закрыт и разорен. В 1994 году Китайская Республика была возвращена. Мощи преподобного Ферапонта Белозерского покоятся в соборе Рождества Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы Можайский Лужецкий монастырь Рождества Богородицы Ферапонтов в Можайске Московской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Звенигород Московской области освящен Саввино-Сторожевский монастырь. Монастырь основан в 1398 г., а крестово-купольный четырехстолпный одноглавый собор построен в 1405 г. Фасады, верхушки апсид и барабан украшены белокаменной резьбой. Перспектива порталов с килевидной отделкой. Завершение тремя рядами закомаров в XVIII-XIX вв было заменено четырехскатной крышей. Головка лука относится к 17 веку. В середине 1919 года монастырь закрыли, а в 1990-х годах он вернулся в Китайскую Республику.

Рождество Пресвятой Богородицы Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде Московской области

В композиции здания бросается в глаза асимметричное расположение трех куполов, один из которых венчает выдающуюся из общего объема полукруглую башню. В этой башне есть лестница.

Рождество Пресвятой Богородицы Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде освящен Десятинный монастырь. Первое упоминание о монастыре относится к 1327 году. Каменная церковь Рождества Богородицы была построена в 1397 году. Первоначально это был храм с четырьмя столпами, одним куполом и одной апсидой. С 1918 года в Десятинном монастыре располагались Новгородская ГубЧК и Новгородский отдел ОГПУ. Подвал Рождественского собора был приспособлен для камер для арестованных, ректорский корпус — для клуба чекистов. В 1929 году кладбищенская церковь Всех Святых была снесена, а монастырское кладбище уничтожено. Собор Рождества Богородицы сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но купол сохранился, а стены местами разрушены.В середине 1950-х его снесли и разобрали на кирпичи. Монастырь сохранился в фрагментах.

Рождество Пресвятой Богородицы Десятинный монастырь до революции

Церковный барабан усиливает эффект легкости и устремленности ввысь. Во внутреннюю часть здания ведут три широких входа. Они и стройные сводчатые столбы широких пространств способствуют тому, что даже при небольших размерах церковь производит впечатление просторного и высокого здания. В основе дошедшей до нас постройки лежит кладка домонгольских времен: сочетание известняка и тонкого цокольного кирпича, уложенного на известковый раствор, с примесью кирпичной крошки (земянки). Крест, который венчает церковь, представляет собой так называемый «крест-полумесяц купола», типичную форму домонгольского периода, происходящую от «креста в цветах» или «креста из виноградной лозы». В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде на известковом растворе.со смесью кирпичной крошки (земянки). Крест, который венчает церковь, представляет собой так называемый «крест-полумесяц купола», типичную форму домонгольского периода, происходящую от «креста в цветах» или «креста из виноградной лозы». В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде на известковом растворе с примесью кирпичной крошки (земянки). Крест, который венчает церковь, представляет собой так называемый «крест-полумесяц купола», типичную форму домонгольского периода, происходящую от «креста в цветах» или «креста из виноградной лозы». В настоящее время памятник восстановлен в первозданном виде.крест в цветочек» или «крест из виноградной лозы». В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде, уложенном на известковый раствор, с примесью кирпичной крошки (земянки). Крест, венчающий церковь, — так называемый «крест полумесяца» купол», типичная форма домонгольского периода, происходящая от «цветущий крест» или «виноградный крест». В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде.крест в цветочек» или «крест из виноградной лозы». В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде, уложенном на известковый раствор, с примесью кирпичной крошки (земянки). Крест, венчающий церковь, — так называемый «крест полумесяца» купол», типичная форма домонгольского периода, происходящая от «цветущий крест» или «виноградный крест». В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде.В настоящее время памятник восстановлен в первозданном виде.В настоящее время памятник восстановлен в первозданном виде.

Рождество Пресвятой Богородицы Церковь Рождества Богородицы в Перынском скиту под Великим Новгородом

В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Снетогорский монастырь в Пскове. Монастырь впервые упоминается в Псковской летописи конца XIII века, согласно которой 4 марта 1299 года уже существовавший в то время монастырь был сожжен во время нападения на Псков ливонских рыцарей. В XIV-XV веках Снетогорский монастырь стал главным духовно-монашеским центром Пскова. Главная святыня монастыря — собор Рождества Пресвятой Богородицы — построен в 1311 году. Внутреннее пространство собора выполнено в виде равноконечного креста с примыкающими по углам меньшими объемами. По внутренней структуре интерьера боковые фасады храма асимметричны. Его восточные обороты украшены высокими арками, соответствующими высоте плеч креста. Вот боковые порталы храма, над ними ниши-киоты и окна, предназначенные для росписи. Западные обороты снизу украшены низкими арочными нишами, соответствующими нижнему уровню западных угловых помещений. Восточный фасад с тремя апсидами в значительной степени сохранил свои первоначальные формы. Западный фасад, первоначально заканчивавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт пристройками к храму, появившимися в более поздние века. Собор завершает помещенный в центре внутреннего креста купол, барабан которого снаружи украшен необычным поясом стрельчатых арок, восстановленных при реставрации. В пятнадцатом веке, барабан купола был поднят, а арочный пояс заменен лентами полозьев и бордюров. За время существования собора форма крыши неоднократно менялась. Первоначально храм был покрыт доской в ​​виде закомара, а оголовок купола прикрыт деревянным лемехом. Территорию монастыря занимал дом отдыха. В 1934 году колокольня Вознесенской церкви была частично разрушена. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался штаб группы армий «Север». Территория и монастырские постройки были благоустроены для проживания немецких офицеров. В то же время в церкви Сан-Николас был устроен актовый зал, в соборе — винный магазин и тир и гараж в руинах Вознесенской церкви. В послевоенное время продолжали существовать дом престарелых и детский санаторий. В 1993 году здания Снетогорского монастыря были переданы Псковской епархии Русской Православной Церкви.В соборе находятся винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви — гараж. В послевоенное время продолжали существовать дом престарелых и детский санаторий. В 1993 году здания Снетогорского монастыря были переданы Псковской епархии Русской Православной Церкви.

Рождество Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь Рождества Богородицы в Пскове

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе освящен Солотинский монастырь. Солочь, Рязанская обл. Монастырь основан в 1390 году. В 1570-1580 годах монастырь считался одним из самых важных в России. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского князя Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного. Новый расцвет монастыря пришелся на конец XVII века. В 1917 году монастырь был закрыт советскими властями, это была колония для малолетних правонарушителей. Впоследствии архитектурный комплекс монастыря вошел в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах началась реставрация здания.

Рождество Пресвятой Богородицы Собор Рождества Богородицы Солотчинского монастыря

В честь Рождества Пресвятой Богородицы Палеостровский монастырь о. Палей Республики Карелия. Палеостровский Богородице-Рождественский монастырь был основан в 15 веке. В XVII веке монастырь стал местом заточения епископа Павла Коломенского. После разделения Русской Церкви старообрядцы бежали в монастырь и нашли там много сочувствующих. В 1928 году был разрушен Палеостровский монастырь, официально закрыта церковь Рождества Богородицы. На острове была создана колония для малолетних правонарушителей. В настоящее время монастырь восстанавливается.

Рождество Пресвятой Богородицы Богородице-Рождественский Палеостровский мужской монастырь в Республике Карелия

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе была освящена Эрмита-де-ла-Раис. Свобода Курской области. Основан в 1597 году, на месте явления в корне дерева чудотворной иконы Знамения Божией Матери, именуемой Коренной, или Курской. В трудные времена Коренная Пустыня была разрушена до основания. С 1618 по 1764 год скит был закреплен за Курским Знаменским монастырем. В 1792 году в нем устроили общежитие. После революции монастырь был разграблен и закрыт. Был взорван храм Рождества Пресвятой Богородицы, снесен купол колокольни, а в доме отдыха устроена смотровая площадка для отдыхающих, ставшая Коренной пустынью. В 1989 году скит был передан Русской Православной Церкви.

Рождество Пресвятой Богородицы Скит Рождества Богородицы Коренной в городе. Свобода Курской области

Где возвели церковь святых Флора и Лавра, а в 1580-х годах возвели церковь Рождества Богородицы в остроге. В 1605 году Софрониевский монастырь был разграблен войском Лжедмитрия I, направлявшимся на Москву. XVII и XVIII века были периодом расцвета Софрониевской пустыни. Уже в начале 1920-х годов советские власти закрыли Софрониевский монастырь. В первые послевоенные годы оставшиеся руины Софрониевского монастыря стали разбирать на кирпичи для свинарников, колхозных построек, промышленных объектов. Так, церковь Рождества Пресвятой Богородицы бульдозеры сровняли с землей, а на ее месте появился участок для выпаса колхозного скота.

Рождество Пресвятой Богородицы Рождества Богородицы Софрониево-Молчанская Пустынь в селе Печерская. Новая Украинская Слобода

В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Молчанский монастырь в городе Путивле, Украина. История основания Молчанского монастыря тесно связана с Софрониевой пустынью. В 1592 году татары сожгли Молчанскую пустынь, а в 1593 году все монахи переселились в Путивль, где было несколько «осадочных дворов», и превратили монастырский двор в новый Молчанский монастырь. В 1602-1604 годах были построены каменные укрепления, и монастырь стал настоящим оборонительным постом. Монастырь служил мощной крепостью, в которой неоднократно находили убежище монахи монастыря и местные жители. С 18 ноября 1604 г по 26 мая 1605 г. Лжедмитрий I использовал монастырь как свою резиденцию. Молчанская пустынь была закреплена за Путивльским Молчанским монастырем, и на его территории была устроена монастырская пасека. Во время гражданской войны Смутного времени в монастыре вспыхнул пожар, в результате которого здание сильно пострадало. В 1653 году разрушенный монастырь был восстановлен. Чтобы не было путаницы, монастырь в Путивле стал называться Большим Молчанским, а его восстановили над Молчинским болотом, — Малой Молчанской пустынью. Последний с конца XVII века стал называться Софрониевой пустынью, или Софрониевским монастырем. С конца XVII века монастырь, как и сам город Путивль, постепенно начал приходить в упадок. В послереволюционное время монастырь был закрыт, а монахи разогнаны. С 1930-х гг. В 1991 году монастырь был передан УПЦ, так как сам город Путивль начал постепенно приходить в упадок. В послереволюционное время монастырь был закрыт, а монахи разогнаны. С 1930-х годов на территории и в зданиях монастыря располагались детский дом, ремесленное училище и военный завод. С 1960 года в монастыре ведутся реставрационные работы, а спустя 17 лет здесь создан Государственный историко-культурный заповедник. В 1991 году монастырь был передан УПЦ.

Рождество Пресвятой Богородицы Богородице-Рождественский Молчанский монастырь в Путивле (Украина)

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Юрьево (Великий Новгород, Витославицкий детский дом) освящен храм. Церковь Рождества Богородицы была построена примерно между 1530 и 1540 годами. Церковь была перенесена из села Передки. В виде креста, с тремя престолами, стоит на высоком постаменте и увенчан высоким венценосным шатром. С пяти сторон: северной, северо-западной, западной, юго-западной и южной, церковь окружена открытой наружу галереей, которая опирается на несущие кронштейны — бревна, выпущенные из основного каркаса. Северо-западная и юго-западная стороны галереи не повторяют контуры церковных стен, а спрямляются. На западе, перед галереей, есть крыльцо. Ветви креста из бревен покрыты двускатными крышами, боковые алтари и галерея выполнены в едином тоне. Поразительная особенность храма: боковые стены креста в его плане не параллельны, как это часто бывало, а резко отодвинуты от центра помещения наружу.

Рождество Пресвятой Богородицы Церковь Рождества Христова в Юрьеве под Великим Новгородом

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале Владимирской области был освящен собор, построенный между 1222 и 1225 годами. В 1237 году, во время нашествия на Суздаль батьевской орды, собор Богородицы был разграблен. Позже восстановлен. 25 марта 1577 года в Суздале вспыхнул крупный пожар, сильно повредивший и собор. В 1635-36 годах, после нашествия поляков, собор вновь был восстановлен. В 1719 году в Суздале вспыхнул огромный пожар, уничтоживший почти все церкви и дома горожан. В этом пожаре пострадал и собор: оплавилась жестяная крыша и купола, обрушился верхний ярус собора. Затем собор был отреставрирован. В советские годы это не сработало. В 1991 году в соборе проводились богослужения.

Рождество Пресвятой Богородицы Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале Владимирской области

В честь Рождества Богородицы в Московском Кремле освящен храм. Церковь построена на территории Кремля в 1393-1394 годах на месте старой деревянной церкви Воскресения Лазаря Праведного. Церковь Рождества Богородицы располагалась в женской части Кремля и была родильной церковью великих княжон. Во время пожара 1479 года верхняя часть церкви обрушилась, и ее пришлось восстанавливать. В 1514 году была перестроена и церковь Рождества Богородицы в Сене. В 1681-1684 гг. Церковь Рождества Богородицы на Сенях снова была почти полностью перестроена. Новый храм был одноглавым, с западной трапезной. Впоследствии церковь Рождества Богородицы в Сене реставрировали в 1923-1928 и в 1949-1952 годах.До наших дней сохранилось старинное здание с четырьмя белокаменными апсидами с главным порталом.

Рождество Пресвятой Богородицы Храм Рождества Богородицы в Сене Московского Кремля

В честь Рождества Богородицы в Старом Симонове в Москве была освящена церковь, построенная в 1509 году на месте деревянной церкви, первоначально возведенной в 1370 году. Церковь является частью первоначально существовавшего в этом Симоновом монастыре сайт. В 17 веке монастырь был упразднен, храм стал приходским. В 1927 г церковь была закрыта, в 1930-е гг обезглавлена. В здании располагалась компрессорная станция завода «Динамо». В 1932 г колокольню снесли, в 1980-х гг церковь передали Историческому музею. В 1989 году возвращен Русской Православной Церкви.

Рождество Пресвятой Богородицы Церковь Рождества Богородицы на Старом Симонове в Москве

В честь Рождества Богородицы на Путинках в Москве освятили храм. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы известна с 1625 года. В 1648 году деревянная церковь сгорела и позже была построена в камне. Храм представляет собой узкий двухсветный четырехугольник, вытянутый в поперечном направлении, завершенный тремя лавками. Звонница восьмиугольная, четырехгранная, расположена между часовней и храмом, возвышаясь над сводами трапезной. Композицию дополняет большое шатровое крыльцо на западном фасаде трапезной, расположенной на Малой Дмитровке. В оформлении церковных фасадов использованы типичные для XVI века стрельчатые кокошники, столбчатые килевидные наличники и сложные распущенные карнизы. После закрытия храма в 1938 г в нем долгое время располагались офисы, затем репетиционный зал Московской дирекции «Цирк на сцене». Постепенно здание храма пришло в критическое состояние, и в 1959-1960 гг. Проведена комплексная реставрация. В 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

Рождество Пресвятой Богородицы Храм Рождества Богородицы на Путинках в Москве

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Мурованка Республики Беларусь освящен храм. Храм-крепость возведен в 1524 году в готическом стиле. Архитектурно это одноэтажное четырехэтажное здание с высокой двускатной крышей. Монументальное каменное здание закреплено по углам цилиндрическими оборонительными башнями. Башни органично связаны с корпусом. В разное время храм служил не только местом поклонения, но и защитой крестьян от опустошительных набегов. В 1656 году церковь сильно пострадала, а в 1706 году подверглась бомбардировке шведами во время Северной войны. В 1928 году костёл был преобразован польскими властями в церковь и передан местной католической общине. В августе 1993 г.церковь была возвращена общине РПЦ.

Рождество Пресвятой Богородицы Церковь Рождества Богородицы в селе Мурованка, Республика Беларусь

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме Владимирской области был освящен собор, построенный примерно между 1549 и примерно 1557 годами. Первоначально каменный собор был увенчан тремя куполами, в середине XVII в собор был отремонтирован и увенчан пятью куполами. Мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии почили в Петропавловском приделе собора. В 1934 году «с согласия» общины верующих собор был передан в аренду одному из полков, дислоцированных в городе. С середины 1930-х годов Соборная площадь была превращена в футбольное поле, а колокольня — в пожарную вышку и раздевалку для игроков. В 1939 году по распоряжению горсовета г.собор и церковь у колокольни начали сносить. Собор разобрали перед Великой Отечественной войной, а колокольню спустя восемь лет.

Рождество Пресвятой Богородицы Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме Владимирской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен придел храма Спиридона Тримифийского, что находится на Козьем Болоте в Москве. Храм известен с 1627 года. В 1633-1639 годах церковь была перестроена в камне и названа в народе не из-за главного престола в честь Рождества Богородицы, а из-за придела святителя Спиридона. В XVII-XIX веках церковь не раз перестраивалась и расширялась. Церковь сильно пострадала в 1812 году во время великого московского пожара, а затем была заново отстроена. Старое ядро ​​церкви сохранило черты древнерусской архитектуры. Кубическое здание храма увенчано одним куполом, покоящимся на круглом барабане с арочно-столбчатым поясом. Под поздним шатром, сохранились ряды превосходных килеватых кокошников, завершающих четыре стены фасада. В августе 1930 года храм был разрушен.

Рождество Пресвятой Богородицы Спиридоновская церковь на Козьем болоте в Москве

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе освящен храм. Свияжск, Республика Татарстан. Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен около 1567 г. Разрушен в 1928 г.

Рождество Пресвятой Богородицы Собор Рождества Богородицы в Свияжске

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Лиственка Ленинградской области освящен храм. Это одна из старейших клетских церквей в Ленинградской области. Церковь построена в 1599 году. Здание состоит из трех объемов: церкви, прирубного алтаря и трапезной. В 1720 году церковь перестроили: возвели трапезную и новый портик. Резной хор и иконостасная таблица с надписями и изображениями святых сохранились без изменений. Церковь закрылась в 1932 году и действует с 1992 года.

Рождество Пресвятой Богородицы Церковь Рождества Богородицы в селе Лиственка Ленинградской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Пскове освящен храм. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Проломской датируется 1581 годом. Церковь Покрова Богородицы «Покровский от Угла» или «От Пролома» монастыря известна с XIV века. Монастырь располагался на пятой Ротонде городской стены у Великих ворот и огромной башни, также названной в честь монастыря — Покровской. Первоначально главным храмом монастыря был храм во имя Покрова Богородицы, к которому после осады Пскова в 1581-1582 годах войсками короля Стефана Батория, в память о чудесном избавлении красавцы города», была пристроена недавно возведенная церковь Рождества Богородицы. С того времени,храм явился малым архитектурным чудом: одинаковые церкви, клецкие, крохотные, с куполом и апсидой и с колокольней, расположенные симметрично над притворами в общей стене, соединяющей их в единое целое. В настоящее время историческая экспозиция находится в Покровской церкви; Церковь Рождества Христова принадлежит Псковской казачьей общине.

Рождество Пресвятой Богородицы Церковь Покрова и Рождества Пролома в Пскове

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Порхове Псковской области освящен храм. До середины XVIII века на месте современной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, на южной окраине Порхова, находился Рождественский женский монастырь, упраздненный в 1764 году при секуляризации монастырских земель. После упразднения монастыря здесь до 1930 года располагалась приходская церковь. До войны приход был закрыт, в здании размещалась Порховская пожарная дружина, после войны — спортивное общество, а в 1990-е 1980-е годы ночной клуб в городе. Лишь в 1991 году храм был возвращен общине РПЦ.

Рождество Пресвятой Богородицы Храм Рождества Христова в Порхове Псковской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе освящен храм. Городня из Тверской области. Предположительно, церковь построена в 1390 году. За время своего существования церковь неоднократно горела и перестраивалась. После пожара 1412 г он был восстановлен на старом фундаменте и перекрашен. После пожара 1716 года церковь была перестроена. Церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. В 1966 году началась капитальная реконструкция храма. Объем храма прямоугольной формы завершается золотым куполом-луковкой. Территория окружена массивным каменным забором с трехчастными арочными воротами, также увенчанными золотым куполом.

Рождество Пресвятой Богородицы Церковь Рождества Христова в селе Городня Тверской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Рогатин Ивано-Франковской области Украины освящен храм. Церковь Рождества Богородицы была построена в 1421 году. Построена из камня и красного кирпича на известковом растворе, имеет три нефа, апсиду, две колонны и два алтаря. Стены укреплены контрфорсами. На уровне сводов они соединены арками, напоминающими закомары древнерусских церквей. Фасады украшены глубокими нишами, в которые встроены стрельчатые окна, а также небольшими нишами. Во время нападения Германии на Галицию во время Второй мировой войны в храм попала бомба. В результате его удара сгорел потолок, остались только стены. Церковь вскоре была восстановлена. Но спустя три года, в 1944 г.

Рождество Пресвятой Богородицы Церковь Рождества Христова в Рогатине, Украина

Вертикально скованная фигурными досками внизу и высоким коническим шпилем с фартуком в основании. Горела церковь Рождества Христова.

Рождество Пресвятой Богородицы Бывшая церковь Рождества Христова в селе Стебловка Украина

В честь Рождества Пресвятой Богородицы были освящены монастыри и храмы в Румынии, Грузии, Черногории, Южной Осетии, Польше и Палестине.

Храмы во имя Рождества Пресвятой Богородицы у старообрядцев

У старообрядцев сохранилась традиция освящать храмы во имя праздников Божией Матери, в том числе и Рождества Богородицы. Во многих общинах Русской православной старообрядческой церкви отмечается храмовый (покровительский) праздник Рождества Богородицы: в Новосибирске, Орехово-Зуево и Павловском Посаде и селе Тураево Московской области, селе Дворищи, Костромская область и другие. Праздник в храме есть и у многих зарубежных старообрядцев – приходов Русской Православной Церкви в городе Вилково Одесской области (Украина) и с. Егоровка (Молдова), Белокриницкой волости Румынии в дер. Сарикей и город Ботосана.

Рождество Пресвятой Богородицы Собор Рождества Пресвятой Богородицы Русской Православной Церкви. Новосибирск

«Именинниками» сегодня являются и многие общины другого поселения старообрядцев — Поморской староправославной церкви: в Уфе, Великом Новгороде, Орехово-Зуево Московской области, селе Красногвардейское Ставропольского края. За рубежом: общины 1-й Даугавпилсской (Новостроенской) в Латвии, Масалишской, Римковской, Шлижишской в ​​Литве.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector