Поминание смерти — это воспоминание и размышление о приближающейся смерти тела, об уходе из него человеческой души, о последующих событиях смерти и Божественном суде. Христианский аскет не боится разрушения своего тела, но с надеждой смотрит на свою судьбу в вечности, ожидая грядущего суда над своей душой. Размышляя о смертном часе, он осознает хрупкость этого мира и полностью сосредотачивается на покаянии, ведущем к осознанию своих грехов, преображению своей жизни и единению с Богом.
Цитаты о смертной памяти
«Я прошу вас, братья, постоянно держите смерть перед глазами! Когда вы созерцаете это, вы не будете грешить. Мы не знаем, в какой час Господь придет на суд. Неужели мы должны предстать перед Ним неподготовленными и не очищенными от греха?
Подумайте: где наши отцы, братья и родственники? Все они ушли в вечность, куда и мы должны уйти, не сегодня-завтра. Давайте готовиться к вечному путешествию, раскаиваясь в грехах, которые мы совершили ранее, и оплакивая их, прося у Бога прощения.
Святой Иоанн Златоуст
«Один из самых совершенных способов подготовиться к смерти — это помнить о смерти и медитировать о ней. Z … Из слов Спасителя (Лк 12:36-40) ясно, что это заповедано Богом. А в Писании Ветхого Завета сказано: Во всех делах твоих помни о смерти, и ты никогда не согрешишь (Сирах 7,39). Святые монахи культивировали эту часть умственного подвига с особой тщательностью. В них созерцание смерти, затуманенное благодатью, превращалось в живое созерцание тайны смерти, и такое созерцание сопровождалось горячей молитвой, обильными слезами и глубокими стенаниями сердца. Не помня постоянно о смерти и Божьем суде, они считали самые возвышенные подвиги опасными, способными породить гордыню.
«Слово о смерти» святителя Игнатия Брянчанинова
«Не всякое желание смерти достойно одобрения. Некоторые, побуждаемые к проступкам насилием привычки, желают умереть ради чувства смирения; некоторые не хотят каяться и призывают смерть от отчаяния; некоторые не боятся ее, потому что считают себя непоколебимыми в своем чувстве собственного достоинства; есть и такие (если только такие есть в наше время), которые через Святого Духа желают вернуться отсюда.
Преподобный Иоанн, Лествичник
«Не привязывайтесь к земле и ко всему земному — завтра коса смерти рассечет все эти узы, и против своей воли и желаний вы пойдете в другом направлении, где иное противостоит земному. Поэтому отправляйтесь туда заранее с умом и сердцем, чтобы, когда вы окажетесь в том краю, вы не оказались как в чужом месте, не зная его правил.
Святой Феофан Затворник
«Просыпаясь ото сна, будем думать, что не доживем до вечера, а ложась снова спать, будем думать, что не доживем до утра, всегда помня о неизвестном пределе нашей жизни». Живя таким образом, мы не будем ни грешить, ни иметь похоти, ни воспламеняться гневом на кого-либо, ни накапливать для себя земные сокровища, но каждый день в ожидании смерти будем презирать все тленное. Тогда похоть плоти и всякое нечистое желание охладеет в нас, и мы простим себе все и очистимся, имея всегда перед глазами ожидание последнего часа и борьбы. Ибо сильный страх смерти и суда, страх мучений, поднимает душу, которая стремится в бездну разрушения».
Преподобный Антоний Великий
«Видите ли вы кого-нибудь осужденного на смерть или больного до смерти? Оправдайте и посмотрите, что он сделает. Он не заботится о богатстве, чести, славе; он не ищет ничьего осуждения; он прощает всех, чем бы они ни были обижены; он не думает о роскоши или о чем-либо, относящемся к этому миру. Только смерть стоит перед его мысленным взором; страх смерти заставляет его сердце колебаться.
Этот пример и рассуждения учат всегда помнить о смерти. Этот пример и рассуждение учит вас всегда быть в покаянии; он не позволит вам накапливать богатство, искать чести и славы, утешать себя похотью, утолять пламя нечистой похоти….. Страх перед будущим судом и страх мучений связывает сердце и удерживает его от желания того, что противно Богу, и ведет к вечному осуждению, а сотрясение и падение души сохраняет и поднимает ее, ибо что Бог уловит в нас в конце, то и судит (Иез.18:20; 33:20). Блажен и мудр тот, кто всегда помнит о смерти».
Святой Тихон Задонецкий
«Старец Ефрем (Морайтис), ученик преподобного Иосифа Исихаста, подчеркивал, что, заботясь о спасении, нельзя терять время. Он привел пример монахини (возможно, Стахан говорил о своей матери, монахине Феофании). Когда эта монахиня услышала звон часов, она сказала себе: «Вот, прошел еще один час, и я приблизилась к смерти еще на один час». Таким образом, она сохранила временную память, которая помогла ей не забыть о спасении своей души».