- Значение преподобной Марии Египетской в православии
- Сила молитв святой Марии Египетской
- Тексты молитв
- От плотской страсти
- О помощи
- Тропарь
- Акафист
- Кондак 1
- Икос 1
- Кондак 2
- Икос 2
- Кондак 3
- Икос 3
- Кондак 4
- Икос 4
- Кондак 5
- Икос 5
- Кондак 6
- Икос 6
- Кондак 7
- Икос 7
- Кондак 8
- Икос 8
- Кондак 9
- Икос 9
- Кондак 10
- Икос 10
- Кондак 11
- Икос 11
- Кондак 12
- Икос 12
- Кондак 13
- Кондак
- Величание
Раннехристианский подвижник еще при жизни получил благодать Божию за самоотверженное отречение от земного мира и глубокое покаяние в грехах. Молитвы святой Марии Египетской помогают православным верующим преодолеть порочное стремление к телесным удовольствиям, несовместимым с христианской нравственностью. Они идут к святому, если хотят покаяться, но у них нет на это сил.
Значение преподобной Марии Египетской в православии
Марию Египетскую иногда путают с Марией Магдалиной, жившей на 5 веков раньше. Мария Египетская была египтянкой, принявшей христианство. В 12 лет она ушла из дома и стала блудницей. Ей нравились свободные отношения с мужчинами, вкусная еда, вино. На протяжении 17 лет Мария вела развратную жизнь.
Однажды от скуки он решил присоединиться к группе христиан, направлявшихся в Иерусалим на празднование Воздвижения Креста Господня. Мария хотела войти в церковь с другими христианами, но не смогла. Женщина поняла, что грехи тяжелым камнем тяготеют над ее душой и ей нельзя молиться.
В притворе храма находилась икона Божией Матери. Блудница позвала ее покаянной молитвой, после чего она смогла войти в церковь и поклониться Кресту, на котором был распят Иисус Христос. На выходе он еще раз помолился Богородице и услышал голос, указавший ему путь ко спасению.
Женщина, охваченная угрызениями совести, ушла в пустыню, расположенную за рекой Иордан. Там в одиночестве она провела почти полвека. Ранние годы были охвачены видениями «забавной» прошлой жизни. Мария боролась с искушением, молясь покаянными молитвами, преодолевая голод и жажду.
Через 20 лет божественная благодать изменила ее душу и тело, но отшельница продолжала молить Господа о прощении своих грехов. Через 44 года после своего подвижнического жития в пустыни он встретил Зосиму, иеромонаха, который во время Великого поста удалился из монастыря для уединенной молитвы и поста.
По его просьбе она рассказала свою историю и попросила причаститься через год на берегу реки Иордан. Зосима пришел к Иордану в Великий Четверг с просфорой и вином для причастия. За рекой он увидел Марию. Женщина заметила и перешла реку, как будто она была на суше.
После причастия он снова обратился к Зосиме, чтобы попросить ее прийти в то место, где он впервые за год встретил ее. Через год Зосима вернулся в безлюдное место, где встретил святую и увидел, что она умерла. Рядом с телом была надпись, в которой содержалась просьба похоронить его здесь, в песках, и была указана дата смерти: 1 апреля, после причащения к Божественным Дарам.
Зосима не смог вырыть могилу в песке и приказал соседнему льву вырыть могилу своими когтями. Зверь послушался и выкопал яму, в которой было погребено тело святого. Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал монастырской братии о великой подвижнице: о ее греховной жизни и о ее великом покаянии.
История передавалась устно, пока история египетского аскета не была записана Софронием Иерусалимским в 7 веке. Жизнеописание святителя является примером того, что даже самым отъявленным грешникам не следует отчаиваться. Никто не предназначен для получения благодати Божией, если покаяние искренне.
Христианское учение считает Марию образцом совершенного покаяния: она не переставала молиться о прощении даже после того, как ее сердце наполнилось Святым Духом. Православная церковь поминает святого 14 апреля (по новому стилю). В воскресенье пятой недели Великого поста в православных храмах читается житие Марии Египетской.
Сила молитв святой Марии Египетской
После ее смерти преподобная Мария стала небесной покровительницей грешников, желающих победить злые наклонности. К ней обращаются, чтобы испросить дар покаяния, без которого невозможно прощение грехов. Святитель покровительствует женщинам, молящимся об избавлении от блуда.
Тексты молитв
Верующие должны помнить, что помощь дается по вере и искренности чувств. Призывы к молитве могут быть из молитвенника (прочитанного или заученного) или произнесены своими словами.
От плотской страсти
Тако сколько и посоветуем и поможем мечте жизни Креста Господня разрушить все препятствия на пути к достижению царства царства, и почтив вечные образы жизни, я живу с вами, вы сможете преследовать Святая Троица в Самом Едином, Отце, Сыне и Святом Духе во веки веков. Аминь.
О помощи
Услышь недостойную молитву нас, грешных (имена), избавь нас, преподобная мати, от страстей, бьющихся в душах наших, от всякой боли и беды, от внезапной смерти и от всякого зла, в час разлуки души и тела, отжения, святый угодниче, всех лукавых помыслов и лукавых бесов, яко души наши приняли с миром в месте света Христа Господа Бога нашего, яко от Него очищение грехов, и Он есть спасение душ наших, Он достоин всякой славы, чести; и поклоняйся с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Тропарь
В тебе, матушка, знай, ты спасена, даже по образу, / крест приняв, за Христом последовала, / и трудом научилась презирать плоть преходящую, / лгать о душе бессмертных вещей. // Тем же и радуется с Ангелами, Мария, дух твой.
Акафист
Кондак 1
Хосните Господа в образе спасения со всеми грешными и безнадежными, из глубины греховной вины до высоты снежной, похвальную песнь доводит до Тебя, преподобная Мати, ты, Яко Имоусчи, до щедрого Бога, твоего молитвы на путь покаяния с призывом твоим: Радуйся, Чудотворная Милосердие Божие, Равноангеле Марии.
Икос 1
Увидев ангела во плоти и крови в пустыне Иорданской, великий Зосима, стоя на воздухе и молясь о мире, с удивлением и ужасом, весь трепет объял, со слезами вопию тебе так:
Радуйся, благодати и света исполненная;
радуйся, даром созерцания украшенный.
Радуйся, в молитве твоей на воздухе стоя;
радуйся, сокровище мира сокровенная пустыни.
Радуйся, бестелесный собрат;
радуйся, люди Святаго Духа.
Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноправный Ангеле.
Кондак 2
Увидев благоговейного старца, исполненного ужаса, тихим голосом возгласил ты ему, преподобный: «Не бойся, авва Зосимо, не имеешь духа, а только землю, прах и пепел, и всякую плоть, ничего духовного в мыслях и не имеющий ни одной добродетели. Я грешная женщина, недостойная смотреть на небо, и со страхом грешных уст взываю к Богу: Аллилуиа».
Икос 2
Поймите, ища чудную тайну, сокрытую в вас, старец припадает к вашим ногам, говоря: «Заклинаю тебя именем Господа нашего Иисуса Христа, ради Него одень эту наготу, не скрывай от меня жизни твоей, но величие Бога. Я сделал «. С ним мы тоже смеем вас обрадовать:
Радуйся, сияющая высота смирения;
радуйся, неистощимое богатство духовных дарований.
Радуйся, ради любви к Богу умертвившая тело твое;
радуйся, в непроходимой степи с Богом единым был еси.
Радуйся, небесной красотою сияющая;
радуйся, светом бесстрастия озаренная.
Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноправный Ангеле.
Кондак 3
«Мы силою Всевышнего укрепляемся, исповедую тебе, человек Божий, грехи и беззакония мои, — отвечал ты Зосиме, — стыжусь, отче, прости меня, но так как ты видел мое обнаженное тело, Я разоблачу вас и мои произведения, умоляю вас обоих: не заставляйте меня первым, нетерпеливым слушать без места, я налогоплательщик; но, милостив ко мне, молись обо мне, блудном, и к Богу, не пренебрегающему мною, призови: Аллилуйя».
Икос 3
«Имея неизреченное милосердие, с мытарями и грешниками вкушав, Он и я, во пучине падшей погибели, простираем Свою божественную руку, когда пожелаю войти в храм Господень, некая сила, укажи мне вход, постукивая сердце мое, легкие касаясь моих дел; и стал плакать о грехах, бить перси и горько плакать», — Ты плакала, Мария, но мы, дивясь твоему покаянию, предлагаем тебе эту песню:
Радуйся, яко зарю спасения есть зарю минувшего;
радуйся, яко глас Христов овцу заблудшую из пустыни греховной призвал.
Радуйся, яко потоками слез всю свою нечистоту смыл;
радуйся, яко слезами плащ души своей очистил.
Радуйся, яко Отец открыл тебе щедрые объятия Своей любви;
радуйся, яко Путеводительница твоя сокровенная письменность твоих грехов раздора.
Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноправный Ангеле.
Кондак 4
Одержимый бурею мрачных помыслов, ты увидел икону Пречистой Богородицы и, воздыхая, воззвал к ней: отвергну все, что есть в мире, и выйду, или велит мне призвать Бога: Аллилуйя».
Икос 4
Услышав глас издалека, говорящий: «Если перейдешь Иордан, обретешь благой покой», падая на колени пред Приснодевой, возглашаешь: «О Владычица! Твоя девственная чистота не пренебрегает моими недостойными мольбами, будь нам спасительного Владыка, направляющий на путь покаяния!» Так и Ангелы Божии, написавшие вашу исповедь, возвещу вам в тот час:
Радуйся, от тьмы греховной к чистому свету покаяния перешедшая;
радуйся, ярости страстей и скверны плоти отвергнувшая.
Радуйся, тяжкое бремя дела диавола отвергнувшая;
радуйся, что благое и светлое иго Христово снял.
Радуйся, от смерти греховной к жизни вечной воскресшая;
радуйся, от врат погибели во врата рай восходяй.
Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноправный Ангеле.
Кондак 5
Грейчик жен просветит жен благодатию, грешников тяготит к Богу за Бога, проклянет врата Божиего Милосердия и врата храма Святаго избавления, к которому оно пролилось, благодарственно воспел ты: Аллилуиа.
Икос 5
Видя таинства Божии и то, как готов Единый принять кающихся, восхваляла Марию, ты всем сердцем взывала: «Госпожа Богородица! Не оставляй меня!» — и ты устремился в пустыню по пол Иордана, но мы, чтя твой полет, встретили тебя такими песнями:
Радуйся, яко сердце твое уязвлено всепрощающей любовью Спасителя;
радуйся, яко сокровище благодати, которую приял еси, в пустыне спрятать взялся еси.
Радуйся, яко мир греховной сладости скоро ускользнул;
радуйся, яко во весь день безвозвратное шествие твое на небо ускорила.
Радуйся, яко на бесов пал твой ревнивый исход;
радуйся, яко небо обрадовало обитание твое в мрачной пустыне.
Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноправный Ангеле.
Кондак 6
Проповедуй всем падшим и безнадежным, всем честным, человеколюбие Божие, и силу покаяния яви, яже омыв грешную душу, очищая, просвещая и снимая боль и созидая радость с Ангелом Божиим, с ним и мы смертные уста: там.
Икос 6
Вознеси свет мира из пустыни, иорданский свет твоих великих дел, блаженная Мария, много лет, яко алмаз тверд и столп нерушим, осталась Ты, как со свирепыми зверями, борясь с твоими похотями и с оружием, зажигая крест. Чтобы дивиться твоему природному терпению, любовь, мы зовем тебя:
Радуйся, яко сорок восемь лет труда в пустыне потерпел;
радуйся, яко много страдал в наготе солнца и мрази ночи в наготе.
Радуйся, голодом и жаждою изнуряемая;
радуйся, от смерти покровом Богородицы ограждаемый.
Радуйся, яко в борьбе с живущим в тебе грехом до крови сражался еси.
радуйся, яко всякое желание плоти окончательно убило.
Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноправный Ангеле.
Кондак 7
Хотя творишь ты преграду своему светлому шествию к Небу, блаженная, исконный враг рода человеческого, не перестает внушать тебе грязные помыслы, огонь греховный в руках твоих возгорается и вызывает в памяти образы ваша предыдущая жизнь. Но ты, терпеливый, пал на землю, обливая ее слезами и прося помощи у Приснодевы, и не поднимался ты с земли, доколе не воссиял на тебя сладкий свет, вознося благодарственные песни Богу. : Аллилуйя.
Икос 7
Новый человек, сотворенный по Богу, явился еси, преподобне, на веки умертвив ветхого человека; Об этом ты возвестил Зосиме: «Отныне и до сего дня сила Божия соблюдает мою грешную душу и мое смиренное тело». Прими и от нас, недостойных, похвалы ситцам:
Радуйся, яко страсти скакунья убила еси;
радуйся, яко саму природу победил.
Радуйся, яко душу и плоть свою от всякого греха очистил;
радуйся, яко Господь во храме поставился.
Радуйся, яко одеяние духовной радости облекся;
радуйся, яко в вечный покой Сына Божия вошел.
Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноправный Ангеле.
Кондак 8
Странная и славная перемена твоя, преподобне, видя демонов темных полков горько плачущих, все Силы Небесные от радости играющие, воспевая песнь Христу, прославляя милость Божию, человеческую грешницу: неудержимую, великое око.
Икос 8
Вся ты была в Боге, Мария, вся богата, когда Зосима, обходя пустыню, увидел тебя. «Заклинаю тебя, отче, Спасителем Богом, но никому не говори, я слышал тебя от меня, пока Бог не удалит меня с земли», — приказал ты. «Теперь иди с миром, в пост будущего лета, причастись Святых Христовых Таин в дуновении Иорданском». Эту рекшу, как неудержимого, пустыннолюбивого голубя, ты спрятала от глаз старика, наклонилась до самой земли и, целуя место, где твои ноги, кричишь так:
Радуйся, яко от хлада греховного оделась еси;
радуйся, яко снега белее стал;
Радуйся, яко мрак страстный победил;
радуйся, яко более лучей солнца осветил.
Радуйся, прежде блудница, ныне Христова невеста;
радуйся, яко прощение всех грехов твоих в Боге.
Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноправный Ангеле.
Кондак 9
«Всякая мысль и ум устрашаются болезнями твоими, хвалят, какое дело пустыни любви к Богу ты претерпел», — кричал Зосима, великий в отце, плача. — О духовная мать! Ты приблизился к Богу, ты хотел бы, чтобы он, если бы он был силен для нас, шел бы за тобой, и видел бы твой честный лик, и тихо пел с тобой: Аллилуйя».
Икос 9
Правды земной мало для достойной похвалы трудов твоих, о пречестнейшая. Кому приятно пролитие слез, которые ты пролил в молитвах к Богу, кто сосчитает твои болезни, кто исповедует ночные бдения, подвиги и тесноту твоей жизни? Всю пустыню осветив чудесами, яко солнце, просияла еси, вся чудесная, так молим тебя: лучами света твоего освети сердца наши и испроси отпущения грехов у всех, вопиющих тебе так:
Радуйся, сумрачный образ Божий в величии себе возомнивший;
радуйся, зловония греховного избежавшая, благоухающая небесными благоуханиями.
Радуйся, чудными звездами украшенная;
радуйся, лучами добродетелей сияющая.
Радуйся, во все концы земли величие Божие возвестившая;
радуйся, призывающая небо и землю на песнь славы Господа твоего.
Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноправный Ангеле.
Кондак 10
У Спаса Божия тело и кровь животворящая будет, в день таинственной Христовой старости Аввы Зосимы в завещании своем, преподобная Мати, в ночи взирала на Брега Джордана в ночи, непрестанно при свете обезумевшая луна пустынная, напрасно и молящая Бога словесная: «Покажи мне, Господи, сокровище Твое, которое Ты в пустыне спрятал! Покажи мне ангела во плоти, чтобы я не исхудал, неся мой грехи в обличение, но радуясь, взываю к Тебе: Аллилуйя».
Икос 10
Старый Джордан — непроницаемая стена, река между ним и вами, преподобный; Оба они, стоя на дальнем ветру, покрыли Иордан крестным знамением и молитвенно шли по воде, как по суше. Но Зосима, увидев тебя, прихожу по водам Иордана, ужасаясь и вопия тебе от радости:
Радуйся, небесного рая Божия обитательнице;
радуйся, потому что тварь подчиняется твоей команде.
Радуйся, ибо Иордан служит тебе;
радуйся, яко луна и звезды дивятся святости твоей.
Радуйся, дивное явление силы Божией;
радуйся, живого храма Живаго Бога.
Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноправный Ангеле.
Кондак 11
«Пение годно для того, чтобы привести Всемогущего Бога, абво», — увещевал ты его, идя по воде. — Что ты делаешь, этот священник, что ты хочешь поклониться мне, бедняге, нести себе страшные Таинства Христа Бога! И поклоняясь ему с верой и любовью, прах и земля существуют, я со страхом взываю: Аллилуйя».
Икос 11
Светом небесным сияя, соучаствовал еси в Божественных Таинствах и радостях мирнейших, и воздев к небу руку свою, возглашал еси: «Ныне отпусти раба Твоего, Владыко!» Обратившись к старцу, ты сказал: «О игумен Зосимо! Следующим летом увидь меня опять в пустыне, как хочет Господь, молись за меня, отче мой, молись, всегда помня мои бедствия». И, отметив опять Иордан, прошла ты по глади воды, старец, долго не смея обнять тебя, стонет и рыдает, восклицая позади тебя так:
Радуйся, смерть Господа Иисуса в теле носящая;
радуйся, Воскресения Его светозарная.
Радуйся, благодатная, плащом светлым облекшаяся;
радуйся, светлая обитель Пресвятой Троицы.
Радуйся, яко силы адские устрашаются и трепещут пред славою твоею;
радуйся, яко Ангелы Божии дивятся чистоте твоей.
Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноправный Ангеле.
Кондак 12
Милостью Божественного Оклампа, в один час протяжение пустыни полагалось Страстям и Спасению Христовым, в причащении Божественного Квадратного Времени уснул Сенноус Святой, молясь за мир, и дух твой Господи, я предал мир, саму ангелов в несчастливой радости имени теперь: Алилуйя.
Икос 12
Поющий надгробный, Богомдрий Зосима Нос Твой честный слезоточивый, и много молящийся, покрыл тело твое, нагуля и ничто не ласкает, точит старую мантию, на юге ты такой:
Радуйся, яко, яко чадо света, в свет невечерний перешел еси;
радуйся, яко дух твой с радостью принял сонмы святых.
Радуйся, яко тело твое во гробе покоится, даже пустынный лев для тебя ископаемое;
радуйся, яко тебе Господь показал нам, как далеки мы от меры совершенства.
Радуйся, высокие постницы и славы святых;
радуйся, всего мира пред Богом заступниче.
Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноправный Ангеле.
Кондак 13
О, преподобная мати, блаженная Мария Божия! О нас ныне приносящих молитву и, свет неприступный восходящий, молит Бога, и в величие своего величия, низшего избрания света благодати покаяния за всех нас, вдыхающего возможность Отцовского неба, да , от греха к отечеству, в селениях райских, с тобою вовеки благодарственное пение ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангел во плоти…» и 1-й кондак «Избранный Господом …».
Кондак
От греха тьмы избавившись, светом покаяния озарив сердце свое, преславная, ко Христу, сей святой и непорочной Матери, пришедшая, милостивый молитвенник принесла еси. Отон уже и проступки обрел отпущение, и с ангелами радуешься во веки.
Величание
Величаем Тебя, Преподобная Мати Мария, и чтим святую память Твою, наставнице монахов и спутнице Ангелов.