- Раздел «Семь таинств Церкви»
- Раздел «Для чего нужны священники?»
- Как епископ получает благодать? Преподобный Максим Козлов
- Епископ: служение или функция? Преподобный Максим Козлов
- Процесс кандидата на епископальное служение
- Крид (расширенный)
- Преемственность епископа в православной церкви С.В. Троицкий
- Библейские основы епископата Игумен Арсений (Соколов)
- О монашестве епископов Епископ Иоанн (Соколов)
- О безбрачии и монашестве епископов Епископ о. Александр Лебедев
- О правах епископов и церковном модернизме Епископ Серафим (Соболев)
- Извержение из министерства
- Епископат в Русской православной церкви.
- Тест: епископы
Епископ (от греч. επίσκοπος — надзиратель) — высшая степень священства в Церкви, третья степень священнического служения после диакона и пресвитера.
Епископ — преемник апостолов, имеющий благодать совершать все семь таинств Церкви и получающий в таинстве рукоположения благодать служения протоиерея, благодать управления Церковью. Чин епископа в священной иерархии Церкви является высшим чином, от которого зависят все остальные чины священства (пресвитер, диакон) и низшего духовенства.
Посвящение в епископат происходит через таинство священства (рукоположение). Епископ выбирается из числа монастырского духовенства и рукополагается епископами.
Епископов также называют архиереями, или старшими иерархами.
Основными правительственными чинами епископа являются патриарх, митрополит, архиепископ и экзарх.
Традиционный адрес:
- Владыка, с именем или без имени (кроме патриарха);
- Ваше Преосвященство (епископу);
- Ваше Высокопреосвященство (митрополиту, архиепископу);
- Ваше Святейшество (патриарху).
***
1. история возникновения офиса
Титул «епископ» встречается в Ветхом Завете (2Ездр.9:39-40), откуда он был заимствован новозаветной церковью. В Писании Сам Иисус Христос назван епископом, что означает «блюститель душ наших» (1 Петра 2:25); Он Сам также назван епископом (Евр.4:14, 7:26). Апостольский титул называется епископатом (Деян. 1:20). От апостолов титул епископа унаследовали их ученики.
Избрание и рукоположение в сан епископа подробно описаны в древних писаниях Церкви. Блаженный Иероним говорит, что «посвящение» в епископы предшествует хиротонии. Согласно предписаниям святых апостолов и постановлениям Первого Вселенского Собора, епископское рукоположение должно совершаться двумя или более епископами. В Деяниях апостолов указана молитва для посвящения епископа. В трудах Дионисия Ареопагита говорится, что посвящение в епископы происходит путем возложения Евангелия на голову коленопреклоненного епископа. Рукоположенные епископы сначала подвергались испытанию веры и благочестия и произносили Символ веры. Во время освящения Евангелие было возложено на голову назначаемого и на руки присутствующих епископов. Софроний Иерусалимский, живший в седьмом веке, говорит следующее о посвящении епископа: «В святых Церквах всего мира существует древняя апостольская традиция, согласно которой те, кто возведен в степень священника, обязаны перед старшим священником искренне заявить, насколько мудро и как они содержат веру. Эта традиция происходит от мудрого апостола Павла, который предупреждает, что никто из таких людей не должен упражняться в своем исповедании превыше всего» (Гал 2:9) (Из письма Собора Софрония Иерусалимского к Сергию, патриарху Константинопольскому).
Избрание и рукоположение епископов на протяжении всего исторического существования Церкви оставалось неизменным в своих основных моментах.
В Русской православной церкви при патриархе Иоакиме было внесено дополнение в «Обряд рукоположения епископов». Согласно этому дополнению, облачение новопоставленного епископа в рясу, мантию и клобук, а также вручение ему чёток происходило после благословения патриарха и освящения его руки. Это дополнение было включено в «Епископское наставление», опубликованное в 1677 году в пересмотренном виде, из которого оно стало частью современного обряда епископского рукоположения.
2 Схема обряда епископальной хиротонии
- Посвящение кандидата в епископы. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак по случаю Пятидесятницы. Литания о Высшей Заповеди. Absolution.
- Декрет об избрании Речь об избранных. Многолетник.
- Проверка веры новоизбранных. Благословение патриарха. Чтение Символа веры.
- Чтение догмата веры об ипостасях Триединого Бога. Клянусь соблюдать каноны святых апостолов, семи вселенских и девяти поместных соборов, а также правила святых отцов.
- Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
- Благословение на вступление в должность.
- Бессрочность для Патриарха, для епископов и для новорукоположенных.
- Епископальное рукоположение по завершении «Трисагиона».
- Коленопреклонение назначенных перед священным троном.
- Возложение Евангелия и рук епископов на голову, таинственная молитва «Kyrie, Eleison» (Господи, помилуй).
- Чтение двух молитв Патриархом.
- Чтение ектений первым и вторым митрополитом.
- Исполнение обета в епископальном облачении.
- Приветствие и целование архиереев.
- Участие в Божественной литургии.
- «Мир всем» перед Апостолом и, после Евангелия, освящение народа свечами.
- Получение Святой Чаши от протоиерея на Великом входе.
- Причащение пресвитеров и диаконов в конце литургии.
- Благословение епископской рясы, панагии, мантии и чёток Патриархом и епископами, участвующими в хиротонии.
- Представление сотрудников епископальной службы.
- Слово епископа к новорукоположенному епископу.
- Вручение посоха Благословение протоиерея народу.
Идеологический смысл рукоположения в епископы. 3.
Согласно толкованию святого Симеона Фессалоникийского, «рукоположение происходит после первого восхождения, как и в начале; ибо когда Господь воплотился и пострадал за нас, а затем воскрес и вознесся на небо, что также означает первое восхождение, после этого сошел Святой Дух, который рукоположил преемников Спасителя и сделал их равноправными с Ним. Поэтому, когда епископ вместе с другими входит в святость, как на небо, и прежде чем они вступают в ходатайство, как на небесный престол, рукополагаемый приводится и освящается, и таким образом становится со-освященным с ними. Это рукоположение совершается после Трисвятого, или песни ангелов, в гармонии высокого и низкого пения. Открытое Евангелие, расположенное по Писанию вниз, является изображением руки Господа, призывающей рукоположенных провозглашать слово Божье.
В первой молитве патриарх просит Господа укрепить посвящаемого «побуждениями благодати Святого Духа», как Он укреплял апостолов, пророков и епископов, сохранить его «непорочным» и украсить его всяким благочестием, сделав его святым, чтобы он мог молиться о спасении народа и быть услышанным Господом.
Во второй молитве он просит Господа сделать рукополагаемого подражателем Истинного Пастыря, «положившего душу Свою за овец», быть поводырем для слепых, наставником для неокрепших, воспитателем мятежных и заблудших, учителем детей в истинном знании, светильником в мире, праведным стражем душ, вверенных ему для спасения.
Согласно объяснению святого Симеона Фессалоникийского, мантия дается епископу как учителю; украшающие ее пружины означают «благодать учительства, пребывающую в епископе, а вместе с ней и многообразие принадлежащих ему высших даров, которые изливаются через него на всех». Посох, врученный епископу, как объясняет тот же учитель Церкви, означает «силу Святого Духа, силу, которая укрепляет и направляет народ».
Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды православной церкви.
Цитаты о епископе
«Церковь состоит из епископа, духовенства и всех, кто пребывает в вере».
Святой Киприан Карфагенский
«Поскольку Церковь, по обетованию Христа, должна просуществовать до скончания века, полнота государственной власти, дарованной Христом апостолам, не должна была закончиться с их смертью, но остаться в Церкви навсегда. Поэтому апостолы передали свои полномочия избранным ими преемникам, чтобы они продержались в Церкви неограниченное время. Этим лицам, называемым епископами (επίσκοπος — блюститель), апостолы доверили верховный надзор и управление (архипастырство) созданных христианских общин, которые они не всегда могли оставить за собой лично, будучи обязанными распространять христианство по всему миру.
Таким образом, апостолы доверили верховную власть в Церкви епископам как своим преемникам, в то время как другие чины иерархии были назначены только в качестве помощников епископа в церковном управлении, а остальные члены духовенства — в качестве слуг.