26 ноября памятование СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

Иоанн ЗлатоустТропарь святому Иоанну Златоусту, глас 8

Твои уста, как владычество огня, благодать просиявшие, / Вселенную освети: / Не ищи любви мира к сокровищам, / Покажи нам высоту смирения мудрости. / Но наказывая твои слова, отче Хуан Крисостомо, / Моли Слово Христа Бога, чтобы оно в душах наших сохранилось.

Кондак святителю Иоанну Златоусту, глас 6

Божественную благодать с Небес приял еси / и устами твоими всех учишь / преклоняешься в Троице пред Единым Богом, / Иоанн Златоуст, блаженный преподобный, / хвалим тя достойно // еси наставник, яко бы Божество показал.

Кондак святителю Иоанну Златоусту, глас 1

Таинственно честная церковь радуйся / о возвращении честных твоих мощей, / и, спрятав сие, яко золото многоценное, / щедро подавай воспевающим / твоими молитвами исцеляющую благодать, // Иоанна Златоуста.

Величание святого Иоанна Златоуста

Величаем тебя, святой отче Иоанне, и чтим святую память твою: потому что ты молишься о нас Христе Богу нашем.

Молитва святому Иоанну Златоусту

О великий святой Иоанн Златоуст! Много и разнообразных даров принял ты от Господа, и как добрый и верный раб, все дарованные тебе таланты, ты умножил их во благо, потому был истинным вселенским учителем, как во все века и во все ранги один учится у вас.

Ты юноша — образ послушания, юноша — целомудрие воссиял, муж — наставник трудолюбия, старец учитель кротости, монах — правитель воздержания, молящийся вождь Божий, Богом вдохновленный, искателям мудрости — просветитель, мудрое украшение — слова живого источника неистощимы, благодетельным — звезда милосердия, для начальствующих — правило мудрого образа, истина для фанатика — вдохновляющая дерзость, истина для гонимых — терпенье наставник, каждый был всем, а кого спаси.

Над всем этим стяжал ты любовь, хотя есть и кус совершенства, и потому, как силою Божества, все таланты твоего неповторимого лика соединились в одно и там любовь, разделенная примиряющая, в истолковании слов апостолов, проповеданный всем верным.

А мы, грешные, по своему дару собственности, единства духа в соединении мира, не магниты, мы суета, друг друга раздражаем, друг другу завидуем, ибо сей дар разделённый наш не в мире и спасение, а во вражду и осуждение для нас.

Темже к тебе, угодниче Божий, припадаем, угнетаемою раздором, и с сокрушенным сердцем просим тебя: молитвами твоими удали из сердца нашего всякую гордыню и зависть, разделяющую нас, дабы во многих местах церковное тело будет едино, но по молитвенному слову твоему возлюбим друг друга и единым чувством будем исповедовать Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святой Иоанн Златоуст, светильник мира, учитель вселенной, столп и основание церкви, проповедник покаяния, был родом из Антиохии Сирийской и родился около 347 года. Его родители, Сегундо и Анфуса, принадлежали к высшему обществу. Антиохии и исповедовал христианскую веру. Секунд был военачальником и занимал почетную должность; но он не смог повлиять на воспитание сына, так как умер в то время, когда Хуан был еще несовершеннолетним ребенком. Поэтому все заботы о воспитании Иоанна легли на его мать, благочестивую Анфузу. Потеряв мужа в очень юном возрасте (ей тогда было за двадцать), она не захотела снова выходить замуж, а целиком посвятила себя воспитанию сына. От нее юный Иоанн получил первые уроки христианской истины и благочестия.

Утвердив сына в христианской вере, Анфуза отдала его софисту Ливанию и философу Андрагатиусу для обучения красноречию и философии. Итак, когда Иоанну исполнилось восемнадцать лет, он, еще не просвещенный Святым Крещением, которое, по обычаям того времени, совершалось в зрелом возрасте, был послан в Афины для усовершенствования в красноречии и философии. Учась здесь, Иоанн вскоре превзошел мудростью своих сверстников и многих философов, ибо изучил все греческие книги и науки и стал мудрым философом и красноречивым оратором.

В Афинах он имел в лице философа Антимиона очень злобного противника для себя. Последний, завидуя доброй репутации Хуана, оклеветал его, возбуждая ненависть к нему в других. Но святой с помощью Божией посрамил своего противника и в то же время многих обратил ко Христу. Это произошло так. Когда Анфимий в споре с Иоанном стал произносить хульные слова на Господа нашего Иисуса Христа, на него внезапно напал нечистый дух и стал мучить его. Анфимия упала на землю, корчась и корчась всюду, широко разинув рот и покрываясь пеной. Увидев это, все вокруг него пришли в ужас и многие в страхе разбежались. Остальные стали умолять Хуана простить и исцелить бесноватого. Джон ответил:
Если вы не покаетесь и не уверуете во Христа, Бога, Которого вы хулили, вы не будете исцелены.
Анфимий тут же воскликнул:
«Исповедую, что нет иного Бога ни на небе, ни на земле, кроме Того, Которого исповедует Иоанн.
Когда он сказал это, нечистый дух оставил его, и Антимио встал здоровым. Все люди, видевшие это чудо, кричали:
Велик христианский Бог! Он просто творит чудеса!

Святой Иоанн, запретив Анфимию хулить Сына Божия и научив его истинной вере, послал его к епископу города Афин, и Анфимий принял от него святое Крещение со всем своим семейством. Вместе с Анфими уверовали и крестились и многие из почетных граждан. Зная, что это обращение греков ко Христу произошло через Иоанна, епископ решил поставить Иоанна в священный сан и оставить его в Афинах, чтобы после смерти самого епископа (так как он был очень стар) Иоанн занял епископское кресло. Блаженный Иоанн, поняв это, тайно удалился из Афин и пришел на свою родину, в Антиохию.

Презирая пустую славу этого суетного мира и все мирские почести, он решил принять смиренную монашескую жизнь и труд для Бога, облеченного в ангельский образ. Этому способствовали Сан-Хуан и его друг Базилио, уроженец самой Антиохии. Проведя свои детские годы вместе, они учились у одних и тех же учителей и питали сильную любовь друг к другу, так как были похожи душой и отличались одним и тем же характером. Этот Василий, первоначально принявший монашеский чин, посоветовал своему ровеснику, святому Иоанну, избрать монашескую жизнь.

Следуя ее доброму совету, Иоанн хотел немедленно удалиться в монастырь и стать монахом, но был ограничен обстоятельствами. Тот, узнав о намерении Хуана, со слезами стал говорить ему:
— Маленький мальчик! Недолгое время я имел удовольствие жить с твоим отцом, со смертью которого, по воле божьей, пришло и твое сиротство, и мое вдовство. Но никакое бедствие не могло заставить меня выйти замуж второй раз и привести в дом твоего отца другого мужа. С помощью Божией я терпеливо переносил несчастье вдовства, получая великую радость и утешение в постоянном созерцании твоего лика, подобного лику отца. В то же время я не растратил имения твоего отца, а сохранил его для нужд твоей жизни. Так умоляю тебя, сын, не погружать меня во вторичное вдовство и не пробуждать своим отчуждением боль, успокоившуюся во мне из-за твоего отца, а лучше дождаться моей смерти, которую я жду со дня на день. Когда ты похоронишь меня с костями твоего отца, тогда делай, что хочешь. В настоящее время,останься со мной и подожди немного.

Под влиянием таких просьб матери Джон решил не выходить из дома, пока не придет время; но, по-прежнему оставаясь дома, сменил свои светлые одежды на убогие и стал вести отшельническую жизнь, посвящая время молитве и изучению слова Божия. В это время Иоанн сблизился с Мелетием, епископом Антиохийским, который убедил его поскорее принять крещение и, окрестив, сделал чтецом церкви. Джон оставался на этой должности в течение трех лет. В это время скончалась мать Джона. Похоронив ее, Иоанн тотчас же раздал все имущество нуждающимся, дал свободу рабам и рабыням, а сам поселился в монастыре и стал монахом, день и ночь трудясь для Господа в великих делах и делах.Здесь он написал книги «О священстве», «О сокрушении сердца», в которых содержится много полезного, и «Послание к падшему монаху Феодору».

Святой Иоанн имел от Бога дар учения и благодать Святого Духа, которая открылась монаху по имени Есикио, подвизавшемуся в этом монастыре. Будучи стар годами и совершенен в добродетелях, Хесикио обладал даром ясновидения. Однажды ночью, когда он бодрствовал и молился, он был очарован своим умом и узрел следующее видение. Два великолепных мужа, одетые в белые одежды и сияющие, как солнце, сошедшие с неба, вошли в блаженного Иоанна, когда он был в молитве. Один из них держал письменный свиток, а другой ключи. Увидев их, Хуан смутился и поспешно поклонился им до земли. Тем временем мужчины, взяв Хуана за руку, подняли его, говоря:
— Верь и не бойся!
Иоанн спросил их:
— Кто вы, милорды?
Они сразу же ответили:
«Не бойся, человек желаний, нового Даниила, в котором по чистоте сердца благоволил вселиться Дух Святый! Мы посланы к вам Великим Учителем, Спасителем нашим Иисусом Христом.

После этих слов один из появившихся мужчин протянул руку и дал Хуану кувырок, сказав:
Возьми этот свиток из моей руки! Я Иоанн, который возлежал во время Тайной вечери на груди Господа, и Бог черпал от Него божественные откровения.

Другой, протягивая Хуану руку, подал ему ключи со словами:
«Возьмите эти ключи, ибо я Петр, которому вверены ключи царства. И дает вам Господь ключи от святых церквей, дабы, кого вы свяжете, тот был связан, а кого разрешите, тот был разрешен.
Блаженный Иоанн снова преклонил колени и поклонился явившимся апостолам со словами:
Кто я такой, грешный и последний из всех народов, чтобы осмелиться взять на себя и совершить такую ​​великую и страшную службу?

Но вновь явившиеся святые апостолы взяли его за правую руку и подняли на ноги, говоря:
«Встаньте, ободритесь, будьте тверды и делайте то, к чему призывает вас Господь наш Иисус Христос, для освящения и утверждения Своего народа, за спасение которого Он пролил Свою кровь. Учить слову Божьему; Со дерзновением вспомни Господа, сказавшего: Не бойся, стая моя, ибо Бог твой соизволит дать тебе Царствие. Итак, не бойтесь, потому что Христу Богу нашему угодно освятить через вас многие души и привести их к познанию Его, ибо вы испытаете многие бедствия и боли, но носите их, как крепкий алмаз, ибо так вы наследуете Царство Божье.

Сказав это, появившиеся мужчины покрыли Хуана крестным знамением и, облобызав его во Имя Господа, ушли. Преподобный Исихий рассказал о том, что видел у других братьев, опытных в подвижничестве, и они дивились и прославляли Бога, у Которого тайно работают рабы. При этом Хесикио запретил им рассказывать кому-либо о видении, чтобы Хуан не узнал и не оставил их, и чтобы они не утратили сосуществования с таким великим угодником Божиим.

Блаженный же Иоанн небрежно заботился о своем спасении, трудясь словом и делом; подвизаясь сам успешно, он побуждал к делу других и побуждал ленивых стремиться к горнему, умерщвляя их плоть и порабощая их дух. Приятно подвизаясь в обители, блаженные совершали в это время много чудес.

Много раз святой Иоанн Златоуст произносил свои проповеди устно, чем удивлял всех жителей Антиохии, восхваляющих блаженных, так как до сих пор никто не проповедовал Слово Божие без книги или без тетради: первым из этих проповедников был среди них Иоанн . Его учения были наполнены такой силой, что все, кто слушал, не могли в полной мере насладиться ими. Вот почему многие писатели, писавшие курсивом, писали проповеди Иоанна на письмах и передавали их другим по мере их расшифровки. Его учения читались за едой и на площадях, а слушатели заучивали его слова устно, например, Псалтирь. Джон был таким приятным оратором и добрым учителем для всех, что не было ни одного человека в городе, который не хотел бы слушать его разговоры,и когда услышали, что Иоанн хочет говорить, все с радостью пошли в церковь. Правители и судьи города оставили свои занятия, купцы — свое ремесло, ремесленники — свое дело и спешили слушать наставления Хуана, стараясь не пропустить ни одного слова, вылетевшего из его уст. Все считали большой потерей не слушать сладких речей Хуана. Вот почему ему дали несколько похвальных имен. Одни называли это устами Божьими и Христовыми, другие слащавыми, а третьи сладкими.Все считали большой потерей не слушать сладких речей Хуана. Вот почему ему дали несколько похвальных имен. Одни называли это устами Божьими и Христовыми, другие слащавыми, а третьи сладкими.Все считали большой потерей не слушать сладких речей Хуана. Вот почему ему дали несколько похвальных имен. Одни называли это устами Божьими и Христовыми, другие слащавыми, а третьи сладкими.

Случилось так, что блаженный, особенно в начале своего пресвитерства, произносил проповеди, которые по своему содержанию не всегда были понятны необразованным слушателям. Однажды некая женщина, слушая и не понимая, о чем идет речь, возвысила голос среди народа и сказала Хуану:
«Духовный Учитель, или лучше назову его Иоанн Златоуст, колодезь твоего святого учения глубок, а струны ума нашего коротки и не достигают его глубины.

Так много людей сказали:
— Сам Бог устами женщины дал это имя Иоанну; называй себя Златоустом отныне.

Фактически, с того времени и до сих пор Церковь сохранила это имя за Иоанном.
Считая, что неудобно рассказывать людям о запутанных учениях, святитель Иоанн старался украсить свою беседу не изощренным красноречием, а простыми, нравоучительными словами, чтобы даже самый простой слушатель мог понять и извлечь пользу. Наставляя жителей Антиохии в вере и христианской жизни, святитель Иоанн Златоуст был в то же время утешителем своих сограждан во время социальных бедствий.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector