Заповеди Божии

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили его, любили друг друга и не причиняли вреда ни себе, ни другим, поэтому он дал нам заповеди. Они выражают духовные законы, оберегают от бед, учат жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат их жизни, так и наш Небесный Отец дает нам необходимые указания. Заповеди даны людям в Ветхом Завете. Десять заповедей также обязательны для людей Нового Завета, христиан. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17), — говорит Господь Иисус Христос.

Важнейшим законом духовного мира является закон любви к Богу и людям.

Десять заповедей говорят об этом законе. Они были переданы Моисею в виде двух каменных скрижалей — скрижалей, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть — об отношении к ближнему. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?» Он ответил: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: это первая и величайшая заповедь. Второй аналогичен этому: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:37-40).

Что это обозначает? Дело в том, что если человек действительно достиг истинной любви к Богу и ближнему, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что все они говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.

Рассмотрим десять заповедей Божьего Закона по порядку:

  1. Я Господь, твой Бог; да не будет у тебя боси иний, кроме Мене.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения: кипарис на небе, гора, кипарис внизу на земле, кипарис в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.
  4. Помни день субботний и святи его; сделай шесть дней и делай в них все дела твои, в день седьмой, в субботу, Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, да будет хорошо, и да будешь ты долго на земле.
  6. Не убивай
  7. Вы не верите в прелюбодеяние.
  8. Не кради
  9. Не слушайте друга, ваши показания ложны.
  10. Не желай жены искренней твоей, не желай дома ближнего твоего, ни селения его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что от дерева твой сосед.

Так они звучат по-церковнославянски. В дальнейшем, разбирая каждую заповедь, мы дадим ее перевод на русский язык.

Первая запо­ведь

Я Господь, твой Бог; да не будет у тебя боси иний, кроме Мене.

Я Господь, твой Бог; у тебя не будет других богов, кроме Меня.

Господь есть Творец вселенной и духовного мира и Первопричина всего сущего. Весь наш прекрасный, гармоничный и невероятно сложный мир не мог возникнуть сам по себе. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить, что все сущее родилось само собой, без Бога, есть не что иное, как безумие. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 14:1), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и наш Отец. Он заботится, Он обеспечивает людей и все, что Он создал, без Его заботы мир развалится.

Бог есть Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, потому что только в Боге он получает жизнь. «Я есмь путь и истина и жизнь» (1 Коринфянам 10:31). Главным средством общения с Богом являются молитва и святые таинства, в которых мы получаем благодать Божию, божественную энергию.

Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно. Один из самых пагубных современных обманов состоит в том, что все религии и верования говорят об одном и том же и борются за Бога одинаково, просто молятся ему по-разному. Истинная вера может быть только одна: православная. Священное Писание говорит нам: «Ибо все боги народов суть идолы, а Господь небеса сотворил» (1 Ин. 4:8).

В книге Деяний святых апостолов о Христе сказано: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (1 Ин. 4:3). Для нас главным догматом является вера в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, тогда как другие религии вообще отрицают божественность Христа. Или считают его одним из многих языческих божеств, или просто пророком, или даже, прости господи, лжемессией. Так что нам с ними делать нечего.

Так что для нас не может быть только одного Бога, прославляемого в Троице, Отца, Сына и Святого Духа, и других богов у православных христиан быть не может.

Грехи против первой заповеди: 1) атеизм (отречение от Бога); 2) маловерие, сомнение, суеверие, когда вера смешивается с неверием или всякими приметами и прочими пережитками язычества. Те, которые говорят: «Я имею Бога в душе», но в то же время не ходят в церковь и не приступают к таинствам или делают это редко, также грешат против первой заповеди; 3) язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотеризм. Это также включает в себя магию, колдовство, целительство, экстрасенсорное восприятие, астрологию, гадание и обращение за помощью к людям, причастным ко всему этому; 4) ложные мнения, противоречащие православной вере, и отчуждение от Церкви в расколах, лжеучениях и сектах; 5) отречение от веры;6) Надеяться на свои силы и на людей больше, чем на Бога.

Вторая запо­ведь

Не делай себе кумира и никакого изображения: кипарис на небе, гора, кипарис внизу на земле, кипарис в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Не делай себе кумира и изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу, и того, что в водах ниже земли; ни поклоняться, ни служить им.

Вторая заповедь запрещает поклоняться твари вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство, вот что пишет о язычниках апостол Павел: «Называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в подобие образа тленного человека и птиц , , и четвероногие, и пресмыкающиеся… Они заменили истину Божию ложью и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:23-35). Ветхозаветный народ Израиля, которому первоначально были даны эти заповеди, был хранителем веры в истинного Бога. Он был окружен со всех сторон языческими городами и племенами, чтобы предостеречь иудеев от принятия языческих обычаев и верований ни в коем случае, эту заповедь устанавливает Господь. Теперь много язычников, идолопоклонников,хотя политеизм.

Почитание святых икон в православии никак нельзя назвать идолопоклонством. В первую очередь мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, не материалу, из которого она сделана, а тем, кто в ней представлен – Богу, Богородице и святым. Глядя на образ, мы восходим разумом к Первообразу. Во-вторых, в Ветхом Завете священные изображения создавались по повелению самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном храме Ветхого Завета кущи, золотые изображения херувимов. Уже в первые века христианства в римских катакомбах, местах встреч первых христиан, находились настенные изображения Христа в образе Доброго Пастыря, Богородицы, с воздетыми руками и другие святые изображения.Все эти фрески были найдены при раскопках.

Хотя в современном мире осталось немного непосредственных идолопоклонников, многие люди создают себе идолов, поклоняются им и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертв, стали их страсти и пороки. Страсти – это укоренившиеся греховные привычки, пагубные пристрастия. Некоторые попали в их плен и уже не могут без них обходиться и служить им как своим господам, ибо: «Кто кем побежден, тот и раб» (2 Петра 2:19). Этими идолами являются страсти: 1) чревоугодие; 2) блуд; 3) сребролюбие, 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость.

Недаром апостол Павел сравнивает служение страстям с идолопоклонством: «любостяжание.. есть идолопоклонство» (Кол. 3, 5). Служа страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему, а также забывает о любви к ближнему.

К грехам против второй заповеди относится и страстная привязанность к какому-нибудь делу, когда это времяпрепровождение становится страстью. Идолопоклонство также является страстным поклонением человеку. Недаром некоторых артистов, певцов, спортсменов в современном мире называют: кумирами и идолами.

Третья запо­ведь

Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.

Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.

Что значит произносить имя Господа напрасно? То есть произносить его не в молитве, не в духовной беседе, а в праздной беседе, как говорится, «на красное слово» или просто на кучу слов, а может быть, даже в шутку. И совершенно тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием хулить Бога, посмеяться над Ним, а также грехом против третьей заповеди является хула, когда святыни становятся предметом насмешек и поруганий. Несоблюдение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призывом имени Божия также являются нарушением этой заповеди.

Имя Бога священно для нас и не может быть заменено пустыми и праздными словами. Святитель Николай Сербский приводит притчу о поминовении имени Господня напрасно:

Ювелир сидел в своей мастерской за верстаком и, работая, постоянно вспоминал имя Божие напрасно: то ли как клятву, то ли как любимое слово. Услышал это некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, и возмутилась душа его. Затем он позвал ювелира на улицу. А когда учитель ушел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в магазин и продолжил работу. Паломник снова окликнул его, а когда ювелир ушел, он сделал вид, что ничего не знает. Мастер в гневе вернулся в свою комнату и снова принялся за работу. Паломник окликнул его в третий раз, а когда мастер вышел снова, он опять замолчал, делая вид, что он ни при чем. Тогда разъяренный ювелир набросился на паломника:

«Почему ты зовешь меня напрасно? Ну и шутка! У меня работы по горло!

Паломник спокойно ответил:

«По правде говоря, у Господа Бога еще больше работы, но вы призываете Его гораздо чаще, чем я призываю вас. Кто имеет право злиться больше: вы или Господь Бог?

Смущенный ювелир вернулся в мастерскую и с тех пор держит рот на замке.

Слово имеет большое значение и силу. Бог сотворил этот мир через Слово. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их» (Мф. 12:36), — говорит Спаситель. Про «гнилое слово» написало другое приложение. Павел. В четвертом веке. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «Всякий раз, когда кто ругается нецензурными словами, то у Престола Господня, Богородица, Она берет с человека данный Ею молитвенный платок, и Сама удаляется, и того человека Она избирает непристойно, она подвергается проклятию в этот день, потому что ругает свою мать и горько оскорбляет ее. Нам неудобно есть и пить с этим человеком, иначе он не останется в стороне от непрекращающейся ругани».

Чет­вер­тая запо­ведь

Помни день субботний и святи его; сделай шесть дней и делай в них все дела твои, в день седьмой, в субботу, Господу Богу твоему.

Помни день субботний, чтобы святить его: работай шесть дней и делай все дела твои в продолжение их, а день седьмой, субботу, посвяти Господу Богу твоему.

Господь сотворил этот мир в шесть этапов-дней и завершил творение. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в нем он почил от всех дел, которые сотворил и сотворил Бог» (Быт. 2:3). Это не означает, что Бог не заботится о тварном мире, но что Господь завершил все действия, связанные с творением.

В Ветхом Завете суббота почиталась как день отдыха (в переводе с древнееврейского — отдых). В новозаветные времена воскресенье стало святым днем ​​покоя, когда вспоминается Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Седьмой и самый важный день для христиан – это день воскресения, малая Пасха, а обычай почитания воскресенья идет со времен святых апостолов. В воскресенье христиане воздерживаются от работы и идут в церковь, чтобы помолиться Богу, поблагодарить его за прошедшую неделю и попросить благословения на работу на следующей неделе. В этот день очень хорошо причащаться Святых Христовых Таин. В воскресенье мы посвящаем его молитве, духовному чтению, благочестивой деятельности. В воскресенье, как выходной от обычной работы, можно помочь ближнему.

Часто от людей, далеких от Церкви или малочисленных в Церкви, можно услышать, что они говорят, что у них нет времени на домашнюю молитву и на посещение храма. Да, современный человек иногда очень занят, но даже занятые люди имеют много свободного времени, чтобы поговорить по телефону с друзьями, друзьями и родственниками, почитать журналы, газеты и романы, просидеть часами перед телевизором и компьютером, и тратить время на молитву нет. Другой человек приходит домой в шесть часов вечера, а потом 5-6 часов лежит на диване перед телевизором, и ему лень встать и прочитать очень короткое вечернее правило или прочитать Евангелие.

Те люди, которые чтят воскресенья и церковные праздники, молятся в храме и не ленятся читать утренние и вечерние молитвы, получают гораздо больше, чем те, кто проводит это время в праздности и лености. Господь благословит ваши дела, умножит ваши силы и пошлет вам Свою помощь.

Пятая запо­ведь

Почитай отца твоего и мать твою, да будет хорошо, и да будешь ты долго на земле.

Почитай своего отца и свою мать, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты прожил долгую жизнь на земле.

Тем, кто любит и чтит своих родителей, обещана не только награда в Царствии Небесном, но и в земной жизни благословение, благополучие и долголетие. Почитать родителей — значит уважать их, оказывать им послушание, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а когда они умирают, молиться об упокоении их душ.

Люди часто спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не заботятся о своих детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжкие грехи? Мы не выбираем себе родителей, на то, что у нас такие родители, а не другие, есть воля Божия. Почему Бог дал нам таких родителей? Чтобы мы проявили лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, научились прощать.

Мы пришли в этот мир через наших родителей, они являются причиной нашего существования и сама природа нашего происхождения от них учит нас почитать их как людей выше нас. Вот что пишет об этом святитель Иоанн Златоуст: «…как они родили вас, так и вы не можете родить их. Поэтому, если в этом мы уступаем им, то в другом отношении превзойдем их через уважение к ним, не только по закону природы, но прежде всего прежде природы, по (чувствующему) страху Божию. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и вознаграждает тех, кто это делает, великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими бедствиями. Почитая отца и мать, мы чтим самого Бога,наш Отец, который на небесах. Он вместе с нашими земными родителями дал нам самый драгоценный дар: дар жизни.

Если человек не чтит родителей, отрицает эту иерархию, это очень легко может привести к неуважению и отрицанию Бога. Сначала он не уважает своих родителей, потом перестает любить свою страну, потом отвергает мать-церковь, а теперь уже не верит в Бога. Все это очень взаимосвязано. Недаром, когда хотят расшатать государство, разрушить его устои изнутри, они в первую очередь ополчаются против Церкви, веры в Бога и семьи. Семья, уважение к старшим, передача традиций (а слово традиция происходит от латинского предание — передача), цементирует общество, укрепляет народ.

Шестая запо­ведь

Не убивай

Не убивай

Убийство, лишение жизни другого человека, а также самоубийство, то есть самовольный уход из жизни, относятся к числу наиболее тяжких грехов.

Самоубийство — худший грех. Это бунт против Бога, давшего нам драгоценный дар жизни. Но наша жизнь в руках Божьих, мы не имеем права покинуть ее, когда захотим. Совершив самоубийство, человек умирает в страшной печали отчаяния и уныния. Он уже не может каяться в этом грехе, как не может он принести покаяние в грехе убийства, которое он совершает по отношению к себе, загробного покаяния нет.

Человек, по неосторожности лишивший другого жизни, также виновен в убийстве, но его вина меньше, чем вина того, кто убивает преднамеренно. Также виновен в убийстве тот, кто способствовал убийству. Например, муж женщины, который не отговаривал ее от аборта, даже сам не способствовал.

Люди, укорачивающие свою жизнь и вредящие своему здоровью своими вредными привычками, пороками и грехами, также грешат против шестой заповеди.

Любой вред, причиненный ближнему, также является нарушением этой заповеди. Ненависть, злоба, побои, запугивание, оскорбления, ругательство, гнев, злорадство, злоба, недоброжелательность, непрощение обид — все это грехи против заповеди «Не убий», ибо «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Иоанна 3:15), — говорит Слово Божие.

Кроме телесного убийства, есть не менее страшное убийство — духовное убийство, когда кто-либо прельщает, соблазняет ближнего на неверие или толкает его на совершение греха и тем губит его душу.

Святитель Филарет Московский пишет, что «не всякий акт лишения жизни есть законное убийство. Убийство не является незаконным, когда лишается жизни должностное лицо, как: 1) когда преступник наказывается смертью по справедливости; 2) когда враг гибнет в войне за Отечество».

Седь­мая запо­ведь

Вы не верите в прелюбодеяние.

Не прелюбодействуй.

Эта заповедь запрещает грехи против семьи, прелюбодеяние, всякие плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, другие плотские грехи, а также блуд, нечистые желания и помыслы.

Господь установил брачный союз и благословил в нем плотское общение, служащее продолжению рода. Муж и жена уже не двое, а «одна плоть» (Быт. 2:24). Наличие брака – еще одно отличие (хотя и не самое важное) между нами и животными. Животные не женятся. У людей есть брак, взаимная ответственность, обязательства друг перед другом и перед детьми.

А то, что благословляется в браке, есть грех, нарушение заповеди, если делается вне брака. Брачный союз соединяет мужчину и женщину в «одну плоть» (1 Коринфянам 6:15-16)

Священное Писание относит блуд к числу тягчайших грехов: «Не обманывайтесь: ни блудники… ни прелюбодеи… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9).

Еще более тяжким грехом, чем блуд, является прелюбодеяние, то есть прелюбодеяние или телесные отношения с женатым человеком.

Измена разрушает не только брак, но и душу изменщика. Нельзя построить счастье на чужой боли. Есть закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, пожнем зло, к нам вернется наш грех. Прелюбодеяние, блуд начинается не с факта физической близости, а гораздо раньше, когда человек дает себе разрешение на грязные мысли, нескромные мнения. В Евангелии сказано: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матфея 5:28). Поэтому умственное прелюбодеяние, неосторожность зрения, слуха, дерзкая речь, эти и подобные им грехи являются нарушением седьмой заповеди.

Вось­мая запо­ведь

Не кради

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности, как государственной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразными: воровство, воровство, коммерческий обман, взяточничество, взяточничество, уклонение от уплаты налогов, тунеядство, кощунство (т.е присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Также к грехам против восьмой заповеди можно отнести любую нечестность: ложь, мошенничество, лицемерие, лесть, лесть, снисходительность человеческую, так как и в этом случае люди пытаются что-то приобрести, например, благосклонность ближнего, нечестным путем ворами

«На краденое дом не построишь», — гласит русская пословица, а еще «Сколько веревку ни мотай, все равно будет конец». Воспользовавшись присвоением чужого имущества, человек рано или поздно заплатит за него. «Бог поругаем не бывает» (Галатам 6:7) Совершенный грех, каким бы незначительным он ни казался, обязательно вернется. Зло обязательно нас найдет. Один из моих друзей в саду случайно ударил и поцарапал крыло соседской машины. Но он ей ничего не сказал и денег на ремонт не дал. Через какое-то время совсем в другом месте, далеко от дома, поцарапали и его собственную машину, и он скрылся с места происшествия. Также удар был нанесен по самому крылу, которое испортило соседнее.

В основе грабежа лежит страсть сребролюбия, и она борется, приобретая противоположные ей добродетели. Любовь к деньгам может быть двух видов: Расточительность (любовь к роскошной жизни) и скупость, жадность. И то, и другое требует средств, которые часто приобретаются нечестным путем.

Сребролюбие борется приобретением противоположных ему добродетелей: милосердия к бедным, нежадности, трудолюбия, честности и духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

Девя­тая запо­ведь

Не слушайте друга, ваши показания ложны.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против других, например, в суде, но и всякую ложь, сказанную против других людей, как-то: клевету, клевету, ложные обвинения. Грех шарлатанства, столь распространенный в повседневной жизни современного человека, тоже очень часто связывают с грехами против девятой заповеди. В досужих разговорах постоянно слышны сплетни, сплетни, а иногда и клевета и злословие. Во время досужей беседы очень легко «наговориться», выдать чужие тайны и тайны, которые вам доверили, обмануть и обмануть ближнего. «Мой язык — мой враг», — говорят в народе, и на самом деле наш язык может принести большую пользу нам и нашим ближним, а может и навредить.Апостол Иаков говорит, что языком иногда «благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, созданных по подобию Божию» (Иак. 3:9). Мы грешим против девятой заповеди, когда не только лжем и клевещем на ближнего, но и когда соглашаемся с тем, что говорят другие, таким образом участвуя в грехе проклятия.

По слову Господню, я был выброшен вон, мой плащ остался у дверей, и тогда я проснулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — сегодня он сердится на меня!» «Это почему?» Я спрашиваю. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен защиты и помощи Божией. И с тех пор я семь лет скитался по пустыне, не вкушая хлеба, без крова, не разговаривая с людьми, пока не увидел моего Господа, возвратившего мне мою мантию».

Вот как страшно судить человека.

Деся­тая запо­ведь

Не желай жены искренней твоей, не желай дома ближнего твоего, ни селения его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что от дерева твой сосед.

Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его.. ничего, что у ближнего твоего.

Внезапная печаль и боль пришли к тем, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти, это начало, семя других грехов. Завистник тоже грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что посылает ему Господь, ему постоянно этого мало, он винит во всех своих проблемах ближнего и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье – это не количество земных благ, а состояние души человеческой. «Царство Божие внутри вас есть» (Луки 17:21). Она начинается здесь, на земле, с правильного расположения души. Умение видеть дары Божии в каждом дне жизни, ценить их и благодарить за них Бога – вот ключ к человеческому счастью. «Царство Божие внутри вас есть» (Луки 17:21). Это начинается здесь, на земле, с правильным расположением души. Умение видеть дары Божии в каждом дне жизни, ценить их и благодарить за них Бога – вот ключ к человеческому счастью. «Царство Божие внутри вас есть» (Луки 17:21). Она начинается здесь, на земле, с правильного расположения души. Умение видеть дары Божии в каждом дне жизни, ценить их и благодарить за них Бога – вот ключ к человеческому счастью.

Еван­гель­ские запо­веди бла­жен­ства

Покаяние за это. Нет, необходимо, чтобы наша душа была полна добродетелей, противостоящих грехам. «Святое место пусто не бывает». Недостаточно не делать зла, нужно делать добро. Грехи создают стену между нами и Богом, когда стена разрушается, мы начинаем видеть Бога, но только нравственная христианская жизнь может приблизить нас к Нему через покаяние в этом. Нет, необходимо, чтобы наша душа была полна добродетелей, противостоящих грехам. «Святое место пусто не бывает». Недостаточно не делать зла, нужно делать добро. Грехи создают стену между нами и Богом, когда стена разрушается, мы начинаем видеть Бога, но приблизить нас к Нему может только нравственная христианская жизнь.

Вот девять заповедей, которые Спаситель дал нам в качестве руководства к христианским достижениям:

  1. Блаженны нищие духом, потому что они есть Царство Небесное
  2. Блаженны плачущие, ибо они получат утешение
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю
  4. Блаженны алчущие и жаждущие справедливости, ибо они насытятся
  5. Благословенная милость, потому что будет милость
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят
  7. Блаженны миротворцы, ибо эти сыны Божии будут призваны
  8. Блаженны изгнанники ради справедливости, ибо они есть Царство Небесное
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас, и ждать, и говорить всякое злое слово против вас лживое из-за меня: радуйтесь и веселитесь, ибо многочисленна ваша награда на небесах.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ

Что значит быть «нищим духом» и почему такие люди «блаженны»? Чтобы это понять, нужно использовать образ обычного нищего. Все мы видели и знаем людей, дошедших до крайней степени бедности, нищеты. Среди них, конечно, есть разные люди и мы не будем сейчас рассматривать их нравственные качества, нет, нам нужна жизнь этих несчастных людей как некий образ. Каждый нищий прекрасно знает, что он находится на нижней ступени социальной лестницы, что все остальные люди материально намного выше его. И бродит он в лохмотьях, часто без своего угла, и клянчит милостыню, чтобы хоть как-то поддерживать свою жизнь. Пока нищий общается с такими же бедняками, как и он сам, он может и не осознавать своего положения, но когда увидит богатого, богатого человека.

Нищета духовная означает смирение, видение своего истинного состояния. Как обыкновенный нищий не имеет ничего своего, а пользуется тем, что ему дают, и ест милостыню, так и мы должны сознавать, что все, что у нас есть, — Божие. Все это не наше, мы только книжники, управители того имущества, которое дал нам Господь. Он дал его, чтобы служить спасению наших душ. Ни в коем случае нельзя быть бедным, а лучше быть «нищим духом», смиренно принимать то, что дает нам Бог, и использовать это на служение Господу и людям. Все от Бога, не только материальные богатства, но и здоровье, таланты, способности, сама жизнь: все это исключительно дар от Бога, за что мы должны благодарить его. «Без Меня вы ничего не можете делать» (Ин. 15:5), — говорит нам Господь.А борьба с грехами и стяжание добрых дел невозможно без смирения, все это мы делаем только с помощью Божией.

Нищим духом, смиренным духом обещано Царство Небесное. Люди, знающие, что все, что они имеют, есть не их заслуга, а дар Божий, который необходимо умножить для спасения души, будут воспринимать все посланное им как средство для достижения Царства Небесного.

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

«Блаженны плачущие». Плач может быть вызван совершенно разными причинами, но не всякий плач является добродетелью. Повеление плакать означает плакать в покаянии о своих грехах. Покаяние так важно, потому что без него невозможно приблизиться к Богу. Грехи мешают нам это делать. Первая заповедь смирения уже ведет нас к покаянию, она закладывает основы духовной жизни, потому что только человек, чувствующий свою слабость, нищету перед Небесным Отцом, может сознавать свои грехи, каяться в них. И когда блудный сын евангельский вернется в дом Отчий, конечно, Господь примет всех приходящих к Нему и отрет всякую слезу с их глаз. Поэтому: «Блаженны плачущие (о грехах), ибо они утешатся.

Слезами счастья можно назвать и слезы сострадания, сопереживания ближнему, когда мы проникаемся их болью и делаем все возможное, чтобы помочь им.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ

«Блаженны кроткие». Кротость – это миролюбивый, спокойный и собранный дух, который человек стяжал в своем сердце. Это послушание воле Божией и добродетель мира в душе и мира с другими. «Возьмите на себя иго мое и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем; и найти покой для души потому что иго мое благо и бремя мое легко» (Мф 11, 29, 30), учит нас Спаситель. Он во всем был покорен воле Отца Небесного, служил людям и смиренно принимал страдания. Кто взял на себя благое иго Христово, кто следует его пути, кто ищет смирения, кротости, любви, тот обретет покой, утешение для своей души и в этой земной жизни, и в жизни грядущей, ибо кроткий «наследовать землю»,прежде всего не материального, а духовного, в Царствии Небесном.

Великий русский святой, преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мира и тысячи вокруг тебя спасутся». Он и сам вполне усвоил этот кроткий дух, приветствуя всех приходящих к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Известен эпизод из его жизни, когда к его келье в лесу пришли воры, желая ограбить старика, думая, что посетители принесли ему много денег. Преподобный Серафим в это время рубил дрова в лесу и стоял с топором в руках. Но, имея оружие и сам обладая большой физической силой, он не хотел им сопротивляться. Он положил топор и скрестил руки на груди. Злодеи схватили топор и сильно ударили старика прикладами, разбив ему голову и переломав кости. Не найдя денег, они скрылись.

То, что «кроткие наследуют землю», верно не только в духовном плане, но даже в земном плане. Кроткие и смиренные христиане, без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю.

ПЛОХАЯ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Есть много способов жаждать и искать истину. Есть определенные люди, которых можно назвать «правдолюбцами», они постоянно возмущаются существующим порядком, везде добиваются справедливости и жалуются в вышестоящие инстанции. Но они не упоминаются в этой заповеди. Это означает совсем другую правду.

Сказано, что истину следует желать, как пищу и питье: «Блаженны алчущие и жаждущие правды». То есть с большой силой, как голодный и жаждущий человек, он страдает до тех пор, пока его потребности не будут удовлетворены. Что здесь правда. О Высшей Божественной Истине. А Высшая Истина, Истина есть Христос. «Я есмь путь и истина» (Иоанна 14:6), — говорит он о себе. Поэтому христианин должен искать в Боге истинный смысл жизни. Только в Нём Истинный Источник Живой Воды и Божественного Хлеба, который есть Его Тело.

Господь оставил нам Слово Божие, в котором содержится Божественное учение, истина Божия, Он сотворил Церковь и поместил в ней все необходимое для спасения. Церковь также является носителем истины и правильных знаний о Боге, мире и человеке. Это та истина, к которой должен стремиться каждый христианин, читая Священное Писание и назидаясь трудами Отцов Церкви.

Усердствующие молиться, творить добрые дела, насыщаться Словом Божиим, поистине «преуспевают истиною» и, конечно, получат насыщение от Источника, который всегда течет от Спасителя нашего и в сем веке, и в в будущем будущее

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ

Милосердие, милосердие – это дела любви по отношению к другим. В этих добродетелях мы подражаем самому Богу: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 15, 7).

А еще учит бескорыстной любви, чтобы мы творили дела милосердия не ради награды, не ожидая получить что-то взамен, а из любви к самому человеку, исполняющему заповедь Божию.

Делая добрые дела людям как творениям, образу Божию, мы служим Самому Богу. В Евангелии описывается Страшный Суд Божий, когда Господь отделит праведных от грешников и скажет праведным: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от создания мира потому что я был голоден, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили меня; я был странником, и вы приняли меня; я был наг, и вы одели меня; я был болен, и вы посетили меня; в темнице был, и ты пришел ко Мне». Тогда праведник ответит Ему: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим и накормили? или жаждущим и пьющим? когда мы видели Тебя странником и приняли Тебя? нагим и одетым? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и приходили к Тебе? И Царь ответит им: истинно говорю тебе: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матфея 25:34-40). Вот почему сказано, что «милосердные» сами «помилуют». И наоборот, тем, кто не делал добрых дел, нечем будет оправдаться на суде Божием, как сказано в той же притче о страшном суде.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ

«Блаженны чистые сердцем», то есть чистые душой и разумом от греховных помыслов и желаний. Важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от размышлений о нем, потому что любой грех начинается с мысли и только потом материализуется в действии. «Из сердца человеческого исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (1 Иоанна 3:15). Человек, имеющий нечистую душу, нечистые помыслы, является потенциальным виновником последующих уже видимых грехов.

«Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Матфея 6:22,23). Эти слова Христа говорят о чистоте сердца и души. Ясный глаз – это искренность, чистота, святость помыслов и намерений, и эти намерения ведут к добрым делам. И наоборот: там, где ослеплен глаз, сердце, царят темные мысли, которые потом превращаются в темные дела. Только человек с чистой душой, чистыми помыслами может подойти к Богу, созерцать его. Бога видят не телесными очами, а духовным взором чистого сердца и души. Если этот орган духовного зрения затуманен, испорчен грехом, то Господа нельзя увидеть. Поэтому следует воздерживаться от нечистых, греховных, злых и скучных мыслей, удержи их от врага, и душу воспитай, других воспитай: умный, добрый. Эти мысли взращиваются молитвой, верой и надеждой на Бога, любовью к Нему, к людям и ко всякой твари Божией.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛЕА

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Заповедь мира с народами и примирения воюющих поставлена ​​очень высоко, таких людей называют детьми, детьми Господними. Почему? Все мы дети Бога, его творения. Нет ничего приятнее для любого родителя, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии друг с другом: «Как хорошо и как приятно, что братья живут вместе!» (Пс. 131:1). И наоборот, как грустно отцу и матери видеть ссоры, драки и вражду между своими детьми, видя все это, сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и добрые отношения между детьми радуют даже земных родителей, то тем более нашему Небесному Отцу нужно, чтобы мы жили в мире. И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет воюющих, угодна и угодна Богу. Мало, что такой человек получает радость, мир, счастье и благословение от Бога здесь, на земле, обретая мир в душе своей и мир с ближним, несомненно получит награду в Царствии Небесном.

Миротворцы будут именоваться «сынами Божиими» еще и потому, что в своем подвиге они уподобляются Самому Сыну Божию, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил связь, разрушенную грехами и отделением человечества от Бога.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ

«Блаженны преследуемые за справедливость». Поиск Истины, божественной справедливости уже упоминался в четвертом блаженстве. Мы помним, что Истина есть Сам Христос. Его также называют Солнцем Истины. Именно о принуждении, гонении за истину Божию и говорит эта заповедь. Путь христианина – это всегда путь воина за Христа. Дорога трудна, трудна, узка «прямы врата и узка дорога, ведущие в жизнь» (Мф. 7:13). И тот факт, что так много людей следуют этому направлению, не должен нас смущать. Христианин всегда разный, не такой, как все. «Старайтесь жить не «как все живут», а так, как повелевает Бог, потому что «мир во зле», — говорит преподобный Варсонофий Оптинский.Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут гонять и поносить здесь, на земле, ведь наша родина не на земле, а на небе, у Бога. Потом».

ДЕВЯТАЯ БЛЕЯЮЩАЯ ЗАПОВЕДЬ

Продолжением восьмой заповеди, говорящей о гонении за Истину Божию и христианскую жизнь, является последняя заповедь блаженства, говорящая о гонении за веру. «Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески несправедливо злословить из-за меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».

В нем говорится о высшем проявлении любви к Богу: готовности отдать свою жизнь за Христа, за веру в Него.Этот подвиг называется мученичеством, этот путь высший и имеет высшую, «великую награду». Путь этот указал Сам Спаситель, Он претерпел гонения, муки, жестокие пытки и мучительную смерть, показав тем самым пример всем Своим последователям и укрепив их в готовности страдать за Него до крови и смерти. Он когда-то пострадал за всех нас.

Мы знаем, что Церковь держится на крови и силе мучеников, которые победили языческий и враждебный мир, отдав свои жизни и положив их на основания Церкви. Христианский учитель третьего века Тертуллиан сказал: «Кровь мучеников — это семя христианства». Как семя падает на землю и умирает, но в то же время смерть его не напрасна, оно приносит плод во много раз больший, так и апостолы-мученики, отдав жизнь свою, были тем семенем, из которого выросла Вселенская Церковь. . А в начале четвертого века языческая империя была побеждена христианством без силы оружия и принуждения и стала православной.

Но враг рода человеческого не успокаивается и постоянно поднимает новые гонения на христиан. И когда Антихрист придет к власти, он также будет преследовать и преследовать учеников Христовых. Поэтому каждый христианин должен быть постоянно готов к подвигу исповеди и мученичества.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector