- Понедельник первой недели Великого поста
- Вторник первой недели Великого поста
- Среда первой недели Великого поста
- Четверг первой недели Великого поста
- Среда (вечер) пятой недели Великого поста
Аудио и видео
- Аудиозаписи Великого канона
- Видео: ‘Великая вечеря с каноном Андрея Критского
- Видеозапись чтения канона отцом Кириллом
- Вадим Коржневский, покаяние Сент-Эндрюса
Толкования:
- Кто есть кто в каноне Андрея Критского? Мария Цырлина
- Великий канон протопр. Александра Шмемана
- Проповедь литургического увещевания по Великому канону епископа Вениамина (Милова)
- Великая вечеря с каноном Андрея Критского» М. Красовская
- Канон в покаянном стихотворении преподобного Гавриила Пакатского
- Великий канон: история и иконографические параллели о.
- Место Великого канона в хоровом наследии Церкви, о. Игнатий
- Покаянные уроки в Великом каноне Андрея Критского епископа Виссариона (Нечаева)
- Покаянные уроки: Гимны на полях Великого канона епископа Филиппа (Симонова). Филипп (Симонов)
Переводы:
- Перевод иеромонаха Амвросия
- Перевод митрополита Никодима (Ротова)
- Перевод в четырех литературных версиях архиепископа Джонатана
- Перевод епископа А. Милеанта
- Перевод иеромонаха Феофана Адаменко
- Перевод: N. I. Кедров
- Перевод: Владимир Ковальджи
- Перевод: Регент Анна Виноградова
- Новый перевод на православный славянский язык епископа Августина (Гуляницкого)
- Поэтическая разработка Бориса Херсонского
- Великий канон на православном славянском языке
- Великий канон на греческом языке (Τῇ Τετάρτῃ Εʹ Ἑβδοµάδος εἰς τὸ Ἀπόδειπον)
Тесты:
- Великий канон Андрея Критского
- Тест 1 на знание Великого канона.
- Тест 2 на знание Великого канона
- Тест 3 на знание Великого канона
- Тест 4 на знание Великого канона
Великий канон — это выдающееся литургическое произведение умилостивительного и покаянного характера, которое читается в Церкви во время литургии в определенные дни Великого поста. Святой Андрей Критский сыграл важную роль в записи текста Канона.
Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского?
Первоначальный текст Великого канона, составленный святым с Крита, позже был дополнен другими христианскими авторами.
Хотя это произведение само по себе имело высокие художественные достоинства и огромное богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные авторы нашли способы обогатить и приукрасить его, возведя в ранг высшего литургического образца.
Считается, что первоначальная версия была написана Андреем Критским под влиянием личного опыта и поиска, глубокого покаяния.
Великий канон — одно из последних произведений преподобного Андрея, написанное им уже в преклонном возрасте. Это подтверждается характерными деталями в самом тексте канона: «Я повержен, Спаситель, пред вратами Твоими; не обрати меня в ад, когда я состарюсь» (1-я песнь, 13-й тропарь; нумерация тропарей приведена в полной версии канона в четверг 5-й недели Великого поста), «От юности моей, Христе, я ступал пред заповедями Твоими….. Я умер от уныния» (1-й гимн, 20-й тропарь), «Увяли дни мои, как восходящий сонет»: И как Езекия был на смертном одре, да дастся мне лето жизни моей» (7-й гимн, 20-й тропарь).
Говорят, что он написал канон для себя. Считается, что одним из мотивов для написания канона послужил эпизод из биографии святого. Византийский император Филипп Бардан (711-713) был убежденным монотеистом и в 712 году заставил некоторых епископов, включая монаха Андрея, подписать свое осуждение 6-го Вселенского собора. Благочестивый император вскоре был низложен, и православие было восстановлено, но монах Андрей не мог отделаться от чувства, что струсил, и выразил свое раскаяние в тексте Великого канона.
Поэтому, если предположить, что Андрей написал свой Канон в преклонном возрасте, и что события 712 года могли послужить дополнительным толчком для написания Великого Канона, мы можем предложить расширенную дату написания этого произведения: 720-730 годы.
Каков был первоначальный объем канона, составленного преподобным Андреем? С одной стороны, никто не сомневается, что покаянные тропари (основная их часть) были составлены автором. С другой стороны, можно однозначно утверждать, что тропари в честь преподобной Марии и преподобного Андрея были добавлены после 11 века. Однако исследователи расходятся во мнениях относительно происхождения тропарей Троице и Богородице. Архиепископ Филарет (Гумилевский) полагает, что ирремосы не принадлежали Андрею Первозванному, но монах Иоанн Дамаскин добавил их в канон позднее. I. A. Карабинов считал, что ирремосы были составлены самим Андреем, а по поводу канонов в целом он сказал: «Троичный» и большая часть «Богородицы» в канонах св. Андрея, скорее всего, не принадлежат ему, так как есть некоторые рукописи, в которых нет «Троичного», а «Богородицу» поставил кто-то другой. Возможно, Троица и часть Девы Марии принадлежат перу святого Теодора Студита. Наконец, наш современник Protodecon V. Василик заявляет: «Великий канон» изначально был полным произведением, только тропари, посвященные Андрею Критскому и Марии Египетской, относятся к позднему времени….. все остальное принадлежит святому Андрею».
Почему канон назван Великим?
Главное отличие Великого канона от остальных — объем его содержания: в современной Триоди только Великий канон насчитывает 213 покаянных тропарей. Если к этому числу добавить 11 ирмосов, 18 тропарей в честь святой Марии, 9 тропарей в честь автора канона, 10 тропарей Троицы и 11 марианских тропарей, то получится в общей сложности 272 песнопения канона, который используется в канонической службе в четверг 5-й недели.
Между тем, его называют Великим каноном не только за его огромное содержание, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность материала и проникновенность выраженных чувств. Исследователи Великого канона отмечают много общего в его содержании с трудами отцов Церкви Иустина Философа и Павла. Они также находят сходство между трудами святого Иустина Философа, святого Григория Богослова, святого Василия Великого, святого Иоанна Златоуста, святого Евагрия Понтийского, святого Максима Исповедника, святого Романа Юного и многих других.
Исторически канон проходит через всю историю Ветхого и Нового Заветов, от жизни Адама и Евы, через времена патриархов, царей и пророков, до жизни Христа и Его последователей. Подавляющее большинство тропарей в гимнах 1-8 описывают события из Ветхого Завета, а тема Нового Завета полностью появляется только в гимне 9 и в конце некоторых гимнов 1-8. Однако есть и такие гимны, в которых аллюзия на Новый Завет либо отсутствует (ст. 7), либо едва заметна (ст. 3). Гимн 8 содержит четкую границу между «ветхозаветными» и «новозаветными» тропарями: тропарь «Ветхий Завет все приближал к душе твоей, к подобию твоему…», кажется, подводит черту под ветхозаветной темой.
Тематически Великий канон затрагивает такие важные области православного учения, как догматическая, нравственная и аскетическая, подчеркивая мерзость и опасность греха и показывая красоту добродетели.
Начавшись со слов, выражающих надежду и упование на Бога как Помощника и Защитника, канон воссоздает плач души, кающейся в грехах. Тема глубокого личного покаяния связана с темой отношений между Богом и человеком в целом, а также с темой личного преображения и обожествления. Таким образом, каждый отдельный поклонник оказывается в целостной взаимосвязи с судьбой мира.
В каноне приводится много примеров, поднимающих настроение, взятых из жизни участников библейской истории: от позора, нечестия и беззакония до сокрушения, самоотречения и христианских усилий. Эпизоды из Ветхого Завета гармонично перемежаются с отрывками из Нового Завета и упоминаниями о Господе Иисусе Христе.
Раскрывая духовное состояние грешников и праведников, описывая их взаимоотношения с Творцом, канон побуждает слушателей и читателей задуматься над собственной жизнью, погрузиться в нравственный самоанализ; предостерегает от зла, поощряет добродетель, учит помнить о Божественной Истине и Милосердии, терпении и Любви.
Главной целью творческого порыва Андрея и авторов, дополнивших текст, было расположить грешника к сердечной молитве, неприхотливому, искреннему покаянию, крепкой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить (или укрепить) желание подняться от состояния душевного уныния к состоянию святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.
Употребление канона за богослужением.
По преданию, общецерковная практика чтения канона во время богослужения сформировалась и закрепилась после сильного землетрясения в Константинополе в 790 году.
В то время, чтобы спастись от последствий землетрясения, монахини, уповая на Бога, читали канон наедине. Со временем к нему обратились и другие христиане, используя его при стихийных бедствиях, а позже его стали читать повсеместно, во время Великого поста.
В современной практике Великий канон читается дважды во время службы: отдельными частями в первые четыре дня первой недели Великого поста и полностью в четверг пятой недели Великого поста (если Благовещение или доминиканский праздник выпадает на четверг, служба переносится на вторник пятой недели).
* * *