Первые века христианской веры были веком героев и героинь, посвятивших свои жизни распространению учения Иисуса. Ефрем Сирин прославлен православной церковью как святой, который приблизил молитвы и тексты Писания к простому человеку, писал понятные поучения и проповеди. Жизнь святого, известного как учитель покаяния, может служить примером бескорыстного служения истинной вере и помощи другим.
Краткое жизнеописание святого
Жития святых написаны через много лет после их сошествия. Источники иногда противоречат друг другу. Нельзя с уверенностью сказать, исповедовали ли родители Ефрема христианство; по некоторым данным, его отец был языческим жрецом.
Он родился в начале IV века в Низибии, год рождения святого относят к 306 г. Молодой человек отличался несдержанностью, вспыльчивым и горячим нравом и склонностью к необдуманным поступкам. Один неосторожный и безрассудный поступок в юности оказал серьезное влияние на его мировоззрение, характер и всю его дальнейшую жизнь. Молодой человек по злому умыслу открыл соседний загон, оттуда вышла корова, попала в лапы дикого животного и умерла. Владелец коровы был бедным человеком, для него это была серьезная потеря. Эфраим не был разоблачен, его проступок остался неизвестным, и юноша счастливо избежал заслуженного наказания.
Это событие в жизни молодого человека имело неожиданное и мучительное продолжение. Однажды в дороге Ефрему пришлось переночевать у пастуха, охранявшего стадо овец. Однако утром заснувший пастух обнаружил, что часть скота пропала. Хозяин овец решил, что посетитель был предупрежден злодеями и помог украсть его имущество. Ефрем был уличен в воровстве и заключен в тюрьму.
Находясь в тюрьме, молодой человек страдал от несправедливого обвинения и оплакивал свою судьбу. Ночью он вдруг услышал голос, который велел ему искать причины того, что произошло в его предыдущей жизни. Затем Эфраим вспомнил несчастного хозяина коровы, которая умерла по его вине, и понял, что был справедливо наказан за совершенное им ранее зло. Пришло раскаяние, и он понял правильность постигшего его несчастья.
Это была расплата за прошлый грех, который остался безнаказанным. Господь дал молодому человеку возможность задуматься о своем проступке и искупить его. В течение короткого времени преступник был найден, и молодой человек вышел из тюрьмы оправданным.
Важно: После этого события Ефрем Сирин решил отказаться от мирской жизни, служить Господу, проводить свои дни в молитве.
Начало подвижнической жизни
Понимая свою греховную жизнь, желая исправить свои неправедные поступки, желая совершить покаяние, юноша уходит в пустыню, ведет аскетический образ жизни, проводит дни в молитве. Его замечает старец Иаков, известный отшельник и аскет. Епископ Нисибийский стал учителем и наставником Ефрема и сыграл важную роль в формировании его мировоззрения и последующей судьбы.
Видя ум юноши и его стремление к Слову Божьему, святой поручил ему учить детей и проповедовать. Вместе со своим учителем святой Ефрем отправился в Никею для участия в экуменическом соборе. Даже среди толпы именитых людей молодой человек смог проявить себя знатоком христианской доктрины и церковных правил.
В это время Ефрем Сирин пережил новую несправедливость — его обвинили в романе с девушкой, которая назвала его соблазнителем. Святой смиренно и кротко переносил выпавший на его долю позор и не отрицал обвинений. Чтобы восстановить истину, он должен был подойти к кафедре с ребенком на руках. Он спросил имя настоящего отца ребенка. Господь явил чудо — трижды назвал имя служителя церкви, которого также звали Ефремом. Окружающие верили, что святой был не только невиновен, но и наделен Божьей благодатью.
Молитвы святого защитили Нисибию, когда к городу подошла армия персидского царя. Взобравшись на городские стены, Ефрем неустанно молился. В ответ на мольбы святого о защите Господь послал чудо — огромные тучи насекомых опустились на воинов и рассеяли страшное войско.
Ефрем оставался в послушании у монаха Иакова до самой смерти святого, после чего он решил переехать в Эдессу. Это место славилось большим количеством аскетов, подвижников и святых отцов, которые жили в этой местности.
Эдесса в жизни святого
Войдя в город, святой получил малозапоминающийся урок от простой женщины. Странник смотрел на Эфраима спокойно и бесстрастно. Когда он указал ей на то, что для женщины более достойно смотреть в землю, женщина ответила, что для мужа, созданного Богом из праха, не смотреть вниз.
В Эдессе Ефрем обращал язычников, работая, чтобы найти средства к существованию. Его заметили старейшины, живущие по соседству, и пригласили присоединиться к ним. Ефрем многому научился у Юлина, христианина, который помог своему ученику понять Слово Божье. Они вели богословские дискуссии, и он также считал глубокое покаяние основой веры.
Ефрем нес христианскую веру, толковал священные тексты, обличал и разоблачал ереси. Во время одной из молитв Господь побудил его начать писать. Ефрем Сирин, с Божьей помощью, осуществил свою цель — прославить Господа через писание.
Первой крупной работой святого было толкование Пятикнижия Моисея, которое пользовалось большим уважением среди исследователей церковных текстов. Чтобы не отвлекаться от работы, Ефрем уединяется в лесу, уединяется для осмысленной работы. Однако ангел, явившийся святому, указывает на то, что для истинного служения Господу необходимо миссионерство. Шмита покидает лес и возвращается в Эдессу. В городе Ефреме он проводил богословскую и образовательную работу, набирал учеников и толковал Писание. Открытая им школа монахов продолжала действовать и после его смерти.
Путешествие и последние годы земной жизни Ефрема Сирина
Учитель и воспитатель, Ефрем был скромным и смиренным, желая обрести мудрость, почерпнуть знания и духовный опыт у великих подвижников христианской веры. Святой отправился в Египет, где его приветствовали и почитали местные верующие. Он встречается и проводит много времени в беседах с престарелым Паисием. На обратном пути Ефрем посещает Кесарию, где празднует свою встречу со святым Василием Великим, который рукоположил его в диаконы.
По возвращении в Эдессу святой пожелал осмыслить впечатления и духовный опыт от встреч с великими христианскими подвижниками и провести остаток дней в уединении и молитве. Однако на его родной город обрушилось несчастье — начался голод. Старец звал на помощь и призывал богатых поделиться с голодными, чтобы избавить их от страданий и смерти. Богатые люди откликнулись на слова уважаемого святого, открыли в городе богадельню, делали пожертвования и помогали бедным.
Когда святой удалился в свою келью и заболел, грот окружили верующие, желающие получить благословение. Ефрем приветствовал новоприбывших и попросил их молиться за него после его смерти. Святой не хотел пышных похорон, он хотел, чтобы его поминали в молитвах. Датой его смерти считается 373 год.
Он был канонизирован как святой. День его памяти — 28 января.
Значение в православии
Православная церковь считает святого великим аскетом и молитвенником, который сочетал уединение с миссионерской деятельностью, а свой литературный талант направил на прославление Господа. Ефрем писал свои произведения на сирийском языке, но живость и доходчивость текстов вскоре была признана церковными иерархами. При жизни его труды были переведены на греческий, а затем и на другие языки. Известно, что слава святого началась еще при его жизни. Имя святого упоминается в трудах многих современников Сирина, которые указывали на общехристианское значение его трудов и личности.
Скромность и аскетизм были основными чертами святого, и он подчеркивал, что считает себя неученым. Но писания опровергают его слова. Святой хорошо разбирался в церковных текстах, знал географию, труды выдающихся эллинов, языческие мифы и даже естественные науки. Даже Василий Великий, известный своей ученостью и эрудицией, был поражен познаниями святого в различных областях.
Тексты Ефрема Сирина отличались красотой тона и глубоким смыслом. Святой смог выразить в коротких словах свое глубокое благоговение перед Господом и передать суть христианской веры. В церквях во время богослужений писания святого читались после Писания. Немногие авторы удостоились такой чести.
Труды преподобного коренным образом отличаются от трудов других христианских писателей. Ефрем Сирин не стремился к догматически четкому изложению христианской доктрины и не углублялся в чащу богословских определений.
Примечание: Тексты преподобного изобилуют поэтическими образами, взывающими к чувствам и душе верующих.
Святой богослов не размышлял о Господе, но в своих молитвах возносил молитвы Всевышнему. Сирин заложил основы православного способа восхваления Бога — через молитвенный опыт верующих, ощущаемый и проживаемый во время богослужений и наедине, в уединении.
Большое место в трудах святого отведено разоблачению ересей, терзавших христианство в четвертом веке. Труды святого Кирилла имели конфессиональную православную направленность, что отличает их от текстов большинства его современников-богословов. В этих текстах святой использует одну и ту же линию — он не вдается в догмы и детали, но указывает на отступничество от истинной веры и сожалеет о грехах и вольнодумстве еретиков.
Большая часть трудов святого — это проповеди, прославляющие жизнь «для Бога». Ефрем Сирин считал покаяние, признание своих грехов, отказ от гордости и борьбу с унынием и бездельем условиями для входа в Царство Небесное. Бог решает, кто достоин Царства Небесного, но человек обязан неустанно развивать в себе семена Божьего Духа через труд и ежедневные усилия. Святой писал, что в покаянии человек воскресает из мертвых.
Творческое наследие
В сирийских источниках упоминается, что Ефрем Сирин создал около 1 000 сочинений. Некоторые труды сохранились на греческом, латинском, славянском и других языках. Подлинность некоторых писаний не доказана, а лишь приписывается святому.
Все труды святого можно разделить на несколько групп:
- Экзегетические трактаты — толкования библейских текстов. Слава Ефрема связана с его толкованиями «Пятикнижия Моисея», пророчеств, краткого изложения Тартианом четырех Евангелий и посланий Павла.
- Беседы в стихах. Эти небольшие поэтические композиции называются memre и группируются по тематике. Мемрехи используются для обсуждения Страстной недели, веры, Никомидии и поклонения за трапезой.
- Гимны. Эти тексты исполняются как гимны с мелодией.
Тексты Святого Отца наполнены глубоким чувством, полны аллегорий и печали о том, что реальная жизнь разительно отличается от идеалов христианства.
Молитва святого Ефрема считается православным гимном:
«Господь и Владыка моей жизни,
«Не дай мне духа праздности, уныния, нечестия и пустословия.
Но дай мне дух чистоты, смирения, терпения и любви, дай мне слугу Твоего.
Ей, Господи Царю, сделай так, чтобы я увидел свои грехи,
и не осуждай брата моего,
благословен Ты во веки веков. Аминь.
Боже, очисти меня, грешного».
В этом коротком тексте заключена основная надежда христиан — знание и избавление от грехов, терпение, любовь, покаяние и подчинение Божьей воле.
Гимнография
Гимны (мадрасы), написанные Святым Отцом, отличаются глубокой богословской сутью и яркой образностью. Они имеют четкий ритм и содержат основной текст и припев.
Гимны собраны в несколько циклов:
- «О вере».
- «О воскресении»;
- «О рае».
- «Против ересей»;
- «О церкви».
- «О девственности».
- «О рождении Христа».
Гимны, написанные святым, отличаются образностью и большим количеством стихов (до 50). Ефрем Сирин создавал запоминающиеся, захватывающие тексты, доступные для простых верующих, содержащие глубокое послание в понятной форме.
Иконография
Иконы святого Ефрема Сирина часто изображаются со свитками молитв и проповедей в руках. Также существует традиция изображать преподобного за работой, склонившимся над письменным столом с пером в руке. В православных монастырях Ефрема пишут вместе с другими святыми — Феодором Студитом, Феодосием Великим, Стефаном Новым. Многие иконы преподобного Ефрема Сирина украшают церкви на горе Афон, хотя сам он никогда не посещал святую гору. В 1310 году иконописец Мануэль Панселин создал образ святого для Успенского собора.
Монастырь Дионисия на Афоне был написан Зорсисом Фуком. Икона роста, помимо лика, содержит несколько цитат из святого Ефрема. В Иверском монастыре почитается икона Успения святого Ефрема Сирина, написанная в 15 веке. В афонском монастыре Афанасия также хранятся мощи святого Ефрема.
Святой Ефрем Сирин был глубоко почитаем при жизни, прославился своей честностью, скромностью и не грешил даже в мыслях. Главной добродетелью христиан он считал покаяние и постоянную работу над собой, чтобы быть достойным Царства Небесного. Христианский поэт и канонизированный богослов, его проповеди считаются образцом глубокой мысли и воображения, понятного всем православным христианам.