Житие Епифания Премудрого

О жизни Сергия Радонежского, почитаемого православными с XIV века, мы знаем из трудов его ученика, выдающегося историка-писателя Средневековья. Эта статья о жизни Епифания Премудрого.

Краткая биография великого писателя Средневековья в Руси

Из описания жизни преподобного Стефана известно, что мудрый Епифан черпал свои знания из монастырской библиотеки, во время своего пребывания в ростовском монастыре святого Григория Богослова. Вместе со Стефаном Пермским он изучал греческий язык и основы христианского учения. После отъезда своего собрата по оружию в Жириан, автор исторических писем покинул Ростов. Есть предположения, что монах совершил паломничество на гору Афон, в Константинополь и Иерусалим.

Монах Епифаний Премудрый

В 1375 году Епифаний Премудрый переехал в Троицкий монастырь под Москвой, где принял монашеский постриг. Из жития Сергия Радонежского известно, что он служил официантом у святого до конца XIV века.

Статьи о других святых:

Написание книг стало основным занятием Мудреца, который покинул стены Троицкого монастыря и отправился в Москву после ухода на небо своего учителя и наставника Сергия Радонежского. Служа вместе с митрополитом Киприаном, он приобрел друга в лице Феофана Грека.

Хан Едигей напал на Москву в 1408 году, что вынудило духовника переехать в тверской Спасо-Афанасьевский монастырь к архимандриту Корнилия, схиигумену Кириллу.

В 1410-1415 годах он возвращается в Тверь в качестве духовного руководителя лаврского братства.

После возвращения из Твери монах Епифаний отправился в 1418 году писать историческое повествование «Житие Сергия Радонежского». — и, по словам самого агиографа, между смертью преподобного Сергия и составлением летописи его дней прошло 26 лет.

Позже мастер пера написал несколько исторических писем, в которых описал жизнь Святого Стефана, Святого Сергия и Святого Кирилла. Историки предполагают, что составитель записей, описывающих жизнь святых того времени, умер в 1422 году и был похоронен как иеромнич.

Важно! 5 июня Православная церковь совершает память иеромниха, христианского писателя и духовного наставника Епифания Премудрого в рамках Собора Ростовских и Ярославских святых.

 

Сочинения

 

У него есть «Житие преподобного Сергия», материалы для которого он начал готовить уже через год после смерти преподобного, а закончил писать его около 1417-1418 годов, то есть через 26 лет после смерти Сергия. Оно используется, часто буквально, в «Житии Сергия» архимандрита Никона. Это житие очень редко встречается в списках XV века и в основном в переработке Пахомия Серба. Он также написал «Слово в честь преподобного отца нашего Сергия» (сохранилось в рукописях XV и XVI веков).

Вскоре после смерти Стефана Пермского в 1396 году Епифаний закончил свое «Слово о жизни и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского». Известно около пятидесяти копий XV-XVII веков.

Епифанию также приписывают «Повесть о путешествии Епифания Мениха в святой град Иерусалим», введение к Тверской летописи и письмо к тверскому игумену Кириллу.

 

Видео «О жизни преподобного Епифания Премудрого»

Из этого видео вы узнаете подробности из жизни Епифания Премудрого.

 

Исторические послания преподобного

Помимо Жития Сергия Радонежского, перу писца принадлежит также ряд исторических заметок, кратко сообщающих о некоторых событиях из жизни других святых:

  • Кирилл;
  • Епископ Стефан Пермский;
  • История путешествия в Святую землю.

Послание Епифана другу Кириллу

Автор делится с другом своими мыслями о греческой живописи. Он описывает их как оригинальные и несравненные. Писец с иронией отмечает, что многие иконописцы копируют существующие фрески, но не создают ничего нового.

Слово похвальное преподобному Сергию Радонежскому

Богословы считают, что записка была написана в 1412 году, сразу после перестройки церкви Святополка. В ней также немного говорится о биографии автора, когда он совершал паломничества в разные страны.

В своих словах писец восхваляет своего учителя. Он особенно подчеркивает чудеса своего наставника. Будучи настоящим праведником, он получил от Бога благодать помогать людям даже после смерти. Тропарь после имени святого также написан преподобным.

Житие преподобного Сергия Радонежского

В этой работе Епифаний противопоставляет «санолюбов» истинному последователю Бога Сергию. Автор подчеркивает тот факт, что святой никогда не использовал притязания на получение высокого положения, а служил только Богу и людям.

После смерти переписчика житие было переработано Пархомием Сергием. Он добавил описание чудес, совершенных Радонежским после его смерти. Эти тексты стали доступны миру после канонизации преподобного в 1449 году.

Помимо Пархомия Сергия, работу завершил Мартиниан Белозерский, монах Лавры Светокшиской и ученик Кирилла.

Житие преподобного Сергия Радонежского

 

«Послание Епифана другу Кириллу»

Из письма к преподобному архимандриту Корнилию известно, что миниатюры, упомянутые в письме, были написаны Феофаном Греком. Кирилл увидел рисунки с изображением константинопольского собора Святой Софии в доме Епифания после его бегства из Москвы в Тверь. Сам агиограф настаивал, что это копии миниатюр греческой кисти.

Интересные статьи о православии:

В том же письме говорится, что Феофан Грек расписал каменные церкви и светские здания Константинополя, Халдикона, Галаты, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода и Москвы. Великий художник своего времени, он расписал каменную стену в здании князя Владимира, его картина сохранилась в княжеском уделе Василия, сына Дмитрия.

В «Истории одного друга» агиограф делится своими размышлениями и наблюдениями об оригинальности фресок, покрывающих здания, подобных которым в то время не существовало. Здесь агиограф также с иронией говорит об иконописцах, которые копируют уже написанное, не создавая оригинальных шедевров.

Интересно! В Соловецком монастыре хранится единственная копия «Письма Епифания к своему другу Кириллу». Как эта рукопись оказалась в монастырской библиотеке, неизвестно.

 

Проблема датировки смерти

Б. М. Клосс помещает смерть Епифания Премудрого в конец 1418-1419 г. Это основано на списке погребенных в Троице-Сергиевой Лавре, авторы которого отмечают, что Епифаний умер «около 1420 г.». Историк связал это примечание со свидетельством самого раннего пергаментного синодика Сергия 1575 года. В его первой части записаны три Епифания, один из которых, несомненно, Епифаний Премудрый. Далее в этом источнике упоминается имя княгини Анастасии, жены князя Константина Дмитриевича, которая, как известно из летописей, умерла в октябре 6927 года. При мартовском летоисчислении он дает октябрь 1419 г., при сентябрьском — октябрь 1418 г. Поскольку Епифаний Премудрый умер раньше царевны Анастасии, его смерть должна быть датирована до октября 1418 или октября 1419 гг. Однако первая из этих двух дат отпадает на том основании, что Епифаний начал писать Житие Епифания только в октябре 1418 года (в предисловии к нему агиограф сообщает, что со дня смерти Сергия прошло 26 лет, что предполагает дату 25 сентября 1418 года). Таким образом, получается, что между октябрем 1418 и октябрем 1419 года премудрый Епифаний умер.

У нас есть возможность уточнить дату его смерти, благодаря тому, что его имя упоминается в рукописях списков святых среди «живших русских святых и особенно блаженных», но официально не канонизировано Церковью. В частности, по мнению архиепископа Сергия (Спасского), это имя встречается в книге «Описание русских святых», изданной на рубеже XVII и XVIII веков, в которой неизвестный автор расположил упоминания русских святых не по месяцам, а по городам и областям Русского царства. Другая рукопись, содержащая имена русских святых, была составлена во второй половине XVII века в Троице-Сергиевом монастыре. Он расположен не по городам, как первый, а по дням. Оба этих памятника называют дату памяти Епифания — 12 мая. Архиепископ Сергий также использовал выдержки из рукописных житий святых конца XVII века, присланные ему жителем Ростова Н. А. Кайдаловым. Их подлинник сгорел во время пожара в Ростове, но выписки из них сохранились полностью. Среди них много неканонизированных русских святых, в том числе Епифаний Премудрый. Они указывают дату поминовения Епифания и, соответственно, его смерти, как 14 июня.

Учитывая, что Епифаний Премудрый, очевидно, был родом из Ростова и что 12 мая — праздник святого Епифания Кипрского, называемого также Епифанием Премудрым, становится ясно, что точная дата смерти агиографа находится в ростовском источнике. Исходя из этого, зная год его смерти, мы можем с уверенностью сказать, что святой Епифаний Премудрый умер 14 июня 1419 года.

Правда, недавно появилось утверждение, что он умер гораздо позже. По мнению В. А. Кучкина, об этом свидетельствует «Похвальное слово Сергию Радонежскому», написанное Епифанием. Есть упоминание о том, что мощи преподобного целуют верующие. По мнению исследователя, эта фраза могла появиться только через год, когда во время «открытия мощей» Сергия его гроб был выкопан из земли, а останки помещены в специальное святилище. Из этого Кучкин делает два вывода: во-первых, «Похвальное слово Сергию Радонежскому» было написано после 5 июля 1422 года, а во-вторых, оно появилось не раньше «Жития» Григория Просветителя. Житие Сергия, как считается в литературе, но более позднее.

Однако, как установил В.А. Кучкин, слово «рака» в древности имело несколько значений. Хотя чаще оно означало «гробница, здание над гробом», есть примеры его использования в значении «гроб». Если обратиться непосредственно к тексту Епифания и не «извлекать» из него ни слова, то станет ясно, что в «Похвале Сергию» агиограф имел в виду события 1392 года, связанные с погребением святого. Многие из тех, кто знал игумена Троицкого, пропустили его погребение и пришли к его могиле уже после смерти Сергия, прильнув к его надгробию, чтобы выразить свое почтение.

Однако в конечном итоге убедительной является ошибочность рассуждений В.А. Кучкина. A. Кучкин утверждает, что в Средние века был распространен обычай помещать пустой факел над местом захоронения святого или, другими словами, над мощами, которые находились под губкой. Часто их ставили над могилой святого задолго до его прославления. Так, гробница Зосимы Соловецкого (ум. 1478 г., канонизирован в 1547 г.) была поставлена над гробницей учеников «на третий год упокоения святого».

 

Слово похвальное преподобному Сергию Радонежскому

В этой работе агиограф восхваляет своего учителя и наставника, подчеркивая, что монах обладал даром творить чудеса и исцелять. По милости Божией, в награду за свою праведную жизнь, Сергий Радонежский получил возможность служить верующим, даруя им спасение и исцеление по молитвам у святыни бессмертных мощей.

Епифаний за работой

Предположительно, слово было придумано в 1412 году в честь освящения церкви Святой Троицы после ее восстановления. Письмо показывает, что его автор много путешествовал, посетив Константинополь, Афон и Иерусалим.

Епифаний Премудрый составил тропарь преподобному Сергию Радонежскому.

 

Роль и значение Епифания Премудрого в православном мире

 

Книжник преподнес миру бесценный дар — Житие преподобного Сергия Радонежского. Людям, далеким от православия, очень трудно читать это произведение. Она состоит из 40 глав, в которых подробно описывается жизнь преподобного со ссылками на Евангелия. Епифаний начал работу над биографией еще при жизни святого, переписывая текст с его собственных слов. Поэтому сегодня у нас есть возможность узнать больше о важной исторической фигуре 15 века.

Работа Премудры также включена в школьную программу для 2-4 классов. Работа существенно сокращена и написана современным языком, понятным простому обывателю.

Роль Епифания Премудрого, великого историка-писателя, в православии трудно переоценить. Благодаря ему мир познакомился со многими святыми личностями, их деяниями и житиями. Русская православная церковь отмечает память святого 5 июня.

 

«Житие преподобного Сергия Радонежского»

Об этом исследовании сообщил афонский монах Пархомий Сергий, который взял на себя смелость уточнить текст Жития преподобного Сергия, сохранившийся в виде списка. Если при написании Жития Стефана Пермского автор использовал много отступлений, то в житии Сергия Радонежского их нет.

В своем письме Епифан критикует «санолюбов», использующих взятки для получения высоких должностей в церковной иерархии; в противовес этому автор описывает жизнь святого, посвятившего себя служению Богу и людям.

Пархомий Серб усовершенствовал послание Епифана, введя в него чудеса, совершенные после смерти святого Лавра Троицкого, придав торжественную форму житию святого и устранив нежелательные намеки на антимечетские настроения. Тексты, описывающие посмертные чудеса Троицкого святого, увидели свет в 1449 году, когда святой был канонизирован.

Много исправлений в описание жизни святого Троицкой Лавры внес Мартиниан Белозерский, который был учеником святого Кирилла Белозерского, лично знавшего преподобного Сергия. Есть предположение, что афонский монах Пахомий Серб познакомился с Мартинианом Белозерским в середине XV века, когда тот посетил монастырь Кирилла Белозерского.

Благодаря рассказам монаха-писателя, агиографа Епифания Премудрого, современные христиане знакомы с житиями святых.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector