6 августа Церковь чтит память святых мучеников Бориса и Глеба. Святые князья-мученики Борис и Глеб были младшими сыновьями святого киевского князя Владимира. Они родились незадолго до крещения русинской земли и были воспитаны в духе христианской веры. Старший из братьев, Борис, получил хорошее образование. Глеб разделял желание брата посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Братья отличались милосердием и добротой, следуя примеру своего отца — князя Владимира, который был милостив и сострадателен.
Житие князей Бориса и Глеба
Борис и Глеб были сыновьями великого князя Владимира (ок. 960 — 28.07.1015) от его жены византийской принцессы Анны (963 — 1011/1012) из армянской династии, единственной сестры царствующего византийского императора Василия II (976-1025). При крещении Борису было дано имя Роман, а Глебу — Давыд. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Они любили читать Писание, творения святых отцов. Они горячо желали подражать поступкам угодных Богу людей. Бориса и Глеба отличали милосердие, доброта, отзывчивость и скромность.
При жизни князя Владимира Борис получил Ростов, а Глеб — Муром. Управляя своими княжествами, они проявляли мудрость и мягкость, заботясь прежде всего о том, чтобы привить православную веру и утвердить в народе благочестивый образ жизни. Молодые принцы были искусными и храбрыми воинами. Незадолго до его кончины их отец, великий князь Владимир, призвал своего старшего брата Бориса и отправил его с многочисленным войском против безбожных печенегов. Но печенеги, напуганные силой князя Бориса и мощью его войска, бежали в степи.
После смерти в 1015 году старшего сына Владимира Великого от гречанки, вдовы киевского князя Ярослава Светослава (?-11.06.978), Светополк (ок. 979 — 1019) провозгласил себя великим князем киевским. Узнав о смерти отца, князь Борис погрузился в глубокую скорбь. Его дружина призывала его идти на Киев и занять великокняжеский престол, но смиренный Борис распустил свое войско, не желая междоусобных распрей:
Я не подниму руку на своего брата или даже на старшего, которого я должен считать своим отцом!
Святополк был довольно хитрым и напыщенным человеком, он не верил в искренность слов своего брата Бориса и видел в нем лишь соперника, на стороне которого народ. Тут же Святополк решил совершить страшное преступление, подослав к Борису убийц. Борис был проинформирован об этом, но не стал скрываться. Помня о подвигах первых христианских мучеников, он с готовностью встретил свою смерть. Наемные убийцы Святополка настигли Бориса во время заутрени в воскресенье 24 июля (н.ст.) 1015 года в его шатре на берегу реки Альта. После службы преступники ворвались в шатер князя и пронзили Бориса копьями.
Печать Святополка
Слуга святого князя Бориса, Георгий Угрин, бросился на защиту своего господина, но был тут же убит. Борис, однако, был еще жив. Выйдя из шатра, он начал молиться, а затем повернулся к убийцам:
Идите, братья, закончите службу, и да будет мир брату Святополку и вам.
Тогда один из убийц подошел и пронзил Его копьем. Слуги Святополка отвезли тело Бориса в Киев, а по дороге встретили двух варягов, посланных Святополком, чтобы ускорить события. Викинги заметили, что принц был еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них пронзил ему сердце мечом. Тело страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и поместили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк решил убить своего младшего брата Глеба. Святополк вызвал Глеба из Мурома и послал на нем навстречу его друзьям, чтобы они убили его на дороге. В это время князь Глеб узнал о смерти своего отца и братоубийственном преступлении Святополка. Озлобленный этим Глеб, как ранее Борис, предпочел мученическую смерть братоубийственной войне. Убийцы встретили Глеба в устье реки Смядынь, недалеко от Смоленска. Убийство князя Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Убийцы похоронили тело Глеба в гробу, сделанном из двух выдолбленных бревен.
Мученический подвиг князей Бориса и Глеба
Жизнь русских страстотерпцев князей Бориса и Глеба была посвящена основной христианской добродетели — любви. Братья показали, что за зло нужно платить добром. Это было еще ново и непонятно для России, привыкшей к кровной мести.
Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Матфея 10: 28).
Борис и Глеб отдали свои жизни во имя послушания, на котором основана духовная жизнь человека. «Видите ли, братья, — говорит монах Нестор Летописец, — как высоко послушание старшего брата? Если бы они сопротивлялись, то вряд ли получили бы такой дар от Бога. Сейчас есть много молодых принцев, которые не слушаются старших, и их убивают за сопротивление. Однако они не могут сравниться с благодатью, дарованной этим святым».
Русские князья-мученики отказались поднять руку на брата, но чрезмерно ретивый Святополк был наказан за братоубийство. В 1019 году киевский князь Ярослав Мудрый (ок. 978 — 20.02.1054) — сводный брат Бориса и Глеба, один из сыновей князя Владимира — собрал войско и разбил дружины Святополка.
Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из собрания Сильвестра XIV века). 1. Борис и Глеб мученически погибают от руки Христа. 2. Борис идет на печенегов.
По Божественному провидению, решающая битва произошла на поле у реки Альта, где был убит князь Борис. Святополк, которого русские называли «Очаном», бежал в Польшу и, подобно библейскому братоубийце Каину, нигде не нашел покоя и убежища. Летописцы свидетельствуют, что от его могилы исходило зловоние.
«С тех пор, — пишет летописец, — возмущение в России утихло». Кровь, пролитая братьями Борисом и Глебом во имя предотвращения кишечных беспорядков, оказалась тем благодатным зерном, которое укрепило русское единство.
Почитание святых Бориса и Глеба. Тропарь, кондак и канон
Благоверные князья-мученики Борис и Глеб не только почитаются Богом с даром исцеления, но и являются особыми покровителями, защитниками Русской земли. Известны многочисленные случаи их появления в трудные для нашей Родины времена, например, святому князю Александру Невскому накануне Лодовской битвы (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывается и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов.
Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой
Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их смерти. Посвящение святым было составлено Иоанном I (1008-1035), митрополитом Киевским.
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился найти мощи князя Глеба, пролежавшие непогребенными четыре года, и похоронил их в Вышогде, в церкви Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время эта церковь сгорела, но мощи остались нетронутыми, и от них произошло много чудес.
Один варагянин благоговейно стоял у гроба святых братьев, и вдруг появилось пламя и обожгло ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой юноша, сын жителя Вышогрудка: княжеские изверги Борис и Глеб явились юноше во сне и начертали крест на его больной ноге. Мальчик очнулся от сна и встал совершенно здоровым.
Благородный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятикупольный храм, который был освящен 24 июля 1026 года киевским митрополитом Иоанном с собором духовенства.
Годом канонизации пассионарных святых был 1072, и они стали первыми русскими святыми. Известно, однако, что греческие иерархи, возглавлявшие в то время Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но огромное количество чудес, происходивших от мощей пассионарных святых, и повсеместное почитание сделали свое дело. Грекам, в конце концов, пришлось признать святость русских князей. В народной традиции святые князья, прежде всего, предстают как заступники Русской земли. В честь святых было составлено множество молитвенников, в том числе уникальные, знаменитые Житийные паремии, которые сохранились в русской литургии до начала XVII века.
Количество икон, медных слепков и других изображений святых Бориса и Глеба огромно. Сегодня иконы святых всех размеров и уровней иконописного мастерства можно найти почти в каждом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи.
Святые князья Борис и Глеб на коне. Икона 14-го века. Москва, Государственная Третьяковская галерея Святые князья Борис и Глеб на коне. Икона 14-го века. Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей — заповедник. Святые страстотерпцы князья Борис и Глеб. Начало XIV века Украина, Киев, Музей русского искусства Святые князья Борис и Глеб. Вторая четверть XIV века. Москва, Государственная Третьяковская галерея Святые князья Борис и Глеб. Первая треть XVII века. Москва, коллекция художественной галереи «Дежа Вю Святые Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Икона, Москва, первая половина XVI века. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ Святые мученики князья Борис и Глеб. Псковская икона XIV века. Санкт-Петербург, Русский музей
Также хорошо известны старообрядческие иконы Бориса и Глеба. После церковного раскола иконы святых получили большое распространение, и существует около 10 различных вариантов.
Старообрядческая икона Бориса и Глеба. 18 век.
Многие города и поселения также носили имена святых.
Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:
- 15 мая — перенесение мощей святых мучеников князей Бориса и Глеба, нареченных в святом крещении Романом и Давыдом (1072 и 1115);
- 2 июня — первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072);
- 6 августа — совместный праздник святых Бориса и Глеба;
- 24 августа — перенесение мощей святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба из Вышогрудка в Смоленск (1191);
- 18 сентября — Успение святого Глеба, брата святого Бориса (1015).
Библиотека русской веры
Канон святых мучеников Бориса и Глеба
Читать онлайн
Тропарь, тон 2
Верные мученики и истинные служители Евангелия Христова, чистые римляне, с кротким Давыдом, не сопротивляющиеся брату, который является врагом, убивающим ваше тело, но не способным коснуться вашей души. Пусть злой правитель сетует, а ты, ликуя с ликами ангелов, предстанешь перед Святой Троицей. Молитесь о том, чтобы ваши родственники были благословлены в силе и чтобы русские дети были спасены.
Кондак, тон 3
Сегодня славное воспоминание о ваших благородных страстях, несущих Христа, о Романо и Давыд, которые призвали нас вместе радоваться в честь Христа, Бога нашего. Те, кто приходит к гробнице Твоих мощей, получают дар исцеления, благодаря Твоим святым молитвам; Ты — Божественный врач.
Храмы в честь святых Бориса и Глеба
Интересно, что почитание святых Бориса и Глеба в Древней Руси было гораздо более распространено, чем даже почитание святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. Это особенно заметно по количеству храмов, построенных во имя этих святых. Их число достигает десятков.
Строительство храмов в честь русских святых князей Бориса и Глеба было обширным на протяжении всей истории Русской Церкви. В домонгольский период это была прежде всего церковь в Вышгороде, к которой постоянно совершались паломничества.
Церковь Бориса и Глеба в Вышеграде. Церковь восстановлена после войны 19 века.
В честь святых Бориса и Глеба были основаны монастыри: Новоторский в Турове, Нагорный в Переславле-Залесском. К началу 1170-х годов на местах смерти двух князей были построены деревянные церкви, которые со временем были заменены каменными. Одним из центров почитания князей Бориса и Глеба был монастырь на Смяды. В 12 веке был построен Борисоглебский собор в Чернигове, который существует и по сей день.
Подобные каменные сооружения появились в Рязани, Ростове-Суздале, Полоцке, Новгороде, Городне и других городах.
Посвящение храмов и монастырей Борису и Глебу не прекращалось и в более поздние времена. Борисоглебские церкви были построены: в Ростове, Муроме, Рязани, в селе Любодицы (ныне Бежецкий район Тверской области). В Новгороде было освящено несколько православных храмов в честь Бориса и Глеба: у ворот Кремля, «в Плотниках».
Собор Бориса и Глеба в Чернигове
Значительное количество Борисоглебских церквей существовало в Москве и ее окрестностях: у Арбатских ворот, на Поварской улице, верхняя церковь в Зюзине, а также в Подмосковье.
В XIV — начале XX века монастыри во имя Бориса и Глеба существовали: в Ушинском на берегу реки Ушны близ Мурома, в Новгородском «от Загзенья», в Полоцке, на реке Сухе в Тотемском уезде Вологодской губернии, в Соловьевске, в Мажайске, в Переслав-Залесском «на песках», в Суздале, в Чернигове.
Церковь святых Бориса и Глеба в селе Кидекша, Суздальский район, Владимирская губерния. Год 1152.
В 1660 году монахи Преображенского монастыря получили грамоту от царя Алексея Михайловича, разрешающую строительство монастыря «на крови Бориса», но по неизвестным причинам монастырь не был построен. В 1664 году Григорий Бутович, протоиерей Успенского собора в Переяславе, установил здесь каменный крест. В конце 17 века упоминается церковь во имя Бориса и Глеба рядом с местом гибели Бориса.
В настоящее время в России действует первый Борисоглебский монастырь в городе Торжке Тверской области, Борисоглебский монастырь в селе Борисоглебск в устье Ярославской области, Борисоглебский монастырь в Дмитрове, Аносин во имя Бориса и Глеба, Борисоглебский монастырь в Истринском районе Московской области, Борисоглебский монастырь в селе Водяное Харьковской области, Украина.
Церковь Святых Бориса и Глеба на «Плотниках» в Великом Новгороде. 1536
В Русской православной старообрядческой церкви, Русской Петровской церкви и других старообрядческих конфессиях нет ни одного храма, посвященного святым князьям Борису и Глебу. Что, надо сказать, свидетельствует об упадке почитания русских святых в старообрядчестве. В то же время следует отметить, что пассионарии до сих пор почитаются в южнославянских странах, а в Московском Патриархате периодически открываются новые храмы и монастыри во имя этих святых.