Святитель Стефан Пермский

9 мая (26 апреля по старому стилю) Церковь празднует память святого Стефана, просветителя Перми и апостола Зирии.

«Я молюсь Святой Троице, единосущной, нераздельной, я прошу о даре:
чтобы Он послал Свою благодать в помощь мне, чтобы Он дал мне слово твердое,
здоровым и просторным, что мой разум, отягощенный тьмой и
и очисти сердце мое, которое ожесточено многими
и плотских страстей, чтобы я был
чтобы я мог написать что-нибудь, восхваляющее доброго Стивена,
проповедник веры, учитель Перми и преемник апостолов.

Епифаний Премудрый

Святитель Стефан Пермский

 

Житие святителя Стефана Пермского

Святой Стефан Пермский был важным педагогом XIV века, поэтому до нас дошло довольно много сведений о его жизни. Однако первоисточником является житие, вышедшее после тщательной подготовки из-под пера Епифания Премудрого в конце XIV века: «Я нашел его и изложил его житие, собрав там и здесь: кое-что я слышал из устного предания; кое-что узнал от его учеников о его учении и епископате; кое-что видел своими глазами; о другом я говорил с ним и снова от него; о другом я спрашивал пресвитеров». Историки также используют текстуры, встречающиеся в летописях, народных легендах и сказках. Особый интерес представляет резьба по кости со сценами из жизни на посохе Святого Стефана.

Святитель Стефан Пермский

Святой Стефан из Перми. Пермский краеведческий музей

В Житии Прокопия Устюжского написано, что этот монах, следовавший за Христом, предсказал трехлетней матери Стефана рождение святого сына: «И ко множеству народа, который в день праздника приходит в соборную и апостольскую церковь его святого Успения, святой сидит около церкви на камне, прежде никем не вставая и не поклоняясь. Идя один, к некоей жене города сего от младшего врста, некоему Ивану, по имени Секирин; и когда блаженный видит говорящую женщину, идущую к церкви, то скоро встает и объявляет: «Иди хорошо: скоро ты станешь святым мастером». Устюжские хроники представляют ту же историю в несколько ином виде: «В некоторое время блаженный Прокопий (Устюжский чудотворец), проходя мимо соборной церкви во время вечернего пения и увидев дитя по имени Мария трех лет, преклонился перед ней и крикнул всем: «Эта девочка Мария придет как мать Стефана епископа Пермского, учителя». И когда народ услышал это, то начал удивляться».

Стефан родился около 1340 года в Великом Устюге. Историки знают, что он получил прозвище Снореп. Его отец Симеон служил в главной церкви Устюга — церкви Пресвятой Богородицы. Мать святого звали Мария. С раннего возраста было очевидно, что Стефан обладает необычными способностями: всего за один год он научился читать и помогал отцу в церкви во время служб в качестве каноника и лектора. Вскоре молодой Стефан был пострижен в монахи в ростовском монастыре Григория Богослова. Этот монастырь был также известен под названием «Затвор». Молодой человек выбрал его из-за богатой библиотеки: «…он принял монашеский постриг в городе Ростове в монастыре святого Григория Богослова, в так называемом Затворе, близ епископства, — потому что там было много книг, которые ему нужно было читать, — при ростовском епископе Парфении». Его биограф рассказывает, что новоиспеченный монах со всем энтузиазмом принялся за изучение науки. Святой Стефан жаждал читать Святых Отцов в оригинале и с этой целью изучал греческий язык. В те годы, когда он помогал отцу в церкви, он поддерживал тесный контакт с зырянами (так тогда называли жителей Коми). Теперь, когда он достиг достаточного уровня образования, Стефан от всего сердца желал обратить язычников-зурян ко Христу: «И желая приобрести больший ум, он овладел греческим алфавитом как способом философствования, и овладел греческими книгами, и хорошо читал их, и всегда имел их при себе. И он мог говорить на трех языках, а также знал три Священных Писания — русское, греческое и пермское. Для Стефана самым большим интересом было изучение Писания. Епифаний, который лично знал Стефана, говорит, что он не довольствовался «слабым учением», но предпочитал «медлить», «пока истина не будет полностью понята». Познакомившись с литератором, он стал его «дознавателем и собеседником», проводя с ним часы, «стремясь понять тех, кто ищет знания». Епифаний, записывая свои воспоминания после смерти святого, извиняется перед ним за то, что «был для него мучением, споря с ним о слове, или строке, или стихе».

В любом случае, Стефан вскоре начинает приводить в действие свой давно скрываемый план — он начинает просвещать зирианцев. Для этого он разработал сирийский алфавит, но не на основе славянского или греческого алфавитов, а на основе сирийских рун — символов, вырезанных на дереве.

Святитель Стефан Пермский Азбука Стефана из Перми

Стефан встретил много препятствий в своем смелом начинании, потому что «люди слабого ума», как выразился Епифаний, противостояли Стефану: «Следует ли изобретать алфавит сейчас, когда годы заканчиваются, в последние дни, в конце числа седьмой тысячи, ради столь малого времени, всего за 120 лет до конца века?». (Конец света ожидался в 7000 году, или в 1492 году нашей эры). Стефан перевел Писание и литургические книги в Цюрихе. Позже он также перевел литургию. Эта работа была завершена к 1378-79 году, после чего он сразу же отправился в Москву, чтобы получить благословение на пермскую миссию. В Москве Стефан получает благословение верховного иерарха Русской Православной Церкви, Местоблюстителя Михаила (Мития), наследовавшего престол после смерти святителя Алексия, и отправляется «как овца среди волков» в пустыню язычников, после того как епископ Коломенский Герасим рукоположил его в священники. Чтобы его проповедь не пострадала от московского маршрута, Стефан отправляется к зырянам один или только с несколькими спутниками. Успех его проповеди зафиксирован в повествованиях, чрезвычайно характерных для наивного, но естественно доброго зырянского мировоззрения. В начале мы видим Стефана с его крещеными учениками. Они приходят к нему и задают различные вопросы. Иногда, однако, приходят и некрещеные люди. Они стоят с «ослами» и хотят убить его или «поджечь раба Божьего» соломинкой. Вскоре Стефан сам начинает разрушать их идолов и святыни. Когда он сжег их «намоленное святилище», многие язычники пришли с кольями и топорами. Стефан проповедовал им, готовясь к верной смерти. Однако никто не осмелился напасть на него. Обаяние его личности покорило местное, послушное население. Однако миссионер перенес много трудностей и досады, живя среди язычников, поклонявшихся идолам: «огонь, вода, деревья, камень и золотая мантия, колдун и дерево».

Жиряне особенно почитали так называемую прокудливую березу (по Далю, «прокудливый» означает глупая шалость, вред, ущерб). Эта гигантская береза росла на холме. Евреи приходили в это место и приносили в жертву животных, которых они поймали во время охоты. Святой Стефан выстроил келью неподалеку от этого места и проповедовал Христа суеверным зырянам каждый раз, когда они приходили туда. Тогда святой просто срубил и сжег березу, за что зыряне чуть не убили его. Святой Стефан сказал им следующее слово:

«Судите сами, сильны ли ваши боги, раз они не могут защититься от огня? Разве они боги, раз они так слабы и лишены не только чувств, но и слуха и зрения? И от меня, такого слабого, ваше божество не смогло защититься. Разве все остальные ваши боги не такие же? Христианский Бог не такой. Он видит все, знает все и является Всемогущим, потому что Он создал весь мир и имеет план для всего. И как Он благ, особенно для тех, кто знает Его! Я желаю вам добра, провозглашая вам Истинного Бога. Он будет любить вас, Он будет делать вам добро, если вы искренне почитаете Его.

На месте «прокудитовой березы» святой построил церковь, посвященную архангелу Михаилу, уничтожителю демонов, и расположил ее таким образом, что оставленный ствол служил алтарем в этой церкви.

Святитель Стефан Пермский

Стефан Пермский срубил прокрустово ложе березы

Церковь Благовещения, построенная в главном зырянском поселении, также использовалась для проповеди христианства. Стефан обставил его «как невесту благоверную». — вся церковная утварь была привезена из Москвы. Сюда также приходили некрещеные люди. Они пришли не молиться, а восхищаться «красотой и добротностью церковного здания». Эта церковь проповедовала сама себя своим великолепием. Зыржинцы были в таком же восторге, как и послы князя Владимира во время его пребывания в Святой Софии. Стефан обучал всех крещеных созданной им грамоте, учил их читать Часослов, Псалтырь и «другие книги». В зависимости от их успеха, он делал некоторых священниками, некоторых дьяконами, некоторых чтецами или певцами: учил их писать пермские книги и сам помогал им». Таким образом, искра веры Христовой, вспыхнувшая в холодной северной земле, вскоре зажгла яркий очаг христианской культуры. Так Стефан, исполненный Святого Духа, принес свое прекрасное учение в непроходимую пустыню.

Кульминацией миссионерских подвигов Стефана стал спор с Памом, зырянским правителем, которого Епифаний описывает как «знаменитого колдуна, главного колдуна, старшего из колдунов». Пэм предложила решить спор об истинах веры двумя испытаниями: Стивен и Пэм должны были вместе пройти через горящую избу и спуститься в одну прорубь на реке Вычегда, проплыть под льдом и подняться через другую. Пэм, видя полную готовность своего соперника, стыдливо отказалась от вызова, хотя сама его предложила. Возмущенные зыряне передали его святому епископу со словами: «Возьми его и казни, ибо он подлежит казни и, по нашему старому обычаю, должен умереть», но мудрый Стефан отпускает Пэма, элегантно выйдя из навязанного ему поединка абсолютным триумфатором и преодолев тем самым последнее препятствие на пути христианизации Малой Перми. В благодарность Господу за победу над языческим вождем Стефан построил храм Святого Николая, посвященный Вишну. После этого проповеди святого становились все более эффективными.

Библиотека русской веры
Жизнь святого Стефана Пермского. Отличная менюшка

Читать онлайн в оригинале.

Хотя его биограф не прослеживает распространение веры Христовой в этом северном регионе, мы знаем, что во времена Святого Стефана было построено множество церквей и, по крайней мере, несколько очагов христианской колонизации — монастырей: Ульяновский Эрмитаж в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановский Эрмитаж в 60 верстах от Усть-Сысольска, Архангельский Эрмитаж в Усть-Вымске и Архангельский Эрмитаж в Яреньге.

Сохранились также иконы, написанные рукой Стефана. Самым известным из них является «Зырянская троица» с искусно выполненной надписью алфавитом Стефана на коми языке.

Святитель Стефан Пермский

Святой Стефан Пермский. Зырянская троица. 1379-1400. ВГИАХМЗ. ВологдаСвятитель Стефан Пермский

Азбука Перми, фрагмент иконы Святой Троицы зырянского периода

Предание о заочной встрече Стефана Пермского с Сергием Радонежским

Шокирующей историей является «встреча» Стефана Пермского с монахом Сергием Радонежским, которая произошла в 1390 году во время поездки святого в Москву по церковным делам. Святой очень любил Радонежского чудотворца и всем сердцем желал увидеть его на пути из Пермской земли, но не смог этого сделать из-за нехватки времени. Находясь примерно в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святой Стефан, помолившись, повернулся в сторону монастыря и с поклоном сказал: «Мир тебе, духовный брат!». Преподобный Сергий, который в этот момент был с братьями на пиру, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проходил святой, ответил: «Радуйся и ты, пастырь стада Христова, и мир Божий да будет с тобою!».

Почитание и прославление святителя Стефана Пермского

Весной 1396 года епископ снова отправился в Москву, где заболел и скоропостижно скончался. По велению князя Василия Дмитриевича он был похоронен в монастыре «Спас за стеной» при церкви Спаса на Бору в Московском Кремле, рядом с могилами членов московского княжеского дома. Это говорит об особом почитании Пермского святого. Согласно Троицкой летописи, сразу после смерти Стефан Пермский был причислен к лику святых, хотя его официальное общецерковное почитание началось только после Макарьевского собора 1549 года. В 1933 году церковь Спаса на Бору была снесена, а мощи святого Стефана утрачены.

Во второй половине XV века на основе Жития святого Стефана Пермского Епифанием Премудрым, лично знавшим епископа, было написано Посвящение святому, автором которого был Пахомий Логофет.

Таким образом, в 14 веке, в переломный для русского государства момент, когда Москва повернулась на север в процессе собирания земель, именно епископ Стефан Пермский стал носителем русского влияния на этих новых территориях.

Тропарь, кондак и канон святителю Стефану Пермскому

Тропарь, тон 4:

Божественным желанием от юности своей, о Стефан Мудрый, ты зажег, воспринял иго Христово и зародил в сердцах людей, которые в прежние времена были запятнаны неверием, божественное семя духовности Евангелия. Так мы чтим твою славную память; мы умоляем тебя провозгласить ее, чтобы ты спас наши души.

Кондак, т. 8:

Ты избавил народ наш от идольских обольщений, не искавший Тебя, святой, привел его к вере Христовой и посрамил колдуна сотника Господня, став таким образом первым епископом и учителем Перми. За это духовные дети твои, как освобожденные тобой от идолов, благодарят тебя: «Радуйся, Стефанос, мудрый учитель».

Библиотека русской веры
Канон святителю Стефану Пермскому

Читать онлайн

Святитель Стефан Пермский. Иконы

Святитель Стефан Пермский

«Боголюбская» с избранными святыми. Сложенная трехлистная икона. Слева направо: святители Алексий Московский, Киприан, Филипп и Стефан Пермские. Истома Савин. Икона. Москва. Конец XVI — начало XVII века.Святитель Стефан Пермский

Апрельская Минея (фрагмент). Россия. Начало 17 века. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии.Святитель Стефан Пермский Святой Стефан Пермский. Миниатюрная иллюстрация к Житию св. Сергий. Москва конца XVI века.Святитель Стефан Пермский Святой Стефан Пермский, с жизнеописанием. Третья четверть XVII века. Государственный историко-архитектурный и художественный музей в ВологдеСвятитель Стефан Пермский Святой Стефан Пермский. Фрагмент иконы «Одигитрия» со святыми на полях. Конюшевский, А.В. Сергиев Посад. 1999.Святитель Стефан Пермский Святой Стефан Пермский. Современная икона

Храмы в честь святителя Стефана Пермского

Храм Русской православной церкви в городе Перми был освящен в честь святителя Стефана Пермского в 2006 году.

Святитель Стефан Пермский

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector