Древнеегипетская цивилизация

Около десяти тысяч лет назад самая большая пустыня в мире, пустыня Сахара, покрывающая почти всю Северную Африку, не была пустыней. Это была африканская тропическая саванна, которая сегодня находится к югу от пустынь. В нем были широкие травянистые пастбища, по которым бродили стада антилоп, росли кустарники и деревья. Но затем климат стал меняться, становясь жарче и суше. Во многих местах высохла растительность и распространились песчаные пустыни. Скот, пасшийся неолитическим племенам, населявшим тогда эту саванну, ел и вытаптывал то, что осталось. Равнины, превратившиеся в огромную пустыню, уже не могли прокормить большое количество людей, и племена были удалены с привычных мест обитания в поисках более плодородных и благоприятных для жизни земель. Один из районов, защищавших первобытных поселенцев от постепенно вся североафриканская пустыня стала долиной широкой реки Нил, впадающей в Средиземное море на северо-востоке континента. Река, стекавшая с далеких гор в современных Эфиопии и Кении, обладала огромным запасом воды, поэтому не боялась пересыхать, пересекая пустыню в низовьях. Поэтому вдоль него среди зыбучих песков располагаются обширные пастбища и низинные участки, пригодные для возделывания. Племена из отдаленных районов североафриканских равнин были сосредоточены вдоль нижнего Нила. Питаясь Нилом, называемым «великой рекой Африки», они создали здесь одну из самых известных цивилизаций древности. Первые поселения человека в этой местности относятся к 6-4 тысячелетию до нашей эры.Тогда в Ниле жили крокодилы и бегемоты, ныне вымершие в Северной Африке, а в окрестных саваннах и полупустынях львы охотились на антилоп.

откуда взялась древнеегипетская цивилизация

Поскольку население земель Нижнего Нила в это время происходило из людей разных племен, живших на севере Африканского континента, в их антропологическом типе были собраны признаки как европеоидной, так и негроидной расы. Жители этих мест, смешавшись между собой, стали иметь темную, но не черную кожу. Ограниченность территории проживания делала традиционные примитивные занятия охотой и собирательством неэффективными и людей более интенсивно развиваются скотоводство и земледелие. Они концентрировались в разных родовых общинах на пашне и возле пастбищ, где круглый год росла трава, основывали поселения и переходили от первобытнообщинного строя к варварству, а затем — с появлением городов и первых признаков государственности — к цивилизации. В сельском хозяйстве они использовали сезонные изменения уровня воды в Ниле. С наступлением сезона дождей в начале лета на Дальнем Востоке Африки, откуда берет начало Нил, уровень воды в реке повышается; Нил выходит из берегов и затопляет огромные территория. Затем, с наступлением сухого сезона, вода отступает обратно к нормальному руслу реки, но на затопленных участках река откладывает много плодородного материала. В этих удобренных поймах основатели древней цивилизации в нижнем течении Нила выращивали пшеницу, лук, чеснок и редис. Чтобы регулировать необходимый уровень воды для орошения полей, люди строили бассейны из глиняных стен, обмазанных глиной, в которых задерживалась вода после паводков. С высоты птичьего полета берега Нила выглядели как лист, почерневший в клетке из-за тесно примыкающих глиняных луж. Вода скапливалась в бассейнах плотин и не заливала сельхозугодий, а при необходимости крестьяне вскрывали плотины и увлажняли свои участки. Управление плотинами требовало командной работы и ответственности. Это побуждало людей объединяться, организовывать свое общежитие. Места, где жили народные лидеры, контролировавшие эксплуатацию плотин, становились торгово-политическими центрами окрестных общин, туда переселялись ремесленники и люди, руководившие работами на месте. Таким образом, в низовьях Нила возникли первые города.

что было основой древнеегипетской цивилизации

Много веков спустя древние греки, познакомившиеся с бытом людей земель на Ниле, стали называть области, подчиненные городу, по-своему, номами, а их правителей — номархами. Номарх отдавал приказы засевать поля, строить новые плотины, а собранные с полей, он складировал их на городские склады, а затем распределял поровну между населением. Частной собственности на землю и урожай не было. Земледельцы редко даже готовили себе еду: продукты отправляли в столовые, которыми управляли кочевники, где повара готовили тушенку, кашу и пиво. В эти столовые население общины, как воины в воинской части, коллективно приходили и получали порции еды, которые они также брали здесь. Столовой управлял непосредственно назначаемый номархом чиновник, который следил за тем, чтобы повара не воровали продукты и все получали пищу поровну. Этот же дьяк вел судебную деятельность в общине, вел судебные дела между ее членами и собирал налоги с населения.

как жили люди в Древнем Египте

Номов и номархов насчитывалось несколько десятков. Они часто враждовали друг с другом, устраивали войны, пытались их подчинить

их земли, они разрушили их города. Но около 3000 г до н.э все номы были подчинены большому городу, расположенному в самой дельте Нила и называвшемуся Хи-Ку-Пта («дом души бога-творца»). Древние греки, которые в конце 1-го тысячелетия до н.э близко познакомились с обитателями нижнего Нила. (в основном сведения об образе жизни этих людей взяты из дошедших до нас древнегреческих источников), они стали произносить название «Хи-Ку-Пта» по-своему: «Египтос» и так называли всю страну. Международное название страны в нижнем течении Нила — Египет происходит от греческого «Aegyptos». Сами древние египтяне называли свою страну Кемет, что означает «черная» — по цвету плодородной земли. Но сам город греки называли Хи-Ку-Пта Мемфис, и под именем Мемфис он вошел в историю. С объединением Египта вокруг города Мемфис начинается период египетской истории, известный как Древнее царство. Он длился примерно с 2800 по 2250 год до нашей эры. Характеризуется исключительно сильной, абсолютной властью правителя Мемфиса и всей страны, которого уже в эпоху христианства греки, а вслед за ними и весь остальной мир, стали называть фараоном (от древнееврейского, данного в библейское «паро», в свою очередь производное от древнеегипетского «пер-о — великий (царский) дом»).

кто такие фараоны

как жили древние египтяне

Фараон считался живым воплощением древнеегипетского бога Гора, изображавшегося в виде человека с головой сокола (пережиток первобытного тотемизма). Египтяне считали, что фараон не умер, а лишь переродился в качестве своих наследников. Конечно, что против «живого бога» никто не смел (по крайней мере, конечно), все трепетали перед фараоном, поклонялись ему, и даже важный государственный чиновник, видя только своего столь благородного правителя, мог от благоговения сойти с ума. Фараон мог приказать что угодно, кому угодно, и каждый был обязан подчиняться его приказам. Приговоренные фараоном к смерти преступники иногда умирали от ужаса еще до казни, понимая, что прогневили властное «божество». Все номархи были подчиненными фараона, и через них и младших чиновников фараон избавлялся от рабочей силы в стране. Все подданные от ближайшего вельможи до простого народа находились перед фараоном на положении рабов, фактически частной собственности, а также и все земли в Египте, которыми он мог распоряжаться по своему усмотрению. Никто не имел права привлекать людей к работе без разрешения фараона. Даже вельможи, которым фараон стал давать землю в собственное пользование в награду за верную службу, не могли заставить жить на них земледельцев работать, и им пришлось сказать фараону, что пришло время пахать и засевать поле, и Фараон через своих чиновников отдал соответствующий приказ. Всякий раз, когда упоминалось имя или титул фараона (которого на самом деле даже не существовало, а какой-то сказочный), египтянин обязательно говорил: «Да здравствует, здоров и здоров!» Библия и Коран упоминают о всемогуществе египетских фараонов, поэтому уже в Средние века слово «фараон» в языках мира стало нарицательным, обозначая человека, пользовавшегося неограниченной властью и влиянием.

Однако на самом деле фараоны были обычными людьми, а не божествами. Так что они не правили без ограничений: им нужны были мудрые советники, хорошо разбирающиеся в сложных государственных вопросах, поддержка воинов и чиновников, а также жрецы, поддерживающие их «божественный» образ. В народных общинах еще была сильна племенная власть, и государственные законы лишь регулировали основы древнеегипетской жизни, а все бытовые проблемы решались в соответствии с местными древними традициями.

Фараон обычно лично руководил армией во время похода. Египет был богат плодородными землями, но весьма беден другими природными ресурсами. Для того чтобы добывать необходимое для развивающейся цивилизации сырье: медь и олово, дерево и камень для построек, египтяне постоянно вели войны с соседними народами. Армия состояла из небольшого числа профессиональных солдат, составлявших ее ударную силу, и большого ополчения фермеров, временно освобожденных от полевых работ. Египтяне воевали с нубийцами юге, сирийские и палестинские города на северо-востоке — за Синайским полуостровом, а иногда совершали дальние путешествия в Малую Азию, где располагалось Хеттское царство. Походы длились несколько месяцев, они были очень тяжелыми, ведь в то время не было хороших дорог, приходилось преодолевать пешком тысячи километров под палящим солнцем Ближнего Востока. Дисциплина в армии была строгой, неслучайно военачальники изображались на древнеегипетских рисунках с палками в руках. Однако у народа была своя выгода от участия в военных походах: хотя львиная доля добычи доставалась фараонам, даже простые солдаты могли значительно разбогатеть в случае успеха. Египтяне захватили рабов, крупный рогатый скот, слоновую кость, золото и драгоценные камни. Воин мог взять с собой в один поход от трех до пяти рабов и либо продать их с прибылью, либо заставить работать у себя дома. Владение рабами позволяло земледельцам не обременять себя домашними делами: приготовлением пищи, стиркой, уборкой дома и уходом за дворовыми животными. Тогда крестьянин, выполнив требуемые работы в поле, мог спать спокойно. Египтяне были вооружены копьями и топорами из меди, а с середины 2-го тысячелетия до н.э. — бронзовыми, наконечниками стрел, луками со стрелами, мечами и кинжалами из меди и бронзы, активно использовали в наступлении боевые колесницы. У древних египтян не было средств для штурма крепостей, и для захвата вражеского города-крепости они осаждали его до тех пор, пока голод не заставил его защитников сдаться. Египтяне почти никогда не присоединяли к своей территории иностранные государства. Обычно они радовались тому, что во время похода брали два-три вражеских города осадой, и, добыв нужную им добычу, возвращались домой, то есть просто грабили соседей. Иногда фараон смещал правителя побежденной страны и заменял его своим протеже, который воздавал должное Египту. Более тысячи лет египтяне господствовали в регионе в военном отношении, никто не осмеливался нападать на собственные земли.

как воевали древние египтяне

как были вооружены воины в Древнем Египте

Мощь египетского государства олицетворялась величественными храмовыми постройками и знаменитыми гробницами фараонов — пирамидами, известными как одно из семи чудес света (единственное, сохранившееся до наших дней). Храмы и пирамиды возводились тяжелым и кропотливым трудом уволенных в то время крестьян. Рабский труд редко применялся в строительстве.как строились египетские пирамиды

Однако народ, конечно, не жаловался: ведь участвовать в работе, посвященной богам, было честью. Строительство осуществлял священник-архитектор с необходимыми знаниями в области математики. Древние египтяне не умели делать цемент, поэтому просто укладывали массивные камни, вырезанные специальными мастерами, друг на друга. Устойчивость конструкции обеспечивалась плотным прилеганием камней друг к другу и их большой массой, а также характерным пирамидальным строением: более широкий нижний слой служил опорой для меньшего верхнего. Пирамида Джосера имеет особенно ярко выраженный «ступенчатый» вид. Самая большая из пирамид — пирамида Хуфу (Хеопса), состоит из 2 300 000 каменных блоков общей массой 6 — 7 млн ​​т. Ее высота сегодня составляет около 138,75 м, а первоначально была 146,7 м. Здесь находится огромная скульптура, называемая Великий Сфинкс — высеченное в скале изображение льва с головой фараона (предположительно Хефрена). Внутри пирамид — в толще миллионов каменных блоков, уложенных друг на друга, было несколько тоннелей, ведущих в помещения святилища и в саму погребальную камеру, в которой помещалось тело умершего правителя. Египтяне верили, что у каждого человека есть несколько душ, называемых ка. За душами умерших ухаживали жрецы, и это, по представлениям древних египтян, гарантировало им вечную жизнь в загробном мире. Пирамиды возводились как жилища для некоторых душ умерших фараонов (один из них, как уже говорилось, «перевоплотился» в наследника престола — живого олицетворения бога Гора). Огромные размеры пирамиды символизировали якобы божественную сущность фараона и его неограниченную власть. На строительство одной пирамиды ушли десятилетия. Разумеется, строительство пирамиды началось, как только фараон, еще живой и в полной силе, взошел на престол. После его смерти жрецы очистили его тело изнутри и туго обмотали тонкими бинтами, благодаря чему оно высохло и превратилось в мумию. Затем тело помещали в специальный гроб, повторяющий форму человеческого тела — саркофаг, и накрывали крышкой с рельефным изображением фигуры и лица покойного. Саркофаг тело поместили в погребальную камеру, а вход в нее, как и в саму пирамиду, завалили камнями. Вместе с телом фараона в гробницу было помещено множество различных драгоценных камней, которые, по мнению египтян, понадобятся его душе в загробной жизни. Чтобы уберечь гробницу от разграбления, внутри могли быть установлены различные ловушки: плиты на дне обрушавшихся внутренних тоннелей, под которыми открывался глубокий отвесный вал, тяжелые камни, падающие сверху на несчастных грабителей. Ловушки, однако, не смогли предотвратить разграбление гробниц египетских правителей: на протяжении веков почти все они постепенно опустошались. При строительстве пирамиды фараон мог умереть, не дожидаясь готовности дома для его «ка». Поэтому позже фараонам пришлось унижать свою «гордость загробным миром», и умерших правителей стали хоронить в богатых, но не колоссальных гробницах, специально оборудованных расщелинах скал и т п. Самая известная гробница фараона Тутанхамона, обнаруженная археологами , оказавшиеся первооткрывателями, совершенно целыми и богатыми сокровищами. Изучение мумии правителя, вступившего на престол около 1332 г до н.э в возрасте десяти и девяти лет спустя, усопшего показало, что он умер от тяжелой болезни или полученных травм, возможно, при падении с колесницы. В богатых гробницах хоронили и знатную знать — приближенных к фараону чиновников.

чем знаменита гробница Тутанхамона

Египтяне поклонялись множеству различных богов. В основном это божества-животные, что свидетельствует о сохранении примитивных тотемических или анимистических традиций. Богов изображали с человеческими телами и головами животных, или полностью в животной форме. Если в жертву богу приносилось животное, например кошка, в образе богини Бастет, то за оскорбление его, не говоря уже об убийстве, полагается смертная казнь. Некоторым священным животным приносились человеческие жертвы, например, маленькие девочки ели крокодилов, содержащихся в храмах. В каждом номе был свой пантеон богов, но некоторым богам поклонялись по всему Египту. В эпоху Среднего царства, когда египетская столица переместилась на юг из Мемфиса в город Фивы, Ра стал самым почитаемым общеегипетским божеством, называемым также Амоном, Амоном-Ра или Птахом (Птахом), чей культ возник в Фивах. Он был олицетворением солнца, а также считался творцом мира. Древние египтяне связывали природные явления с деятельностью богов, в которых они верили. Наступление сухого сезона, когда из пустыни стали дуть горячие ветры, объяснило, что злой бог пустыни Сет убил своего брата Осириса, бога плодородия и царства плавающих. Разлив Нила в начале лета египтяне объясняли слезами жены Осириса, богини Исиды, а ростками злаков воскрешение Осириса, спасенного его сыном Гором — тем, кто, по мнению египтян, предстает перед людьми в образе фараона. Осирис, как верили египтяне, судит души людей после их смерти: верных богам и уважаемых людей он отправляет на вечную жизнь в страну мира и наслаждений, а непокорных богам и злу отдает на съедение чудовищу с голова крокодила. В загробном мире души умерших сопровождало божество с головой шакала, которое египтяне называли Инпу, а древние греки Анубис. Древнеегипетские мифы стали известны историкам в начале 19 века, когда французскому исследователю Ж. Ф. Шампольону с помощью древнегреческих текстов удалось расшифровать древнеегипетские иероглифы — буквы в виде схематических рисунков, обозначающие каждое целое отдельное слово. Тогда ученые смогли прочесть надписи внутри пирамид, «Книгу мертвых» — священные тексты, которые клали в могилу вместе с усопшим, какие-то мифы, написанные на листах из волокон местного болотного папируса.

какая религия была в древнем египте

С 3-го тысячелетия до нашей эры, конец Древнего Царства. Начинается эпоха Среднего царства. Характеризуется усилением влияния дворянства — чиновничьего дворянства, постепенно заслонявшего собой богатство и власть самого фараона. Дворянство получило право по своему усмотрению распоряжаться трудом крестьян, проживавших на землях, пожалованных им фараоном. Мемфис утратил былое значение, и теперь фараонами стали правители другого города, Фив, на юге страны. Он правил в 1353-1336 годах. Фараон Эхнатон пытался установить в стране культ единственного бога Атона, отождествляемого с древним богом-творцом Амоном. Эхнатон утверждал, что Афины — единственный бог, правящий всем миром, бесконечно справедливый и милосердный. При Эхнатоне поклонение всем другим богам было запрещено. Однако после смерти Эхнатона все старые культы были восстановлены, а его имя было забыто.

кто такой ахнатон

Древнеегипетская мужская одежда состояла из куска ткани, обернутого вокруг бедер. Знатные люди по-прежнему носили широкие накидка на плечи. Женщины носили своеобразный халат с широким вырезом на груди. Данные об одежде египтян можно получить, изучая украшающие рисунки древнеегипетские гробницы. Эти рисунки достаточно просты, в чем-то символичны, но они детализируют быт и быт египтян. У древних египтян денег не было в обращении: они просто обменивали одно на другое. Дети египтян, возможно, обученные на чиновников, получали необходимое образование в школах, где преподавали писцы.

Древние египтяне также освоили навигацию. Они строили деревянные гребные лодки с одним парусом. Были специальные боевые корабли для морского боя.

кто завоевал египет

Около 1750 г до н.э. Древний Египет впервые подвергся вторжению внешнего врага – кочевников гиксосов гиксосы они завоевали страну, которая до сих пор не знала иностранной власти, и правили ею почти двести лет, после чего были изгнаны египтянами. Здесь начинается период Нового Царства. Египет издавна жил, как и в древности, мирной жизнью, процветая за счет необычно высокого для Ближнего Востока урожая зерна. Однако низкая обеспеченность Египта другими важными природными ресурсами сослужила свою службу: постепенно древняя цивилизация отставала от других восточных держав в плане технического развития. В первом тысячелетии до нашей эры Египет снова был завоеван ассирийцами. С распространением прочного оружия из железа среди врагов земли фараонов безнадежно крах военной мощи государства в долине Нила. В 520 г до н.э. Египет был завоеван персами и завладел всеми его богатствами, накопленными веками. Самым тяжелым моральным потрясением для египтян стала казнь «живого бога» — фараона Псамтика III, приговоренного ахеменидским царем Камбизом за подстрекательство своего народа к неповиновению персам. В 332 г до н.э. Египет, уже персидская провинция, был завоеван Александром Македонским, а затем превратился в так называемое эллинистическое государство – государство, где власть принадлежала греко-македонской знати. С тех пор началось постепенное проникновение культуры Древнего Египта с культурой античного мира, основанное на достижениях Древней Греции. Египтяне долго помнили былое могущество своей страны и гордились ею. Но на протяжении веков их культура неуклонно поглощалась более прогрессивной культурой древности, а в эпоху вхождения Египта в состав Римской, а затем и Византийской империй окончательно ассимилировалась. В VII веке Египет был завоеван арабами раннего халифата, которые принесли ислам в долину Нила. Жители Египта, называемые по-арабски миср, быстро приняли новую религию и активно освоили арабский язык, вытеснивший все местные языки. Став частью единой религиозной общности великой средневековой державы, жители нижнего Нила осознали себя частью арабского этноса, восприняв арабскую культуру. И сейчас о великой и могущественной цивилизации древности напоминают лишь несколько разрушенных непогодой огромных пирамид и одиноко возвышающийся в пустыне близ современного арабского города Гиза Сфинкс.

что осталось от Древнего Египта

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector