Бог Один

Один (/ˈouːðɪn/, /ˈoːðẽnː/, от древнескандинавского Óðinn, от протогерманского *Wōdanaz.) — в скандинавской мифологии верховный ас, бог мудрости и военных дел. Внук первого предка Бури, сына Бора и Бестлы, Один имеет гигантское происхождение.

Бог Один

Бог Один имеет особое значение в скандинавской мифологии. Он не только верховное божество и не только «отец всех богов». Он воин и рассказчик, мудрец и шаман.

Отличительной чертой Одина является готовность пожертвовать собой: чтобы обрести мудрость и тайные знания, он жертвовал собой ради себя. Это благородное, мужественное божество, фигурирующее во многих скандинавских мифах и легендах, а также в средневековом фольклоре. Его альтер-эго, его «темная сторона» — подлый Локи.

Словарь

Один (Odinn) — в скандинавской мифологии высший бог, соответствующий Водану (Вотану) у континентальных германцев. Этимология имени Один (Водан) указывает на волнение и поэтическое вдохновение, шаманский экстаз. Таково значение др.-англ odr (см. Od, por gothic wots, «неистовый» и латинское vates, «поэт», «провидец»). Тацит (I в н.э.) описывает Водана под римским именем Меркурий, причем его имя связано с тем же днем ​​недели (средой) («Германия», IX). До VI-VIII веков они содержат надписи с именами Одина и Водана в разных местах. Во втором заклинании Мерзебурга (исцелить хромую лошадь) (записано в X веке) Водан предстает как главный герой, как носитель магической силы. Имеются свидетельства культа Водана германскими племенами — франками, саксами, контами, вандалами, готами. В «Истории лангобардов» диакона Павла (8 век) сказано: что перед битвой между Винилами и Вандалами первые просили победы жены Водана Фрии (Фригг), а остальные самого Водана. Водан предсказал победу тем, кого увидел первым. Это были виниловые жены, которые по совету жен делали себе прически-бороды (название «лангобарды» объясняется длинными бородами). Спор между Одином и Фриггой об их фаворитках описан и во вступлении к «Речи Гримнира» («Старшая Эдда»). В более поздних германских сказаниях он выступает как вестник «дикой охоты» — душ погибших воинов (этот мотив, как убедительно показал О. Хёфлер, восходит к тайным мужским связям германцев), которые по совету его жена, сделала из его волос бороды (расшифровка названия «лангобарды» — длиннобородые). Спор между Одином и Фриггой об их фаворитках описан и во вступлении к «Речи Гримнира» («Старшая Эдда»). В более поздних германских сказаниях он выступает как вестник «дикой охоты» — душ погибших воинов (этот мотив, как убедительно показал О. Хёфлер, восходит к тайным мужским связям германцев), которые по совету его жена, сделала из его волос бороды (расшифровка названия «лангобарды» — длиннобородые). Спор между Одином и Фриггой об их фаворитках описан и во вступлении к «Речи Гримнира» («Старшая Эдда»). В более поздних германских сказаниях он выступает как вестник «дикой охоты» — душ погибших воинов (этот мотив, как убедительно показал О. Хёфлер, восходит к тайным мужским союзам германцев) восходит к тайным мужским связям германцев), которые по совету жены делали из волос бороды (расшифровка названия «лангобарды» — длиннобородые). Спор между Одином и Фриггой об их фаворитках описан и во вступлении к «Речи Гримнира» («Старшая Эдда»). В более поздних германских сказаниях он выступает как вестник «дикой охоты» — душ погибших воинов (этот мотив, как убедительно показал О. Хёфлер, восходит к тайным мужским союзам германцев) восходит к тайным мужским связям германцев), которые по совету жены делали из волос бороды (расшифровка названия «лангобарды» — длиннобородые). Спор между Одином и Фриггой об их фаворитках описан и во вступлении к «Речи Гримнира» («Старшая Эдда»). В более поздних германских сказаниях он выступает как вестник «дикой охоты» — душ погибших воинов (этот мотив, как убедительно показал О. Хёфлер, восходит к тайным мужским союзам германцев).

По-видимому, Водан в происхождении — хтонический демон, покровитель воинских союзов и военных инициаций, бог-колдун (шаман). В отличие от Тиу-Тыра и Донар-Тора, имеющих аналоги в индоевропейской мифологической системе, Водан-Один изначально не входил в небесный пантеон богов. Это, конечно, не исключает его сопоставления с индийским богом Варуной (как выражающим темную сторону небесного бога) или с Рудрой (по «характеру»), с кельтским лугом и т д. (впрочем, не менее близкая параллель находится в финском Väinämöinen). (другие функции — военная сила и богатство), которые Ж. Дюмезиль считает специфическими для индоевропейской мифологии.

Здесь Один оставил заметные следы в топонимике (преимущественно в названиях водоемов, гор). Правда.

В дошедших до нас источниках скандинавской мифологии Один — глава скандинавского пантеона, первый и главный ас (см. Асы), сын Бора (как и его братья Вили и Ве) и Бестли, дочери великана Болторна, муж Фригг и отец других богов из рода асов. В частности, у него есть сын с Фригг, Бальдр, а от дел с Ринд и Грид сыновья Вали и Видар. Тор также считается сыном Одина.

Один появляется под многочисленными именами и прозвищами (см список имен Одина), он часто меняет свою внешность. Он живет в Асгарде в небесных покоях Гладсхейма, восседая там на троне Хлидскьяльва. Также с Одином ассоциируется посеребренный Валаскьяльф.

Который скорее олицетворяет вооруженный народ), податель побед и поражений (военная судьба), покровитель героев (в том числе Зигмунда и Сигизмунда), сеятель войны. Судя по всему, Один является инициатором Первой войны (войны между асами и ванами), бросает копье в войско ванов. Копье (не обиженный Гуннир) — символ воинской мощи и воинской магии — неизменный атрибут Одина.

Как покровитель воинских инициаций и жертвоприношений (особенно в форме пронзания копьем и повешения), Один является явно скрытым виновником «ритуальной» смерти своего малолетнего сына Бальдура» Один также отчасти коварный Локи, предложивший Ходу палочку омелы).

Один является инициатором спора между королями Хогни и Хедином по поводу похищения дочери Хедина, Хильды, Хедином (см. Хедин и Хильд). Отец и муж Хильды во главе своих воинов дерутся, убивают друг друга, по ночам Хильда оживляет их для новых битв. Эта битва называется Гиаднинги напоминают Эйнхериев, отряд Одина, которые тоже сражаются, умирают и восстают в новых битвах.

Он приносит себя в жертву, когда Иггдрасиль, пронзенный собственным копьем, девять дней висит на мировом древе, после чего утоляет свою жажду святым медом из рук своего дяди, сына великана Болторна, и получает от него руны — носители мудрости. Однако это «жертвоприношение» Одина, описанное в «Речи Всевышнего» в Старшей Эдде, представляет собой не столько военное, сколько шаманское посвящение. Это миф об инициации первого шамана (см аналогичный сюжет в «Речи Гримнира»: Один, переодетый странником Гримниром, плененный королем Гейрродом, восемь ночей мучается меж двух огней, пока юный Агнар не напоит его, после чего Один начинает трансляцию и из-за этого Гейррод падает на свой меч). Шаманский аспект Одина сильно растет на севере, возможно, частично под влиянием финско-саамской этнокультурной среды. Путешествие Одина в Хель шаманское, Правда, в то же время Мимир говорит и о питье меда из источника, в котором спрятан глаз Одина, чтобы можно было понять, что сам глаз Одина есть источник мудрости; Один советуется с мертвой головой мудреца Мимира. Мудрость оказывается чем-то похожей на хтонические силы, ибо ею обладают умерший Мимир, пробудившаяся от смертного сна вольва и сам Один после мук смерти на дереве или между костров. Однако в мудрости Одина есть не только экстатическое (шаманское) начало, но и строго интеллектуальное начало. Один — божественный инструмент, то есть знаток рун, легенд, мифических списков, жрец. В «Речи Всевышнего» он вещает с «тульского престола». Соревнуясь в мудрости, Один побеждает мудрейшего великана Вафтруднира. Гномика и дидактика (принципы мировой мудрости в котором спрятан глаз Одина, чтобы можно было понять, что сам глаз Одина является источником мудрости; Один советуется с мертвой головой мудреца Мимира. Мудрость оказывается чем-то похожей на хтонические силы, ибо ею обладают умерший Мимир, пробудившаяся от смертного сна вольва и сам Один после мук смерти на дереве или между костров. Однако в мудрости Одина есть не только экстатическое (шаманское) начало, но и строго интеллектуальное начало. Один — божественный инструмент, то есть знаток рун, легенд, мифических списков, жрец. В «Речи Всевышнего» он вещает с «тульского престола». Соревнуясь в мудрости, Один побеждает мудрейшего великана Вафтруднира. Гномика и дидактика (принципы мировой мудрости в котором спрятан глаз Одина, чтобы можно было понять, что сам глаз Одина является источником мудрости; Один советуется с мертвой головой мудреца Мимира. Мудрость оказывается чем-то похожей на хтонические силы, ибо ею обладают умерший Мимир, пробудившаяся от смертного сна вольва и сам Один после мук смерти на дереве или между костров. Однако в мудрости Одина есть не только экстатическое (шаманское) начало, но и строго интеллектуальное начало. Один — божественный инструмент, то есть знаток рун, легенд, мифических списков, жрец. В «Речи Всевышнего» он вещает с «тульского престола». Соревнуясь в мудрости, Один побеждает мудрейшего великана Вафтруднира. Гномика и дидактика (принципы мировой мудрости. Мудрость оказывается чем-то похожей на хтонические силы, ибо ею обладают умерший Мимир, пробудившаяся от смертного сна вольва и сам Один после мук смерти на дереве или между костров. Однако в мудрости Одина есть не только экстатическое (шаманское) начало, но и строго интеллектуальное начало. Один — божественный инструмент, то есть знаток рун, легенд, мифических списков, жрец. В «Речи Всевышнего» он вещает с «тульского престола». Соревнуясь в мудрости, Один побеждает мудрейшего великана Вафтруднира. Гномика и дидактика (принципы мировой мудрости. Мудрость оказывается чем-то похожей на хтонические силы, ибо ею обладают умерший Мимир, пробудившаяся от смертного сна вольва и сам Один после мук смерти на дереве или между костров. Однако в мудрости Одина есть не только экстатическое (шаманское) начало, но и строго интеллектуальное начало. Один — божественный инструмент, то есть знаток рун, легенд, мифических списков, жрец. В «Речи Всевышнего» он вещает с «тульского престола». Соревнуясь в мудрости, Один побеждает мудрейшего великана Вафтруднира. Гномика и дидактика (принципы мировой мудрости. В «Речи Всевышнего» он вещает с «тульского престола». Соревнуясь в мудрости, Один побеждает мудрейшего великана Вафтруднира. Гномика и дидактика (принципы мировой мудрости. В «Речи Всевышнего» он вещает с «тульского престола». Соревнуясь в мудрости, Один побеждает мудрейшего великана Вафтруднира. Гномика и дидактика (принципы мировой мудрости.

Одна есть воплощение разума, который, однако, неотделим от шаманской «интуиции» и магического искусства, от хитрости и обмана. В «Песнях Харбарда» («Старшая Эдда») Один изображен умным и злым насмешником, который издевается над простодушным, сильным человеком Тором, стоящим по ту сторону реки и поэтому не опасным для Одина (т последний под видом Харбарда отказывается переправить Тора через реку). Хитрость и обман Одина явно отличает его от Тора и сближает с Локи. По инициативе Одина Локи крадет Брисингамен Фрейи.

Один вместе с другими «сыновьями Бора» участвует в поднятии земли и строительстве Мидгарда, в составе троицы асов (вместе с Хениром и Лодуре) находит и возрождает прообразы древ первые люди (см. Аск и Эмбла). Помимо своего участия в космо- и антропогенезе, Один также играет роль культурного героя, добывающего мед поэзии. «Младшая Эдда» также повествует о соперничестве Одина в скачках с великаном Хрунгниром и об участии (вместе с Локи и Хениром) в захвате сокровищ карлика Андвари. В последней эсхатологической битве (Рагнарек) Один сражается с волком Фенриром и в этом поединке терпит поражение (волк проглатывает Одина); его сын Видар мстит за него. Мотивы плодородия также в некоторой степени связаны с Одином, о чем, возможно, свидетельствует такой атрибут, как кольцо Драупнир («капающее»), которое порождает себе подобных.

Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» (начало 13 века) представляет Одина и других богов как старейших королей. Он сообщает, что после предательства Фригг Один ушел, и его временно заменил Митотин. В другом месте «заместителем» Одина является бог Улл. В «Саге об Инглингах» Вили и Ве узурпируют власть в отсутствие Одина. Эти легенды о «наместниках» царя Одина, по-видимому, являются пережитками культа жреца-царя и его ритуальной смены в случае родовых неурядиц или неурядиц (неурожая и т п.). Англо-саксонские короли произошли от Водана. Датский королевский род рода Скьолдунг (согласно англо-саксонскому эпосу «Беовульф») ведет свое происхождение от Скьольда (др.-исл. Skjoldr, англ.-сак. Skyld), сына Одина. Согласно «Саге о Вёльсунгах», Один также стоит в начале легендарной королевской семьи Вёльсунгов).

Этимология

От протонно-норвежского ᚹᛟᛞᛁᚾᛦ (wodinz), от протогерманского *Wōdanaz, откуда также древнеанглийское Wōden, древнесаксонское Wōden, древневерхненемецкое Wuotan, Wodan. Относится к прилагательному óðr, буквально означающему «сумасшедший».

Отец богов

Один

Бог Один (Вотан) — верховное божество в скандинавской мифологии. Он отец и лидер асов.

Один — сын Бора и Бестлы, внук Бури. В некоторых источниках его называют «отцом чародейства», мудрецом, шаманом, знатоком рун и сказаний. Он и священник, и воин, и рассказчик.

Вот что он говорит в «Речи Гримнира”:

«Один ныне зовется,

Ygg ранее назывался

Тунд также называли

Вак и Скилвинг,

Во и Хрофтатур,

Гаут и Ялк с богами,

Офнира и Свафнира,

но все имена

они неизменно становились мной.”

Один — бог войны и победы. Ему покровительствовала военная аристократия. Он хозяин Валгаллы и хозяин Валькирии.

Немецко-скандинавские эсхатологические мифы гласят, что в день Рагнарёка Один погибнет, сражаясь с чудовищным волком Фенриром.

Кто такой Один

Высший Ас и его волки

Один — верховный бог скандинавской мифологии. Скальды называли это божество Всеотцом — отцом всех богов и людей. На самом деле Один не был отцом всех богов.

Вот что говорится в книге «Видение Гульви”:

«В Асгарде есть место под названием Хлидскьяльв. Когда Один сидел там на троне, он видел все миры и все человеческие дела, и сущность всего видимого была ему известна.”

По некоторым сведениям, Один и Тир (древний бог неба у скандинавов) дополняли друг друга. Их считали богами магической силы и закона. Один из них явно был больше волшебником. Например, когда его тело лежало бездыханным, дух (хамингья) мог превратиться в зверя или птицу. Это позволяло божеству проникать во все миры — куда бы он ни пожелал.

Один был готов использовать его способность изменять форму. Кроме того, Один мог легко потушить даже сильный пожар, успокоить море, направить ветер в нужное русло.

Один особенно увлекался колдовством. С его помощью он вызывал умерших из гробницы и узнавал от них тайны мира. При необходимости с помощью вредных мертвецов насылал порчу на неугодных. Другой мог легко отобрать власть у одних и передать ее другим.

Это божество не гнушалось даже разграблением древних курганов. С помощью особых заклинаний он лишал мертвых силы и забирал их сокровища.

Мудрость и тайные знания давались Одину нелегко. Вот что говорится в Речи Всевышнего”:

«Я знаю, что он висел

в ветвях на ветру

девять долгих ночей

копье,

посвященный Одину

как подношение самому себе

на дереве

чьи корни скрыты

в глубине неизвестности.

139 Никто не кормил

никто не дал мне воды

я посмотрел вниз на землю

я взял руны

их подхватили стоны —

и упал с дерева.

140 Я выучил девять песен

от сына Болторна,

Лучший отец

это был вкус меда

превосходно,

который влился в Одрерир.

Я начал взрослеть

и расширить свои знания

расти, процветать;

слово в слово

слово родилось

от случая к случаю

родился бизнес.

142 руны вы найдете

и увидеть знаки

самые сильные знаки,

сильнейшие следы,

Хрофт нарисовал их,

и боги создали

и Один вырезал их”

В «Саге об Инглингах» Снорри Стурлусон писал, что колдовство — это занятие недостойного благородного человека и воина. С древних времен колдовству обучались женщины-жрицы, а не мужчины. Колдовство, как и оборотни, обычно не считалось богоугодным занятием. Вернее, это было множество злых духов или ведьм, которые превращались в тюленей, волков или лошадей.

Статуэтка Одина

В эпоху постоянных кровопролитных сражений, ознаменовавших Скитание народов, и в эпоху викингов, положившую им конец, воинская магия и ярость оказались намного выше традиционного права. Так Один отложил в сторону благородного Тира и стал называться богом богов или отцом всех богов.

Один и его братья сотворили мир и, по некоторым данным, причастны к созданию людей.

Вот что говорится в книге «Видение Гульви”:

«Сыновья Бора [Один, Хенир и Лодур] шли по берегу моря и увидели два дерева. Они взяли эти деревья и сделали их людьми. Первая дала им жизнь и душу, вторая — разум и движение, третья — внешность, речь, слух и зрение. Они дали им одежду и имена: мужчину звали Эш, а женщину звали Уиллоу. И от них произошел человеческий род, заселенный богами в стенах Мидгарда.”

Вот отрывок из Старшей Эдды. Книга называется «Пророчества Вельви”:

«Они не дышали,

у них не было духа

румянец на лицах

теплота и голос;

я вздохнул,

а Хёнир — дух,

и Лодур теплый

и лица краснеют.”

жена Одина в скандинавской мифологии — Фригг. Это богиня-видящая и прародительница этих видов асов.

Почти все дети Одина в скандинавской мифологии (кроме Тора, Видара и Бальдура) не были божествами, а присоединились к божественному миру. Другими детьми Одина в скандинавской мифологии являются Ход, Хермод, Вали, Хеймдалль и Браги. Также считается, что сын Одина был предком Инглингов, Ингви.

Кроме того, Одина называют отцом падших (в мифологии часто упоминаются сыновья Одина — эйнхерии). Это связано с тем, что воины, героически сражавшиеся на поле боя и павшие в бою, становились его приемными сыновьями.

Тор и Один имеют особое значение в скандинавской мифологии. Они отец и сын, и они оба примут участие в последней битве богов, сражаясь на одной стороне.

смерть Одина в мифологии довольно драматична. Кто убил Одина в древней скандинавской мифологии? Согласно эсхатологическим легендам, это сделал чудовищный волк Фенрир в Рагнарёк.

Внешний облик и характеристика

Древнее изображение Одина

Отец Одина в скандинавской мифологии — Бор, сын Бури. История бога Одина в скандинавской мифологии начинается с того, что вместе с братьями Вили и Ве он убил первого великана Имира, из тела которого был создан мир. Но он вовсе не был таким кровожадным. Это очень неоднозначное верховное божество.

У Одина много имен. Один из них — Херян (Воин) свидетельствует о прочной связи этого божества с убитыми воинами. Другие имена Одина: Игг (Страшный), Хникар (Сеятель Раздора). Никто не знал всех имен этого божества.

его внешность легко менялась. Однако его обычно описывали как странника с тростью. На нем был синий плащ и широкополая шляпа, которую божество надвинуло ему на лоб.

В скандинавской мифологии есть интересная история о том, почему у Одина один глаз. Верховное божество не всегда было таким мудрым, как известно. Однажды он услышал о существовании источника мудрости. Этот источник был в числе злейших врагов асов-гигантов. Для того, чтобы пить из него, Один отдал один глаз.

В скандинавской мифологии существует несколько версий того, как Один потерял глаз.

Один на средневековой гравюре Один на средневековой гравюре

По одной из версий, Один отправился в Йотунхейм, уже зная о жертве, которую ему предстоит принести. По другой версии, расстаться с глазом он решил спонтанно. По третьей версии, он сделал это по просьбе великанов.

Для павших героев Один построил в Асгарде две палаты загробного мира. Главной из них была великая Вальгалла (Valhalla), которая имела и другое название — Гладсхейм, зал мертвых. Следующее помещение называлось Вингольф, или «Престол Счастья», которому тоже пришлось уцелеть после Рагнарока. Интересно, что святилище богинь на небе также называют Вингольф. Вероятно, это не случайно. Древние источники говорят, что одна из богинь разделила павших поровну с Одином и это была не Фригг, а Фрейя.

Древние скандинавы считали, что в образе бедного странника (в некоторых источниках — в образе уродливого карлика) Один бродит по миру. Часто, желая испытать того или иного человека, он просит приюта, и горе тому, кто не пустит его на порог.

Существовали также поверья, что Один часто ходил по земле на своем коне Слейпнире. В эпоху кровопролитных войн говорили, что божество, оставаясь невидимым, сражалось в битвах и помогало победить самым достойным воинам.

Во многих историях из скандинавской мифологии бог Один описывается как существо, которое, в отличие от других божеств, не нуждается в пище. Он живет тем, что пьет мед, пюре или вино.

Рим и Британия

Один, асы и гиганты Один, асы и гиганты

В какой мифологии есть «аналог» бога Одина — Меркурий. По крайней мере, так его идентифицирует римский писатель и историк Тацит. Говоря о религии свебов (германцев), он писал, что «они среди богов в основном почитают Меркурия. Они считают своим религиозным долгом приносить ему человеческие и другие жертвы в определенные дни». Тацит назвал Тору по-римски — Гераклом.

Вот что пишет об этом Павел диакон. История лангобардов. (монах-бенедиктинец, церковный писатель. 720 г н.э.) (Источник: Текст — Кузнецова Т.И. Перевод — Титмар):

«Тем не менее верно то, что лангобарды, первоначально называвшиеся винилами, позже получили свое название из-за своих длинных бород, не тронутых бритвой. Ведь на их языке слово «ланг» означает «длинный», а «барт» — борода. А Годан, которого они, прибавив одну букву, называли Гводаном, есть тот самый, который у римлян зовется Меркурием и которому поклонялись как богу все народы Германии, однако не нашего времени, а гораздо более древнего. И на самом деле он принадлежит не Германии, а Греции.”

По мнению исследователя скандинавских мифов Э. Бирли, отождествление Одина с Меркурием связано с тем, что оба эти божества были странниками. Оба были представлены в длинном пальто, оба они, отправляясь в дальний путь, взяли с собой трость.

Размышляя о боге Одине и о том, кем он является в мифологии, нельзя не упомянуть, что в древнеанглийской литературе упоминания о нем фигурируют как об основателе древнеанглийской королевской семьи.

Прямо или косвенно Один упоминается несколько раз в дошедших до нас древнеанглийских текстах — в частности, в заклинании «Девять трав» и в древнеанглийской рунической поэме.

Предположительно, это божество упоминается в одной из загадок в древнеанглийской поэме «Соломон и Сатурн». Один также упоминается в древнеанглийской гномической поэме «Максимы I» в аллитерационной фразе «Woden worhte weos».

В «Заговоре девяти трав» Один изображен как убийца ужасающего дракона. Поэма восходит к 9 веку и считается одним из самых загадочных текстов на древнеанглийском языке.

Вот что говорилось в строфе, где упоминается Один (Воден):

— Wyrm com snican, тослать на человека;

ða genam Woden VIIII wuldortanas,

Sloh ða þa næddran, heo на VIII tofleah.

Червь подкрался, но никого не уничтожил,

Воден взял эти стебли, девять побегов славы,

И от удара змея раскололась на девять [частей].”

Ниже рассказ о том, как были созданы две волшебные травы, фенхель и кервель. В поэме говорится, что их создал некий мудрец, пока они висели в небе.

Руна Одина Руна Одина

Он дал эти травы человечеству. Этот текст связан с Одином, потому что он пошел на самопожертвование (ритуальное повешение) во имя знания.

В одной из древнеанглийских рунических поэм описан рунический алфавит. Руна Ос была связана с Одином:

«Ос был ordfruma ælere spræce,

wraþu мудрость ond witena frofur

я eorla gehwam eadnys ond tohiht.

Бог есть источник всякой речи,

столп мудрости и радость для мудрых,

подарок и надежда для героя.”

Первое слово в этой строфе является омофоном древнеанглийского слова os, что означает «языческий бог”.

Древняя руна Древняя руна

Есть предположение что стихотворение подверглось цензуре и изначально было об Одине.

По словам Кэтлин Герберт, «Ос связан со скандинавским асом, то есть с одним из асов, верховного племени богов”.

Поэма «Соломон и Сатурн» повествует о великане Меркурии, который изобрел буквы. Вероятно, здесь речь идет и об Одине: именно Один в мифологии Скандинавии был первооткрывателем рунических алфавитов. Само стихотворение было написано в стиле поздних скандинавских песнопений, в которых участвовало божество, в частности в стиле «Говори Вафтруднир». В этом произведении рассказывается история о том, как Один однажды попал в смертельный поединок с великаном Вафтрудниром и победил его.

Один на Слейпнире Один на Слейпнире

Написанный в IX веке памятник из Майнца, Германия, известный как «Старая саксонская клятва крещения», говорит о трех древних саксонских божествах, одним из которых был Один (Воден).

Рукопись X века была обнаружена в Мерзебурге (Германия). Эта рукопись содержала так называемую Второе Мерзебургское заклинание. Там для помощи в излечении лошади были призваны Один и несколько других божеств из пантеона континентальных германских племен:

«Phol ende uuodan uuoran zi holza.

du uuart demo balderes uolon sin uuoz birenkit.

thu biguol en sinthgunt, suister солнечного века,

thu biguol en friia, suister эпохи воли

thu biguol en uuodan, поэтому на uuola conda:

сосе бенренки, сосе блуотренки, сосе лидиренки:

бен зи бена, блуот си блуода,

покрой зи гелиден, сосе гелимида грех!

Пфол и Водан ушли в рощу.

Вот жеребец Балдерова крутил свою бабку.

Она вызвала в воображении Синтгунту со своей сестрой Сунной;

Фрия колдовал с сестрой Фоллой;

Сотворенный и Водан; он сговорился

От сломанной кости, от потери крови, от вывиха конечности.

Приклейте кость к кости, соедините кровь с кровью

Пруд как бы прилеплен к пруду, мостик[25].”

Поклонение божеству было распространено даже в раннем Средневековье.

Атрибуты Одина

Символическое средневековое изображение верховного аса Символическое средневековое изображение верховного аса

В скандинавской мифологии бог Один имеет следующие атрибуты:

  • Скидбладнир. Это самый быстрый корабль в мире. Мифы гласят, что удивительный корабль может перевозить сколько угодно воинов. Однако при необходимости корабль можно сложить пополам и убрать в карман;
  • слейпнир. Это волшебный восьминогий конь-божество, на котором он путешествует между мирами. Он самая быстрая лошадь в мире, и ничто не может его замедлить;
  • Гунгнир. Легендарное копье Одина, способное поразить любую цель, прорубить самый толстый щит и разбить вдребезги даже самый закаленный меч.

Особым образом стал Один на Слейпнире.

Вот что Сага говорит о Херворе и Хайдреке:

«Тогда Гестумблинди сказал:

Что это за двое

у кого десять ног,

три глаза

и один хвост?

Король Хайдрек,

подумайте над загадкой.

«Это Один на Слейпнире.”

Когда боги и герои собираются на пир в Валгалле, к ногам Одина ложатся два диких волка по имени Гери и Фреки. А на плечах у божества два ворона, Хугин и Мунин, которые рассказывают ему обо всем, что происходит во всех мирах.

У Одина также есть священный трон под названием Хлидскьяльв. Этимология точно не известна: возможно, это название означает утес или открывающуюся скалу. Самое главное, что из этой скалы божество может исследовать все миры. Это делает трон Одина связанным с мировым древом.

Кстати, у древних германцев гора Одина была распространенным названием договоров: в очень древние времена там располагались его святилища.

Происхождение среды

Одно из древних изображений Одина Одно из древних изображений Одина

Имя Один (Вотан) происходит от древнегерманского корня vut, что буквально означает «воинственный» или «свирепый”.

По мнению мифологов и культурологов, в древней Германии было единство религиозных представлений. Об этом свидетельствуют названия дней недели. Немцы переняли от римлян семидневную неделю. Но они заменили названия дней именами своих богов.

среда, которая досталась Одину (у римлян среда была днем ​​Меркурия), дословно переводится с древнегерманского как «День Одина». Поэтому можно предположить, что не римляне отождествляли скандинавское божество с Меркурием, а наоборот, германцы отождествляли римского бога со своим Одином.

Некоторые научные теории

Один и Фригг

Бог Один в скандинавской мифологии часто является героем научных исследований. Например, Генри Петерсен посвятил ему свою докторскую диссертацию. Он предположил, что Один был более поздним божеством, покровительствовавшим вождям и поэтам.

По мнению других исследователей, Один в мифологии и истории скандинавов из легенд других народов. Считается, что родиной Одина является Юго-Восточная Европа, а первые упоминания о нем встречаются в легендах железного века. По мнению других исследователей, Один — персонаж, появившийся в результате галльских влияний.

В 16 веке считалось, что Один был первым шведским королем. Это мнение высказывалось и во времена правления Карла IX.

Изучая функции Одина и его аксессуаров, некоторые скандинавские ученые интерпретировали его как божество ветра или смерти.

Существует легенда, что название племени лангобардов происходит от «Один». Вот что говорит об этом Павел диакон. История лангобардов. (Бенедиктинский монах, писатель. 720 г н.э.) (Источник: Текст — Кузнецова Т.И. Перевод — Титмар):

«Старая легенда рассказывает забавную историю по этому поводу: как будто вандалы обратились к Годану за победой над винилами, а он ответил, что отдаст победу тем, кого впервые увидит на восходе солнца. Затем Гамбара как бы обратился к Фрейе, жене Годана, и умолял ее выиграть для пластинок. А еще Фрейя посоветовала виниловым женщинам спустить волосы на лицо, чтобы они выглядели как борода, а потом ранним утром она с мужьями вышла на поле боя и встала там, где их мог видеть Годан, глядя в окно, как обычно в утро. Все это случилось. Как только Годан увидел их на рассвете, он спросил: «Кто эти бородачи?» Затем Фрейя настояла на том, чтобы он присудил победу тем, кого назвал сам. И вот как Годан дал победу винилу”.

Адам Бременски:

«Теперь скажем несколько слов о верованиях свеонов. Это племя известно

святилище под названием Убсола, расположенное недалеко от города Сиктона, этот храм

весь украшен золотом, и в нем находятся статуи трех богов, которым поклоняются люди. Очень

самый могущественный из их богов — Верхний — восседает на троне в центре вестибюля, с одним

с одной стороны Водан, с другой стороны Фриккон. Вот как распределяются их силы: «Тор,

свеоны говорят, правит эфиром, повелевает громом и реками, ветрами и дождями,

ясная погода и урожай. Водан, что означает «ярость», — бог войны, он возбуждает

мужество воинов, сражающихся с врагом. Третий бог — Фриккон — обеспечивает мир смертным

и удовольствие. Последние изображены с огромным фаллосом. Водана это Свеонс

они изображают вооруженными, как обычно у нас Марс. И Тор похож на свой скипетр

Юпитер. Они также поклоняются обожествленным личностям, даруя им бессмертие за их славные деяния.”

Современный фольклор

Фрагмент старинной гравюры Фрагмент старинной гравюры

Легенды об Одине существовали в Скандинавии еще в XIX веке. Конечно, он уже не был тем грозным божеством. А вот истории о боге Одине в скандинавской мифологии «перешли» в фольклор.

В народе его называли «Старым». В Швеции у крестьян была традиция всегда оставлять в поле большой сноп для лошадей Одина.

Вотан (один) лечит лошадь Вотан (один) лечит лошадь

Примечательны также сведения о кургане, обнаруженном в XVIII веке. По местным поверьям, там лежало тело Одина. Биличеки также рассказывают, что когда курган был вскрыт, вспыхнул яркий огонь, как молния.

Есть еще одна легенда, написанная Бенджамином Торпом. Одна местная легенда гласит, что однажды человек посеял в поле рожь. Пока она поднималась, Один спустился с холма. Он был настолько огромен, что возвышался над всеми хозяйственными постройками. В течение нескольких ночей опасный дух никому не позволял ни входить, ни выходить из домов. Так продолжалось до тех пор, пока не была собрана вся рожь.

Торп также пишет: в Швеции «когда ночью слышен шум, подобный гулу экипажей и лошадей, люди говорят: «Вы проезжаете мимо”.

Позднесредневековые баллады рассказывают о том, как Один, бог скандинавской мифологии, а также Локи и Хенир, помогли мальчику, подвергшемуся нападению ётунов.

Один в мифах и легендах

Один в Асгарде Один в Асгарде

То и другое божество является главными героями скандинавских мифов. Одна из известных легенд рассказывает о том, как Один посетил вольву.

Вот что написано об этом в книге «Состояния Вольви”:

«Смотри на меня все

святой род,

отлично с маленькими

Дети Хеймдалля!

Во-первых, вы хотите

чтобы я сказал

о прошлом всех существ,

о той древности, которую я помню.”

Приметы Volvo:

Она вызвала в воображении

тайно один раз

когда принц тузов

посмотрел ей в глаза:

«Что я должен спросить?

Зачем тестировать?

Я знаю одного

где твой глаз спрятан:

скрыто в источнике

славный Мимир!»

Каждое утро

Мимир пьет мед

по клятве Господней —

тебе достаточно?”

Мудрое соперничество с существами из других миров не было для богов напрасным времяпрепровождением. Победитель такого состязания объявлялся правителем вселенной, которой угрожали монстры и великаны.

Путешествие к великанам, чтобы состязаться в мудрости, было трудной задачей даже для Одина, поэтому он посоветовался с Фригг, стоит ли ему идти к мудрейшему йотуну, Вафтрудниру.

Фригг сделала все возможное, чтобы предупредить мужа об этой поездке. Излишне говорить, что она была права, когда беспокоилась. Само слово «йотуна» означает «сильный в обмане”.

Когда Один прибывает на место происшествия и сообщает великану, что хотел бы сразиться с ним и понять все его знания, он разозлился. Он сказал Одину, что вступит с ним в поединок и горе ему, если он его не победит: в этом случае он не уйдет живым.

Один прекрасно знал, что в чужом, враждебном мире нельзя называть его своим именем. Именно поэтому он представился под именем Ганград, что означает «Правь с победой». Проявив смирение, «как бедняк в доме богача», Один ответил разгневанному великану, что готов ответить на все его вопросы.

Путешествие Одина Путешествие Одина

Йотун немедленно начал задавать Одину вопросы о вселенной. Он прекрасно знал ответы, потому что сам принимал участие в сотворении мира. Великан был вынужден признать, что его гость обладает серьезными познаниями, и пригласил его присесть. Но к тихой беседе это не привело: великан предложил поспорить, кто умнее, и поставил на кон свои головы.

Один согласился и начал расспрашивать самого Йотуна обо всем. Он легко отвечал на вопросы о том, как мир был сделан из тела Имира — в конце концов, он сам был примитивным великаном.

Один, в свою очередь, признал, что его оппонент очень мудр и спросил, откуда у него вся эта информация. Оказалось, что йотуны, как и Один, способны проникать во все миры и даже спускаться в Нифльхель.

Итак, Один начал расспрашивать великана о грядущих временах. Возможно, это и было истинной целью его путешествия. Великан рассказал ему о том, что произойдет, когда мир умрет. Он также рассказал о том, кто переживет потомков аси и кто отомстит за смерть самого Одина.

Жертва Одина Жертва Одина

Один отчаянно нуждался в этих ответах, так как приближался Рагнарек, а Бальдр уже пил свой мед в Хельхейме… Наконец Один вытаскивает свой козырь и спрашивает великана, что он шептал Бальдру, лежа на погребальном костре. В этот момент йотун узнал Одина и признал свое поражение.

Смысл этого мифа не в том, что божество победило великана, а в том, как он это сделал и что в итоге получил. Эта история — одна из песен Старой Эдды. Считается, что это пение исполняли люди, которые также хотели постичь высшую мудрость.

Вероятно, это был живой диалог, состоящий из вопросов и ответов. Также считается, что в языческие времена, когда Эдда еще не была сборником увлекательных мифов, этот диалог носил ритуальный характер.

Его совершали в храме два жреца, и все это происходило во время языческих празднеств — скорее всего, во время главного ежегодного праздника, в канун Нового года: считалось, что в то время все судьбы открыты будущему.

Тайные знания, которые получил Один, дошли до людей. Вообще он весьма рьяно помогал и покровительствовал смертным: лучшие из них становились героями и пополняли его дружину, во главе которой ему предстояло отправиться в свой последний бой. Но это познание часто было очень трудным – как и встречи с божеством.

Кстати, Один не раз дрался на свою голову. В Прозаической Эдде рассказывается, как он соревновался с Хрунгниром в скачках. Один посетил Хрунгнира в Йотунхейме и заключил с ним пари, что ни один конь великанов не может сравниться со Слейпниром в беге. Великан, как и ожидалось, тут же пришел в ярость. И началась сумасшедшая погоня.

Первым в Асгард вошел Один, но и Хрунгнир как-то проскользнул в ворота…

Один в мире людей

Один бросает копье Один бросает копье

В «Старшей Эдде» содержится весь моральный кодекс викингов, создание которого древние скандинавы приписывали Одину или Высокому, как он иногда называл себя.

В «Речи Всевышнего» собраны все премудрости раннего Средневековья, есть советы, как проверить входы в дом (а вдруг там затаился враг?), а также полезные нравоучения.

В «Речи Всевышнего» Один постепенно раскрывает свою сущность. Он произносит короткую проповедь о пользе воздержания, но тут же советует мужчинам, как вести себя по отношению к хитрым девушкам. В одном из мифов был обманут сам Один. Древняя легенда рассказывает, как Один устроил любовную встречу с красивой девушкой. Она обещала прийти, но не пришла. Придя на свидание, расстроенный Один обнаружил только скулящего пса, лежащего возле гарнизона.

В «Речи Всевышнего» можно найти интересные сведения о «взаимоотношениях» людей и богов. Закон язычества говорил, что эти отношения основаны на обмене. Более того, Один сделал все, чтобы этот обмен не был равноценным.

Вот что сказано об обмане божества в книге «Высокая речь”:

Первая присяга

дал в кольцо;

присяга лживая?

Он выпил

обманутый Суттунгой

Гуннлод наверху.

Время для меня с трона

тульский скажи

у истока Урд.”

«Речь Всевышнего» заканчивается списком заклинаний, известных только Одину. Два заклинания кажутся особенно интересными. Одно из них было направлено на того, кто должен был нанести урон корнями: заклинание привело к его смерти. Второй помешал ведьмам снова стать человеческими.

Двенадцатое заклинание кажется интересным и страшным: оно сопровождается вырезанием рун под деревом с висящим на нем человеком. Одна говорила, что после этого заклинания умерший оживет и раскроет все тайны потустороннего мира. Он знал, о чем говорил: его тоже не зря называли богом палачей.

Один на Слейпнире Один на Слейпнире

Пятнадцатое заклинание, которое Один получил от некоего карлика. К сожалению, миф об этом странном событии утерян. Интересно, что карлик — ночное хтоническое существо. Рискуя жизнью, он должен был передать Одину тайное знание: Один считался родителем Дня, а днем ​​под воздействием солнечного света гномы в скандинавской мифологии превращались в камни. Только эта угроза могла заставить враждебное богам волшебное существо поделиться с ними своими тайными знаниями.

Всего восемнадцать заклинаний. Это число считается священным (2 раза по 9). Сам список поэзии был призван способствовать запоминанию этой мифопоэтической системы заклинаний. Однако Один называл себя тулом — гадающим — не просто так.

Еще одна песня

Культовый образ абсолютного аса Культовый образ абсолютного аса

В одной из песен рассказывается, как Один, оказавшись в человеческом мире, представился беспомощным стариком. В этой истории он попал в ловушку и может не только освободиться от оков, но и спастись от пыток. Конечно, это была всего лишь игра: Бог ждал от своих поклонников той мудрости, которой он их научил.

Первое: старинная картина Первое: старинная картина

Старшая Эдда рассказывает, как двое детей некоего царя, Гейррод и Ангар, были вывезены на лодке в открытое море. Лодка разбилась, и обоих детей забрали старик и старуха. За одним мальчиком присматривал старик, за другим — старуха. Когда пришла весна, старик что-то прошептал Гейрроду. Братья сели в лодку, и когда она достигла берега, Гейрред вышел из лодки и проклял своего брата, сказав ему: «Иди туда, куда тебя ведут тролли!» Затем он вернулся в землю своего отца, ныне умершего короля, и сам стал королем.

Это было в прошлом. Через какое-то время Один и Фригг сели в Асгард и осмотрели все миры. В этот момент Один спросил Фригг, знает ли он, что случилось с ее ученицей Ангаром. Когда Фригг ответила отрицательно, Один радостно ответил, что женился на великанше, а его ученик стал королем.

Один и Фригг часто ссорились друг с другом. Ангар был потомком короля и учеником самой Фригг (эти старик и старуха были с Одином), и отношения с дикой великаншей были для него оскорбительны…

Но Фригга не осталась в долгу и ответила, что ученица мужа настолько скупа, что морит гостей голодом. Одного спровоцировали, и он под видом старика отправился в мир людей, чтобы навестить Гейррода.

Тем временем Фригг отправила свою служанку Фуллу в мир людей, чтобы предупредить Гейррода, что к нему придет злой колдун. Этого колдуна можно было узнать по тому, что на него не нападали собаки.

Древние памятники со знаковыми изображениями Древние памятники со знаковыми изображениями

Король взял в плен парня, называвшего себя Гримниром (Скрывающимся под маской), и замучил его огнем и голодом. Плен длился восемь лет.

У Гейррёда был сын, которого он по древнему обычаю назвал в честь брата, которого считал мёртвым (умершим считался всякий, посланный к троллям). Молодой Ангар сжалился над стариком и напоил его, которому предсказал долгую и счастливую жизнь.

И тут божество сделало то, чего никогда не делали в мире великанов — раскрыло свое настоящее имя.

В результате Гейррод встретил свою смерть: услышав имя Одина, он подпрыгнул. В руке он держал полуобнаженный меч, выскользнувший из ножен, и король споткнулся. Он пал от меча и умер, а его сын Ангар стал королем.

Несмотря на всю свою злость, Один проявил великодушие к бывшему ученику. Смерть короля по-прежнему была смертью от оружия, хотя и напоминала смерть от проклятия лжесвидетельства. Но в то же время это была жертвенная смерть – посвящение Одину.

Мед поэзии

Однажды Один решил раздобыть мед поэзии. С этой целью он отправился в Йотунхейм и увидел девять газонокосилок, работающих на лугу. Он вынул брусок и так хорошо наточил им свои косы, что они просили его дать им прекрасный брусочек.

Один начал торговаться, но они не могли договориться. Тогда он подбросил брусок в воздух, и косари бросились за ним. Хитрый трюк удался: все рабочие перерезали себе горло косами и погибли.

Хозяин луга Брауги, увидев мертвых косарей, стал жаловаться и жаловаться. В этот момент ему явился Один и назвал себя вполне достойным своего имени — Болверк, что в переводе означает «Злодей». Он предложил работать разнорабочим и сказал, что будет работать за девять. Платой должен был стать один глоток поэтического меда. Брауги согласился: волшебный мёд держал его брат и обещал помочь достать.

Прощание Одина с возлюбленной Прощание Одина с возлюбленной

Один работал все лето, но Суттунг (медовод) так и не согласился его разделить. Тогда Один перешел к другому трюку. Он начал очередное соревнование и чуть не умер, но ему помогла возможность изменить свою внешность. За мгновение он превратился в змею и проник туда, где сидела девушка, наблюдавшая за медом поэзии. Затем Один принял облик привлекательного молодого человека и соблазнил ее. Он провёл с ней три ночи и, очень довольная, гигантская девушка предложила возлюбленному желанный мёд. Один сделал три глотка и опустошил несколько тарелок. Затем он превратился в орла и улетел в Асгард.

Узнав об обмане, Суттунг тоже превратился в орла и стал преследовать Одина. Увидев, что он уже взлетает, асы поставили сосуд, в который верховный бог сплюнул мед. В этот момент Суттунг почти настиг его, и Один выпустил немного меда через задний проход. Этот — невостребованный — мед попал в рифмы. И мёд истинной поэзии достался асам и скальдам.

В мифе не говорится, что случилось с Суттунгом. Вероятно, он какое-то время простоял у ворот Асгарда. Может быть, тогда асам надоело слушать его гневные крики и брань, и они пригрозили ему, что сейчас придет Тор. Это сработало: собственная голова была дороже меда поэзии. Суттунг всем сердцем хотел, чтобы Асы задохнулись, и улетел обратно к себе в Йотунхейм.

Миф о дикой охоте

Дикая охота Одина Дикая охота Одина

Один – это не только мифологический образ и верховное божество. Он и герой культуры: это он подарил людям руны и получил мед поэзии.

В «Младшей Эдде» говорится, что Один, оседлав коня, часто бегает по свету со своей свитой. Это, конечно, бывает темными зимними вечерами. Почему он это делает, остается загадкой. Более поздние легенды говорят, что он собирает души людей.

Со временем образ ужасающей Дикой Охоты трансформировался в культуре многих народов, в том числе и в культуре западных славян. В некоторых регионах Дикую Охоту возглавлял не Один, а Фригг.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector