Память святого славного пророка Илии Фезвита празднуется 2 августа (20 июля по старому стилю). В христианстве он самый почитаемый ветхозаветный святой. Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.
Читайте также: Святитель Лука.
Пророк Илия. Жизнеописание
Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левия за 900 лет до Рождества Христова. По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского (ум. 403), когда Илия родился, его отцу было таинственное видение: красавцы приветствовали младенца, завернули его в огонь и накормили огненным пламенем. Имя пророка Илии переводится как «Бог мой есть Господь», что выражает основное содержание его служения (1 Цар. 18:36) — ревностная борьба за поклонение единому Богу и Его дела показывали Его силу.
Пророк Илия был ревностным борцом за чистоту веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность восходит к царствованию Ахава (ум. 852 г до н э.), когда его жена-финикиянка Иезавель решила установить культ Ваала и Астарты. Предание гласит, что истинных фанатиков благочестия изгнали из страны, а при дворе установили корпус жрецов Ваала. Пророк Илия, совершивший множество чудес, чтобы вразумить нечестивого царя, был грозным обвинителем в попрании святилища. История его жизни и деятельности записана в Третьей и Четвертой Книге Царств (1 Царств 17-20 и 2 Царств 1-3).
Когда злоба Ахава достигла своего предела, пророк Илия объявил царю, что из-за его нечестия страна несколько лет будет страдать от голода (3 Царств 17:1). Но Ахав не раскаялся, между царем и пророком началась схватка, закончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармил), устроенного для испытания и сравнения силы Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и были казнены пророком (3 Царств 18:40). Это еще больше разозлило Иезавель, которая поклялась убить Илию. По указанию Бога пророк Илия скрылся в ручье Хорат, где каждое утро и вечер вороны приносили ему пищу.
Люди в то время страдали от невыносимой жары и голода. Ветхозаветное предание повествует, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, был готов простить всех и послать дождь на землю, но не захотел нарушить слова пророка Илии. Было важно, чтобы пророк обратил сердца израильтян к покаянию и вернул их к истинному поклонению Богу. Через некоторое время пророк Илия, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела и последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии, с тех пор мука и масло в доме вдовы не кончались. Здесь пророк Илия совершил еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы,сочувствую женской боли.
Чтобы Господь призвал огонь с неба, чтобы вразумить заблудший и ожесточенный народ Израиля и обратить их сердца к Нему, огонь ниспал с неба и зажег жертву пророка Илии. Народ воскликнул: «Воистину, Господь есть один Бог, и нет другого Бога, кроме Него!» Тогда по приказу пророка Илии священники были убиты. По молитве пророка Илии Господь ниспослал на землю обильный дождь, закончилась засуха. Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, произошедшие по молитве пророка, Иезавель хотела убить его за то, что он убил жрецов Ваала. Илия скрылся в пустыне. Тогда по приказу пророка Илии священники были убиты. По молитве пророка Илии Господь ниспослал на землю обильный дождь, закончилась засуха.Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, произошедшие по молитве пророка, Иезавель хотела убить его за то, что он убил жрецов Ваала. Илия скрылся в пустыне.
В это время пророк был вознагражден, насколько это возможно для человека, увидеть Бога лицом к лицу. Господь утешил его, сказав, что на земле есть еще люди, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илии на Елисея, которого избрал пророком после Илии.
Согласно легенде, пророк Илия был взят на небо живым:
Внезапно явилась огненная колесница и огненные кони и разлучили их обоих, и Илия понесся в вихре на небо (4 Царств 2:11).
Согласно Библии, только Енох, живший до потопа, был до него живым взят на небо (Быт. 5:24). В книге Премудрости Иисуса, сына Экклезиастика, событие вознесения Илии описывается так:
Илия был укрыт вихрем, а Елисей исполнился его духом (Екклесиастик 48:12).
Согласно Четвертой Книге Царств, Илия оставил свою верхнюю одежду («плащ») пророку Елисею, позволив ей упасть с огненной колесницы (4 Царств 2:11-13).
Малахия говорит, что Бог пошлет обратно на землю пророка Илию:
Вот, Я пошлю к вам Илию пророка, прежде чем придет день Господень, великий и страшный (Мал. 4:5).
Речь идет о Втором пришествии. Перед Вторым пришествием пророк Илия спустится с небес, чтобы осудить лжемессию и обратить остаток Израиля в истинного Бога.
Пророк Илия несколько раз упоминается в Новом Завете. Далее описывается эпизод, как старцы и народ спрашивали Иоанна Предтечи, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже внешне напоминал его, Илия ли он? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали его, не должен ли Илия явиться перед Мессией. На что Христос ответил: «Правда, Илия должен прийти первым и все исправить; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так пострадает за них Сын Человеческий» (Мф. 17:11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Марка 6:28).
Во время Преображения Господня вместе с Моисеем явился пророк Илия, и они говорили с Иисусом «о исходе Его, который должен был совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). По словам Иоанна Златоуста, «тот, кто умер, и тот, кто еще не испытал смерти», явился, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, он владычествует над небом и землей». Предполагается, что он является одним из двух светильников, стоящих перед Богом и должен появиться перед Вторым пришествием Христа на землю (Откр. 11:3-12). Во время крестных страданий Христа некоторые думали, что Христос зовет на помощь пророка Илию, и ждали его прихода.
Чудеса святого пророка Илии
По молитве пророка Илии небо «затворилось» и не шел дождь (3 Царств 17:1), что вызвало голод. По слову Божию, пищу ему приносили вороны (3 Царств 17:6) и ангел (3 Царств 19:5-6). По слову пророка, пища в доме вдовы Сарепты не кончалась (3 Царств 17:13-16). Пророк Илия воскресил юношу вдовы Сарепты (3 Царств 17:21-22). Пророк Илия призвал огонь на жертвенник (3 Царств 18:36-38). По молитве пророка Бог послал дождь на землю после трехлетнего «заключения» неба (3 Царств 18:41-45). Пророк Илия говорил с Богом лицом к лицу, закрыв лицо (3 Царств 19:9-14). Пророк Илия призвал огонь с неба, как в наказание за грешников, так и в знак истинного поклонения Богу (4 Царств 1:10-12).Пророк Илия, подобно Моисею, разделил реку Иордан, ударив по ней своей одеждой (4 Цар. 2:8) Пророк Илия был взят живым на небо за свою особую праведность перед Богом (4 Цар. 2:11).
Почитание пророка Илии на Руси
Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде в начале IX века в Киеве была возведена соборная церковь. А святая равноапостольная княгиня Ольга воздвигла церковь во имя пророка Божия Илии на севере России, в селе Выбуты. Святой пророк Илия всегда воспринимался русским православным народом как один из самых близких святых нашей Родине. В «Ильинских» храмах совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засушливое время. Ильинский день считался пределом времен года, тогда как у южных славян (например, в Македонии) этот день назывался серединой лета, а на Руси — сменой зимы. После дня Ильина.
День памяти пророка Илии приходится на 2 августа (20 июля по старому стилю). В христианстве он самый почитаемый ветхозаветный святой. По месту своего рождения в городе Фесба пророк Илия зовется Илией Тезвитианином.
Тропарь, кондак и канон святому пророку Илие
Тропарь, глас 4.
Плотские и ѓнГл, и пророческие 3 степени вторая птица пришествия хрт0ва, и славные 3ліС более чем посылают є3лисевви благодарить, отгонять недуги и 3 чистых прокаженных то же читается є3го2 т0чит цельба2.
Ангел плотский и пророк степени, второй и предвестник пришествия Христова, славный Илия, пославший Елисею благодать свыше, отгоняющий болезни и очищающий прокаженных, точащий исцеления с тем же чтимым его.
Кондак, глас 2.
Пред и 3 видения великих дел нашего бГ, и 3лиЕ великое имя, и даже вещание его 1м ўвавый вод0чныз џблакс, руд 2њ нас є3д1наго члколюбца.
Пророче и провидец великих дел Бога нашего, великое имя Илия, яже с твоими облаками, которые, как вода, текут, молись о нас, Единолюбивый Человеколюбец.
Святой пророк Илия. Иконы
Образы пророка Илии были так же распространены, как образы святителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского. В иконографии пророка Илии сочетаются символические элементы, отражающие его значение как соучастника важнейших событий истории божественного домостроительства. Слова святителя Иоанна Златоуста содержат яркое образное описание пророка:
Вообразите… Илия, пророк, земной ангел и небесный человек, ходивший по земле и управлявший небесной колесницей, имевшей размеры в три локтя и достигавшей большой высоты, восходил на самые своды небес, владыку вод, чей язык был хранилищем вод и ключом к небу (Иоанн Златоуст, Святое Слово на апостола Петра и пророка Илию // Творения, 2004, т. 2, кн. 2, с. 776).
В христианском искусстве получили распространение не только отдельные изображения пророка Илии, но и отдельные сцены из его Жития. При почитании Илия наделялся различными функциями. Для монахов его жизнь была образцом подвига. В имперской среде его почитали как покровителя воинской доблести. Император Василий I Македонянин ежегодно посещал службу в Новой церкви Большого Императорского дворца в день памяти Илии, где хранились плащ и пояс Илии. В народном представлении Илья был покровителем стихии. Роль провидца-пророка в божественном домостроительстве, эсхатологические ожидания Илии как провозвестника Второго пришествия, а также различные аспекты его почитания стали причинами иконографического разнообразия.
Изображения пророка Илии известны в иудейской синагоге Дура-Европос (249-250). В сцене с царем, судя по фрагментам ног, пророк представлен спереди. Рядом с полосой земли сохранилось фрагментарное изображение ног, возможно, остатки фигуры полководца Авдия, который вел Илию к Ахаву. В сцене воскрешения сына вдовы из Сарепты Илия лежит на ложе, на руках у него младенец, которого он протягивает к руке Господа, изображенного вверху, слева, предварительное действие, вдова в одеяние черное подает Илье тело умершего сына, справа — вдова в светлой праздничной одежде держит на руках радостного младенца.
Древнейшее изображение пророка Илии представлено в иконографии «Вознесение пророка Илии, или Огненное восхождение» и находится в капелле Сант-Акуилино базилики Сан-Лоренцо-Маджоре в Милане (ок. 370 г н.э.) . В апсиде базилики Сант-Аполлинаре-ин-Класс в Равенне (ок. 549 г.) в сцене «Преображение Господне» (фигура Христа заменена крестом с Его ликом в центре креста, апостолы Петр, Иоанн и Иаков представлены в виде агнцев, крест в позе молящегося — для епископа Аполлинария, по бокам которого 12 апостолов в виде агнцев), полуфигуры пророков Илии (на справа) и Моисей (слева) изображены в облаках. Илия — старик с длинными седыми волосами,разделенная посередине прямым пробором и спадающая на спину, длинная седая борода указывает вниз.
Древнейшее известное иконописное изображение Илии выполнено в технике восковой росписи (энкаустики) в VII веке и находится в монастыре великомученицы Екатерины на Синае. Икона представляла собой правую створку не сохранившегося триптиха. Илия изображен седовласым, его одежда сшита помощником. Правая рука в пророческом жесте, в опущенной левой руке развернутый свиток.
Пророк Илья. Икона VII век Монастырь великомученицы Екатерины на Синае
В византийском искусстве сохранились редкие образцы отдельных изображений Илии. Одной из самых ранних является большая икона (1180-1200, Византийский музей, Касторья) с поколенческим фронтальным изображением Илии на голубом фоне, облаченного в охристую ризу с голубым поясом и плащом, с развернутым свитком на боку левая рука. В медальоне в складке с изображениями Богоматери Оранты и Иисуса Христа (конец X — начало XI в., Национальная библиотека Сан-Марко, Венеция) Илья изображен со свитком в руке среди пророков, апостолов и святых.
В иконографические программы храмов средневизантийского периода часто включаются отдельные сюжеты из жития Илии. Первыми примерами являются фрески пещерной церкви Айвали-килисе (Каппадокия; между 913 и 920 гг.), где на склонах небольшой арки, обрамляющей нишу со сценой «Жертвоприношение Авраама», изображено «Жертвоприношение в Гора Кармель» и «Вознесение пророка Илии».
Пророк Илья. Фрагмент фрески в церкви Сорока мучеников в Тырново прекрасен. 1230 Областной исторический музей, Велико Тырново
Особое почитание пророка Илии на Синае, недалеко от которого, на горе Хорив, он мог видеть Бога, обусловило широкое распространение его изображений в составе различных икон, пришедших из монастыря великомученицы Екатерины или созданных для него.
Пророк Илья. Вторая половина XII в. Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет Прекрасна Богородица с Младенцем с пророками Моисеем и Илией и святителем Григорием Богословом. 1250-е годы Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет. Возможно, что справа не святитель Григорий Богослов, а святитель Николай Чудотворец
Наибольшее распространение в монументальном искусстве и иконописи получили сюжеты «Илья-пророк в пустыне» и «Огненное восхождение пророка Илии».
Илия-пророк вскормлен вороном. 1199 г. Церковь Спаса в Нередице, Новгород. Фреска в аркосолии апсиды алтаря
Подробные агиографические повествования в монументальной живописи известны с 13 века. Один из наиболее ранних сохранившихся циклов находится на северной стене юго-восточного отделения храма в Ахтале (1205-1216 гг.) и включает 3 сюжета: «Жертвоприношение на горе Кармель», «Пророк Илия в пустыне», Вознесение пророка Илии».
Первый христианский храм, построенный в Киеве, был освящен во имя пророка Илии. Наряду с традиционными корпусами Ильинского жития и Похвалы в России рано появился цикл апокрифических произведений. Так, в русских указателях, начиная с Изборника князя Святослава 1073 г., имеется указание на апокрифическое «Собрание Ильино» (путешествие Агапия в рай), где Илия был проводником старца Агапия по Эдемскому саду. В «Слове и видении апостола Павла» («Хождение апостола Павла через муки») речь идет о встрече в раю апостола Павла с Илией и Елисеем. Эти произведения, несмотря на то, что они включены в категорию запрещенных книг.
Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом. Из церкви Ильи Пророка в селе Выбуты под Псковом. Конец 13 века — начало 14 века. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Пророк Илья. Из пророческой строки. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев. Новгород, 1509 г. Собор Святой Софии, Новгород
Илия пророк. Первая половина приходится на середину XV века. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Илия пророк. Новгород. Конец XIV века — начало XV века. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Пророк Илья. Новгород 15 век Происходит из села Воробьево близ Машозера Прионежского района Республики Карелия
Илия пророк. Из деревни Кефтеницы в Карелии XVI век Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Пророки Илия и Елисей. Из пророческой строки. Ярославский художественный музей последней трети XVI века, Ярославль
В Киевской Руси почитание пророка Илии приобрело особые черты. Противопоставление Илии архангелу Михаилу, рано появившееся в различных иконографических вариантах, характерно для древнерусской культуры и необычно для Византии. Одной из причин совмещения образов Илии и Архангела Михаила было то, что они оба имеют власть над стихиями огня и воды, а также почитаются как заступники за род человеческий на Страшном суде. Ранний образец изображения Илии сохранился в Кондакаре Типографского письма (конец XI — начало XII вв., ГТГ).
Древнейший образ древнерусского монументального искусства известен в росписи собора Святой Софии в Киеве, где в нижней части столпа собора изображен седовласый Илья в полный рост со сложенным пергаментом в руке юго-западный купол.
Огненное восхождение Илии Пророка. Государственный исторический музей XIV века, Москва
Многогранность иконографии Пророка Илии в Пустыне, заключающая в себе евхаристическую тему и выражающая идеал монашеской жизни, дополнялась в русском искусстве мотивами послушания воле Божией, глубокой молитвы и в то же время , смелое и ревностное общение с Богом. Некоторые памятники XV века изображают Илию сидящим на камне вполоборота вправо, левой рукой держа голову, правой — свиток.
Илия пророк в пустыне. Новгород. Первая половина XV века Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Илия пророк в пустыне. Ярославль. Ярославский художественный музей конца XV века, Ярославль
Илия пророк в пустыне. Первая треть — вторая четверть 16 века. Собрание В.А.Бондаренко, Москва
Илья-пророк в пустыне 16 век Происходит из церкви села Волосово близ Каргополя Плесецкого района Архангельской области. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Илия пророк в пустыне. Великий Устюг (?) Палехский государственный художественный музей XVI века, Палех
Илия-пророк в пустыне в порядке. 1530 г. Происходит из церкви Ильи Пророка на Цыпинском кладбище, расположенном близ Ферапонтова монастыря. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов Илия пророк в пустыне. Белозерье (?). Вторая половина XVI века Центральный музей древнерусской культуры и искусства. Андрей Рублев, Москва
По-видимому, еще в домонгольской Руси проводились параллели между Илией, в огненном столпе, возносимом на небо, и образом Божией Матери «Неопалимая Купина», объединенных темой божественного огня, преображающего, но не горит.
В XVI веке иконография «Огненного восхождения» стала насыщаться изображением более ранних событий из жизни Ильи. На новгородской иконе второй четверти XVI века два сюжета: «Ангел наводит Илию» и «Переход через Иордан посуху». Следовательно, иконография, объединяющая несколько композиций без распределения их по признакам тождества, стала обобщенной и материализовалась в особый тип житийных икон. Это явление присуще только иконографии Илии. Эти «сложные» композиции не получили специального названия и названы, как правило, по сюжету, выделенному шкалой.
Огненное восхождение пророка Илии. Новгород. Вторая четверть XVI века (1530-е гг.) Частное собрание Фонда святого и прославленного апостола Андрея Первозванного, Москва Огненное восхождение Илии-пророка. Государственный Исторический музей Русский Север XVI век, Москва
Огненное восхождение пророка Илии. Вторая половина XVI века Происходит из Горицкого монастыря в Шексне. Государственная Третьяковская галерея, Москва Огненное вознесение пророка Илии живым. Последняя четверть XVI века Заповедник Ярославского историко-архитектурного и художественного музея, Ярославль Огненное вознесение Илии-пророка. Север России. Конец XVI века Центральный музей древнерусской культуры и искусства. Андрей Рублев, Москва Огненное восхождение пророка Илии. Новгород. Музей икон начала XVII века, Реклингхаузен, Германия
Огненное вознесение пророка Илии живым. Пантелеев Игнатий. Север России (Обонежье, д. Тубозеро), 1647 г. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
В русском искусстве сохранился древнейший знаковый агиографический цикл пророка Илии — картина «Пророк Илия в степи, живой» с Выбутского кладбища под Псковом (начало XIII века, ГТГ). Илия изображен посередине в пустыне, в апостольских одеждах: ризе и гиматии, без ворона.
Илия Пророк жив. Нижегородский художественный музей конца XIV века
Развитие агиографической иконографии активно продолжалось в 16 в. Особое внимание к образу Илии было обусловлено распространением его почитания. Есть множество «простых» церквей во имя пророка Илии.
Небольшие житийные иконы Илии предназначались для аналой или для домашней молитвы. Некоторые из них имели индивидуальный подбор марок, в том числе и редких выпусков. Для Ярославской церкви Николая Чудотворца Семён Спиридонов Холмогорец написал икону «Пророк Илия, с житием в 26 печатях» (1678, ЯХМ). Илия изображен в рост, со свитком в руке, молящимся Господу, в небесном сегменте слева, со сферой в руках, восседающим на херувимах. Центральная композиция заключена в арку на фоне сочных трав. Архитектура и пейзаж на марках необычайно сложны и разнообразны.
Храмы Илии пророка на Руси
Во имя святого пророка Илии освящен храм на Выбутовском кладбище Псковской области. Ильинская каменная церковь построена из плит в 15 веке. Предположительно, здесь был более древний храм, потому что в Московской Третьяковской галерее находится икона святого пророка Илии из Выбутийского храма, датируемая XIII веком. Церковь расположена на берегу реки Великой. Колокольня каменная, соединенная с атриумом церкви. В храме два престола: главный во имя святого пророка Божия Илии, боковой во имя святителя Николая. Рядом с церковью есть кладбище. Церковь была закрыта в советское время. 15 декабря 1927 года финансовый отдел Псковского райисполкома направил письмо с пометкой « Разглашению не подлежит» районному отделу народного образования (ОКРОНО), заявившему о намерении «продать Госпромцветмету 14 штук разных размеров колоколов из закрытой Выбуцкой церкви». В ответ ОКРОНО заявило, что «продажей колоколов, не имеющих музейной ценности, может заниматься только Главнаука». Во время Великой Отечественной войны церковь пострадала. В 1955-1957 годах восстановлен по проекту В.П.Смирнова. В 1999 году службы в храме возобновились.
Храм во имя святого пророка Илии на Выбутовском кладбище
Во имя пророка Илии был освящен храм близ села Конечек (бывшее Кривичское кладбище) Псковской области. Когда и кем была построена церковь, неизвестно. В 1877 году с правой стороны от главного храма был построен придел во имя Святой Троицы Живоначальницы. Церковь окружена кладбищем, окруженным каменной оградой. Ильинская церковь бывшего Крививичского кладбища сильно пострадала во время боевых действий по освобождению Пскова в 1944 году. Ее руины находятся недалеко от села Конечек Псковской области.
Во имя пророка Илии был освящен храм в Теплых Рядах в Москве. Каменный храм строился как собор, заложенный не позднее XV века рядом с Московской Торговой площадью Ильинского монастыря. От имени этого храма и была названа улица Ильинка, аукцион стал именоваться святым Ильинским. Строительство храма велось между 1519 и 1521 годами, «и вывел из простонародья некто по имени Клим и прозвище Мужило». Церковь сгорела в 1547 г и пострадала в пожаре 1626 г. Восстание горожан 27 мая 1606 г в Москве против Лжедмитрия I началось после удара тревоги в колокольне монастырской церкви Ильи Пророка, сделанный по заказу Шуйского. Во время беспорядков монастырь был упразднен, храм стал приходским и в 1676 году вместе с церковной землей был передан Новгородскому архиерейскому дому и надстроен над верхним храмом, куда был перенесен престол в честь пророка Илии. Нижний древний храм был освящен во имя апостола Тимофея. Храм закрыли в 1923 году, тогда же разобрали верхний ярус колокольни. С 1930 по 1980 годы в здании храма располагались различные учреждения. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. С 1995 года в храме возобновились богослужения. Нижний древний храм был освящен во имя апостола Тимофея. Храм закрыли в 1923 году, тогда же разобрали верхний ярус колокольни. С 1930 по 1980 годы в здании храма располагались различные учреждения. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. С 1995 года в храме возобновились богослужения.
Церковь Ильи Пророка в Теплых рядах (Москва)
В честь пророка Илии в селе был освящен храм. Пруссаки из Коломенского района Московской области. Село прусское принадлежало боярам Шереметевым. В середине 16 века его приобрел епископ Коломенский. В это же время была построена Ильинская церковь с шатровой крышей. Каменный упоминается в кадастровых книгах 1578 г. Здание было частично перестроено в 1660-х гг.. В 1-й половине 19 в кирпичная трапезная и деревянная колокольня «на столбах» (ныне утрачена).
Ильинский храм в прусской деревне
Также во имя пророка Илии была освящена церковь на Выйском кладбище в Архангельской области, построенная в 1600 году.
Ильинская церковь на Выйском кладбище
Ильинская церковь существовала в станице Часовенской (Задняя Дуброва) Архангельской области. Построен и освящен около 1622 г. В 1879 г он был разобран и на каменном фундаменте построен новый храм. В 1884 году колокольню разобрали и перестроили на каменном основании. В советские годы алтарь был распилен, а шатер развалился. Он находится в чрезвычайном положении.
Старообрядческие и единоверческие храмы во имя пророка Илии
В честь пророка Илии освящен храм Русской Православной Церкви в селе Елкино Воскресенского района Московской области. Деревянная церковь с куполом и шатровой колокольней, построенная между 1907 и 1909 годами путем перестройки старого деревянного молитвенного дома на первом этаже. XIX века, он был закрыт в 1937 году и позже разрушен. В 2005 г была восстановлена община верующих; в 2007-2008 годах построен новый деревянный храм с куполом.
Ильинская церковь (РПЦ) в селе Елькино
Ильинские храмы РПЦ есть и в Гомеле (Белоруссия), в пос. Замульта Усть-Коксинского района Алтайского края, в станице Кавказская Краснодарского края, в дер. Тойкино Пермского края, в городе Великий Новгород, в городе Набережные Челны, в пос. Прагури и в Констанце (Румыния).
Храм во имя пророка Илии в Гомеле Ильинский храм в с. Тойкино, Пермский край Ильинская церковь в Великом Новгороде
Также строится храм РДЦ во имя пророка Илии в селе Пласкинино Раменского района Московской области. В городе Тбилиси Тбилисской епархии Древней Православной Церкви Грузии находится храм во имя святого пророка Илии Фезвитянина.
В городе Минске (Беларусь) действует сестринская конфессиональная община во имя святого пророка Илии Тезбитянина, основанная в 2002 году.
Святой пророк Илия. Картины
Святого пророка Илию изображали на своих полотнах такие известные художники, как Гиллис ван Конингсло, Питер Пауль Рубенс, Пауль Гюстав Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, А. М. Волков, П. Плешанов, П. И. Нерадовский и другие.
Пророк Илия и ангел в пустыне. Питер Пауль Рубенс. 1626-1628 Боннский музей, Байонна Ворон кормит пророка Илию в пустыне. Гиллис ван Конингслу. Королевский музей изобразительных искусств конца XVI века. Брюссель
Вознесение пророка Илии. Пабло Густаво Доре в порядке. 1855–1866 гг Вознесение пророка Илии. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд в порядке. 1852-1860 гг
Пророк Илия, воспитывающий сына вдовы из Сарепты. АМ Волков. 1854 Таганрогская Картинная Галерея
Воскрешение сына вдовы Сарепты. П. Плешанов. 1854 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вознесение Илии Пророка на небо. П.И. Нерадовский. Трапезная с церковью Сергия Радонежского Троице-Сергиевой Лавры. 1948 г
Народные традиции в Ильин день
В огненной колеснице могучий седовласый старец с грозными глазами едет из конца в конец по бескрайним небесным полям, и его карающая рука метает с высоты над звездами стрелы из огненного камня, сокрушающие испуганные полчища демонов и сыны человеческие, преступившие закон Божий. Где бы ни появился этот грозный старик, всюду он несет с собой огонь, ужас, смерть и разрушение. Ни вопли, ни стоны страждущих не смягчят его непоколебимого сердца, и взгляд грозных глаз его не остановится на зрелище земных бед. Совершив правосудие небесное, он, как бурный вихрь, мчится все дальше на своей сияющей колеснице, и седые кудри лишь рассыпались по его могучим плечам, он плотно закрыл двери, закрыл окна занавесками и, зажигая четверговые свечи перед иконой, умолял пророка оставить свой гнев в милости. В некоторых районах, например в Никольске Вологодской губернии, крестьяне с ночи окуривали свой дом ладаном, а все блестящие предметы, как, например, самовар, зеркала и тому подобное, накрывали бельем или даже выносили из избы, на на том основании, что пророк Илия считает подобные предметы предосудительной, неприличной роскошью в крестьянском быту. В Вятской губернии пророка Илию умилостивляли дарами: крестьяне в этот день приносили в церковь «под святым» баранью ногу, мед, пиво, колосья свежей ржи и зеленый горошек. А вот на вопрос, что из этих предметов больше понравилось Илье, возникли разногласия. Одни защищали мед, другие защищали преимущество бараньего пива, колосьев свежей ржи и зеленого горошка. А вот на вопрос, что из этих предметов больше понравилось Илье, возникли разногласия. Одни защищали медоносную пчелу, другие отстаивали преимущество ягненка.
Самым надежным способом предотвратить гнев Илии считались общественные молебны, проводимые в поле. Во многих деревнях такие молебны проводились ежегодно. Приписывая пророку Илии власть производить гром и молнии и направлять тучи по своему усмотрению, то есть отдавая в его руки самые страшные и в то же время самые благотворные силы природы, наш народ твердо верил, что плодородие земли есть дело пророка, и что без его воли может быть жатва. Поэтому народ представлял Илию не только вестником небесного гнева, но и благодетелем рода человеческого, дающим земле обилие плодов и отгоняющим злых духов. По народному поверью не только сам Илия страшен для злых духов,но и дождь, выпавший в его дни, имеет великую силу: дождь Ильи омылся от вражеских наветов, от нападений и заклинаний».
Который взял Илию на небо, представив его пред лицем Господа. «Ты, Илия, — сказал Господь, — владей этой колесницей, пока Я не приду на землю, и да будут отныне гром и молния в твоих руках». По народному поверью.
Считая пророка Илию повелителем ветров и дождевых туч, крестьяне многие приметы календаря связывают с днем этого святого. «До Илии, — говорят, — облака ходят по ветру, а от Илии начинают против ветра ходить». «До Илии священник дождя не попросит, — после Илии баба передник догонит». «После Ильина дня, — говорят вологжане, — в сивском поле коня не увидишь, так темны ночи». «Со дня Ильина ночь длинна: рабочий просыпается, и лошади сыты». «Со дня Ильина вода замерзает». В Пошехонском уезде Ярославской губернии причину охлаждения речных вод после Ильина дня объясняли так: «Едет пророк Илия на коне по небу, и одна из коней быстро бежит и теряет подкову, которая падает в воду, и вода тотчас же становится холодной».
С Ильинским днем связаны и земледельческие приметы: «Если утром этого дня пасмурно, то посев должен быть ранним и можно ожидать обильного урожая; если в полдень пасмурно, то посев средний, а если поздно, то посев поздний, а урожай плохой».