Первый смоленский подвижник и проповедник

3 сентября (21 августа по старому стилю) празднуется во святых память отца нашего Авраама, архимандрита Смоленского, чудотворца. Авраам стал первым святым Смоленска. Он был благочестив и внимателен к проблемам окружающих, чем и завоевал любовь простых людей. Его земным путем была проповедь христианской веры. Нарисуйте иконы преподобного Авраама Смоленского.

Ранее мы рассказывали: Святой Андрей Первозванный.

Первый подвижник и проповедник из Смоленска

Преподобный Авраам Смоленский, современная икона

 

Юность Авраамия

Преподобный Авраам Смоленский родился в 1172 году в городе Смоленске, в богатой семье. Однако исследователь Т.В.Чумакова в своем материале «Авраамий Смоленский: писец и религиозный деятель» называет дату его рождения 1115 год. Известно, что родители Авраама имели 12 дочерей и молили Господа, чтобы у них родился сын, наследник семьи. В юности Авраам предпочел детским играм и забавам чтение духовной литературы, молитву и пост. С раннего возраста его отдали в школу, где он проявил себя как талантливый и любознательный юноша. Авраам любил службу, был искусным чтецом и певцом.

Его душа жаждала уединенной и благочестивой жизни. Родители не раз советовали единственному наследнику жениться, но юноша отказывался, так как стремился к монашеской жизни. После смерти родителей Авраам последовал примеру святых, жития которых имели для него авторитет: он разделил свою долю наследства между храмами, монастырями, бедными и всеми нуждающимися. А сам стал ходить по городу в лохмотьях, как юродивый. По вдохновению Божию он пришел в Успенский Богородицкий монастырь, находившийся в шести верстах от Смоленска, в селе Селище (ныне село Богородицкое).

Иноческие подвиги

С великим смирением и кротостью юный Авраам совершал все подвиги послушания: много времени проводил в молитве и посте, изучал Священное Писание, жития святых, святоотеческую литературу. Усердное изучение дало полезные результаты. Авраам усердно посвятил себя переписыванию книг. По приказу смоленского князя Романа Ростиславича в городе появилась школа, в которой обучение велось не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого римского князя была большая коллекция книг, которыми пользовался Авраам.

Более 30 лет Авраам работал в монастыре. В 1198 году он получил священство. Авраам не обходился ни дня без Божественной литургии и проповеди. Его учение привлекало многих в церковь. Томящиеся духовной жаждой стекались к нему лечить свои душевные язвы. Несмотря на наличие достоинства, Авраам не отказался от своего обычного монашеского подвига, как любитель бедности и смирения.

Гонения на подвижника

Как известно, враг рода человеческого никогда не дремлет, пользуясь каждым моментом, чтобы возбудить крамолу. Аврааму пришлось пережить немало гонений со стороны людей, завидовавших его проповедническим способностям. Сам настоятель монастыря попал под влияние недовольных и восстал против Авраама, запретив ему проповедовать. Через 5 лет Авраам был вынужден уйти в Крестовоздвиженский монастырь, расположенный в Смоленске. Постепенно сюда стали приходить и люди, чтобы слушать наставления иеромонаха. Людей привлекала и подвижническая и подвижническая жизнь Авраама.

Для храма Авраам написал две иконы: «Страшный суд Второго пришествия» и «Образ испытаний, совершаемых душой после смерти». Авраам обрабатывал мясо строгим постом. Судя по его жизни, его лицо было бледным и необычно сухим. В святых одеждах он походил на святого Василия Великого, жизни которого подражал.

 

Святой Василий Великий жив. Икона начала 17 века. Из церкви Покрова Крестовоздвиженского Сольвычегодского монастыря. Сольвычегодский историко-художественный музей

Святой Василий Великий жив. Икона начала 17 века. Из церкви Покрова Крестовоздвиженского Сольвычегодского монастыря. Сольвычегодский историко-художественный музей

 

Авраам был строг с собой и со своими духовными чадами. Он без устали разговаривал как с богатыми, так и с бедными. Во время богослужения он строго соблюдал, чтобы никому из братии и народа не разрешалось говорить в храме, так как считал это святотатством. Богослужение он совершал с особым благоговением.

Известно, что Авраам не только читал трогательную литературу, но и сам писал поучения. Но время оказалось безжалостно к творениям подвижника, осталась только одна запись его проповеди — «Слово о небесных силах, для которых человек создан», находящаяся в XIX веке в библиотеке Иосифа-Волоцкого. Монастырь. Авраам, говоря о судьбе человека, говорит, что «он создан не для того, чтобы есть, пить и одеваться в красивые одежды, а для того, чтобы угождать Богу».

Первый подвижник и проповедник из Смоленска

Много дьявольских искушений испытал Авраам во время своего подвига, враг человеческий являлся ему в страшных образах, думая устрашить подвижника, но всегда побеждался молитвой. Зависть окружающих породила клевете на преподобного Авраама, будто бы он проповедовал ереси и делал зло. Эти слухи смутили всех и вскоре дошли до епископа Игнатия. Городские власти и духовенство потребовали от епископа предать монаха суду. Биограф Авраама, его ученик Ефрем, неоднократно подчеркивает, что Авраам стал жертвой смоленского духовенства. Его знание и доброта противопоставлены «невежественным, принимающим священство». В приговоре «Бог смягчит сердца князя и правителей и пожрет его заживо, как игумена и священника, если бы он был силен». В суде,Авраам отверг все ложные обвинения.

Чудесное избавление от засухи по молитвам священноинока Авраамия

После осуждения Авраама в Смоленске начались беды: засуха и болезни. И ничего не помогло. Тогда местный священник Лазарь обратился к епископу Игнатию с требованием разрешить Аврааму совершать богослужения, иначе смолян ждут еще большие беды. Епископ разрешил Аврааму служить священником, попросил прощения за несправедливый приговор, молитв за город и жителей. Тот же смиренный священник попросил епископа помолиться.

Вернувшись в келью, Авраам предался усердной молитве, и вдруг пошел сильный дождь, и засуха прекратилась. Тогда все воочию убедились в его справедливости и стали его очень уважать.

Архимандрит Авраамий

Епископ Игнатий хотел построить за чертой города каменный храм в честь святого, имя которого он носил. Пустынное место ему понравилось, и он решил, что здесь должен быть монастырь. Но потом передумал и основал церковь в другом месте, уже во имя Ризоположения Мантии Богородицы во Влахернах, и собрал при ней нескольких монахов, питавшихся епископской милостыней.

Никто не хотел быть настоятелем в таком бедном монастыре. Между тем епископ Игнатий вспоминал, что Авраам скорбел об изгнании из города той обители, в которой он пребывал, не для своего блага, а для блага тех, кто приходил к нему за духовным советом и доверил ему сан архимандрита. А сам, оставив епархию по старости, поселился в основанной им обители.

 

Богородицкий, позже - Спасо-Преображенский Авраамов монастырь в Смоленске. Вид на монастырь с алтарной башни

Богородицкий, позже — Спасо-Преображенский Авраамов монастырь в Смоленске. Вид на монастырь с алтарной башни

 

Так вознаградил Господь долгие страдания Своего святого, и однажды всеми униженный, он вдруг всеми прославился. Его духовные чада уже не боялись приходить к нему, отовсюду стекались люди, даже те же древние клеветники стекались к Аврааму для молитвы.

Авраам великолепно украсил храм Пресвятой Богородицы, как невесту: прекрасными иконами и лампадами. С особой строгостью архимандрит Авраам относился к желающим встать на монашеский путь, отмечая истинное рвение пришедших, так что в его монастыре собралось всего 17 иноков.

 

Памятник преподобному Аврааму Смоленскому в Спасо-Преображенском Авраамовском монастыре в Смоленске

Памятник преподобному Аврааму Смоленскому в Спасо-Преображенском Авраамовском монастыре в Смоленске

 

Преставление Авраамия

Епископ Игнатий отдыхал в зрелом возрасте. Больше, чем когда-либо, Авраам вдохновлял братьев помнить о смерти и молиться день и ночь, чтобы они не были осуждены Божьим справедливым судом. Архимандрит Авраам почил до 1224 года, прожив в монашестве 50 лет.

В 1238 году почил Ефрем, любимый ученик и ревностный подражатель добродетели Авраамовой. Уже в конце XIII века была составлена ​​служба преподобному Аврааму вместе с его учеником, монахом Ефремом.

Тропарь, глас 8.

Нынче память о тебе славна для нас, яко солнце светлое, весь мир лучами озаряя, и тьму ночную злых духов от нас отгоняя. Нынче небесные силы и святые ангелы и души праведных торжествуют душевно ликуя. Сегодня мы, падшие грешники, молимся отцу преподобному Аврааму, молимся Христу Богу непрестанно, спасти город и людей, которые тебя чтят.

Кондак, глас 3.

Вознесись, Господи, к граду Твоему, память о святом Твоем, яко яркое солнце, радостно озаряющее всех лучами своими. Больше, чем молитвы Непорочной Тхи Матера, они спасают нас от всех зол и вызывают варварские колебания. За то мы Твой народ, и хвалимся градом нашим, и спасаемся молитвами святого Твоего Аврамия Преподобного Отца.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector