Патриарх московский Филарет

Филарет, Патриарх Московский и Всероссийский (Романов-Юрьев) — политический и церковный деятель Смутного времени, племянник Московской царицы Анастасии Романовской, двоюродный брат последнего Патриарха Московского Федора Иоанновича, отец Михаила Федоровича Романова. Согласно его официальной биографии, он был фактическим правителем Московского государства и главой Русской православной церкви с 1619 по 1633 год.

Митрополит Филарет (Федор Никитич Романов)

Митрополит Филарет (Федор Никитич Романов)

Происхождение Филарета

Историки считают, что первые представители рода Романовых прибыли в Москву в начале XIV века либо «из Германии» (Пруссии), либо из Новгорода Великого, либо из Костромы. Фамилия неоднократно менялась в соответствии с традицией давать боярам и детям бояр личную кличку или называть их «в честь отца».  Геральдическое древо московского патриарха выглядит следующим образом.

Эндрю МареАндрей Иванович Романов — Первый достоверно известный предок Романовых, служивший московскому князю Симеону Смелому и ухаживавший за тверской княжной Марией Александровной. Согласно российскому Гербовнику 1797 года, род «восходит» к легендарному прусскому королю Видеуту. Отец Андрея Гланда Камбилла пришел в Новгород Великий во времена правления там Александра Невского, спасаясь от рыцарей Тевтонского ордена. Она приняла православное крещение с именем Иван (или Александр), а ее сын получил прозвище «Кобыла» (эта легенда оспаривалась многими известными историками, но факт жизни и службы предков Романовых в Новгороде не отрицался ни одним из них).
Федор Кошкин — младший сын Андрея, боярин, служивший великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому в качестве дипломата и воеводы (управлял Москвой во время визитов князя) и, вероятно, воспитатель Василия Дмитриевича, который пользовался его доверием.
Иван Федорович Кошкин — один из сыновей Федора, «шурин» Василия I, его советник и казначей.
Захарий Иванович Кошкин — младший сын Ивана, московский боярин, возможно, участник последней княжеской междоусобицы во время правления Василия II Темного.
Юрий Захарьевич Кошкин — воевода Ивана III, член Боярской думы; во время его правления фамилия была изменена в связи с необходимостью противопоставления другим представителям рода Кошкиных
Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев + Иулиания Ивановна — боярин, член Боярской думы, местник в царствование Василия III; его брат Михаил был, согласно завещанию великого князя, членом Регентского совета в царствование малолетнего Ивана IV и его матери Елены ГлинскойРоман Юрьевич Захарьин-Юрьев + Иулиана Ивановна
Анастасия Романова — первая жена Ивана IV ГрозногоНикита Романович + Евдокия Горбатая — окольничий, боярин, дипломат, воевода своего шурина Ивана IV. Участник Ливонской войны, защитник южных границ Московского царства от ногайцев и крымцев. Член Регентского совета при Федоре Иоанновиче.
Федор Иванович (последний московский царь из династии Калиты).Федор Никитич Романов.

Историки связывают возвышение рода не только с браком Анастасии и Ивана IV, но и с женитьбой Никиты Романовича, отца Филарета, на дочери боярина А.Б. Горбатого-Шуйского (Суздаль) Евдокии Александровне. Горбатые-Шуйские «восходили» по прямой мужской линии к суздальским Рюриковичам, потомкам Андрея Ярославича, младшего брата Александра Невского. Этот факт, а также близкие отношения с последним царем московской династии, Рюриковичем Федором Иоанновичем, дали Романовым право претендовать на московский престол в 1613 году.

Царь В. Шуйский и царь М. Романов

Интересно. Андрей Маре был предком не только Романовых, но и Шуйских. Таким образом, царь В. Шуйский и царь М. Романовы были дальними родственниками друг другу.

Начало службы

Федор Романович родился в 1553-1554 годах.

Интересно. Год рождения Федора Никитича точно не известен. Поэтому до сих пор ведутся споры о том, кто была его мать. Существует версия, что он родился от В.И. Ховрина, первой жены своего отца. Но Романовым было выгодно считать Евдокию Александровну своей матерью, так как именно так они были связаны с Рюриковичами.

Федор получил хорошее образование и был известен как эрудированный человек, отличный наездник и щеголь. Он начал служить при Федоре Иоанновиче в качестве дипломата: поехал в Литву и был принят Л. Сапегой. В 1585 году, сразу после смерти отца, он был произведен в бояре и стал наместником Нижнего Новгорода, а затем Пскова. К концу правления своего двоюродного брата Федор Никитич был главным правителем двора, переговорщиком с иностранными послами и одним из руководителей внутреннего круга царского совета.

В 1585 году Федор Никитич женился на дворянке Ксении Ивановне Шестовой, уроженке Костромы. Вполне вероятно, что ее семья была связана с Ярославом Рурыковичем, но этот факт остается недоказанным и по сей день. К 1599 году у супругов родилось шестеро детей, но выжили только двое: Татьяна и Михаил.

Насильственное пострижение и ссылка в монастырь

В 1584 году отец Федора, Никита Романович, сильно заболел. Понимая, что его ждет смерть, он заставил Бориса Годунова поклясться, что его дети будут в безопасности. Борис Федорович принял присягу, но к тому времени он уже понимал, что Романовы, как ближайшие родственники царя, скорее всего, станут его соперниками.

Интересно. В более поздние годы Романовы и Годуновы укрепили свои отношения: сестра Федора Никитича Ирина вышла замуж за родственника Бориса Федоровича, И. И. Годунова. Однако это не спасло Романовых от опалы. Иван Иванович был спасен: его помиловал Лжедмитрий I именно из-за родства с Федором Никитичем.

После смерти Федора Иоанновича многие считали Федора Никитича законным наследником престола. В Москве ходили слухи, что перед смертью последний Калитич прямо назначил его своим преемником. Борис Годунов сослался на всеобщее избирательное право и дал Романовым клятву принять участие в правлении. Планировал ли сам Феодор Никитич возведение на престол, неизвестно, но в любом случае он подписал грамоту Годунова об избрании.

Царь Борис Годунов

К 1600 году почти все Романовы попали в опалу. Новый царь опасался возможного политического соперничества. На основании доноса Бориса Годунова в 1601 году был арестован и Федор Никитич. Его отправили в Сийский монастырь, где он принял постриг и имя Филарет. Ксения Ивановна также была арестована и отправлена в Заонежье на Толвуйский погост. Там ее насильно раздели как монахиню и дали имя Марфа. Михаил и Татьяна были тайно вывезены из Москвы теткой М.Н. Черкасской и оказались в деревне Клин под Юрьевом (Беловежская область).

Интересно. Насильственное пострижение Филарета не было случайным: тот, кто принимал постриг, не мог претендовать на трон. Это было именно то, что нужно Б. Годунову. Годунов.

Епископ Ростовский и «тушинский патриарх»

В 1605 году Филарет вернулся из ссылки, был принят Лжедмитрием I как родственник и назначен митрополитом Ростовским. Однако он редко посещал Ростов, предпочитая жить в Москве. Ему удалось сохранить свои позиции и при В. Шуйском, который использовал своего дальнего родственника в качестве дипломата и переговорщика с Тушиным, а также воспользовался его услугами при рассмотрении Угличского дела.

Лжедмитрий I и лжедмитрий II

В 1608 году Лжедмитрий II фактически захватил Филарета (он был схвачен недалеко от Ростовской православной церкви солдатами, посланными Л. Сапегой) и сделал его «названным патриархом», как бы подчеркивая свое «родство» с ним. Филарет хорошо играл свою роль в Тушинском лагере, но он всегда считал себя узником и не принимал патриаршего сана, тем более что патриарх Гермоген, который всегда хорошо отзывался о ростовском митрополите, был еще жив.

Великое посольство 1611 года и плен

В 1610 году Филарет был освобожден из тушинского плена и отправлен гетманом С. Золкевским к Сигизмунду III (так называемое Великое посольство 1611 года, сто двадцать человек отправились к польскому королю под Смоленск). С Филаретом ходили такие известные личности, как:

  • Принц В.В. Голицын;
  • Принц Д. I. Мезецкой;
  • Авраамий Палицын и другие.

Послы должны были договориться об условиях возведения на московский престол князя Владислава, сына Сигизмунда. Филарет не возражал против его кандидатуры, но настаивал на обращении князя в православие. Поскольку такое обращение было неприемлемо, договор был составлен без этого пункта, и Филарет отказался его подписывать. Затем он был арестован и отправлен в Польшу. В Варшаве он остановился в доме Л. Сапеги вместе со смоленским воеводой М.Б. Сзейном, с которым крепко подружился.

Патриарх Филарет Никитич

Филарет находился в польской тюрьме во время освобождения Москвы от поляков, во время работы Земского собрания и во время избрания его сына Михаила новым царем России. Во время Земского собора 1613 года казаки, возможно, подслушав одного из бояр, предложили сделать новым царем Федора Никитича Романова, а затем заменили его кандидатуру собственным сыном. Именно казаки угрожали боярам новой Смутой в случае избрания иностранца или затягивания процесса выборов, и именно они сыграли решающую роль в избрании Михаила Романова. Недаром польский генерал Л. Сапега, рассказывая Филарету о восшествии на престол его сына, вспоминал: «Поставили сына на Московское государство только донские казаки».

Интересно. Когда посол Желабузский, посланный Михаилом Федоровичем, встретился в Польше с Филаретом, последний упрекнул Земского за то, что его сын был избран на престол без его согласия.

Патриарх Московский

По условиям перемирия 1618 года с Деулином, пленники должны были быть возвращены в свои страны 1 марта 1619 года. Возвращение митрополита Филарета, воеводы М.Б. Шеина, князя В. Голицына и чиновника Т. Луговского было успешно достигнуто, хотя Польша задержала возвращение этих заложников до июня, желая сохранить свое влияние в Москве. В Вязьме, где должен был состояться обмен пленными, А. Гансиевский, заявив, что с поляками в Москве плохо обращаются и по этой причине передача митрополита Филарета невозможна, хотел «выторговать» дополнительную территорию, но боярские послы дали ему решительный отпор, сославшись на приказ царя. Их твердость поставила польского посланника перед дилеммой, и он был вынужден выдать Филарета Романова Москве. Будущего патриарха обменяли на польского полковника Струся.

Федор Никитич Романов Филарет

Филарет прибыл в столицу 14 июня, а 24-го был интернирован в качестве патриарха Московского Феофаном III, патриархом Иерусалимским.

Политическая деятельность

После возвращения из польского плена в 1619 году и до самой смерти патриарх был соправителем своего сына и фактически руководил внутренней и внешней политикой государства. Именно «великому государю Филарету Никитичу» пришлось восстанавливать разрушенное Смутным временем государство. Он созвал Земский собор, на котором был поставлен фундаментальный вопрос о том, «как наполнить и устроить Московское государство (…), чтобы все стало на свои места».

В годы фактического двухкомандного правления Филарет развил бурную деятельность. Короче говоря, он:

  • укрепляли центральную власть, назначая «местных» воевод и старостов;
  • создал специальный офис для рассмотрения жалоб и петиций от простых людей;
  • инициировал реорганизацию российской армии по европейскому образцу;
  • покровительствовал развитию торговли и промышленного производства.

При Филарете начала издаваться первая русская газета «Вестовые ведомости», развивалась светская живопись, в Москве появилась Немецкая слобода, в которой размещались иностранные специалисты, привлеченные на русскую службу.

Церковные реформы

Сразу же после возвращения патриарх инициировал созыв двух церковных соборов:

  • 1619 — «помощники» церковных текстов, ранее обвиненные в ереси, включая Дионисия, настоятеля Троице-Сергиевой лавры, были оправданы;
  • В 1620 году было принято постановление о том, что нехристиане должны «приобщаться» к православию только через крещение, а не через миропомазание (в этом вопросе Филарет поддержал покойного патриарха Гермогена, который настаивал на крещении только католиков).

В последующие годы Филарет занимался вопросами организации патриаршего двора и патриаршего округа, а также церковными реформами. Он

  • провел полную инвентаризацию движимого и недвижимого церковного имущества;
  • он отменил жалованные грамоты монастырям и провел инвентаризацию земельных вкладов, наведя порядок в церковных земельных владениях;
  • учрежденные ордена (по образцу государства), ответственные за все вопросы церковной жизни;
  • создал новое сословие патриархальных дворян и детей боярских, которые получали поместное вознаграждение за свою службу;
  • Он получил право суда над духовным и светским населением патриарших земель;
  • Он основал несколько новых епархий в Сибири;
  • Инициировал канонизацию нескольких святых;
  • Возобновление дипломатических отношений с греческой и другими восточными православными церквями

Патриархат при Филарете стал полностью автономным, но очень влиятельным институтом.

Купол церкви

Интересно. Во время правления патриарха Филарета русские земли обрели важную христианскую реликвию — Ризу Господню. Он был преподнесен в подарок персидскому шаху Аббасу I.

Книгопечатание

Патриарх возродил книгопечатание в Москве, восстановив Московскую типографию, открытую еще Иваном Грозным. В нем печатались в основном церковные тексты, отредактированные и исправленные специальными комитетами, но было и немало других. Книги раздавались церквям и монастырям по себестоимости или бесплатно.

Забота об образовании

Филарет был высокообразованным человеком, владевшим несколькими языками, включая английский и латынь. Известно, что он разработал «шифр», или тайнопись, для дипломатических документов. Понятно, что, несмотря на его строгое отношение к мирской жизни (он запрещал кулачные бои, «распутные толпы», четверостишия, некоторые языческие обряды, такие как коляда, овсенью), он заботился о распространении образования, о «насаждении» школ. Филарет призывал к созданию школ при епископских домах, и он основал греко-латинскую школу в монастыре в Чудове. В 1632 году Иосиф, посланник Александрийского патриарха, был оставлен патриархом в Москве для основания греческой школы.

Главные заслуги Филарета

Патриарх Филарет умер 1 октября 1633 года, на восьмидесятом году жизни. Он сыграл важную роль в восстановлении политического, экономического и социального порядка в Московском государстве после Смутного времени. Он также укрепил институт патриаршества, фактически «подготовив почву» для дальнейшего, никонианского развития.

Историография.

  1. Костомаров Н. И. Филарет Никитич Романов, 1912 год.
  2. Морозова Л.Е. Смута начала 18 века глазами современников, 2000.
  3. Смута: ее герои, участники, жертвы, 2004.
  4. Солодкин Я.Г. Филарет (в мире Федора Никитича Романова-Юрьева), 2004.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector