Биография и творчество Андрея Рублева

А. Рублев — очень известный и уважаемый русский иконописец. За его труды Русская православная церковь причисляет его к лику святых. Все его иконы считались чудотворными и служили образцом для последующих мастеров.

Великий мастер своего дела родился около 1360 года, тогда в Московском княжестве. Но, к сожалению, мы мало знаем о его биографии, осталось только его творчество. Широко распространено мнение, что он научился своему искусству в Византии и Болгарии. С именем Андрей он был принят в монастырь. Его настоящее имя не сохранилось.

Впервые о нем было написано в летописи около 1405 года. Есть сведения, что он принимал участие в росписи Благовещенского собора в Московском Кремле. Эта ответственная работа свидетельствует о его большом мастерстве в иконописи. Во второй раз, в 1408 году, летописи сообщают, когда Рублев участвовал в описи Успенского собора. В скорости у него появились ученики и помощники.

В третий раз в летописях о нем появляется сообщение о том, что он принимал участие в росписи Большого мужского монастыря, в подмосковном городе Сергееве.

К сожалению, он умер от чумы в 1430 году (это единственная точная дата биографии Рублева), но до этого он успел принять участие в росписи Спасского собора, о чем свидетельствует летопись. В памяти верующих он известен своей иконой «Святая Троица» и фреской «Страшный суд» (где традиционная роковая сцена превращена в триумф божественной справедливости). Он также известен своими книжными миниатюрами.

В память об этом великом человеке в Спасо-Андрониковом монастыре создан единственный музей древнерусской культуры и искусства имени А.Рублева. Были сняты фильмы, выпущена почтовая марка, серия монет для Банка России. И что самое удивительное, один из кратеров Меркурия носит его имя.

Его работа.

 

Основные этапы биографии

О жизни Рублева сохранилось очень мало точных сведений. Предположительное место его рождения — Московское княжество, по другой версии — Нижний Новгород. Дата рождения и имя, данное при рождении, неизвестны. Судя по его фамилии, его семья, возможно, занималась ремеслами. В молодые годы Рублев принял постриг в монахи в Андрониковом монастыре, взяв имя Андрей. Одна из его поздних икон подписана как «Андрей Иванов сын», хотя эта подпись не является подлинной, считается, что это косвенное доказательство того, что отца художника звали Иван.

В 1405 году, согласно летописи, он вместе с Феофаном Греком и другими художниками участвовал в росписи Благовещенского собора в Москве. Из работ Рублева сохранились его изображения праздников, которые особенно отличаются гармоничной атмосферой, утонченностью и теплотой. Вероятно, в это время художник уже имел серьезный опыт и репутацию.

Андрей Рублёв

В 1408 году вместе с Д. Черняковым он расписывал Успенский собор во Владимире. Ему принадлежит часть фрески с изображением Страшного суда на западной стене. Несмотря на подавляющую тематику, работы Рублева демонстрируют просветление и прощение и не вызывают гнетущего чувства страшного наказания. К этому времени художник был настоящим мастером школы живописи, со своим собственным стилем, подражателями и учениками.

В 1520-х годах под руководством А.Рублева и Д.Черного был создан иконостас Троицкого собора. Фрески не сохранились, уцелели только три ряда иконостаса, отличающиеся способом исполнения. К этому времени он также создал «Троицу» — икону, ставшую шедевром мирового искусства. Смысл, заключенный художником в этой необычной работе, заключается в самопожертвовании во имя гармонии и жизни. Рублев умер в 1428 году в московском Андрониковом монастыре во время эпидемии чумы.

 

Творчество Андрея Рублёва

 

Творчество Андрея Рублева - вершина русской и мировой живописи

Андрей Рублев в Третьяковской галерее

Вторая половина 14-го и начало 15-го веков были периодом интереса России к нравственным и духовным вопросам. Андрей Рублев воплотил в своих картинах новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Поэтому его творчество является одной из вершин русской и мировой культуры. На его творчество оказали глубокое влияние крупнейшие мастера древнерусской живописи, в том числе Дионисий.

Успенский собор во Владимире

Творчество Андрея Рублева - вершинное достижение русской и мировой живописи

Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси (1158 год).
В начале 15 века для украшения церкви были приглашены Андрей Рублев и Данил Черный. От их фресок остались лишь некоторые росписи большой композиции «Страшный суд», занимающей всю западную часть собора, и фрагментарные росписи в алтарной части собора. Большинство сохранившихся фресок были выполнены в 19 веке.

Андрей Рублев - вершинное достижение русской и мировой живописи

Это единственная сохранившаяся фреска, написанная Андреем Рублевым. Она упоминается в летописи Свято-Троицкого собора и является единственным документированным, точно датированным и хорошо сохранившимся памятником в творческом наследии художника.

Икона Богоматери Владимирской «Умиление» из Успенского собора во Владимире (ок. 1408)

Андрей Рублев - вершинное достижение русской и мировой живописи

Авторство иконы приписывается Андрею Рублеву. С этим мнением согласны И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, Г. И. Вздорнов и О.С. Попова.
М. В. V. Алпатов и Е. С. Смирнова отвергают его авторство.
Икона из Умилена — одна из древнейших копий Владимирской Божьей Матери.

Андрей Рублев - вершинное достижение русской и мировой живописи

Владимирская Божья Матерь

Икона «Троица» (1411-1425/27)

Эта икона — образец работы Рублева, ее авторство не вызывает сомнений. Одна из самых известных русских икон.

Андрей Рублев - вершинное достижение русской и мировой живописи

Андрей Рублев «Святая Троица». Дерево, темпера. 142 x 114 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва).
На иконе изображены три ангела. Их усаживают за стол, на котором стоит чаша с головой теленка. Фигуры ангелов расположены так, что линии их силуэтов образуют своего рода замкнутый круг. Потир образует композиционный центр иконы. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Ангелы неподвижны, находятся в состоянии созерцания, их взгляд устремлен в вечность.
На заднем плане изображены дом (покои Авраама), дерево (дуб Мамре) и гора (гора Мориа).

Андрей Рублев - вершинное достижение русской и мировой живописи

Дуб Мамре (дуб Авраама) — это дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принял Бога.

Андрей Рублев - вершинное достижение русской и мировой живописи

Гора Мориа (Храмовая гора) — это прямоугольная площадь, окруженная стеной и возвышающаяся над остальной частью Старого города Иерусалима на 774 метра над уровнем моря.
Явление трех ангелов Аврааму символизирует единого и триединого Бога (Святую Троицу). Именно икона Рублева соответствовала этим образам. Пытаясь изобразить догматическое учение о Троице, Рублев сократил до минимума детали, предшествующие трапезе. Ангелы заняты беседой, а не трапезой, и икона сосредотачивает все свое внимание на молчаливом общении трех ангелов.
Над ангелом, символизирующим Бога Отца, Рублев поместил покои Авраама. Мамрский дуб символизирует дерево жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и его воскресении (в центре). Гора — это символ духовного восхождения, которое осуществляется через действие третьей ипостаси Троицы — Святого Духа.

 

Творчество

На мировоззрение Рублева большое влияние оказала атмосфера культурного подъема 2-й половины XIV — начала XV века, характеризующаяся глубоким интересом к нравственным и духовным проблемам. В своих работах в рамках средневековой иконописи Рублев воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублева относится к вершинам русской и мировой культуры.

В 1408 году Рублев вместе с Данило Черным и другими мастерами создал свое единственное точно датированное и сохранившееся произведение — фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительной является композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превращена в светлое торжество справедливости, утверждающее духовную ценность человека. Работа Рублева во Владимире показывает, что к этому времени он уже был зрелым мастером, находящимся в авангарде созданной им школы живописи.

В 1425-1427 годах, как свидетельствуют летописи, Рублев вместе с Данило Черным и другими мастерами расписывал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и делал иконы для его иконостаса. Дошедшие до нас иконы — это в основном работа артели; они написаны в разной манере и отличаются неодинаковым художественным качеством. К этому иконостасу, вероятно, принадлежала икона Святой Троицы, его единственное безусловно сохранившееся произведение иконописи. Рублев наполнил традиционную библейскую тему глубоким богословским содержанием.

Другие иконы и фрески, приписываемые Андрею Рублеву на протяжении XX века, в настоящее время рассматриваются большинством исследователей как работы школы (артели) или просто современников мастера.

 

Личная жизнь

В молодости Андрей Рублев был посвящен в монахи. Он отказался от желания иметь семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству для Его прославления. Никаких сведений о семье художника не сохранилось. Неизвестно, были ли у него братья, сестры или племянники.

 

Заключение

Для искусства Рублева характерны две традиции: византийская гармония, возвышенный аскетизм и мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность отличают его работы от других картин того времени. Персонажи Рублева чаще всего изображаются в состоянии неподвижности или молитвы. Это отличает его работы от выразительного Феофана Грека. От икон Андрея Рублева исходит атмосфера спокойного созерцания и преданности. Это спокойствие присутствует и в цвете — приглушенном, спокойном; и в изгибах фигур; и в гармонии линий, похожей на спокойную мелодию. Все творчество Андрея Рублева пронизано светом. Поэтому совсем неудивительно, что искусство Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.

 

Канонизация

В 1988 году он был канонизирован как святой Поместным Собором Русской Православной Церкви.

Согласно православному календарю, память святого празднуется три раза в год:

Тропарь, глас 3

Бжⷭ҇твеннагѡ свет ѡ҆блесте свет, ꙳ преподобный Андрей, ꙳ хрⷭ҇та̀ познай є҆сѝ силу и крепость Духа Святаго, ꙳ и ҆ в ѡ ст҃yѧ трⷪ҇цы всемꙋ̀ ҃ проповедал є҆сѝ ꙳ є҆династию в ст҃ трⷪ҇цѣ. ꙳ И с радостью и веселием взываем к Тебе ᲂу҆дивле и для укрепления трⷪ҇цѣ ꙳꙳ просвѣти души наши.

Кондак, т. 8

꙳ я҆ ваш ᲂу҆чи помощник, Через соревнование и соперничество, ꙳꙳ и҆ ꙗ҆ви вы возрадуетесь во славу Господа нашего, и҆.

 

Всеобщее признание

Произведения Андрея Рублева отражают его мировоззрение. Это время характеризовалось культурным прогрессом и повышенным вниманием к вопросам морали. Работы художника отражали новое видение духовной красоты и нравственности и стали известны и почитаемы не только на его родине, но и далеко за ее пределами.

Троица Андрея Рублева

Работы Рублева чрезвычайно ценны, их сохранилось очень мало. Многочисленные исследования выявили его работы благодаря их уникальному стилю. Икона Святой Троицы — единственное сохранившееся произведение, которое, несомненно, принадлежит кисти Рублева. В настоящее время она хранится в Третьяковской галерее. Мало кто спорит, что три иконы Звенигородского уровня принадлежали мастеру. В ней прослеживается новый для искусства Рублева драматический след, возможно, связанный с событиями того времени (раскольническими спорами в России).

Большинство ученых приписывают авторство «Богоматери Владимирской» и нескольких миниатюр Хитровского Евангелия Рублеву. Помимо этих работ, в прошлом веке было много спекуляций в пользу кисти Рублева. Все эти работы сегодня считаются принадлежащими к школе знаменитого мастера. К середине XVI века его иконография была признана образцом для подражания, и многие художники находились под сильным влиянием работ Рублева. Его работы отличаются глубоким духовным содержанием и эмоциональностью в сочетании с лаконичными и красивыми образами.

В 1947 году на территории Спасо-Андроникова монастыря был открыт заповедник, а в 1985 году в честь Андрея Рублева был открыт музей древнерусской культуры. В 1988 году Рублев был канонизирован как святой. Имя художника носят улицы в нескольких городах России, ему посвящены памятники, о нем сняты фильмы. В честь художника также был назван кратер на Меркурии.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector