Апостол Иаков брат Господень по плоти

Апостола Иакова, брата Господня, согласно Божественному Евангелию (Мф. XIII, 55) и словам апостола Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сыном жениха от первой жены и шурином апостола (Мк. XV, 40), и отличает его от Иакова, сына Зеведеева, которого празднует в 30-й день апреля, и от Иакова, сына Алфеева, которого празднует 9 октября.

Апостол Иаков, плотский брат Господа
Апостол Иаков. Фреска трапезной. Монастырь Иоанна Евангелиста. Патмос. 1176-1180.

Апостол Иаков. Фреска из трапезной. Монастырь Святого Патмоса. 1176-1180.
Многие считают Иакова, брата Господня, тем же человеком, что и апостола Иакова Алфеева. Они включают Иакова из Алфея в число Двенадцати и называют его Минором, чтобы отличить его от Иакова, сына Зеведеева, который был призван к апостольству и умер раньше Иакова, сына Алфеева. Но во введении к литургическим книгам об апостолах, в Прологе под номером 23 октября (5 ноября по новому стилю) и в Записи Миссала от 4 января, а также в песнопениях святых под теми же номерами, Церковь, согласно Писанию и Преданию, четко отличает Иакова меньшего, брата Господа по плоти, от Иакова Алфеева.
Таким образом, Церковь отличает Иакова Апостола, брата Господня, от Иакова Младшего (память 30 апреля) и Иакова Алфеева (память 9 октября). Иаков, который поется в 23-й день октября, нигде не называется сыном Алфея, но называется сыном Иосифа, отца его первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды (Матф. xx. 55, Марк. VI, 3), спутник Иосифа и Марии, когда с младенцем Христом они отправились в Египет, и прославляется как брат Божий, брат Иисуса, буквального Христа; первоиерарх Иерусалима, который учит нас «дары благие и совершенные от Отца светов раздавать людям» (Иас. (Иак. 1:17); отсюда автор того Послания, которое среди священных книг Нового Завета носит название Послание Иакова; наконец, мученик, который за веру Христову был сброшен с крыла Церкви.
Основание, на котором Православная Церковь отличает Иакова брата Господня от Иакова сына Алфеева, отчасти дано в Писании, в котором братья Иисуса Христа по плоти отличаются именно этим именем от Его двенадцати учеников (например, Иоанн II, 12. VII, 3-5. Марк III, 31. Лука VIII, 19), а также выделяется писателями Церкви. Так, Евсевий Кесарийский, святой Кирилл Иерусалимский (365-385), святой Епифаний Кипрский (404), блаженный Иероним (420) и другие четко отличают Иакова, брата Господня, от Иакова, сына Алфеева.
После воскресения Господь удостоил его особого откровения (1 Co XV, 7), а в 34 году или, по рассказу Евсевия, в 34 году из числа апостолов он избирается и назначается первым епископом Иерусалимской церкви — матери церквей Христовых. Своей святой жизнью брат Господа снискал огромное уважение у всех, не только у апостолов и христиан, но и у неверующих. Апостол Петр, после своего чудесного освобождения из тюрьмы, сказал: «Скажи это Иакову и братьям» (Деян. XII, 17). Апостол Павел называет его, вместе с Кифой и Иоанном, столпами Церкви, причем первое имя среди них — Иаков (Гал. II, 9).
На Апостольском соборе, состоявшемся в Иерусалиме около 50 года до н.э., чтобы решить, должны ли христиане соблюдать ветхозаветный церемониальный закон, председательствовал Иаков, епископ Иерусалима, и его решение было принято всем собором и утверждено явной волей Святого Духа (Деян. 25). Его брат апостол Иуда отличался именем Иаков (Лк VI,16; Деян I,13), который начинает свое соборное послание, называя себя слугой Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд 1), и это свидетельствует об особом значении апостола Иакова в апостольской церкви. Даже еретики-евреи хвастались своей девственностью ради Иакова, брата Господня.
О всеобщем почитании его особенно свидетельствует его мученическая смерть, обстоятельства которой подробно описаны Евсевием на основе древних церковных преданий. Он пишет: «Когда Павел был послан Фестом в Рим с воззванием к кесарю, иудеи, потеряв надежду на исполнение своих замыслов против Павла, обратились к Иакову, брату Господню, которому апостолы доверили епископский престол в Иерусалиме.
Он был свят от чрева матери своей, не пил вина и коньяка, не ел мяса, не брил волос, не смазывал себя маслом, не мылся в бане. Только ему было позволено войти в святость, потому что он носил льняные одежды вместо шерстяных. Только он входил в храм и там становился на колени и молился об отпущении грехов. От постоянного стояния на коленях во время молитвы о спасении народа его колени затвердели. Из-за этого превосходства его праведности он назван справедливым и овлиасом, что означает: защита или твердыня народа и праведности.
Церковь в Иерусалиме обязана своим ростом и становлением верующих в первую очередь святому Иакову. Через его свидетельство иудеи уверовали в Иисуса Христа; и было много уверовавших, даже среди старейшин. Книжники и фарисеи, недовольные ростом числа христиан, начали кричать и говорить, что, возможно, таким образом весь народ признает Иисуса Христом. И когда они пришли к Иакову, то сказали ему: «Останови, пожалуйста, этот народ, ибо они заблудились и признали Иисуса Христом». Теперь все они собрались на праздник Пасхи. Мы просим вас наставлять их об Иисусе. Мы доверяем вам это, потому что мы сами, вместе с народом, признаем, что вы справедливы и беспристрастны. Убедите людей не заблуждаться в вопросе об Иисусе. Все будут слушать вас, и мы вместе со всеми. Встань на крышу храма, чтобы тебя было видно сверху и чтобы твои слова услышал весь народ. На Пасху были собраны все колена иудейские и многие язычники. Упомянутые выше книжники и фарисеи фактически поместили Иакова на крышу храма, а затем кричали на него: «Праведник, Ты, в Которого мы все должны верить! Вот, этот народ, заблуждающийся, последует за Иисусом распятым; скажите же нам: что есть дверь Иисуса распятого?»
Джеймс ответил громким голосом: «Почему вы спрашиваете Меня об Иисусе, Сыне Человеческом? Он восседает на небесах одесную великой Силы и снова придет на землю на облаках небесных»! Благодаря этому свидетельству Иакова, многие были полностью убеждены и начали прославлять Иисуса, восклицая: «Осанна Сыну Давидову!». Но книжники и фарисеи говорили между собой: «Мы поступили хуже, дав такое свидетельство об Иисусе, давайте поднимемся и сразим Иакова, чтобы другие хотя бы из страха не поверили ему», — и воскликнули: «Эх! Эх! и праведник ошибается!». Поднявшись на гору, они столкнули оттуда праведника вниз и стали бросать в него камни. Свергнутый человек не умер внезапно, но, поднявшись, опустился на колени и стал молиться: «Господи Боже Отче, отпусти их; не ведают, что творят!».
Икона апостола Иакова, брата Господня. 16 век.Икона апостола Иакова, брата Господня. 16 век.
Когда в него полетели камни, священник, один из сыновей Рихаба, закричал: «Остановитесь, что вы делаете; праведник молится за нас». Но именно в это время один из них, суконщик, схватив валик, на котором прокатывается ткань, ударил преподобного по голове, и тот умер примерно в 63 году нашей эры. Он был похоронен в том же месте.
Он был похоронен на том же месте, и над его могилой у храма и сегодня стоит памятник. Таким образом, Иаков был верным свидетелем того, что Иисус есть Христос, как для иудеев, так и для язычников. Иаков был настолько поражен и уважаем за свою праведность, что беспристрастные иудеи считали, что его мученическая смерть стала причиной немедленного захвата и разрушения Иерусалима римлянами.
Вот что известно об Иакове, который, как говорят, написал первое из так называемых «Соборных посланий». Это письмо было написано святым Иаковом около 59 года н.э. рассеянным иудеям, спасение которых было поручено ему как архиерею. Он также составил Божественную литургию, известную под именем святого Иакова, которая до сих пор совершается в Иерусалиме в праздник памяти этого апостола и на которой основаны литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Мученическая смерть святого Иакова, брата Господня, произошла в 63 году нашей эры. Если при жизни святой Иаков пользовался всеобщим уважением, то после его смерти память о праведнике, несомненно, сохранялась с почитанием в Церкви Христовой. В девятом веке Феофан Никейский, а затем Византийский написал множество гимнов в честь Иакова, брата Господня, которые поются в день его памяти.
В своих песнопениях Церковь прославляет святого Иакова, брата Господня по плоти, как ученика Господа, принявшего Евангелие, как мученика, получившего неизреченное блаженство, как брата Божия, имеющего мужество, и как иерарха, молящегося за нас. Он называет его первым пастырем и учителем Иерусалима и верным строителем таинств.
Существует фрагмент мощей святого Иакова от 1853 года, 23 октября, полученный от патриарха Иерофея Александрийского в Метохионе Старого Иерусалима.

Из Жития святых архиепископа Филарета (Гумилевского)

АПОСТОЛУ ИАКОВУ
Тропарь, тон 2

Как ученик Господень ты принял Евангелие, / как мученик не имеешь недостатка в описании, / как брат Божий, / как молящийся иерарх, / молись, чтобы Христос Бог спас души наши.

Кондак, глас 4

Боже, Единородное Слово Божие, пришедшее к нам в последние дни, Иаков Божественный, Ты был первым, кого показали пастыри и учителя Иерусалима, и верным строителем духовных тайн.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector