Воздвижение Креста

Всеобщее воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — один из двенадцати великих Господских праздников (от славянского «динадениати» — двенадцать), или величайший православный праздник, установленный в память о том, как равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, нашла крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Согласно церковному преданию, это событие произошло в 326 году в Иерусалиме, недалеко от Голгофы, места распятия Христа. Праздник Воздвижения Креста Господня — это непереходящий праздник, который всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Есть день до конкисты (26 сентября) и семь дней после конкисты (с 28 сентября по 4 октября). Праздник отмечается 4 октября. Празднику Воздвижения предшествуют суббота и воскресенье, называемые субботой, и неделя до Воздвижения.

Воздвижение Креста

Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника

Праздник Вселенского Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня — один из самых древних православных праздников. Он отмечается в память о двух событиях в истории Креста Господня: в честь его обретения в IV веке и в память о возвращении от персов в VII веке. Вскоре после того, как Святой Крест был снят, евреи закопали его вместе с крестами двух разбойников. Затем на этом месте был построен языческий храм. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. Согласно церковным историкам IV века, мать императора Константина, равная апостолам Елена, отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также Святой Крест. Легенда гласит, что Святая Елена пыталась узнать у иерусалимских евреев место захоронения Креста. Ей указали на место, где находился языческий храм Венеры. Здание было снесено, и начались раскопки. В итоге были найдены три креста, табличка с надписью «Иисус из Назарета, Царь Иудейский» и гвозди. Чтобы выяснить, на каком из трех крестов был распят Господь, их один за другим возложили на тяжелобольную женщину. Когда после прикосновения к одному из трех крестов она исцелилась, все собравшиеся воздали хвалу Богу, открывшему величайшее сокровище — истинный крест Господень, поднятый епископом для всеобщего обозрения. Предание также рассказывает о чуде воскрешения мертвого человека, которого несли для погребения, прикоснувшись к Кресту.

Воздвижение Креста

Константин и Елена. Феофан Критский. Фреска. Метеора (Николай Анапфский). 1527 г.

Когда началось почитание и целование Креста, многие не могли не только целовать Святой Крест, но даже видеть его, поэтому Патриарх Иерусалимский Макарий показал народу вновь обретенный Крест. Для этого он встал на холм и поднял («вознес») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй меня». Обнаружение Креста произошло около Пасхи, поэтому первоначальное празднование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обнаружения Святого Креста император Константин начал строить храмы на Голгофе. Большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня) были построены непосредственно рядом с Голгофой и Гробом Господним. Посвящение состоялось 13 сентября 335 года. Интересно, что освящение храма также повлияло на дату праздника. Присутствующие епископы решили, что праздник обретения и воздвижения Святого Креста будет отмечаться 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предыдущие годы. Поэтому из жизнеописания святого Иоанна Златоуста ясно, что в его время праздник Воздвижения Креста отмечался 14 сентября в Константинополе. В 614 году, во время правления персидского императора Хосроя, персы захватили Иерусалим и, наряду с другими сокровищами храма, похитили Святой Крест Господень. Святая реликвия оставалась в руках язычников в течение 14 лет; только в 628 году, при греческом императоре Ираклии, Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с седьмого века, празднование праздника вселенского воздвижения Пречистого и Животворящего Креста стало еще более торжественным.

Воздвижение Креста Господня. Богослужение

Этот праздник одновременно торжественный и печальный, напоминающий нам не только о величии Бога и Его победе над смертью, но и о Его страданиях на кресте. Главной особенностью богослужения в праздник Воздвижения Креста является то, что в конце вечернего богослужения Крест выносится из алтаря для почитания. После бурных оваций священник возлагает Крест на голову и, после внесения свечей, ладана и пения «Святый Боже», выводит его из алтаря через северную дверь. Затем, в конце песнопения, он восклицает: «Мудрость прощает». Певцы поют: «Спаси, Господи, народ Твой». Священник помещает Святой Крест на подготовленный аналой в центре святилища и кадит перед ним. Затем Крест почитается, а священники поют:

Кресту Твоему поклоняемся, Господи, и святое Воскресение Твое славим.

В праздник Воздвижения Креста духовенство облачается в темные траурные одежды, а женщины надевают темные платки. В память о страданиях Господа в этот крестный день назначается пост: в пищу подается только растительное масло. В стихах праздника раскрывается учение о значении страданий Христа. Страдания Иисуса Христа умертвили того, кто предал нас смерти, то есть дьявола, и оживили тех, кто был умерщвлен грехом; яд старого змея был смыт кровью Иисуса Христа. Строфы и канон для Елеосвящения были составлены известными авторами церковных песнопений — Феофаном, Козьмой и другими. Они показали связь между событиями Нового Завета и Ветхого Завета, затронув прообразы Креста Господня. Так, в одной из строф Литании мы слышим:

Проњrazu1z kgt ты, патриарх и3я1ков, другим дашь благословение, на головах ваших сделаешь ру1цэ.

Стихи, исполняемые во время поклонения Кресту в конце службы Вечерни, наполнены высоким духовным настроением:

Придите, верные, поклонимся животворящему древу, и Царь славы распространит нас и вознесет к первому благословению. Придите, люди, славные чудесами, узревшие силу Господню, поклонимся. Днесь Господь творений, и3 славный Богъ, пригвожденъ кгт1емъ, и3 w8 ребро пронзенъ. желчь и3 пцэцъ в8збэгъ, сладость кар0нъ. …I3 рука бёрр0на шипит, а рука образует челочку. Сегодня тот, кого не коснулось его существо, коснулся Меня. i3 Он страдает стигматами, освобождая Меня от стигматов.

В притчах на праздник Воздвижения есть такие мысли: первая притча (Исх. XV, 22-27; XVI, 1) рассказывает о том, как во время путешествия евреев по пустыне Моисей исцелил источник, вода в котором была горькой. Это дерево, сделавшее воду горькой, является прообразом силы Креста Господня. Во второй притче (Притчи III: 11-18) блажен человек, который ухаживает за деревом мудрости, которое является «деревом жизни» для тех, кто его обретает. Наша мудрость и наше дерево жизни — это Крест Христа. Третья притча (Ис. LX, 11-16) содержит пророчество Исаии о величии и славе святого города Иерусалима, который Господь облечет величием на веки и радостью в будущих поколениях.

Канон изображает силу Креста, как явленную в ветхозаветных крестных формах (Моисей, поднявший руки в виде креста во время битвы и тем самым умилостививший победу, дерево, опустошившее воды Мары и т.д.), так и в новозаветных чудесах — через Крест Самого Господа. У апостола (I Кор., I, 18-24) говорится, что крест, то есть страдания Иисуса Христа, представляют силу и премудрость Божию. Евангелие (Иоанн XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35) содержит рассказ о страданиях Христа Спасителя.

Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста

Тропарь на воздвижение креста. Православно-славянский текст:

Спаси22 гDи22 народъ Твой, а3 благослови2 достоинство Твое, даруй побёды могуществу Россіи противъ проти1вника, а3 самъ спаси кrт0мъ народъ.

Русский текст:

Спаси, Господи, народ Твой и благослови нас, достояние Твое, даруя стране нашей победу над противниками, врагами царства ее, и сохраняя силою Креста Твоего народ Твой.

Кондак празднику. Православно-славянский текст:

Вознесся в Кг0леи в0леи, тезомени1т начу2 жилище твое. Господи Боже, даруй щедрость Твою. Даруй славу стране Твоей силою Твоею; даруй могучую победу стране нашей; пошли им броню Твою, миру — непобедимую победу.

Русский текст:

Добровольно взойдя на крест, даруй народу Твоему, Христе Боже, милость Твою; силой Твоей прославь страну нашу, даруй ей победы над врагами, чтобы она имела от Тебя помощь, оружие мира, непобедимую победу.

Чин Воздвижения Креста Господня

В России Таинство Воздвижения Креста Господня известно с XIII века и является неотъемлемой частью Богослужения в праздник Воздвижения Креста Господня. Его происхождение уходит корнями вглубь веков. Самая ранняя запись об этом обряде сохранилась в так называемом Иеросалимском каноне, датируемом по времени составления 634-644 г. В различных памятниках можно найти разнообразие в описаниях этого обряда: в одних описывается, как совершается обряд при служении патриарха с сонмом духовенства, в других — только священника с диаконом. Святой Киприан Московский в письме к новгородскому духовенству от 1395 года писал, что в праздник Воздвижения Креста Крест должен почитаться в каждой церкви, даже если там только один священник. В московском Старом Типиконе 1641 года содержится указание, что Крест воздвигается только в соборных церквах и монастырях, а в обычных приходских церквах на Воздвижение Креста совершается только Поклонение Кресту, согласно чину Недели Крестопоклонной. Этот обычай сохранился до наших дней: Воздвижение Креста совершается только в тех соборах, где служит митрополит или епископ.

Епископ, взяв Крест и стоя лицом на восток (к алтарю), начинает первое Воздвижение Креста. Диакон, держа свечу в левой руке и ковш в правой, стоит в отдалении перед Крестом и возглашает: «Помилуй нас, Боже». Певцы поют «Господи, помилуй» сто раз. В начале пения «Господи, помилуй» епископ трижды перекрещивается на восток, а когда поется первая половина гимна, он медленно склоняет голову с крестом так низко, как только может, «на фут от земли». Когда поется вторая половина «Столетия», он медленно поднимается. После пения 97-го «Господи, помилуй» епископ выпрямляется и, стоя прямо, снова трижды перекрещивается на восток. Епископ совершает второе вознесение, поворачиваясь на запад, третье — на юг, четвертое — на север и пятое — снова на восток. Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй!». Затем начинается Крестопоклонение, во время которого певчие поют обычные строфы.

Воздвижение Креста Господня. Иконы

В византийском искусстве иконография праздника Воздвижения Креста была основана не на реальном историческом эпизоде обретения Креста, а на представлении Воздвижения Креста, которое ежегодно праздновалось в соборе Святой Софии в Константинополе. Поэтому Крест часто изображался на иконах как алтарный крест. Первые такие изображения относятся к концу девятого и началу одиннадцатого веков. Этот иконографический вариант использовался и русскими иконописцами.

Воздвижение Креста

Воздвижение креста

Воздвижение Креста Воздвижение Креста. Ярославль. Около 1681 года.Воздвижение Креста Воздвижение Креста. Новгород. Конец 15 века.

Наиболее распространенная тема иконы Крестовоздвижения сложилась в 15-16 веках в русской иконописи. Крест теперь изображается как монументальный. В центре, на высокой ступенчатой платформе, стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Она поддерживается под его руководством дьяконами. Иногда Крест украшают ветвями растений. Позади виднеется большое однокупольное святилище. На переднем плане часто изображены коленопреклоненные молящиеся и большое количество людей, пришедших поклониться святыне. Царь Константин и царица Елена изображены справа или слева от патриарха с распростертыми в молитве руками.

Воздвижение Креста Воздвижение Креста. Начало 18 века.Воздвижение Креста Воздвижение Креста. Палехские письма середины XVIII века.

Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси

В России праздник вселенского воздвижения Животворящего Креста Господня был связан как с церковными, так и с народными традициями. С древнейших времен было принято строить часовни и небольшие церкви, а также устанавливать кресты на строящихся храмах. В праздник Воздвижения Креста и придорожные кресты воздвигались в благодарность за избавление от несчастий и эпидемий. В этот день также поднимали иконы, чтобы обойти поля с молитвами о будущем урожае.

Воздвижение Креста

27 сентября также известен как третий осенний день или Ставров день. Это был последний день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. В России Вознесение также называли Вывиженье или Сдвиженье — слова, означающие движение, изменение состояния. Например, считалось, что в этот день «хлеб переносили с поля на молотилку», так как обычно в середине сентября заканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба. Другая поговорка гласила, что в день Вознесения «шинель сдвигают» или что в день Вознесения «плащ и кафтан сдвигают, а шапку натягивают».

Праздник Вознесения был постным праздником. Считалось, что «тому, кто постится в праздник Вознесения, будет прощено семь грехов». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. В народе говорили: «В праздник Воздвижения доброго человека капуста у крыльца» или «Садись, баба, за капусту — Воздвижение пришло». Крестьяне по всей России верили, что в день Воздвижения не следует начинать никаких важных или значительных дел, так как все, начатое в этот день, либо закончится неудачей, либо будет неудачным и бесполезным.

Однако, согласно некоторым народным поверьям, крестьяне не знали истинного смысла церковного праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В народе твердо верили, что в праздник Воздвижения запрещено ходить в лес, потому что нечистая сила может либо побить крестьянина, либо просто отправить его в загробный мир. По словам крестьян, в праздник Воздвижения все рептилии «переселяются», то есть уползают в одно место, под землю, к матери, где проводят всю зиму до первого весеннего грома. В праздник Воздвижения крестьяне весь день тщательно закрывали ворота, двери и калитки, опасаясь, что черви могут по ошибке заползти в их двор и спрятаться в навозе, соломе и кучах. Однако крестьяне верили, что с 27 сентября, праздника Воздвижения, змеи не будут кусаться, потому что любой ползучий гад, ужаливший в это время, будет жестоко наказан: до выпадения первого снега, и даже по снегу он будет ползать впустую, не находя себе места, пока мороз не убьет его или вилы человека не проткнут его.

Храмы в честь Воздвижения Креста Господня

С древних времен в России строились храмы в честь Воздвижения Креста Господня. Так, согласно Супоневской летописи, в Романово-Борисоглебске (нынешняя Тува) на левом берегу реки, «напротив Борисоглебской слободы», около 1283 года была построена соборная церковь, посвященная Воздвижению Креста Господня. По преданию, первым строителем Кремля был князь Углича, благоверный Роман Владимирович Святой (1261-1285). За свою историю Кремль пережил множество нападений. Последняя осада романовского Кремля произошла во время событий войны 1612 года. Треть посадских погибла в боях и эпидемиях, но дух нации выстоял. В советское время в здании церкви размещался краеведческий музей, а позже склад. В 1992 году собор был возвращен Русской православной церкви и с 2000 года является действующей церковью.

Воздвижение Креста Крестовоздвиженский собор, Тулаев (Романово-Борисоглебск)

В 1640 году в начале глубокого ущелья на левом берегу Москвы-реки был построен Крестовоздвиженский собор. Каменный храм простоял 18 лет на месте деревянного. Главный алтарь был освящен в 1658 году. На протяжении двух веков церковь постоянно перестраивалась, свой нынешний вид она приобрела в 1894-1895 годах. В 1918 году церковь начали разграблять. Было изъято более 400 коробок со столовым серебром. В 1930 году церковь была закрыта, купол и колокольня снесены, а в здании открылось общежитие. Фрески закрашивали, а когда они стали проступать сквозь побелку, их сбивали. Однако 70% фресок уцелело. К концу 2000 года, после возвращения храма Русской православной церкви и длительной реставрации, здание вновь обрело свою архитектурную целостность.

Воздвижение Креста Церковь Воздвижения Святого Креста на Чистом Вражке. Москва

Церковь Воздвижения Креста Господня в Коломне, у Пятницких ворот Коломенского кремля, появилась в XV в. В 1764 г. на месте деревянного здания была возведена двухэтажная каменная церковь с колокольней. Между 1832 и 1837 годами церковь была радикально перестроена на средства сестер Шараповых. В 1980-х годах здание использовалось как мастерская и склад для Коломенского краеведческого музея. В 1994 году храм был возвращен Русской православной церкви.

Воздвижение Креста Церковь Воздвижения Святого Креста. Коломенский кремль

Монастырь в городе Белев Тульской области был освящен во имя Воздвижения Святого Креста. Женский монастырь Воздвижения Креста был построен в 1625 году. «По прошению около 1625 года, поданному царю Михаилу Федоровичу старой монахиней Марфой Палицыной, ей было разрешено построить в пригороде монастырь с церковью во имя Честного и Животворящего Креста». С самого начала в Белевском монастыре была только одна церковь — деревянная, посвященная Воздвижению Святого Креста. Об этом свидетельствуют надписи на Евангелиях и сосудах, которые были пожертвованы монастырю во время строительства церкви. Также было двенадцать деревянных камер. В самом начале своего существования монастырь был очень беден средствами и, несмотря на материальную поддержку царя, нуждался даже в свечах, ладане и церковном вине. К 1680 году в монастыре было 38 монахинь и настоятельница, получавшая царское жалование. Просуществовав сто сорок лет после своего основания, монастырь Святого Креста был упразднен в 1764 году. Однако заброшенность монастыря продолжалась недолго. В 1768 году было решено отремонтировать Крестовоздвиженский монастырь. В самом начале 19 века, в 1801 году, во время самого большого пожара, бушевавшего в Белеве, здания монастыря сильно пострадали. В 1869 году монастырская церковь была перестроена, но уже в камне и имела 5 церквей. На первом этаже: в центре — в честь Воздвижения Святого Креста, справа — в честь иконы Божией Матери «Троеручница», слева — в честь Святого Николая. На втором этаже: слева — в честь Андрея Первозванного, Христа ради юродивого, справа — в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. В начале 20-го века монастырь был упразднен и долгое время находился в запустении. Реставрационные работы начались в 1980-х годах, но были завершены очень быстро.

Воздвижение Креста Монастырь Воздвижения Святого Креста

Церковь Введенского Толгского монастыря в селе Толга Ярославской области была освящена во имя Воздвижения Креста Господня. Ныне теплая церковь, посвященная Воздвижению Святого Креста, является самым ранним из сохранившихся каменных зданий монастыря. В 1838 году церковь подверглась реконструкции: были увеличены окна, подняты своды, удалены внутренние колонны, а верхние части церкви были украшены фресками. В 1892 году Крестовоздвиженская церковь была полностью расписана масляными красками.

Воздвижение Креста

Крестовоздвиженская церковь Введенского Толгского монастыря в селе Толга Ярославской области

Церковь Воздвижения Креста Господня была освящена в селе Кургомень Виноградовского района Архангельской области. Церковь была построена в 1623 году. Церковь Воздвижения Креста Господня интересна как одна из самых ранних деревянных шатровых церквей типа «восьмигранной десятины» с двумя пристройками (западной и восточной) и трапезной. Церковь имела крыльцо прекрасной формы. Отдельная девятистолбовая колокольня была построена в 1605 году и является одной из старейших в своем роде. Крестовоздвиженская церковь сгорела в 1919 году.

Воздвижение Креста

Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Кургомень Виноградовского района Архангельской области. 1623 г.

Церковь Воздвижения Креста Господня была освящена в Староконстантинове, Хмельницкая область, Украина. Строительство датируется ок. 1570 г. Рядом находится массивная смотровая башня (16-17 вв.). К нему примыкают руины Крестовоздвиженской православной церкви и одноименного православного монастыря. Когда-то башня была частью системы городских укреплений. В 1852 году в его первом этаже была устроена теплая церковь. В советское время первый этаж использовался местной милицией в качестве стрельбища.

Воздвижение Креста

Руины церкви Воздвижения Святого Креста и башни в Староконстантинове, Хмельницкая область, Украина

Освящен храм во имя Воздвижения Креста Господня в городе Дрогобыч, Львовская область, Украина. Церковь была построена в 1613 году и считается образцом украинской деревянной архитектуры эпохи Возрождения. Он был построен на средства владельцев Дрогобычского солеваренного завода и находится рядом со зданиями старого солеваренного завода. За свою историю церковь пережила несколько пожаров, множество перестроек и реконструкций. Первоначально это была трехсторонняя однобашенная церковь, позже она была перестроена в двухбашенную и использовалась в оборонных целях. В 1661 году рядом с церковью была построена деревянная колокольня, так что церковь и колокольня образовали гармоничный архитектурный ансамбль.

Воздвижение Креста

Церковь Воздвижения Святого Креста в Дрогобыче, Львовская область, Украина

Церковь Воздвижения Святого Креста была освящена в Луцке, Волынская область, Украина. Храм был построен в 1619-1622 годах и имел четкие оборонительные черты. Это один из самых ранних примеров преобразования деревянной архитектуры в каменную, в частности, в традиционный тип трехколонной, трехкупольной церкви. Трехчастная осевая композиция церкви подчеркивалась тремя куполами. Вестибюль имел форму оборонительной башни с лестницей, ведущей к сводчатому потолку. В 1803 году церковь была уничтожена пожаром. В 1888 году на месте церкви была установлена часовня, а к 1890 году была проведена реконструкция всей церкви, в ходе которой была сохранена древняя апсида с сохранившимся бронированным фризом XVII века с нишами для килей.

Воздвижение Креста

Церковь Воздвижения Святого Креста в Луцке, Волынская область, Украина

Церковь Воздвижения Святого Креста была освящена в городе Тернополь, Тернопольская область, Украина. Храм был построен в 1570 или 1627 году. Первое официальное упоминание о церкви Воздвижения Святого Креста содержится в документе, составленном князем Константином Острожским в 1570 году. Первоначально церковь не имела высокой башни; точная дата завершения строительства этой трехъярусной колокольни, 28 июля 1627 года, выгравирована на каменной плите над входом. В начале XVIII века, когда православие в Содружестве притеснялось, Крестовоздвиженская церковь была закрыта и долгое время служила складом. Только в 1760 году началось возрождение церкви. Позже во дворе церкви была построена кирпичная колокольня с низким декоративным шпилем. В 1831 году, во время большого городского пожара, крыша церкви полностью сгорела, но ее быстро восстановили. В первой половине 20 века, во время войн, церковь была значительно повреждена, и только в 1954-1959 годах она была капитально отремонтирована.

Воздвижение Креста Крестовоздвиженская церковь в городе Тернополь Тернопольской области, Украина

Крестовоздвиженский монастырь в Москве

Монастырь Воздвижения Святого Креста впервые упоминается в летописях в 1547 году. Он располагался в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженка (улица между Моховой улицей и площадью Арбатские ворота). Первоначальное название — монастырь Воздвижения Святого и Животворящего Креста на острове.

Воздвижение Креста

Церковь Воздвижения Креста Господня в Воздвиженском монастыре. 1882

Во время нашествия Наполеона монастырь был разграблен захватчиками. В 1814 году он был упразднен, а соборный храм превращен в приходскую церковь. Церковь Святого Креста была закрыта после 1929 года и снесена в 1934 году. На месте церкви была построена шахта Метростроя.

Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения

Среди старообрядцев сохранилась традиция строительства и освящения святынь в честь Воздвижения Креста Господня. Общины Русской Православной Старообрядческой Церкви: Сызрань, Самарская область, Чайковский, Пермский край, село Давыдово, Московская область, город Меленки, Владимирская область, отмечают праздник Воздвижения Креста Господня.

Воздвижение Креста

Русская православная церковь Воздвижения Креста Господня в Давыдово, Московская область.

Праздник также является покровителем Мануловского монастыря Белых Святых (Румыния) и церкви в селе Великоплоске Одесской области (Украина).

Воздвижение Креста

Церковь Воздвижения Святого Креста. Деревня Великоплоское

В праздник Воздвижения Креста Господня храм Русской Православной Церкви в селе Тарбагатай Республики Бурятия и зарубежных поморских общин Харькова (Украина), деревни Капустино Могилевской области, Поставы Витебской области, Червен Минской области, деревни Перелазы и деревни Юзофово (Литва).

Воздвижение Креста

Церковь Воздвижения Святого Креста. Перелазы

Община старообрядцев часовни «Согласие» в городах Ревда и Невьянск Свердловской области отмечает День Церкви.

Воздвижение Креста

Часовня Воздвижения Святого Креста. Невьянск

Сегодня также праздник Преображенской общины в Москве (Федосеевское согласие). Как и Рогожинская, Преображенская община была основана в 1771 году в связи с эпидемией чумы, когда за Камер-Коллежским валом было устроено кладбище и получено разрешение Екатерины II на строительство церквей. Особую роль здесь сыграл купец Илья Ковилин, который организовал приют и спонсировал масштабное строительство. А поскольку Ковилин был федосеевцем, центром этого исповедания стала Преображенская община.

Воздвижение Креста Крестовоздвиженская церковь Федосеевского исповедания на Преображенском кладбище

В начале 19 века община разделилась на две половины — мужскую и женскую. Каждая половина была отделена друг от друга каменной стеной с шатровыми башнями. Фактически, там появились два монастыря. В 1811 году на женском подворье была построена церковь в честь Воздвижения Креста Господня, где жители Федосеево молятся и сегодня. В этой церкви нет алтарной апсиды, так как в настоящее время в ней не служится литургия старообрядцев-непоповицких.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector