Как провести Страстную седмицу

О Страст­ной сед­мице

Страстная неделя, или Страстная неделя, — последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, Его страданиях, распятии, крестной смерти и погребении.

Ранее мы рассказывали о празднике Воздвижение креста.

Эта неделя особенно почитается Церковью. «Каждый день, — говорит он в Синаксаре, — превышает Святых и Великих Сорока дней, но более Святых Сорока дней есть Святая и Великая Неделя (Страсти), и сия Великая и Святая Суббота больше самой Великой Недели. . Неделя сия называется великой не потому, что дни ее или часы длиннее (другие), а потому, что в сию неделю совершались великие и сверхъестественные чудеса и необыкновенные дела Спасителя нашего…»

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, первые христиане, горя желанием непрестанно быть с Господом в последние дни своей жизни, на Страстной седмице усилили свои молитвы и умножили обычные посты. Они, подражая Господу, претерпевшему неслыханные страдания исключительно из любви к падшему человечеству, стремились быть добрыми и снисходительными к болезням своих братьев и совершать больше дел милосердия, считая неприличным произносить суд во дни нашего оправдания кровью. Непорочного Агнца, прекратили в эти дни все тяжбы, суды, споры, наказания и даже освободили на это время от цепей заключенных в темницах, не провинившихся в уголовных преступлениях.

Все дни Страстной седмицы велики и святы, и в каждый из них во всех храмах совершаются особые службы.

Богослужения Страстной седмицы особенно величественны, украшены мудро устроенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими и вдохновенными песнопениями, целым рядом благоговейных и глубокомысленных чинов.

Все, что в Ветхом Завете только предвещалось или предсказывалось, а в Новом — представлялось или рассказывалось о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, — все это Святая Церковь приводит в величественный образ, который постепенно уходит, открывается нам в богослужениях Страстной седмицы.

Вспоминая в Богослужениях события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь следит за каждым шагом внимательным взором любви и благоговения, прислушивается к каждому слову Христа Спасителя, доходящего до свободной страсти, ведет нас постепенно в шагах Господа на всем Его крестном пути, от Вифании до мест казни, от фактического въезда Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий за грехи человеческие на кресте, и далее — до блистательного торжества Воскресение Христово.

Все содержание богослужений направлено на то, чтобы через чтение и пение приблизить нас ко Христу, сделать способными к духовному созерцанию таинства искупления, к памяти которого мы готовимся.

В другой статье читайте про Великий пост.

Первые три дня этой недели посвящены интенсивной подготовке к Страстям Христовым.

В соответствии с тем, что Иисус Христос до своих страданий все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением.

Стремясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей евангельской истории воплощения Богочеловека и его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы читает полное Четвероевангелие. На часах

Разговоры Иисуса Христа после его входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы.

Поскольку в первые три дня Страстной седмицы произошло несколько знаменательных событий, тесно связанных со страстями Христовыми, эти события благоговейно вспоминаются Святой Церковью именно в те дни, когда они произошли.

Так Святая Церковь в эти дни неустанно ведет нас вслед за Божественным Учителем, с его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям, и просвещает нас всюду теми же словами, что и Он. В эти дни он предлагал себя своим слушателям.

Готовя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь придает богослужениям первых трех дней Страстной седмицы характер скорби и сокрушения о нашей греховности.

В ночь на среду заканчивается Великопостное богослужение, звуки плача и причитания грешной человеческой души замолкают в песнопениях церковных, и наступают дни другого плача, который пронизывает все богослужение, плач созерцания о страшных муках и страданиях на Кресте Самого Сына Божия.

В то же время другие чувства — неописуемая радость за собственное спасение, безмерная благодарность Божественному Искупителю — переполняют душу верующего христианина.

Плача о невинно страдающих, поруганных и распятых, проливая горькие слезы под крестом Спасителя нашего, мы испытываем и неизреченную радость от осознания того, что распятый на кресте Спаситель воскресит и погибающих с Собою.

Присутствуя на Страстной неделе в церковных службах, разыгрывая все события последних дней Спасителя так, как если бы они происходили перед нами, мы мысленно проходим мысленно и сердцем всю величественно волнующую и безмерно возвышающую историю Христовых страданий. «Мы нисходим к Нему и распинаемся с Ним».

Святая Церковь призывает нас на этой неделе оставить все суетное и мирское и следовать за нашим Спасителем.

Отцы Церкви составили и устроили богослужения Страстной седмицы так, чтобы отразить все страдания Христовы.

Храм в наши дни попеременно представляет Горницу Сиона и Гефсиманию, или Голгофу.

Богослужения Страстной седмицы были наделены Святой Церковью особым внешним величием, возвышенными и вдохновенными песнопениями и целым рядом глубокозначительных чинов, совершаемых только в эту неделю.

Поэтому кто пребывает в эти дни постоянно в богослужении в храме, тот, видимо, следует за Господом, пришедшим пострадать.

Понедельники, вторники и среды Страстной седмицы посвящены воспоминанию о последних беседах Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней на всех службах читается Евангелие, положено читать все четыре Евангелия.

Но кто может, тот непременно должен прочитать эти места Евангелия дома, как для себя, так и для других. Указание, что читать, можно найти в церковном календаре.

Слушая в церкви, из-за большого количества чтения многое может ускользнуть от внимания, а чтение дома позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами.

При внимательном чтении Евангелий оживающие Христовы страдания наполняют душу необъяснимой нежностью… Вот почему, читая Евангелие, невольно переносишься мысленно на место событий, принимайте участие в происходящем, вы следуете за Спасителем и страдаете вместе с Ним.

Также необходимо благоговейное созерцание их страданий. Без этого размышления присутствие в храме, слушание и чтение Евангелия принесет мало пользы.

Но что значит размышлять о страданиях Христовых и как размышлять?

Прежде всего представьте себе как можно живее страдания Спасителя, хотя бы в основных его аспектах, например: как Его предали, судили и осудили; как он нес крест и был вознесён на кресте; как воззвал к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и дал Ему свой дух; как он был снят с креста и погребен… Тогда спросите себя, почему и почему он так страдал, Который не имел греха и Кто, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве.

И спроси себя также: что требуется от меня, чтобы смерть Спасителя не оставила меня бесплодной; Что я должен делать, чтобы по-настоящему участвовать в спасении, завоеванном на Голгофе для всего мира?

Церковь учит, что для этого необходимо усвоение умом и сердцем всех учений Христовых, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в доброй жизни.

После этого уже само сознание даст вам ответ, если вы это делаете…

Такое размышление (а кто на это не способен?) удивительно быстро сближает грешника со своим Спасителем, связывает его тесно и навсегда союзом любви со своим крестом, сильно и живо приводит его к сопричастности происходящему на Голгофе.

Путь Страстной седмицы есть путь поста, исповеди и причащения, то есть поста, для достойного причащения Святых Таин в эти великие дни.

И как не поститься в дни восхищения Мужа душ (Мф 9, 15), когда Сам алкает у бесплодной смоковницы, томится на кресте? Где еще оставить тяжесть грехов через исповедь, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни, как не в грядущие дни, когда она будет подана нам, можно сказать, из рук Самого Господа?

Воистину, кто, имея возможность в эти дни приступить ко Святому Причащению, уклонится от него, уклонится от Господа, тот бежит от своего Спасителя.

Путь Страстной недели заключается в том, чтобы во имя Его оказывать помощь бедным, больным и страждущим. Этот путь может показаться далёким и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям.

Наш Спаситель настолько любящий, что все, что мы делаем от Его имени для бедных, больных, бездомных и страждущих, Он лично присваивает Себе. На Страшном Суде Своем Он потребует от нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение.

Имея это в виду, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчить страдания Господа в Его меньших братьях, и пользуйтесь ею особенно в дни Страстной седмицы — одевая, например, нуждающихся, вы будете действовать подобно Иосифу, кто подарил саван.

Это главное и доступное для всех, с чем православный христианин на Пасху может следовать за Господом, идущим на страдания.

Читайте также: Благовещение Пресвятой Богородицы.

О Вели­ком поне­дель­нике

В этот день Святая Церковь своими песнопениями призывает найти «начатки страстей Господних» и следовать за Господом на пути в Иерусалим.

Грядущие невинные страдания Спасителя показаны в прообразе целомудренного Иосифа Ветхого Завета.

«Иосиф, — говорит Синаксар, — есть прообраз Христа, ибо и Христос становится предметом зависти своих собратьев-иудеев, продается учеником за тридцать сребреников, запирается в темном и узком гробу, и , поднявшись из него, царствует над Египтом, то есть над всяким грехом, и в конце концов побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупает нас даром таинственной пшеницы и питает нас небесным хлебом — Своей Жизнью — дать мясо».

Из событий Евангелия этого дня вспоминается увядание бесплодной смоковницы.

Смоковница представляет иудейское воинство, в котором Иисус Христос не нашел истинного плода, а лишь лицемерную тень закона, который он обличал и проклинал. Но эта смоковница представляет и всякую душу, не приносящую плода покаяния, потому и призывает нас Святая Церковь: «Смоковница засыхает от бесплодия, убоявшись обличения (клятвы), братия, плоды достойные покаяния, да нас привести ко Христу, дающему нам великую милость».

Утреннее Евангелие поучает нас притчей о неправедных виноградарях, которые убили сперва господских слуг, посланных за виноградом, а потом и собственного господского сына.

В этой притче, описывающей ожесточение иудеев, бьющих пророков, и с пришествием на землю Сына Божия, распявшего себя, нельзя не видеть страшного осуждения христиан, нарушающих заповеди апостольские и святых отцов и таким образом продолжают распинать Сына Божия своими грехами.

При чтении Евангелия на литургии Святая Церковь вспоминает судьбу отступнического еврейского народа и конец света, возвещенный Иисусом Христом.

Представляя великие и разнообразные бедствия и знамения разрушения Иерусалима и кончины века, верующие среди зол ободряются к великодушию, нелицеприятию, терпению, молитве и духовной бдительности и утешаются обещанием Спасителя о распространении Евангелия по всему миру и прекращению бедствий «для избранных» (Матфея 24:14-22).

Тропарь, глас 8:

Вот, Жених приходит в полночь, и блажен раб, которого найдет страж: он не достоин стада, в унынии найдется. Позаботься обо мне, душа моя, не усыпляй себя сном, да не предашься ты смерти и Царство закроется вовне, но восстань, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, помилуй нас с Богородицей.

Кондак, глас 8:

Иаков рыдал лишение Иосифа и добродушно сидел в колеснице, как царь в честь: египтяне сладостями тогда не занимались, от главного человеческого Сердца прославляя и нетленным венцом посылая.

Бывший апостиль.

Вижу чертог Твой, Спаситель мой, украшенный и без магнитных одежд, но войду в него. Освети покров души моей, Податель Света, и спаси меня.

О Вели­ком втор­нике

На утрени этого дня вспоминаются события, рассказанные евангелистом Матфеем (глава 22 из стиха 15 и глава 23).

Но содержание службы вторника взято из притчи о десяти девах, о талантах и ​​из продолжения повествования о втором пришествии Христа, установленного в понедельник.

Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовной бдительности, к своевременному использованию дарованных нам способностей и сил, особенно для дел милосердия, которые Господь принимает за личную заслугу, когда говорит о них : » (Матфея 25:40).

В песнопениях этого дня Святая Церковь настойчиво внушает нам долг духовной бдительности и религиозно-нравственного совершенства, взывая: «Братия, мужа возлюбим; «Приидите, верные, госпоже усердно творим: рабу богатство дает, и по равенству пусть каждый из нас много умножит талант благодати: да благодеяния да приносит мудрость, и да сослужит господству служение ; чтобы верный в тайнах сообщался словом невежественному, а другой расточал богатство на несчастного».

Тропарь — см. Великий понедельник.

Кондак, глас 2:

Время, душа, помышляя о конце и страшась срубления смоковницы, трудись усердно над дарованным тебе талантом, окаянная, бдительная и зовущая: да не останемся вне чертога Христова.

В полдень этого дня (среды) в последний раз служится Великопостное повечерие.

О Вели­кой среде

Этот день есть день подчинения страданиям и смерти нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Ночь среды Господь провел в Вифании (Матфея 26:6-17). Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда совет первосвященников, книжников и старейшин уже решился хитростью взять и убить Иисуса Христа, некая «грешная» жена возлила драгоценное миро на голову Спасителя и таким образом он подготовил его к погребению, так как сам рассудил именно о его поведении.

Здесь, в отличие от самоотверженного поступка жены «грешника», родилась неблагодарная душа Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, с преступным намерением предать лукавый совет своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе в Великую Среду прославляется «грешная» жена и осуждается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

«Когда грешник, — поет в этот день Святая Церковь, — приносит мир, тогда и ученик соглашается с злейшим; радовался новый, исчерпав мир великой ценности: этот пытается продать Бесценное; он знает Мастера, но он отделен от Мастера; он свободен, а Иуда был слугой твоего врага»; «Иуда несчастья, избавь нас от бесполезного. Боже, наши души».

Тропарь — см. Великий понедельник.

Кондак, глас 4:

Более блудница, Блаженная, согрешив, не принесла Тебе облаков слез: но безмолвно молясь, преклоняюсь перед Тобой, любовно целуя Твои пречистые ноги: как будто это позволит мне, подобно Господу, расплатиться с долгами зову Тебя, Спаситель: избавь меня от худых дел моих.

О Вели­ком чет­вертке

Бдение в канун Великого четверга посвящено Тайной вечере, во время которой Спаситель повелел вкушать новозаветную пасху в память о Себе, Его Теле и Его пролитой Крови во оставление грехов, учредил Таинство Евхаристия.

Предательство Иуды вспоминается и в богослужении в этот день.

На вечерне читается Евангелие от Луки, повествующее о Тайной вечере, и ей посвящены все песнопения канцелярии.

Вот что говорит Тропарь Великого Четверга:

«Когда славные ученики просветились (просветились) за вечерей, тогда лукавый Иуда, заболев от сребролюбия, помрачнел (безумствовал) и предал Тебя, Судию Праведного, судьям лукавым. Видите, свойство фанатика (коллекционера), употребившего это ради удушения — бежать ненасытная душа, так дерзок Мастер (убежать от ненасытной души, видя, что он осмелился по отношению к Хозяину). Кто во всем благ, Господи, слава Тебе».

Апостольское чтение описывает как учреждение таинства и его цель, так и достойный способ подготовки и принятия его.

Евангелие повествует об обстоятельствах, которые предшествовали, сопровождали и «после» Тайной вечери, и выбрано из рассказов святых евангелистов Матфея, Луки и Иоанна.

Созерцая Спасителя уже в последние минуты перед страданиями, Святая Церковь в своих песнопениях будет глубоко плакать и сочувствовать Ему, но зная, Кто этот Страдалец и за что и за кого Он идет на смерть, Святая Церковь не дает меньшего пространство и чувство благоговейной любви к грядущему, свободные страсти и благодарное прославление Его.

Желая с особой силой выразить возмущение происками иудеев и предательством Иуды, с одной стороны, и благоговейное восхищение долготерпением Спасителя, с другой, Святая Церковь восклицает: на беззаконников! о неверных! яко грядущий на суд живых и мертвых, готовятся к суду: тот, кто исцеляет страсти, к кому мы опять прирастем: Господи, терпеливый! повелевая Твою милость, слава Тебе!»

Евангельское чтение на этот день — особое, составленное из описаний Тайной вечери четырьмя евангелистами.

«Херувимская песнь» и сакраментальные стихи заменяются пением следующей молитвы:

«Сегодня, Сын Божий, твой тайный обед, прими меня как участника: не будем тайно петь врагу твоему, и я не буду целовать тебя, как Иуда, но как вор исповедуюсь тебе: помяни меня, Господи, в Твоем Царстве».

О Вели­ком пятке

Вся служба Великой Пяты посвящена благоговейному и трогательному воспоминанию о спасительных страстях и крестной смерти Богочеловека.

Утреня Страстной пятницы проводится в четверг вечером. Главной особенностью этой службы является чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христа и помещенных между разными частями службы.

Первым и самым длинным из них является Евангелие от Иоанна, в котором Господь являет Себя как «Путь, Истину и Жизнь», как драгоценный дар Любви Божией, соединяющий людей с Собой и друг с другом. «Нет большей любви, чем если бы человек отдал свою жизнь за своих друзей». И вся беседа Христа с апостолами отмечена радостью спасения и искупления среди тьмы и боли мира: «В мире будете иметь боль; но мужайтесь: Я победил мир». Завершается это евангельское чтение так называемой первосвященнической молитвой, раскрывающей нам весь смысл пришествия Спасителя:

«Не о них только молю, но и о верующих в Меня, по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут едино в нас»

Чтения из Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатлении гроба из Евангелия от Матфея.

В Страстную Пятницу, когда Спаситель скончался на кресте, Божественная литургия не совершается, но в службе Часов, в пятницу утром, вновь читается Евангелие на Страсти Его.

Вечерня в Страстную Пятницу («Вытягивание Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и обычно совершается в середине дня.

Перед началом выноса Плащаницы в центре храма устанавливается возвышение – «гроб», украшенный цветами, а Плащаница ставится на престол – большую доску, на которой помещается образ Спасителя могила написана или вышита.

Песни вечерни посвящены страданиям и смерти Христа. После входа с Евангелием и пения «Тихий свет» читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52 главы Книги пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять же состоит из четырех повествований о смерти и погребении Христа. Стихи прокименов и «Аллилуиа» взяты из пророческих псалмов «Раздели мне ризы Мои, и вокруг одежд Моих меташа жребий» (Пс. 21:18). Боже, Боже мой, берегись меня, ибо Ты оставил меня навсегда (Пс. 21:1). Оставь меня в яме преисподней, во мраке и тени смертной (Пс. 86:6).

После дополнительных песнопений, также на смерть Христову, во время пения молитвы святому Симеону Богоприимцу, священник облачается в полную ризу (самую темную) и кадит Плащаницу, которая еще находится на престоле.

Затем, после «Отче наш», при пении тропаря поднимает Плащаницу над головой, поворачивает престол, идет в центр храма и кладет ее на гроб.

«Прекрасный Хосе, с древа спустим Твоё Пречистое Тело, чистым пеленою обвив его, и покроем мором (ладан) в новом гробе (Тропарь Великой Субботы).

В некоторых храмах после вечерни поется повечерие или так называемый «Оплакивание Пресвятой Богородицы» (см нашу публикацию).

О Вели­кой суб­боте

Утреня Великой Субботы обычно проводится в пятницу вечером. Он начинается песней «Бог есть Господь…», тропарем «Хосе эль Гуапо…» и следующими тропарями:

«Когда ты сошел в смерть, Бессмертная Жизнь, тогда ад убил тебя сиянием Божественного. Когда Ты воскресил и умерших из преисподней, все Силы Небесные вопиют: Христе Податель жизни, Боже наш, слава Тебе».

«Женам-мироносицам явился во гробе Ангел, вопиющий: сущность мира прилична мёртвым (то есть мир, фимиам, подобает мёртвым), Христос же явился незрячий тлению».

Затем поется 118-й псалом с припевами или стихами из гимнов Нового Завета, именуемый «Непорочная».

Этот псалом является словесной иконой Иисуса Христа как Праведника, чья жизнь находится в руках Божьих и поэтому не может оставаться мертвым.

А «непорочные» прославляют Христа Бога как «Воскресение и Жизнь» и дивятся Его смиренному сошествию в смерть. В нем сливаются воедино совершенная любовь человека к Богу и совершенная любовь Бога к человеку.

И именно эту богочеловеческую любовь мы созерцаем и прославляем во гробе Спасителя.

Постепенно «незапятнанные» становятся все ниже и ниже, все больше и больше сосредотачиваясь на окончательной победе Господа, и таким образом приходят к полному осознанию:

«Твоего спасения я желал, Господи, и Твой закон — мое учение.

Уми ужасаются странного и страшного погребения Тобою, Творцом всего.

Душа моя будет жить и восхвалять тебя, и суды твои мне помогут. Излияша во гроб мироносиц мира, пришедших очень рано.

Заблудился, как заблудшая овца, ищи раба Твоего, как бы не забыл заповедей Твоих.

Мир Церкви, даруй спасение людям Твоим воскресением Твоим (то есть воскресением) (Пс. 119, 174-176 и соответствующие этим стихам «непорочные»).

После прославления Святой Троицы освещается храм и возвещается весть о жен-мироносицах, пришедших ко гробу.

В это время священник осуществляет цензуру.

Так впервые ясно возвещается благая весть о нашем спасении в Воскресении Христовом.

Песнопения утреннего канона продолжают прославлять Того, Кто Своей смертью победил смерть.

Здесь также впервые говорится, что эта суббота действительно является «седьмым самым благословенным днем» в истории. Это день, когда Христос отдыхает от Своих трудов по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «Которым все сотворено», лежит в могиле как мертвый Человек, но в то же время спасает мир и открывает могилы.

«Благословенна сия суббота, в которую Христос, почивши, воскреснет три дня. (Последняя строка кондака и икоса.)

И снова канон завершается окончательной победой Христа:

«Не плачь обо Мне, Мати, видя во гробе, Он во чреве без семени зачала ты Сына; Восстану и прославлюсь, и превознесусь во славе непрестанно, как Бог, верою и любовью, которую Ты возвеличиваешь».

Во время пения последующих стихир священник облачается в темные одежды и с началом великого славословия снова кадит гроб Спасителя.

Затем, повторяя «Cántico Tres Veces», люди следуют за ним с зажженными свечами, неся Евангелие и Святую Плащаницу. Торжественная процессия медленно обходит храм, свидетельствуя о том, что вся вселенная очищается, искупается и восстанавливается вхождением «Жизни Мира» в смерть.

Когда народ снова входит в храм, хор снова поет тропарь и читается пророчество Иезекииля о «сухих костях»:

«И вы узнаете, что Я Господь, когда Я открою ваши могилы и возьму вас из ваших могил, Мой народ. И вложу в тебя Дух Мой, и будешь жить».

Победоносные стихи псалмов, призывающих Бога воскреснуть, прогнать врагов его и возрадовать праведных, а также многократное пение «Аллилуиа» сопровождают Послание апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христе, заклалась для нас.» Евангелие запечатывания гроба читается еще раз, после ектении и благословения. Утреня заканчивается. Службы Великой Субботы являются вершиной православной богослужебной традиции. Они не являются ни драматическим воспроизведением исторических событий смерти и погребения Христа, ни ритуальным воспроизведением евангельских сцен; эти службы являются глубочайшим духовным и литургическим проникновением в вечное значение спасительных действий Христа.

Великая вечерня в субботу совершается в соединении с литургией святителя Василия Великого.

Эта служба уже относится к пасхальному воскресенью. Начинается она обычным образом: вечерним псалмом, ектениями, песнопениями, следующими за 140-м псалмом, и вступительным пением вечерней песни «Тихий свет». Священник не служит перед престолом в алтаре, а стоит перед Плащаницей посреди храма.

После Вечерней записи, совершаемой с Евангелием, читаются пятнадцать отрывков из Ветхого Завета. Все они говорят о Божьей работе по сотворению и спасению мира, которая завершилась приходом обещанного Мессии. Кроме чтения о сотворении мира из Книги Бытия и об исходе евреев из Египта из Книги Исход, читаются и остаются на всякий случай отрывки из пророчеств Исайи, Иезекииля, Иеремии, Даниила, Софонии. Христианин ежегодно переживает собственную смерть и воскресение с Господом.

Если мы умираем со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6, 8-9).

Христос лежит мертвый, но он жив. Он уже «смертью смерть попирает и сущим во гробах животворит». И нам ничего не остается, как жить Великой Субботой до конца, до полуночи, когда прозвучит начало Дня нашего Господа и наступит сегодняшняя ночь. Ночь, полная света, ночь, в которую мы провозгласим с Ангелом:

он воскрес; Его нет здесь. Это место, где он был положен (Марка 16:6)

Канон о рас­пя­тии Гос­подни и на плач Пре­свя­тыя Бого­ро­дицы

Канон распятия Господня и оплакивания Пресвятой Богородицы.

6-й голос.

Творение Симеона Логофета

Песня 1

Ирмос: Яко Израиль ходит по суше в бездне ногами своими, видя гонителя фараона, тонет. Песню победы Богу споем, возопим.

Хор: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Обещанный видением на Кресте Сына и Господа, Пречистой Девы, терзаемой, плачущей горянки, стонущей с другими женами.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Вижу ныне Тебя, Возлюбленное и возлюбленное Младенец Мой, на Кресте висящим, и горец сердца ужалит меня, слово Чисто: но дай слово, Что ж, Рабе Твоему.

Слава: Волею Сын Мой, и Творец, лютою смертью на древе потерпи, сказала Богородица, подошедшая ко Кресту с возлюбленным учеником.

И ныне: Ныне устремления Мои к радости и счастью, Мой Сын и Господь лишены прежнего: о, я томлюсь сердцем! Чистый глагол слез.

Песня 3

Ирмос: Нет такого святого, как Ты, Господи Боже мой, возносящий рог верных Твоих, Благословенный, и утверждающий нас на камне исповедания Твоего.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Опасаясь за иудеев, Петр спрятался и верно бежал, оставив Христа, с плачем сказала Богородица.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

О страшном и странном Рождестве Твоем, Сын Мой, более всех матерей восхвалял старый Аз: но, увы, ныне вижу Тебя на дереве, терзаю себя во чреве.

Глория: Я хочу Мое чрево в руке, представляя себе, будто у Меня на руках Дитя, от древа возьми Чистое: но никто, увы!, Мне Этого не даст.

И ныне: Се, сладок Свет Мой, Надежда и Благая Жизнь Моя, Боже Мой, на Кресте угасшая, Я во чреве раздираюсь, Богородице стонущий глагол.

Песня 4

Ирмос: Христос сила моя, Бог и Господь, Честная Церковь славно поет, вопиющая, чистая смыслом, о Господе торжествующая.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Солнце не заходит, Вечный Боже и Творец всей твари, Господи, как ты переносишь страсти на Кресте? Чистый глагол слез.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Плачет, плачет, плачет, браконец, красавец: отведи Иосифа к Пилату и попроси его спустить с дерева твоего Учителя.

Глория: Увидев, что Непорочную горянку сбивают с ног, Хосе устыдился и вопиял: приди к Пилату, дай мне, плачущему со слезами, Тело Бога моего.

И ныне: Видя тебя израненного, и без славы, нагого на древе, Моя дева разрывается во чреве, плача, как Мати, Дева пророчила твою.

Песня 5

Ирмос: Светом Твоим Божиим, Благодатная, Любовью те души в это утро просвети, молю, настави тя, Слово Божие, Истинный Бог, из мрака греховного призывающий.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Истерзанный и плачущий и изумленный, вместе с Никодимом спустился Иосиф, и целовав Пречистое Тело, рыдая и стеная, и воспевая Его как Бога.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Примите его с плачущей Матерью, простой, посадите его на колени, умоляя со слезами и лобызая его, а горянка плачет и восклицает.

Глория: У меня только одна надежда и жизнь, Мой Господь Сын и Бог, у меня есть свет Твоего Раба в моих глазах, теперь я лишен Тебя, Мое сладкое и любимое Дитя.

И вот: Болезнь, и боль, и вздох Они нашли меня, увы! Плачет чистый горец, говоря, видя Тебя, Мое возлюбленное Младенец, нагим и уединенным и помазанным смрадом мертвеца.

Песня 6

Ирмос: Жизненное море, воздвигнутое напрасно на беду бури, к Твоей тихой пристани стекал вопль Тая: подними от тлей живот мой, о Милосердный.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Я вижу тебя мёртвым, Человечество, оживившее мёртвое, и вмещающее всё, лютое брюхо чешется мне: Я хотел бы умереть с тобой. Чистейший глагол: Терпеть не могу, ведь без дыхания ты мертв, чтобы увидеть себя.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Удивляюсь я видя Тебя, Преблагой Боже и Щедрый Господь, без славы, и без дыхания, и безобразный, и плачущим, обнимающим Тебя, как будто не ожидал, о, увидеть Тебя, Сына и Бога моего.

Глория: Не говори слов Своей Слуге. Божье слово? Не помилуешь ли, Господи, родившую Тебя? говорят: Чистые, плачущие и плачущие, целующие Тело своего Господа.

И ныне: Верую, Владыка, что ни для кого не услышу сладкого голоса твоего и не увижу благости лица твоего, как пред Рабом твоим: потому что ты пришел. Мой сын, моих глаз.

Кондак, глас 8:

О нас, о распятом, все воспоем, потому что Мария увидела его на древе и сказала: если и ты претерпишь распятие, то ты Сын и мой Бог.

Икос: Агнец видит своего Агнца, ведомого на заклание, вслед Марии с распущенными волосами с другими женами этот крик: Куда идешь, Младенец? Чесо ради краш-курса что ты делаешь? В Кане еще есть пища, и теперь вы там сражаетесь, но сделаете ли вы для них вино из воды? Я иду с тобой, Дочь, или лучше подожду тебя? Дай мне слово, о Слово, не проходи мимо Меня молча, сохраняя Меня в чистоте: Ты Сын и Бог Мой.

Песня 7

Ирмос: Пещеру благодатную сотворил ангел, яко преподобный юный, но халдеи огненный указ Божий мучителю увещевали вопить: благословен еси, Боже отче наш.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Где, Сын Мой и Боже, говорит древнее Благовещение, еж Мой Гавриил? Царь, Сын и Бог Всевышнего, зовется: ныне вижу Тебя, сладкий Мой Свет, нагим и израненным мертвым.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Откажись от болезни, теперь возьми меня с собой, Мой Сын и Бог, и позволь мне спуститься, Господи, в ад с Тобой и Азом, не оставляй меня одного, я не могу больше терпеть Бога, не видя тебя моего сладкий Свет.

Глория: С другими женами-мироносицами плачет непорочная горница, и утомляется видеть Христа, говоря: Увы! Что я вижу? Камо, ты уходишь, Сын Мой, но оставишь меня в покое?

И ныне: Немощная и плачущая, Непорочная зевакам, она сказала: плачь обо Мне, и плачь, горянка, Вот, Свет Мой сладок, и Владыка твой предан в могилу.

Песня 8

Ирмос: Из пламени святых росу источавший еси, и водою праведную жертву сжег еси: все твори, Христе, только коль хочешь. Мы превозносим тебя навеки.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Когда Иосиф увидел плачущую деву, он весь сокрушался и горько плакал: что Ты, Боже мой, ныне погребу раба Твоего? Какими пеленами я окутаю Твое Тело?

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Более разума твоего странное видение Господа, несущего все творение, преодолевается: оттого Иосиф, как бы мертвый, на руке твоей, и одевают его, и погребают с Никодимом.

Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа.

Таинство странное и славное вижу, Богородицу, вопиющую к Сыну и ко Господу: во гробе тощем лежащая, во гробах повелением воскреси мертвых.

И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Я не встану из твоей могилы. Сын Мой, не плача, Я остановлю Твоего Раба, пока не сойду в ад: Я не могу вынести Твоей разлуки, Сын Мой.

Славим, благословляем, почитаем Господа, воспевая и превознося во веки веков.

Ирмос: Ты источал росу от огня святых, и праведную жертву водою сожигал.

Песня 9

Ирмос: Невозможно видеть Бога чрез человека, Ангелы не смеют взирать на Бесполезного: Тебе, Пречистая, явившемуся как человек, Слово воплощается, Свое величественное, небесными воем, Его умилостивляем и.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Радость никогда не коснется меня отныне, говоря плачу: Непорочная: Свет Мой и Радость Моя во гроб войди. Но я не оставлю Его Единого, но умру здесь и буду погребен в Нем.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Ныне исцели душевную язву мою, Дщерь, чистейший вопль вопиющий: встань, и утоли болезнь мою и боль мою, Можешь, Господи, творить, что хочешь, и творить, коль по воле твоей погребена.

Глория: О, как скрыта в тебе бездна щедрости! Господь тайно говорил матерям: если спасу дитя, то соизволю умереть. Но я воскресну и сделаю тебя великим, как Бог неба и земли.

И ныне: воспою милость Твою, Человеколюбец, и поклонюсь богатству милости Твоей, Господи: хотя творение Твое спасти надо, Ты воскресил мертвых, Пречистое Слово. Но Воскресением Твоим, Спаситель, всех нас помилуй.

Наоборот, Достойный: поем ирмос: Бога не видать человеку.

После нашего отца

Кондак, глас 8:

Ради блага распятого придите, споем все. Потому что Мария увидела его на дереве и сказала: если ты терпишь распятие, ты Сын и мой Бог.

Господи, помилуй. (40 раз.)

А в остальном повечерие до конца.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector