Разбираемся в персонажах нашей мифологии

Это собрание верований и легенд определенного народа. Белорусская мифология, к сожалению, плохо изучена из-за отсутствия объективных письменных источников. Происхождение, пол и функции многих божеств и персонажей были реконструированы гипотетически, на основе скромной базы летописей и фольклора. Существование некоторых фигур было предметом постоянных дебатов среди ученых. Как подделки, не имеющие ничего общего с истинными верованиями древних белорусов, они создавались и раньше, и сейчас. Термин «мифология» используется для описания научного вымысла, искусственного создания мифов. Оно появляется в письменных источниках по славянской мифологии с XVI века, а широко используется с XVIII века.

Ń-Ń-Ń-Ń-Ń-Ń-Ń-Ń-Ń-Ń-Ń-Ń-Ń-Ń-Ń-Ń-Ń

Этот метод использовался, когда фактов было недостаточно и ученые-романтики хотели поднять родную мифологию до уровня классической мифологии древнего мира. Затем языческие боги были придуманы путем извлечения имен из народных текстов, песенных припевов или названий праздников (например, Купала, Коляда, Кострома). Многие высшие божества, упоминаемые в древних письменных источниках, такие как Сварог, Стрибог, Лада и Даждьбог, возможно, имели региональный статус, но существует мало существенных доказательств того, что у древних белорусов существовал их культ. Но «низшая» мифология в народной традиции отличается постоянством и значительным единством. Об этом пойдет речь в нашей статье. Следующие иллюстрации выполнены художником Валерием Петровичем Славеком.

Азярницы — живут на Черном озере, расположенном недалеко от села Брусы (Миколовский район). Озеро глубокое, а дно его илистое и илистое.

Они похожи на молодых темнокожих женщин с длинными зеленоватыми волосами, но вместо ног у них ласты, а вместо крови — вода, что делает их прикосновения очень холодными. Они одеты в платья из морских водорослей. Ночью, когда ярко светит луна, они выходят на берег и поют, как соловьи. Иногда они также начинают петь под водой, что напоминает кваканье лягушек. Тем, кто видел этих существ, следует спрятаться и не выдавать своего присутствия, иначе азярницу поймают и утащат на дно. Та же участь постигает тех, кто решил искупаться в Черном озере.

Апивен — это существо, которое намеренно вызывает у людей опьянение.

Он присутствует на каждом пиру, где сидит в конце стола и наблюдает за тем, кто и сколько пьет. Это очень необычное место для пьяницы. Если ему это не удается, он наливает в бокал специальное опьяняющее средство, которое сильно опьяняет человека. Обезьяна любит играть с пьяницами, дразнить их и толкать под столом. Апиуна можно увидеть только тогда, когда он очень пьян. Это существо небольшого роста с темной редкой шерстью, свиным рылом, маленькими рожками и копытами на ногах.

Можжевельник — обитает в болотах с ржавыми пятнами железной руды на поверхности. Это толстое, грязно-красное существо, покрытое болотными пятнами, с тонкими, как стебли, ногами. Его жертвами становятся животные, застрявшие в болоте, или заблудившиеся ночные пьяницы.

Бадзюля — злое божество, которое побуждает людей пить алкоголь и бродяжничать. Она похожа на старуху с большой обвисшей грудью, выпученными глазами, коротким мясистым носом, толстыми обвисшими губами и спутанными волосами. Бадзулы одеты в грязные лохмотья. Они поджидают своих жертв на обочине дороги, а затем перебираются в дом и поселяются в нем на зиму. С этого момента для жертвы все идет не так, как надо, ничего не получается, все рушится, заходит в тупик. Отчаявшийся человек начинает пить, постепенно сжигая все, что он приобрел за долгие годы. Бадзуле заботится лишь о том, чтобы жертва поскорее ушла в мир иной. Для того чтобы изгнать этого вредителя из дома, полы в нем необходимо чисто подмести и вымыть.

Валасен — это существо небольшого роста с темными длинными волосами и большими семипалыми руками, которое тревожит и пугает людей во сне. Мужчинам он царапает лицо длинными когтями, а женщинам рвет волосы, хватает за грудь или бьет жертву всем телом. Для детей она щекочет им пятки или жужжит в ушах.

Вуялки — дочери царя Вужа, красивые девушки со змеиным хвостом вместо ног. Их любимое занятие — сидеть на старом дереве и расчесывать свои длинные волосы золотым гребнем. Они любят носить украшения, бусы, браслеты и кольца. Тот, кому удастся завоевать расположение дочери змея, узнает, где в лесу спрятаны сокровища. Если змею оскорбить, она навлечет на свою жертву всевозможные несчастья и погубит ее вместе с ее родом.

Зюзя — олицетворение мороза и зимней стужи. Согласно белорусским поверьям, это лысый бородатый дед среднего роста в белом халате и с железным посохом в руках.

Зимой он ходит по лесам, полям и улицам босиком и постукивает тростью. А от стука замерзают реки, ручьи и лужи, и на окнах появляются узоры. А если Зюзя рассердится и ударит тростью по углу дома, то в том месте расколется бревно. Она не любит тех, кто постоянно жалуется на холод, но жизнерадостным она подарит румянец и здоровый дух.
(Некоторые ученые, однако, склонны считать, что Зюзя — это изобретение сапфической мифологии).

Хапун — это маленький кривоногий дедушка с длинной седой бородой, который летает над землей с огромным мешком и присматривает за капризными и непослушными детьми.

Никто не слышит детских криков из завязанного мешка, и к тому времени, когда родители замечают пропажу, хапуна уже не найти. Он живет за темным лесом под скрюченным пнем на болоте. Никто не может найти его, и никому из похищенных детей не удается сбежать. Хапун всячески издевается над ними и даже бьет их крапивой. Когда дети вырастают, они также превращаются в хапунов.

Гиппутун — в регионе Мядель считается, что это существо часто обитает за спиной человека и, когда с ним или его близкими может случиться что-то плохое, начинает радостно смеяться. В этот момент, если вы быстро оглянетесь вокруг, то увидите чихитуна, напоминающего обезьяну, но с маленькими рожками. Однако если воспринимать его смех как предупреждение, надвигающуюся катастрофу можно предотвратить.

Зефир лежит на дне болота и никогда не появляется на поверхности; о его присутствии сигнализируют пузырьки, поднимающиеся вверх. Он не встанет, если жертва войдет в трясину, так как уверен, что жертва придет к нему. Внешний вид чума очень грязный и неопрятный.

Белая женщина — предвестница смерти. Она похожа на молодую женщину, одетую в белое платье, как будто на ней свадебный наряд. Поднятая с земли, она внезапно появляется перед тем, кому суждено умереть, и, откинув вуаль, открывает лицо мертвой старухи.

Варгин (от литовского «varginti» — «мучить», «приносить мучения») — это демонический кот, который является королем кошачьего царства. Крупное, темно-черное, сверкающее животное с глазами фламинго обладает способностью внезапно появляться и исчезать даже при закрытых окнах и дверях. Они завоюют доверие человека и поселятся в нем, но это ничего не даст. Бородавочник доводит хозяина до психического расстройства, вызывая ссоры с семьей и друзьями. Когда человек физически и психически истощен, кошка вызывает в его мозгу рой пчел или бабочек, после чего жертва умирает в страшных мучениях.

иллюстрация фото teddy-bear-the1st

Только сильный маг или целитель, владеющий тайным словом, может справиться с этим сгустком зла.

Вауккалак — человек, который превращается в волка.

Наши белорусские предки верили, что такое превращение возможно как по собственной воле, так и под воздействием колдовства, направленного на одного человека или целую группу людей. Такие оборотни очень опасны, поскольку нападают на людей и домашних животных. Они крупнее волка и имеют четыре глаза, поэтому могут видеть во всех направлениях. Чтобы превратиться в оборотня, нужно воткнуть нож в землю и трижды повернуться вокруг себя, произнося специальное заклинание. Чтобы превратиться обратно в человека, нужно повернуть нож в противоположном направлении. Если такой нож вытащить из земли и отобрать, колдун навсегда останется в волчьей форме.

Человек, превращенный в волка против своей воли, также вынужден нападать на людей и домашних животных; от ведьм их можно отличить тем, что они плачут, как люди, когда их травят собаки или хотят убить.

Царь-вуж — на протяжении всего времени змеи, но особенно змеи, суеверно почитались белорусами. Считается, что из всех ползучих лиан только змея использует свою уникальную мудрость и силу на благо дома, в котором она обитает. Поэтому его всегда чествуют и уважают подношениями еды и питья. Убить жука — это ужасное преступление.

Царь-вуж властвует над всеми рептилиями и заставляет их впадать в спячку в укромных местах. Он гораздо крупнее своих подданных, с чешуей из серебра и золота и короной из маленьких золотых рожек на голове. В таком путешествии трудно встретить змей, но если одному человеку удается это сделать и расстелить перед повелителем змей скатерть с хлебом и солью, змея в знак благодарности откладывает свой рог. Его счастливый обладатель станет мудрым и проницательным, сможет читать мысли окружающих, находить выходы из сложных ситуаций и, что самое главное, никакой яд теперь ему не страшен.

Вупир — это кровожадный зверь, который после смерти превращается в человека после встречи со злыми духами. Они приходят по ночам в дома своих врагов, а иногда и друзей и родственников, и прижимаются к их груди, чтобы высосать теплую кровь из их сердец.

Внешность вупира остается такой же, как и при жизни, только рот раздувается от частого сосания, а язык становится острым, как жало. Рану от укуса кровосос искусно высасывает, так что его жертву можно узнать только по бледному лицу. Чтобы найти вупир, поставьте зажженную свечу в стеклянную вазу и поднимайте ее каждый раз после полуночи, чтобы осветить комнату. Вупир становится видимым благодаря внезапному свету. Затем нанесите удар по нему заранее подготовленным осиновым поленом. Это поможет отвлечь кровососа от дома. Если вы хотите избавиться от кровососа раз и навсегда, выкопайте ему могилу, отрежьте голову и вбейте в тело осиновый кол.

Гайё дзед (гайун) — дух, живущий в роще и поддерживающий в ней порядок.

У него голова старого деда, но в остальном он похож на медведя и полностью покрыт мхом. Ему не нравится, когда незваные гости приходят рубить деревья в его заповеднике. В гневе лесник увидит нарушителя в его истинном лице. Если незваного гостя не отпугнуть и дровосек приступит к работе, злой дух может убить его уже поваленным деревом.

Рощи — внучки Гаджовага даэда, озорные девушки, которые любят все живое. Лесные звери и птицы приходят к ним за помощью и исцелением. Зимой они обрастают густым белым мехом, оставляя открытыми только лицо и косу, а весной превращаются в настоящую девушку, еще более красивую.

Гай дзеки очень оберегает своих внучек, запрещая им покидать рощу. Но когда еще молодые люди слушали старших? Они незаметно пробираются в соседнюю деревню, где отмечается какой-то праздник, и подглядывают за нарядами и украшениями деревенских девушек. Если им что-то нравится, они выслеживают это, когда девушка одна, и снимают.

В ночь на Купарку сенокосчики выходят смотреть на огонь, люди прыгают на него, любят возиться во ржи, а потом возвращаются в лес собирать лекарственные травы и любоваться цветущими папоротниками.

Деды — это духи предков с бессмертной человеческой душой. Они живут со своими потомками и помогают им во всем. Для них организуются дни поминовения, во время которых подается только горячая пища, чтобы духи могли вдыхать пар от приготовленной специально для них еды.

Дабраходжи — интересный персонаж, сочетающий в себе качества призрака, лэрда, лесника и полевки. В него превращаются так называемые спящие дети, то есть те, кого мать невольно раздавила во сне. Главной отличительной особенностью является то, что он может менять свой рост и обращаться с людьми в зависимости от их действий. Как правило, дабрахога можно увидеть на перекрестках дорог и возле омелы, в полдень или в полночь.

Он выглядит как человек, одетый в черное или иногда белое, и его внешний вид и одежда всегда соответствуют времени, в котором, как говорят, он был встречен. Считается, что эта фигура сурово наказывает людей за беспечность и небрежность, за сквернословие, за то, что они переходят ему дорогу или идут по его следам. В то же время он может причинить серьезные заболевания не только преступнику, но и его семье. Задобрить варвара и добиться его прощения можно, протянув ему кусок свежего хлеба.

Юник — дух, охраняющий сушащийся сноп (юння).

Обычно он тихо сидит в углу или на сушильной стойке, изредка подходя к окну сушильного снопа, чтобы откашлять сажу и пыль. Время от времени он выходит проверить, все ли в порядке в коровнике, помогает наматывать зерно, направляет или сдувает брызги, наблюдает за рабочими. Незваных гостей старейшины боятся, а тех, кого они ненавидят, при первой же возможности убивают сердцем или даже сжигают со всем имуществом.

Зазука — это призрак в виде красивой девушки с длинными густыми волосами, которые заменяют ей одежду.

Она заманивает мужчин в лес и ласкает их так сильно, что редко кому из ее любовников удается вернуться домой. И даже если мужчина вернется к своей жене, он уйдет в лес, а потом его найдут повешенным на дереве. Не каждый человек принимается дважды, а отвергнутые разрушают свою жизнь.

Купальский Дзядок — это доброжелательный дух, который в ночь Купала ходит по лесу с лукошком и собирает в него цветы.

Если расстелить перед Дзядоком белую скатерть, он в знак благодарности поделится одним цветком. Не зевайте и не прячьте дар от злых сил, потому что они попытаются крючком или мошенничеством отнять его. И неудивительно, ведь этот цветок покажет вам, где спрятано сокровище и какие слова нужно произнести над ним, чтобы снять проклятие.

Лазавик (lazovy dzied) — это лесной дух, который живет в виноградной лозе.

Он выглядит как старый, размером с ноготь, одноглазый гном с длинной бородой и длинной палкой в руке. Хижина расположена на болоте, не имеет окон и дверей, вход в нее осуществляется через небольшое отверстие в крыше. Если человек попытается приблизиться к хижине, хижина отойдет от него.

Знич — это неугасимый, священный огонь, олицетворяющий память.

Злачная баба (халавек) — обычно этой фигурой пугают детей, чтобы они не выходили в сад или поле без разрешения. Ведьма с грудью 7 размеров ловит непослушных детей железным крюком, бросает их в железную ступку, размалывает и съедает.

Касны — злые духи, которые действуют только стаями. После нападения они цепляются к человеку, как пиявки, и ведут его к смерти. Чем больше жертва сопротивляется, тем сильнее и яростнее становится касна, так как она опьяняет ее.

Крикса, рогатый и косматый болотный дух, нападает на людей и катается на них до тех пор, пока не прокричит первый петух. Он также может заманить в пропасть или даже завладеть своей жертвой, особенно если жертва пожилая, у нее никогда не было детей и она никого не любила.

Капалюшнич (от белорусского капалюш — шапка) — в Витебской области считается злым болотным существом, обладающим свойствами блуждающего огня.

Копша — хранитель могил, деньги клали в гроб с умершим для его успокоения.

Кастамахи — сгнившие до костей трупы, которые иногда поднимаются из могил и пугают людей на кладбище.

Крыжацкий — (крыж — крест) — призрак, живущий на кладбище. Он становится мертвецом, могильный крест которого по какой-то причине был поврежден перед сорокадневным погребением. Как правило, Крыжак не враждебен к людям, за исключением кладбищенских вандалов и тех, кто приходит на могилы в состоянии алкогольного опьянения. Такие нарушители могут быть не только сбиты с ног духом, но и столкнуты в яму, вырытую для погребения.

Крыжасик дает о себе знать, посвистывая на ветру среди крестов или гудя в стволах деревьев, растущих на кладбище. Никто толком не знает, как он выглядит, но говорят, что в последние дни перед Рождеством он набирается сил от большого количества людей, посещающих могилы членов семьи, и превращается в старого ворона с белым клювом и человеческим взглядом. Птица внимательно следит за посетителями траурного места, чтобы последние не совершили никакого саботажа.

Змок — белорусский дракон, который, в отличие от европейского, добродушен и справедлив к людям. Он дарит сокровища бедным и лишает богатства эгоистичных богачей. Название существа указывает на его водную стихию, поскольку происходит от слова «цмактац» — высасывать влагу, сливать воду.

Лисун — это пугало, которое живет в огороде или в колодце; своим длинным языком оно может до крови облизать непослушного ребенка.

Лайма — злой дух, живущий в лесах и болотах. Она похожа на женщину со страшным лицом и распущенными волосами, которая бросается на мужчин и крадет оставленных без присмотра детей, заменяя их своими.

В этом случае принесите прутья и начните хлестать ими ребенка Лоймы. Она тут же появится и скажет: «Я пеленала твоего вот так, а ты пеленай моего!» и вернет человеческого ребенка.

Малимон — это огромная рыба, которая живет в подземном море-океане, держит на своей спине все Полесье и управляет наводнениями и засухами.

Падвей — это образ злого духа в виде вихря. Когда она кружит человека вверх и вниз, он вертит головой из стороны в сторону, выкручивает руки и ноги и теряет язык. Защититься от Падвая можно с помощью кукуруны. Духу это не нравится, поэтому он пройдет мимо.

Пячурник — добрый дух из-под плиты, который помогает хозяевам дома. Он не показывает своего лица, но любит, когда его оставляют с едой. Он похож на кошку, но ходит на задних лапах. Он чувствует несчастье, которое вот-вот постигнет его хозяев, и пытается предупредить их: переставляет мебель и бьет посуду.

Пириф — это заменитель, сделанный из бревна колдуном или русалкой, которого кладут вместо ребенка, «усыпляющего мать». Малыши не умирают, а позже становятся русалками.

Тополиный сыч — властелин ограниченного участка ненарушенного леса (дикой местности). Гигант, полностью покрытый длинным мхом, враждебный ко всем из-за того, что люди постоянно вырубают лес. Из-за этого лес не щадит никого: ни стариков, ни женщин, ни детей, ни даже домашних животных. Любой, кто посягнет на его территорию, будет убит.

Единственное спасение — бежать, делая резкие повороты в разные стороны, так как убегающее животное не может хорошо видеть, что происходит у него под ногами. За пределами леса можно отдохнуть, злой дух не смеет покидать его пределы.

Чаргави — последний из погребенных, чей долг — защитить деревню от Смерти, задержать ее приход как можно дольше.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector