История и сюжет иконы Благословенно воинство Царя Небесного

Икона является уникальным памятником русской иконописи. Другого такого творения в Русской Православной Церкви нет. Икона «Благословенное воинство Небесного Царя» сочетает в себе священный образ и историческое изображение. Его содержание связано с радостью победы, встречей победителей и поминовением павших в бою. Действие происходит как на Земле, так и на Небесах.

История появления иконы

Икона была заказана Иваном Грозным в честь и во славу его Казанского похода в 1552 году. Это был последний (пятый, начиная с 1460 года) Казанский поход, который должен был завершить эпопею укрепления восточных границ Московского княжества.

В результате успешной осады Казань пала, а Казанское ханство прекратило свое существование и вошло в состав русских земель. Укрепление русского княжества на центральной Волге открыло торговые пути по всей длине реки, позволило разгромить и присоединить Астраханское ханство (1556).

Автором иконы считается Андрей, царский духовник и первосвященник Благовещенского собора в Кремле. Значение иконы, очевидное для верующих в момент ее создания, со временем было забыто, о чем свидетельствует изменение ее названия. В начале 17-го века он все еще носил первоначальное название «Благословенное воинство Небесного Царя». Однако 20 лет спустя он появляется в описи под названием «Образ Девы Марии и Великого путешественника».

Спустя семь десятилетий появилось еще одно название: «Образ Пресвятой Девы Марии и Архангела Михаила с ликами святых». Сегодня икона известна под названием «Тихая церковь». Такие изменения названия свидетельствуют о том, что идея картины была слишком своеобразна в своем замысле и конкретизирована событиями исторической эпохи, поэтому икону стали трактовать по-разному.

Сюжет и значение

Идея акции была предложена митрополитом Макарием. Он считал (и выразил это в письме к русской армии), что война против татар была борьбой за православие, и уподоблял павших в бою воинов христианским мученикам.

В изображении есть несколько акцентов, соотношение которых обеспечивает связный сюжет. В правом углу картины изображен город, объятый пламенем, а в левом — небесный город с фигурой сидящей Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. В центральной части находятся три конные колонны, движущиеся к Небесным покровителям.

Благословенная икона - это воинство Небесного Царя

Сюжет сочетает в себе несколько источников:

  • Откровение Иоанна Богослова, в котором описывается небесный Иерусалим, текущая из него река жизни и объятый пламенем Вавилон.
  • Тексты Octoechos, в которых Небесный Царь держит короны, а ангелы летят с ними навстречу воинам.
  • Послание апостола Павла к Евреям: «ибо мы не имеем здесь крепости, но в городе грядущем желаем» (Евр. XIII: 14).

На иконе изображено триумфальное возвращение русской армии после взятия Казани в 1552 году. Горящий город — Казань. Небесный Иерусалим отождествляется с Москвой.

Небесный Иерусалим изображен на горе, под сенью красного шатра и окружен красным и зеленым кругами, разомкнутыми в одной точке. Это место входа в Небесный Иерусалим для процессии на лошадях — пешком. Божественный Младенец раздает ангелам мученические венцы для воинов. Вокруг шатра изображены деревья с плодами как символ Эдемского сада. За пределами небесного города на деревьях нет плодов, что говорит о том, что они растут на земле.

Эта тема раскрывается не только в контрасте между двумя городами (сатанинским и небесным), но и в изображении источников у подножия небесных гор: «…они оставили источник воды живой, и выкопали себе водоемы разбитые, в которых нет воды» (Иер. II, 13).

На иконе изображена река, исток которой находится в Небесном Иерусалиме.

Благословенная икона - это воинство Небесного Царя

Его аллегорическое значение трактуется по-разному:

  • река жизни;
  • символ истинной православной веры;
  • источник — ясли Христа;
  • высохший источник — католическая вера.

Во главе войска едет архангел Михаил на своем крылатом коне. Навстречу ему летит ангел с короной в руках, полученной от Божьей Матери и Иисуса Христа. Архангел Михаил, приблизившись к воротам Царства Небесного, поворачивает назад и зовет армию следовать за ним. Архангел Михаил почитался как покровитель правителей Москвы. Архангельский собор служил усыпальницей московских царей.

Позади архангела изображена фигура молодого воина, одетого в алый плащ и держащего в руках знамя. Он, как и Архангел Михаил, оглядывается назад и зовет воинов за собой. Над его головой 3 ангела держат одну корону. Исследователи предполагают, что корона — это шапка Мономаха, а ангелы — три царства, объединенные Иваном Грозным: Москва, Казань и Астрахань.

Изображение каждой колонны имеет свое значение. Большинство воинов нижней и верхней колонн имеют нимбы, то есть это воины, причисленные к лику святых. В среднем ряду нимбы есть только у тех, кто в царских и княжеских одеждах.

Икона Благословенно воинство Царя Небесного

Вход войск в Небесный Иерусалим соответствует словам речи митрополита Макария перед началом Казанского похода. В нем он обещает, что солдаты, павшие на поле боя, будут мученически убиты и получат от Господа бессмертный вход в Небесный Иерусалим (Царство Небесное).

В своем послании к русской армии митрополит Макарий приравнял сражавшихся и погибших солдат к раннехристианским мученикам и обещал прощение грехов тем, кто остался в живых. Исследователи иконописи пришли к выводу, что изображение воина на хищном коне в царской мантии с крестом в руке олицетворяет Ивана Грозного.

В XVI веке Москву часто отождествляли с Иерусалимом, поскольку русский народ провозглашался богоизбранным народом, а Россия — «новым Израилем». Таким образом, возникает аналогия: фигуры Богоматери и младенца Иисуса находятся в небесном Иерусалиме, а новомученики войдут в Царство Небесное через отверстие.

Название иконы «Благословенное воинство Небесного Царя», по-видимому, вытекает из смыслового содержания источников иконы. В тропарях воскресных канонов, посвященных мученикам, все они называются «воинами Христовыми», увенчанными за свои страдания и подвиги Христом и Богородицей.

Из текстов можно понять идейный посыл иконы: прославление мужества воинов, погибших за веру, и убеждение, что их подвиги не останутся без небесной награды.

Икона благословенного воинства Царя Небесного

На иконе изображаются предметы, используемые для молитвы:

  • Иисус Христос;
  • Матерь Божья;
  • Святые воины.

Таким образом, событиям, происходившим в 16 веке, придается статус вечности. Икона прославляет победу русского оружия, особо подчеркивая заслуги павших на поле боя.

Где хранится сегодня

Икона была помещена в Успенском соборе, в специальном киоске рядом с местом молитвы царя. В начале 20 века она была перенесена в палату мира. В 1919 году она была изъята и передана в Государственную Третьяковскую галерею, где и находится в настоящее время.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector