Аристотель

Каждый школьник и студент знает имя великого грека Аристотеля. Они встречают его на страницах учебников по математике, философии, истории и геометрии. Аристотель также известен своими трудами, собственной философской системой и прогрессивными идеями, а также личным знакомством с Александром Македонским.

Детство и юность

Аристотель родился в македонском городе Стагире в 384 или 383 году до н.э. в семье врача Никомаха, служившего при дворе царя Аминтаса Третьего. Его отец был родом с острова Андрос, а мать будущего философа, Фестида, — из Халкиды Эвбейской. Семья его отца была одной из старейших в Элладе. Никомах настоял на том, чтобы Аристотель и другие дети получили образование с раннего возраста, что считалось нормальным для знатных семей того времени. Благородное происхождение и высокий статус его отца сослужили ему хорошую службу, когда его родители умерли в 369 году до н.э. Аристотель был усыновлен мужем своей старшей сестры, которого звали Проксен. Именно он настоял на том, чтобы племянник продолжил учебу, и всячески поощрял его. От своего отца Аристотель унаследовал интерес к медицине, биологии и естественным наукам. Проводя много времени при дворе Аминта III, мальчик общался с его сыном Филиппом, который впоследствии стал новым македонским царем под именем Филипп II.

Отец оставил сыну приличную сумму денег, которая пошла на образование Аристотеля. Проксенус купил мальчику книги, в том числе самые редкие. Наставник и ученик были очень близки, и Аристотель пронес эту дружбу через всю свою жизнь. После смерти своего опекуна он сделал все, чтобы семья Проксены не испытывала нужды.

Формирование мировоззрения и философских идей

Отец Аристотеля написал несколько трудов по медицине, о которых мальчик читал в юности. Наследие Никомаха также включало его личные наблюдения, описывающие органическую и неорганическую природу. Эти труды помогли сформировать мировоззрение мальчика, которое в дальнейшем развивалось под влиянием следующего:

  • Аристотель постоянно слушал рассказы о Сократе, Платоне и других афинских мудрецах при дворе и в семье.
  • Проксен заставил мальчика прочитать много книг по естественной истории и передал ему свои личные знания и мудрость.
  • После переезда в Афины в 367 году до н.э. Аристотель начал изучать труды Платона.
  • Он также познакомился с философскими трудами других греческих философов и мудрецов.
  • Продолжая свое образование, Аристотель учился в Афинах, центре политической, общественной, культурной и научной жизни древней Эллады.

У Аристотеля был острый ум и отличная память, и он довольно скептически относился к философским концепциям и идеям Платона. Молодой человек не поддался чарам старого грека, хотя в детстве он восхищался Платоном и считал его своим учителем.

На Аристотеля сильно повлияла среда, в которой он рос. С юности Аристотель привык жить красиво, ни в чем себе не отказывая. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.

Во-первых, Аристотель делал все, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил все, что хотел, одевался совсем не так, как другие греки, любил женщин и тратил на них много денег. Однако он не очень высокого мнения о женщинах и не скрывал этого факта.

Неприятие философом аскетического образа жизни, к которому так привыкли афиняне, отвернуло Аристотеля от афинского народа. Они отказались признать его истинным философом и не считали его равным Платону. Последние, тем не менее, отдавали дань уважения острому уму и идеям Аристотеля.

Такой образ жизни заставил грека растратить состояние, оставленное отцом. Биографы Аристотеля рассказывают, что философ решил стать дорожником. То есть, собирать лекарственные травы и делать отвары на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил свое состояние, а занимался медициной и зельями, потому что хотел помочь больным. Скорее всего, именно это и породило слух о том, что Аристотель растратил все свои деньги на гулянки и женщин.

Платоновский период

Два великих грека уже встречались, когда Аристотель формировал свою философскую концепцию, а Платон уже был известен в эллинистическом мире. Его авторитет был непререкаем, но это не мешало Аристотелю критиковать своего учителя, спорить с ним и любить его. Аристотель был близок с Платоном в течение 17 лет — периода, наполненного различными событиями. Ученика часто упрекали в неблагодарности по отношению к Платону, но сам Аристотель говорил, что он был вынужден пойти против своего учителя. В его стихах и сочинениях биографы находят подтверждение этой версии.

В одной из своих работ Аристотель сказал, что во имя истины он обязан критиковать Платона и оспаривать его тезисы. В то же время, в любой полемике ученик всегда уважительно относился к учителю. Насмешки доставались другим. Например, старый софист Исократ, в лице которого Аристотель осудил всех софистов и высмеял их.

Он был студентом Академии Платона почти двадцать лет. В течение этого времени он почти не интересовался политической жизнью Афин. После смерти Платона в 347 году до н.э. Аристотель и Ксенократ решили покинуть город, так как имущество и управление Академией перешло в руки Спевсиппа.

За пределами Афин

Греки отправились в Малую Азию, где остановились в городе Атарнея, которым правил тиран Гермий. Он был учеником Аристотеля, воспитанным на его идеях и философии. Гермий, как и его учитель, стремился освободить греческие полисы в Малой Азии от персидского владычества. Некоторые современники Аристотеля считают, что философ пришел к тирану не с личным визитом, а с дипломатической миссией.

Тиран Гермес вскоре был убит по приказу персидского царя Артаксеркса. Убийство Гермеса — удар для Аристотеля, который потерял не только друга и ученика, но и союзника в борьбе за независимость полиса. Позже он посвятил ему две поэмы, в которых восхвалял достоинства Гермы.

Аристотель провел три года в Атарнее и женился на приемной дочери Гермия Пифии, сблизившись с ней после смерти ее отца. Вместе с ней, спасаясь от персов, Аристотель бежал из Атарнеи на остров Лесбос в город Митилену. Философ женился на Питии до конца своей жизни, пережив ее на несколько лет. У пары родилась дочь, которую назвали в честь матери. В это время в Афины вернулся друг Аристотеля Ксенократ. Его пребывание на Лесбосе продолжалось недолго. Вскоре философ получил письмо от Филиппа Второго, стоявшего во главе Македонии после смерти своего отца. Филипп пригласил Аристотеля стать воспитателем его сына Александра.

Македонский период

Точная дата прибытия Аристотеля в Пеллу, столицу Македонии, неизвестна. По всей вероятности, это произошло в конце 340 года до нашей эры. Здесь философ пробыл восемь лет, три года из которых были посвящены воспитанию наследника престола. В воспитании Александра Аристотель отдавал предпочтение героическим эпосам и поэзии того времени. Македонский принц особенно любил «Илиаду», в которой Ахилл был идеальным героем для Александра. Процесс обучения и воспитания закончился, когда Филипп Второй был убит, а Александр стал новым правителем Македонии.

Одновременно с учебой Аристотель занимался наукой, развивал свои идеи и наблюдал за природой. И Филипп, и Александр пожертвовали много денег, чтобы греки ни в чем не нуждались. Когда Александр стал правителем, он приказал своим придворным обеспечить ученого редкими видами животных, растений, трав и деревьев. Аристотель оставался при дворе македонского царя до тех пор, пока его наместник не уехал в Азию. После этого философ собрал свои вещи и уехал в Афины. Грека сменил в столице его племянник Калисфен, воспитанный на аристотелевской философии и мировоззрении.

Как и все, что связано с Аристотелем, его пребывание в Македонии окутано сплетнями и тайнами. Современники философа рассказывали, что он проводил большую часть времени в походах с Александром, когда тот начинал завоевывать мир. Биографы, однако, утверждают, что таких экспедиций не было, и что все свои наблюдения за редкими животными и жизнью других народов Аристотель сделал, находясь при македонском дворе.

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет вернулся в родную Стагиру в сопровождении жены, дочери и ученика Никанора. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир был отстроен на деньги Александра Македонского, отец которого приказал сровнять его с землей. В ответ горожане построили здание для Аристотеля, чтобы он мог здесь обучать своих последователей. Но Аристотель отправился дальше в Афины. Здесь философ открыл свою собственную философскую школу, которая располагалась за пределами города, так как Аристотель не был полноправным гражданином греческого полиса. Школа находилась в Ликее, где тренировались афинские гимнасты. Школа располагалась в роще и саду, где для прогулок были построены специальные крытые галереи. Такая структура в Древней Греции называлась перипатос, отсюда и название школы Аристотеля — перипатетики.

В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифия, что стало ударом для философа. Он построил в ее честь мавзолей, куда и отправился оплакивать ее смерть. Через два года он снова женился на рабыне Харпимиде, от которой у него родился сын Никомах.

Аристотель проводил занятия в школе дважды в день — утром, беседуя с учениками о самых сложных предметах и философских проблемах, и вечером, обучая тех, кто только начинал свои философские познания. В школе проводились банкеты, на которые ученики приходили только в чистой одежде.

Именно в Афинах были написаны основные труды и сочинения Аристотеля, что дало ему прекрасную возможность изложить свои идеи ученикам.

К концу царствования Александра Великого произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь объявил себя богом и потребовал соответствующих почестей от своего окружения. Не все согласились на это, и Александр приказал их казнить. Среди жертв высокомерия Александра был Каллистен, который стал личным историографом царя после того, как его дядя уехал в Афины.

Смерть Александра вызвала восстание в Афинах, а философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но Аристотель не стал его дожидаться и уехал в Халкис. Там он умер в 322 году через два месяца после приезда. Перед путешествием философ оставил руководство школой в Афинах Теофрасту.

Почти сразу после смерти Аристотеля появился слух, что грек покончил жизнь самоубийством. Эта неправдоподобная версия разгневала учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь был противником самоубийства.

Философ был похоронен в Стагире, где местные жители построили великолепный мавзолей для своего выдающегося соотечественника. К сожалению, здание не сохранилось. Никомах — сын Аристотеля — подготовил труды своего отца к публикации, но умер в молодом возрасте. Пифий был трижды женат и имел трех сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он долгое время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботясь об учениках, последователях трудов Аристотеля Старшего.

Наследие философа

Грек написал много работ, о чем свидетельствуют записи в древних каталогах. До наших дней дошло лишь очень небольшое количество работ философа. К ним относятся:

  • «Политика».
  • «Законы».
  • «Государственные устройства».
  • «Никомахова этика».
  • «О философии».
  • «О справедливости» и другие.

Философские идеи Аристотеля

Его считают универсальным ученым, человеком энциклопедических знаний, который изучал логику, этику, психологию, физику, биологию, математику. Он изучал место философии среди наук. Под философией Аристотель подразумевал комплекс научно-теоретических знаний о действительности. Среди основных идей, которые Аристотель развивал в своей науке, можно назвать следующие:

  • Человеческое мышление и мир — это сложные, многогранные явления.
  • Сущность человеческого мышления — важнейший предмет философии как науки.
  • Существуют понятия «первая философия», под которой Аристотель понимал метафизику, и «вторая философия», которая позже стала физикой. Метафизику интересует только то, что существует всегда и везде. Интересно, что метафизика — это все труды, которые Аристотель написал после работы «Физика». Термин «метафизика» использовал не сам философ, а его ученик Андроник, и буквально это слово переводится как «после физики».
  • Все вещи состоят из двух начал — материи и формы, которая является действующим и направляющим элементом.
  • Бог — источник всего творческого и активного. Кроме того, Бог — это цель, к которой всегда стремится все сущее.
  • У людей есть душа, у растений и животных — душа с чувствами. Душа растений — это то, что стимулирует рост. Человеческая душа обладает разумом.
  • Развоплощенная душа — это форма живого тела, не внешняя, а внутренняя. Душа неотделима от тела, поэтому переселения душ не существует.
  • Бог и первоматерия определяют границы мира и разграничивают их.

В политической сфере Аристотель понимал человека как социальное животное. Сферу его жизни составляют государство, общество и семья. По мнению философа, государство — это государственный деятель, который управляет людьми в зависимости от обстоятельств, заботясь об их духовном, нравственном и физическом развитии. Для государства лучшими формами могут быть только:

  • Аристократия.
  • Монархия.
  • Умеренная демократия.

Минусами таких государственных форм считаются охлократия, тирания и олигархия.

Аристотель разделил существующие науки на три группы:

  • Поэтичен, способен привнести красоту в человеческую жизнь.
  • Теоретические, дидактические знания. К ним относятся математика, физика и первая философия.
  • Практический, отвечающий за поведение человека.

Благодаря Аристотелю в науке появилось понятие «категории». Философ выделял такие категории, как материя, которая рождается из первоэлементов; форма; время; цель; время, бытие; дедукция и индукция.

Аристотель считал, что человек приобретает знания благодаря собственным чувствам, опыту и навыкам. Все эти категории можно проанализировать, а затем сделать выводы (умозаключения). Человек приобретает знания только в том случае, если он может применить их на практике. Если этого не происходит, то такое знание следует называть мнением.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector