Литургия

Божественная литургия (от греч. λειτουργία (литургия)) — главное христианское богослужение, во время которого совершается таинство причастия или Евхаристия (от греч. εὐχαριστία (евхаристия), благодарение).

Литургия - Литургия

Первая Литургия была совершена нашим Господом Иисусом Христом в Верхней комнате на Сионе, и каждая Литургия является сакраментальным продолжением этого события.

«…В нас нет истинной жизни без источника жизни, Иисуса Христа. Литургия — это сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Учитель жизни представляет Себя как пищу и питье для тех, кто верит в Него, и дает жизнь с избытком тем, кто участвует в Нем….. Наша Божественная литургия, особенно Евхаристия, является величайшим и постоянным откровением для нас любви Божией» (св. праведный Иоанн Кронштадтский).

Три вида Литур­гии

В наше время существуют три распространенные формы Божественной литургии: Литургия святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого и Литургия освященных Даров, или святого Григория Великого, придворного, папы Римского.

(1) Литургия святого Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, когда две другие литургии отсутствуют.

(2) Литургия Василия Великого совершается десять раз в году: во все воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья, в Великий четверг и субботу Страстной недели, 14 января (память Василия Великого) и накануне или в сам день праздников Богоявления и Богослужения Господня.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается во время Великого поста:

  • По средам и пятницам,
  • Четверг 5-й недели Великого поста,
  • Понедельник, вторник и среда Страстной недели,
  • на святого Иоанна Крестителя (9 марта в високосном году, 8 марта в производном) и на святых сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на Великий пост и не выпадают на воскресенье,
  • в церковный праздник, а также в праздник почитаемого святого (за исключением праздника Благовещения), приходящийся на этот период.

Эта литургия названа так потому, что включает в себя причащение Святых Даров, освященных ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Всеобщее празднование Священной Литургии в дни Святой Четыредесятницы было утверждено 52-м правилом Шестого Вселенского Собора и не имеет целью лишить верных сакраментального общения с Господом, и в то же время не препятствует постному и покаянному употреблению торжественной полной Литургии.

Три части Литур­гии

1. проскомидия, во время которой готовится вино и хлеб (просфора) для Евхаристии и поминаются души живых и умерших христиан, для чего священник отделяет кусочки от просфоры. В конце литургии частицы погружаются в Чашу Крови с молитвой «Изгладь, Господи, грехи тех, кто здесь поминается святой кровью Твоей, молитвами святых Твоих».

Поминовение живых и мертвых на Проскомидии — самая действенная молитва. Проскомидия совершается духовенством в алтаре, а Часы в это время обычно читаются в церкви.

(2) Литургия катехуменов, которая начинается со слов священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков», и заканчивается словами: «Оставь катехуменов».

Эта часть была открыта для катехуменов, которые слушали чтения из Евангелия и Апостола.

(3) Литургия верных, которая начинается со слов: «О вы, верные, помолимся в мире Господу…» и заканчивается отступлением.

«В наши дни требование, чтобы на Литургии присутствовали только верные (верующие), на практике не выполняется; однако на более глубоком уровне оно все же выполняется, потому что все, что будет происходить на Литургии, полностью закрыто для непосвященного, нецерковного ума. Литургия принимается только верой и понимается только после того, как человек вошел в традицию жизни Церкви и познакомился с ее учением.

Литургия верных — это самый важный момент литургии — Анафора (Евхаристический канон). Она начинается словами священника «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и Бога и Отца, и причастие Святого Духа да будет со всеми вами» и заканчивается словами «И милость великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа да будет со всеми вами».

Ана­фора – серд­це­вина Литур­гии

Анафора (Евхаристическая молитва, Евхаристический канон) — это центральная часть христианской литургии, во время которой происходит освящение Пресвятого Таинства. Самая древняя по происхождению, она составляет важнейшую часть всей православной литургии.

Во всей Анафоре можно выделить несколько основных частей:

  1. Praefatio (лат.: введение), вступительная молитва, содержащая хвалу и благодарение Богу.
  2. Sanctus (лат.: святой), гимн «Свят, свят, свят…».
  3. Anamnesis (лат.: воспоминание) — воспоминание о Тайной вечере с декламацией негласных слов Иисуса Христа.
  4. Эпиклезис (лат. Epiclesis — призывание) — это призывание Святого Духа на «предшествующие» Дары.
  5. Intercessio (лат.: ходатайство, заступничество) — молитвы за живых и мертвых, составляющих Церковь, с упоминанием Божией Матери и всех святых.

Время и дни совер­ше­ния Литур­гии

Литургия в крупных православных церквях совершается ежедневно (за исключением дней, когда она не может быть совершена), в большинстве других — каждое воскресенье. Божественная литургия обычно начинается в 9-10 часов утра, но в православных храмах с более чем одним алтарем может быть и более ранняя Божественная литургия (в 6-7 часов утра). Продолжительность службы (в зависимости от того, кто ее проводит — священник или епископ) составляет: 1,5-2 часа.

Что касается Типикона (глава 8: О литургиях), то в нем указано время начала литургии и время службы для каждого дня (суббота, среда, праздник). Разница между ними составляет 1 час.

В следующие дни литургии не проводятся.

  • В среду и пятницу Серафической недели (неделя перед Великим постом).
  • В понедельник, вторник и четверг Великого поста.
  • В Страстную пятницу, если этот день не совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), когда совершается Литургия святого Иоанна Златоуста.
  • В пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления, если эти праздники выпадают на воскресенье или понедельник.

Литур­гия и Таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния

Причастие — это не обязанность, а привилегия для христиан. Преподобный Серафим Саровский говорил, что когда человек регулярно принимает Святое Причастие, он постепенно освящается. Сам Господь сказал: «Кто не ест Тела Моего и не пьет Крови Моей, тот не имеет жизни вечной». Древняя практика предусматривала еженедельное или даже ежедневное причастие. См. раздел «Как часто общаться».

Желающие принять причастие во время литургии должны сначала очистить свою совесть в таинстве покаяния (исповеди). Перед причастием также соблюдается литургический пост. Смысл причастия объясняется в молитвах к причастию, которые находятся в Молитвослове. К причастию необходимо готовиться, но никто не может быть к нему готов.

Внимание. В современной приходской практике литургия совершается после полуночи на Пасху и Рождество (в этом случае евхаристический пост составляет 6 часов).

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector