Скандинавская мифология

Старшая Эдда и Младшая Эдда — два произведения, которым суждено стать основными источниками знаний о скандинавской мифологии для всех будущих поколений. Если автор «Старшей Эдды», возможно, предвидел это, когда собирал и записывал древнескандинавские поэтические легенды, то автор «Младшей Эдды» преследовал другую цель: он создавал учебник по скальдической поэтике, объясняя будущим поэтам (и их слушателям) тонкости поэзии.

Скандинавская мифология. Боги, миры и чудовища 2

Рукописям обеих Эдд суждена была долгая жизнь — и на протяжении веков они вдохновляли таких разных авторов, как Джон Р.Р. Толкиен, Эзра Паунд и Карин Бойер, не говоря уже о многочисленных «популяризаторах» скандинавской мифологии в фэнтези. Давайте рассмотрим эти древние места поближе.

Теперь мы должны сказать молодым скальдам, которые хотят выучить язык поэзии и снабдить свою речь древними именами, или которые хотят научиться толковать непонятные стихи: пусть они вникают в эту книгу для мудрости и развлечения.

«Язык поэзии» (Младшая Эдда).

В связи с этим возникает вопрос: почему мы объединяем такие разные произведения — учебник прозы и сборник поэтических легенд, написанных разными авторами в разное время?

И «Младшая Эдда» (она же «Прозаическая Эдда» и, по автору, «Снежная Эдда»), и «Старшая Эдда» (она же «Песенная Эдда» и «Самунда Эдда», по автору мифическая) используют древнескандинавские и древнегерманские легенды. Обе они содержат явное христианское влияние (особенно Младшая Эдда) и ссылаются на исторические личности и литературных героев, которые считались реальными (например, «верховный конунг Приам», гомеровская фигура из Илиады). Более того, Младшая Эдда напрямую ссылается на Старшую Эдду (точнее, на составляющие ее легенды — текст самой ранней из сохранившихся рукописей Старшей Эдды был написан позже, чем текст Младшей Эдды). Но судьба этих книг была иной.

Младшая Эдда: учебник для поэтов

1

Так художник Кристиан Крог представлял себе Снорри Стурлусона. Прижизненных портретов не сохранилось.

Младшая Эдда (первоначально называвшаяся просто Эдда) проста. Она была написана между 1222 и 1225 годами (некоторые источники говорят: в 1223 году) исландским поэтом, романистом, историографом, правоведом и политиком Снорри Стурлусоном, представителем знатной и влиятельной династии Стурлунгов.

Стурлусон, христианин, но и рационалист, представляет нерелигиозную версию происхождения норвежского пантеона. Согласно Снорри, первоначальными членами æsir, vanes и других божеств были люди, прославившиеся при жизни. Позже память людей исказила их действительные заслуги и приписала им несуществующие, и люди стали говорить: «Ах, если бы только этот покойный военачальник возглавил нас, не было бы сомнений в исходе войны» или «Вот пришел бы мудрейший вождь древности, он бы рассудил правильно»… и вот появляется конунг Один, потомок троянцев!

Мы знаем скандинавские мифы в пересказах христиан, которые верили, что боги этих легенд были потомками гомеровских троянцев.

Популярностью пользовалась «Эдда», в которой автор учит читателей наслаждаться тонкостями аллитерационного стиха, разгадывать причудливые кеннинги (описательные знаки) и постигать смысл, скрытый за переплетением слов. Действительно, навигация в скандинавской поэзии древности, как и в поэзии средневекового современника Стурлусона, требовала особых навыков. Ну, если кеннинг прост: когда вы видите фразу «дикая волна», вы знаете, что это означает корабль. Но как насчет чего-то вроде Blizzard Mist’s ‘Kite Throw of the Month Quicksand’? Вот что, например, говорится в «Младшей Эдде» о Торе:

Что такое кеннинги Тора? Его называют «сыном Одина и Земли», «отцом Магни, Моди и Труда», «мужем Сив», «отчимом Улле» и «владыкой и обладателем молота Мьёльнир, Пояса Силы и Бильскирнира», «защитником Асгарда и Мидгарда», «враг и истребитель великанов и великанш», «истребитель Хрунгнира, Гейррёда и Тривальди», «повелитель Тьяльви и Ресквы», «враг Мирового Змея», «защитник Вингнира и Хлора».

С другими богами, великанами, людьми — даже с предметами быта, от меча до прялки, — было не легче. И все это скальды и их слушатели должны были знать! Неудивительно, что «Эдда» была так популярна — до наших дней сохранилось не менее семи рукописей 14-17 веков.

История Старшей Эдды, с другой стороны, более загадочна.

1

Младшая Эдда», издание XVIII века. Все ясно: одноглазый Один с воронами Хугинном и Мунином, корова Аудумла, восьминогий конь Слейпнир….. В отличие от многих иллюстраторов современного фэнтези, этот художник явно читал книгу!

Старшая Эдда: шедевр неизвестного автора

Снорри то и дело цитирует песни более раннего автора. Неизбежным выводом является то, что эти тексты должны быть где-то записаны. Однако большая часть скальдической поэзии никогда не записывалась — она передавалась только устно. Пока эта традиция была сильна, легенды сохранялись (а если некоторые из них и были утеряны, то об этом все равно никто не мог узнать). Однако с приходом в Скандинавию христианства, а вместе с ним и письменной культуры, песни передавались от скальда к скальду. И в принципе, вывод был неизбежен: записывайте их! Но традиция…

1

Портрет Бринйолфура Свейнссона дорог каждому исландцу — он стоит тысячу крон.

Поэтому в последующие века считалось, что из того же «Пророчества Вёльвы» остались только цитаты Стурлусона. До середины XVII века — до тех пор, пока в 1643 году епископ Скаульхольта (небольшого городка и крупного религиозного и культурного центра Исландии) не провел обыск на своем чердаке. Либо не на его чердаке, либо не на чердаке, а в церковном архиве….. об этой истории умалчивается. Так или иначе, Свейнссон наткнулся на древнюю рукопись (которая, как выяснилось позже, была написана примерно в 1270 году — хотя это может быть копия еще более древнего текста). А поскольку Свейнссон был не только лютеранским священником, но и филологом и поэтом, он сразу увидел ценность находки.

Бринйолфур проанализировал драгоценную рукопись и догадался, что ее автором был Сэмунд Мудрый, исландский священник, писатель и ученый, живший в XII веке. Это мнение давно бытует в научных кругах, но пока нет никаких доказательств в пользу этой версии. И у нас просто нет информации об авторстве этих работ. Когда скальды писали их, до триумфа авторского права оставалось еще несколько веков…..

Музыка для настроения: Therion — Schwarzalbenheim

Какой мир предстает перед нами на страницах «Эдды»? Должен признать, что нет ни одной эпической картины, не говоря уже о единой сюжетной линии. Мы имеем дело лишь с отдельными произведениями, которые, кстати, удивительно хорошо согласуются друг с другом: по сравнению с христианской или греческой мифологией, различия меньше почти на порядок.

Сотворение вселенной

В начале, как это обычно бывает, был полный беспорядок, своего рода первобытный хаос и космическая бездна под названием Гиннунгагап. Но долго ли, коротко ли, родился мир льда и тумана Нифльхейм, а мир огня Муспельхейм. Эти миры были населены ледяными и огненными гигантами соответственно.

Скандинавская мифология. Боги, миры и чудовища

Штормы и Аудумла

Поскольку в ледяном мире, Хвельгемире, был источник, вода которого постоянно замерзала, но не переставала течь, через некоторое время ледяные глыбы подходили к огню и там начинали таять. Так появились морозный великан Имир и корова Аудумла. Корова лизала глыбы камня, покрытые соленым нифльхеймским инеем (инеем), и кормила Имира (и всех самородных великанов-йотунов) своим молоком. Что содержали замерзшие воды источника Хвельгемир, точно неизвестно, но, судя по всему, они были удивительно питательны: с одного такого камешка Аудумла слизал столько, сколько мог слизать с самого Бури, предка тузов!

Некоторое время после этого асы и великаны мирно сосуществовали — известно, например, что сын по имени Бёр женился на великанше Бестле, и у них родились три сына — Один, Вили и Ве. Неприятности начались, когда мальчики выросли — неизвестно почему и по какой причине, но они убили своего протопласта Ймира. Более того: все неэффективные великаны (кроме внука Имира по имени Бергельмир и его семьи — так что линия неэффективных великанов не была полностью прервана) утонули в потоках крови раненого великана.

Наш мир был создан из трупа великана его убитыми детьми.

Однако братья, совершившие первое в мире убийство, смогли частично обратить процесс вспять: труп Ймира Эсира заполнил мир бездны, а падший великан в итоге стал Мидгардом (то есть срединным миром). Тем временем, кстати, Эсир также создали людей.

Они взяли Ймира, бросили его в самую глубину бездны и сделали из него землю, а из его крови сделали море и все воды. Из плоти его сделана сама земля, и горы из костей его, и валуны и камни из передних и коренных зубов его и обломков костей….. Из крови, которая текла из его ран, они создали океан и заключили в него землю. И окружил океан всю землю кольцом, и кажется людям, что океан безбрежен и не может быть пересечен…..

И взяли череп его и сделали из него твердь. И укрепили его над землею, согнув четыре угла его….. Затем они взяли искры, которые разлетелись вокруг, вырвавшись из Муспельсхайма, и закрепили их в центре неба бездны мира, чтобы они освещали небо и землю. Каждой искре они отвели свое место: одни закрепили в небе, другие пустили в полет, но и для них они выделили место и подготовили пути.

«Младшая Эдда

Девять миров

Скандинавская мифология. Боги, миры и чудовища 1

Миры на ветвях Иггдрасиля

В итоге космос оказался довольно сложным. Мир людей находится ровно посередине. На одном уровне с Мидгардом находятся вышеупомянутые Нифльхейм и Муспельхейм, Йотунхейм (населенный выжившими и вновь размножившимися невыразительными великанами — йотунами) и Ванахейм, родина богов-ванов (которые, как предполагается, старше богов-асенов). Однако некоторые из Ванских богов живут с Асенскими богами, а Асенские боги живут с Ванскими богами: после войны эти две группы божеств заключили между собой мирный договор и обменялись заложниками.

Ниже Мидгарда находится Свартальфхейм, мир темных альф (гномов или, говоря современным языком, карликов), который Эйсир создали из червей, появившихся в трупе Имира. Внизу находится холодный, темный и туманный мир Хельхейма, дома мертвых. Его окружает река Гьёлль, которую нельзя перейти, переплыть вброд или вплавь, а единственный мост через нее охраняют огромный четырехглазый пес Гарм и великанша Модгуд. В общем, довольно неприятное место, где почти все жители обречены на уход — за исключением особо храбрых воинов (их заберут наверх, в Валгаллу).

Над Мидгардом находится Альфхейм, родина бледных альвов (чей образ «прекраснее солнца»), а еще выше — Асгард, небесный город, где живут асы и валькирии. Там, в зале павших воинов, Валгалле, пируют лучшие из человеческих воинов, доказавших свою храбрость в последней битве.

Очевидно, что, описывая Валгаллу, древние скандинавы воплотили свое представление о рае. В огромном и прекрасном дворце живут эйнхерии — воины из Мидгарда, погибшие в бою, но не выпустившие из рук оружия. Каждое утро они надевают свои доспехи и идут сражаться друг с другом (тренируясь, чтобы не потерять квалификацию — эйнхериям еще придется сражаться в последней битве, Рагнароке).

Затем они собираются после обеда (те, кто нуждается в воскрешении, могут воскресить свои отрубленные конечности и залечить раны) и садятся за банкетный стол. Они едят удивительно вкусное мясо кабана Сехримнира (которого забивают ежедневно — но его возрождение не сложнее, чем у воинов) и пьют пьянящий мед, который доит коза Хейдрун, срывая листья Иггдрасиля. Тех, кто не любит мед, красавицы Валькирии угощают прекрасным элем.

1

Рай в представлении толстокожих северян: дружеский пир с красивыми девушками (Эмиль Доплер).

Гигантское дерево Иггдрасиль несет в себе все это многообразие миров. Он имеет три корня: один — в Асгард (или Мидгард, по другим источникам), другой — в мир йотунов, третий — в Нифльхейм (или Хельхейм), и у каждого корня есть волшебный источник. Правда, жизнь гигантского ясеня нелегка: его корни подгрызает один из великих змеев, дракон Нидхёгг, его ветви обгладывает олень (или несколько оленей), а ствол умирает от гниения.

Также на вершине Иггдрасиля сидит орел (или ястреб) Ведрфельнир, враждующий с Нидхёггом. Но поскольку один находится наверху, а другой внизу, а кричать бесполезно — учитывая размеры ясеня, — белка Рататоск бегает взад-вперед по стволу Иггдрасиля, передавая проклятия от пернатых к чешуйчатым и обратно. Интересно, добавляет ли он что-нибудь от себя?

Затем Ганглери спросил: «В какой ас должны верить люди?». Талл ответил: «Есть двенадцать божественных тузов». И сказал Равновеликий: Но их жены не менее святы и не менее могущественны.

‘ Младшая Эдда.

Главными героями «Эдды» были боги-эсиры. Надо сказать, что в скандинавской мифологии, например, не так много случаев «один бог — одна судьба» (как у греческой богини семейного очага Гестии или египетского бога солнца Атона). Как правило, каждый туз имеет несколько божественных функций. Немногих тузов можно назвать хорошими или плохими — древние скандинавы предпочитали не думать в этих терминах.

Один

1

Один любит путешествовать и часто появляется перед людьми в облике нищего странника (художник Георг фон Розен). Кто сказал «Гэндальф?»

Верховным богом в скандинавской мифологии был Один — его даже называли «отцом эсиров». Однако не все. У Одина было по меньшей мере шесть сыновей от четырех женщин, включая его жену. Он был женат на Фригг, покровительнице любви, брака, очага и родов, а также ясновидящей, которая знает судьбу каждого (но Фригг ни с кем не делится своими предсказаниями).

Один потерял один глаз — что неудивительно, учитывая его склонность к крайностям. Он заплатил глазами за выпивку — но не обычную. Под корнем Иггдрасиля, который тянется до самого мира Морозных великанов, находится фонтан знаний и мудрости, охраняемый великаном Мимиром (вернее, его головой — она была отделена от тела во время войны Эсиров с Ванирами). И пить мед из этого источника не бесплатно.

Очевидно, Один готов познавать мир любой ценой, какой бы болезненной она ни была. Поэтому, чтобы узнать секреты рун, Эйс пронзил свою грудь магическим копьем Гунгнир (оружие без промаха, не пробивающее доспехи), пригвоздив себя к стволу мирового дерева. Там Один провисел девять дней и ночей. После этого ясень получил название «Иггдрасиль», что в переводе означает «конь Одина»: «Ygg» («опасный») — одно из имен верховного бога.

Один — покровитель мудрости и поэзии, а также большой любитель приключений

Однако были и более забавные приключения. Когда Один пытался забрать мед поэзии и убегал от гномов, он превратился в орла (с волшебным зельем в желудке). Когда птице пришлось взлететь на всех крыльях, часть жидкости вытекла. из отверстия напротив его рта. По прибытии в Асгард Один вылил оставшийся мед в золотой сосуд, который отдал скальду Браги. С тех пор Bragi дарит истинным поэтам вкус этого божественного напитка. Что теряется на этом пути, так это партия графоманов!

1

Фригг, клубящиеся облака

Слейпнир и компания

Верными спутниками Одина являются вороны Хугинн («мысль») и Мунинн («память»), волки Гири («жадный») и Фреки («прожорливый») и лучший из коней — восьминогий серый жеребец Слейпнир («скользящий»). Родословная Слейпнира необычна даже по асгардским стандартам — как и склонность аса к широкому кругу сексуальных партнеров. Матерью Слейпнира была Локи, а его отцом — жеребец Свадильфари, чей хозяин, снежный великан, построил стены Асгарда.

1

И хозяин попытался остановить своего верного Свадильфари, но не смог….. (художник Дороти Харти)

Однако здесь дело было не в том, что бог-трикстер хотел «клубники», а в том, что другие божественные Асгарды были ужасно скупы и категорически отказывались платить строителю за хорошо выполненную работу. Конечно, он просил многого — Фрейю в жены и власть над солнцем и луной — но ведь был «договор, скрепленный многими клятвами»! Тогда Локи превратился в кобылу и таким нехитрым способом привлек внимание услужливого жеребца Йотуна. Когда великан разгневался, боги вызвали Тор…..

«Тут же появился Тор, и в тот же миг молот Мьёльнир взлетел в воздух. Тор заплатил чемпиону за его труд, не солнцем и звездами, за жизнь в стране великанов — и в этом чемпиону было отказано. Первый удар разбил его череп на куски, а сам он отлетел в глубины Нифльхейма.

А Свадильфари, как видите, умел не только носить камни, благодаря чему через некоторое время у Локи родился великолепный жеребенок.

Тор и Сиф

1

Битва Тора с великанами Йотуна. Им можно только посочувствовать… (автор Мортен Эскиль Винге)

1

Сиф с оригинальной прической. Локи присматривается к прекрасным волосам и замышляет свою следующую шалость (художник Джон Чарльз Доллман)

Первенцем Одина — от морозной великанши Йорд, которая также была богиней земли, — был Тор, бог грома и дождя, бури и плодородия. Вместе со своими детьми и женой, прекрасной золотоволосой Сиф, второй по красоте женщиной Асгарда после Фрейи, он живет в самом большом из покоев Асгарда, Бильскирнире, содержащем 540 комнат. У него трое детей: дочь Труд от Сиф, сын Магни от своей любовницы, великанши Янсакс, и сын Моди от….. кто-то другой. Очевидно, супружеская верность не входила в число добродетелей, почитаемых жителями Асгарда.

Восхитительные золотистые волосы Сиф не всегда были не к месту. Локи, завидуя Тору, однажды подкрался к Сиф ночью во сне и побрил ее наголо. Тор мог впадать в ярость и по менее серьезным причинам, поэтому Локи не сразу понял, что его собираются убить. Чтобы сохранить себе жизнь, Локи поклялся все исправить — и действительно отправился к искусным мастерам-гномам, которые умели ковать чудесные волосы:

«Волосы были длинными и толстыми, как паутина, и удивительно, что, будучи прикрепленными к его голове, они выросли на месте, как и первоначальные волосы, хотя были сделаны из чистого золота.

Рыжебородый Тор необычайно силен, даже для аса, и — что неудивительно при его образе жизни — обладает отменным аппетитом: он может запросто съесть на ужин целого быка. Однако ожирение богатырю не грозит, так как он постоянно сражается, что позволяет ему поддерживать отличную форму. Его обычные враги — гигантские морозные козлы, а также всевозможные звери. Чтобы не отставать от него, он ездит на колеснице, запряженной двумя козлами по имени Тангниостр («Скрежещущий зубами») и Тангриснир («Скрежещущий зубами»). У этой повозки для животных есть очень полезная функция: вы можете убить животных, съесть их, а затем взмахнуть волшебным молотом Мьёльнир над останками, и они оживут, обретут форму и снова будут готовы к путешествию.

Удивительные козлы и молот, который невозможно отклонить (и он возвращается в руку, если вы им взмахнете), — не единственные артефакты в списке Тора. Он также носит Пояс Силы (который удваивает силу владельца), а также железные перчатки, без которых невозможно держать молот. Это, в сочетании с буйным нравом и бесстрашным характером Локки, делает его одним из самых грозных противников во всех королевствах.

Локи был братом Одина, а не Тора, как в комиксах Marvel.

Смотрите также

Тор

Тор MARVEL в комиксах и фильмах

Алексей Ионов 03.11.2017.

Как скандинавские боги появились в современном американском мифе комиксов и много ли у них общего с оригиналами из Старшей и Младшей Эдды?

Тюр

Однако при всех своих несомненных воинских качествах Тор не является богом войны — это место занимает Тюр.

«Есть также ас по имени Тюр. Он самый храбрый и смелый, и от него зависит победа в битве. Он хорошо назначен для храбрых мужчин. Храбрец, как называют Тюр, — это тот, кто преодолевает все и не знает страха. Он также мудр, как мудр Тир — имя того, кто умнее всех».

Один о Тире в «Младшей Эдде».

Тир не потерял свою позицию даже после потери руки. Это произошло — как и многие другие беды в Асгарде — из-за обмана: данного и нарушенного слова. Когда боги, посчитав великана-волка Фенрира (сына Локи и великанши Ангрбоди) слишком опасным, попытались связать его, оказалось, что даже самые крепкие путы так просто не разорвать.

Мифология, вдохновившая Толкиена 16.

Связанный Фенрир откусывает руку Тира. Но вы не должны нарушать свое слово! (Художник Джон Бауэр)

Тогда гномы из мира черных альф соединили звук кошачьих шагов, женскую бороду, горные корни, медвежьи жилы, дыхание рыбы и птичью слюну и получили шнур, который назвали «Глейпнир» — гладкий и мягкий, как шелковая лента, но прочнее всего на свете. Однако, чтобы заключить и связать Фенрира — а сын Локи был отнюдь не глуп и имел все основания не доверять Эсиру — Тюр из предосторожности приложил руку ко рту. Фенрир был фактически связан, а Тюр с тех пор потерял правую руку.

Толкин позаимствовал эту сцену:

Что Толкиен позаимствовал из мифов 8.

Что Толкин заимствовал из мифов и легенд

Мария Франка Смит 05.02.2017.

В скандинавских сагах Гэндальф был гномом, а прототипом Голлума был дракон. И это еще до того, как мы доберемся до короля Артура, философии Платона и Библии.

Бальдр

1

Хёд, по наущению Локи, убивает своего брата.

Говоря о божественных обитателях Асгарда, невозможно не вспомнить о светлом Бальдуре, сыне Одина и Фригг, боге весны и света. Прозванный «Добрым», он жил в самом красивом дворце Асгарда, Брейдаблике, со своей женой Нанной — и «в этой земле с незапамятных времен не было зла» (редчайший случай в мире Эсиров). Однако богу вдруг начали сниться плохие сны. Чтобы обсудить это, собрался совет топорщиков — почти все они любили Бальдра и хотели защитить его от опасности. Его мать Фригг решила поклясться всем на свете, чтобы ничто не могло навредить Бальдру — она опустила только побег омелы, решив, что он слишком мал, чтобы навредить ее сыну.

Локи не замедлил воспользоваться этой оплошностью — он попросил слепого брата Бальдра, Хёдра, бросить побег омелы. Неожиданно омела пронзила Бальдра, и он упал замертво. Даже из царства мертвых боги пытались спасти Бальдра — но на пути встал все тот же злой Локи. Нанна не смогла пережить смерть мужа — она бросилась на его погребальный костер.

Улль

Существует интересная история Улле (он же Ульр и Вульдер), бога охоты, удачи и азартных игр, а также смерти и зимы, покровителя охотников, лыжников и стрелков. Согласно Эддам, Улле — пасынок Тора, старший ребенок Сиф от отца, не упомянутого в песнях.

1

Конькобежцам также покровительствует Улле (рисунок из книги 19 века)

Однако до того, как скандинавская мифология приобрела ту форму, которую мы знаем, именно Улле был верховным богом у некоторых народов. После того, как Один «официально» стал править, Улле тихо уступил ему место и отошел на второй план. Что не очень часто встречается в мифологиях мира, но это случается.

Но учитывая то, что произойдет в будущем (согласно Старшей Эдде), положение Улле, пожалуй, можно считать уникальным. Не только потому, что он — в отличие от Одина — переживет Рагнарек: среди богов есть несколько таких счастливчиков, включая уже умерших, чья судьба — вернуться к жизни. «Речь Гримнира» намекает: в светлом будущем обновленного скандинавского пантеона именно Улле вновь возглавит божественную компанию! Мудрая тактика: тихо отойти в тень, позволить претенденту на трон править столько, сколько он сможет, затем дождаться перезагрузки системы и снова захватить власть!

Локи

1

Локи из исландского манускрипта XVIII века.

И, конечно же, мы не можем обойти вниманием часто упоминаемый источник почти всех бед в Асгарде и вокруг него — Локи. Локи, конечно, бог (хитрости и коварства, а также огня), но совсем не ас. По словам его отца Фарбаути, он родом из Йотуна, а что касается его матери Лаувеи, то неясно, из Эсира она или из великанов. В любом случае, Локи терпели в Асгарде достаточно долго, несмотря на его бесчисленные выходки, поскольку эсиры часто обращались к богу-трикстеру, когда им не хватало собственного остроумия, сообразительности или чувства юмора.

Дети Локи также создали (и будут создавать) множество проблем для Асгарда. Их не мало. Помимо уже упомянутых, великанша Ангрбода родила Хель, владыку мира мертвых, и огромного змея Йормунгандера: он вырос настолько огромным, что обогнул всю землю и укусил себя за хвост. От жены Сигуна родились Вали и Нарви, которые впоследствии стали жертвами ненависти эсиров к своему отцу. Более того, найдя на пепелище погребального костра полусгоревшее сердце злой женщины и съев его, Локи породил всех ведьм в мире!

Локи любил переодеваться в разных животных. Он даже занимался сексом и рожал детей в инопланетных формах.

Несмотря на то, что благодаря Локи аэсиры всегда получали какое-то преимущество (Тор благодаря ему получил молот Мьёльнир, Один — копье Гунгнир и кольцо Драупнир, позволяющее стать непобедимым), наступил момент, когда терпение жителей Асгарда иссякло. Поводом послужило не убийство просвещенного Бальдура, а просто пьяная драка.

1

Сигнион, Локи и змея — да будут они вместе…. (художник Мартен Эскиль Винге)

После пира, на котором Локи появился без приглашения и оскорбил всех эсиров, положение «шута и любимца богов» больше не спасало плута. Хотя он пытался спрятаться в водопаде, превратившись в лосося, его поймали. В это же время его сыновья Вали и Нарви были пойманы при попытке вступиться за отца — Вали был превращен в волка, а его брат разорван на куски.

После этого Эсир связал Локи внутренностями его сына («ибо это оковы, которые отец не может разорвать»), а богиня Скади, мстя за своего отца Тяси — Тор убил его хитростью Локи, — повесила над головой бога змею, яд которой непрерывно капал на лицо пленника. Вернее, капал бы — если бы не его верная жена Сигюн, которая не побоялась гнева богов и оставила мужа на произвол судьбы. Не имея возможности освободить Локи, она хотя бы держит над ним чашу. Когда чашка наполняется, Сигун должен ее вылить. В это время яд попадает на лицо Локи, и он бьется в конвульсиях — так скандинавы объясняли причину землетрясений.

Выходит солнце,
…яркие звезды…
…яркие звезды..,
пламя бушует
питательное вещество для жизни,
Жара невыносимая
и жара достигает небес».

«Пророчество Вёльвы» (Старшая Эдда)

В этом мире нет ничего бесконечного — и боги Асгарда прекрасно знают об этом. Ведь большинство из них живут только до Рагнарека; то же самое касается и жителей других миров — людей, альвов, гномов, великанов….. Рагнарек невозможно остановить: смерть Бальдра положила начало процессу разрушения всей вселенной.

Скандинавская мифология. Боги, миры, монстры и эдди 1

Последняя битва. Генеральный план

Первой из них будет «зима гигантов» — она продлится три года, и немногие переживут ее. Таким образом, останутся только два человека: женщина по имени Лив («Жизнь») и мужчина по имени Ливрасир («Дыхание жизни»). Они укрываются в роще Ходдмимира и питаются утренней росой.

Чудовищный волк Фенрир разорвет свои цепи и проглотит солнце в день Рагнарока. Правда, прежде чем это произойдет, солнце породит другое солнце, которое продолжит небесный путь предыдущего. Однако есть небольшая надежда, что проблемы ограничатся затмением — будут также звезды, сорванные со своих мест…..

В час Рагнарока Локи поведет армию великанов и чудовищ на Асгард

1

Начало Рагнарока: Локи вырвется на свободу

Дела на Земле не станут лучше. Начнутся сильнейшие землетрясения — горы будут рушиться, а деревья вырываться с корнем. Мировой змей Йормунгандр выйдет из глубин океана, заставив все моря покинуть свои берега. На бушующих волнах этого всемирного потопа из Хельхейма отплывет страшный корабль Нагльфар, сделанный из ногтей мертвых (в качестве альтернативы он будет плыть по льду, замороженному за три года зимы, на манер гигантских саней). Он несет с собой неисчислимую армию снежных великанов, а возглавляет его Локи, освободившийся от своих страшных уз.

В качестве меры предосторожности древние скандинавы обрезали ногти своих умерших и сжигали их — вы не можете действительно защитить себя от Рагнарёка, но вы можете, по крайней мере, немного отсрочить его…..

Не останутся в стороне и огненные гиганты Муспельхейма. Ведомые владыкой Суртом, они пройдут «как южный ветер» к радужному мосту Биврёст — и после прохождения огненной армии мост в Асгард будет разрушен. Хеймдалль затрубит в свой рог на Гьяллахорне — и призыв будет услышан во всех мирах. Против великанов выступят все Эсиры под предводительством Одина и все воины Валгаллы. Начнется последняя битва.

1

Даже волшебное копье Одина не поможет против разъяренного четвероногого сына Локи. На заднем плане справа Фрейр сражается с Суртом — там тоже все закончится плохо.

Фенрир, умерший от голода после долгих лет плена, не покончит с Солнцем: следующей его жертвой станет сам Один. Однако сам волк проживет после этого недолго — его убьет Видар, бог мести и молчания. Тюр, бог войны, сразится с четырехглазым людоедом Гармом, хранителем Хельхейма — ни один из них не выживет в поединке. Легкий ас Хеймдалль сражается с Локи — и пара сталкивается с одинаковым исходом.

Тор сражается со змеем Ёрмунгандром, убивает их обоих, когда могучий ас наносит смертельный удар, но падает на землю в девяти шагах от яда, вытекающего из пасти чудовища.

Фрейр, бог плодородия и лета, сразится с Суртом — и погибнет. Более того: видя, что ни одна из сторон не может победить, Сурт своим великим огненным мечом срубит само мировое дерево Иггдрасиль — и весь мир будет поглощен огнем. Такой красочный конец в скандинавской мифологии….

Скандинавская мифология. Боги, миры, монстры и Эдды

Такой красочный конец в скандинавской мифологии….

В конце концов, однако, это почти счастливый конец для творения. За разрушением мира последует возрождение. «Земля поднимется из моря, зеленая и прекрасная. Поля, не возделанные, будут покрыты ростками». Выжившие аэсы (а также Бальдр, его слепой брат и невольный убийца Хёдр, вернувшийся из царства мертвых) вновь поселятся в Асгарде и создадут новый мир, еще более прекрасный, чем прежний. А Лив и Ливрасир вновь породнят человеческую расу. Но это уже будет совсем другая история.

Если вы нашли опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. #мифы и легенды #скандинавская мифология Татьяна Луговская Показать комментарии

    •  
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector