Друиды

В VII веке нашей эры аббат Адамнан Ионский в своем труде «Житие св. Колумба «описал сцену опасного путешествия ирландского монаха Колумбы «в сердце тьмы» — на север Британии к племени пиктов с целью обратить этот кельтский народ в христианство.

В отличие от своих соседей, уже принявших новую религию, пикты по-прежнему придерживались языческих верований. Они верили не в монахов, а в друидов, предпочитали письменности устную традицию и практиковали «охоту за головами» — жестокий ритуал, заключавшийся в отсечении и сохранении головы врага после убийства .

Колумб хорошо понимал, куда он идет и на какой риск идет. Совершив опасное путешествие к озеру Лох-Несс, ирландский монах встретил одного из пиктских королей и попытался убедить его принять новую веру. После чего, как пишет Адамнан об Ионе, произошла «сверхъестественная битва». С одной стороны, у Колумба был громкий голос, раскатистый, как гром. С другой стороны, королевский друид. В этой битве монах победил, едва не убил друида, но потом в истинно христианском духе простил его.

Адамнан сообщает, что кельтский жрец выжил. Автор, однако, умалчивает о другом — пикты по-прежнему упорно цеплялись за язычество. Пройдут десятилетия и даже больше миссионеров, прежде чем пикты окончательно примут христианство.

Друиды — жрецы или волшебники?

Обратите внимание на слово «друид»? Вы, должно быть, слышали его. К сожалению, сегодня значение слова искажено и часто изображается в массовой культуре как нечто мистическое, одаренное магией. Однако на самом деле это слово не означает ничего необычного.

В древности кельтских жрецов, или языческих священнослужителей, называли друидами. Кельты — племена, говорящие на индоевропейских языках, в древности населявшие Британские острова, Западную и Центральную Европу. Слово «друид» происходит от двух или более кельтских слов dru-vid-es, означающих «знание» и «дуб» или «тот, кто знает дуб».

Историки считают, что друиды:

  • совершал все религиозные обряды, например, принося жертвы;
  • занимались целебными, варили лекарственные отвары (их называли снадобьями), особенно из священных растений типа омелы;
  • занимается гаданием и ворожбой;
  • они были хранителями мифологических поэм и легенд, которые он передавал из уст в уста;
  • помогал правителям в судебных делах, наследственных спорах, в разрешении конфликтов из-за межплеменных (государственных) границ;
  • следил за тем, чтобы воины приносили присягу, показывая тем самым свою верность вождю.

В некоторых источниках говорится, что друиды подчеркивали свой особый статус в обществе длинными белыми одеяниями и, возможно, необычными головными уборами. Найденные археологами шлемы, которые, по словам экспертов, конечно же, не имеют военного назначения, могут принадлежать друидам. Такой головной убор обычно украшали коричневыми деталями в виде листьев, шишек, иногда рогов.

Рогатый шлем

Неясно, была ли у друидов какая-либо внутренняя иерархия. Согласно записям Юлия Цезаря, например, в Галлии первосвященник избирался пожизненно. Кроме того, существовало разделение ученик/учитель, и чтобы стать друидом, юноше пришлось потратить 20 лет своей жизни на обучение, которое, впрочем, делалось устно. Знания передавались из уст в уста не из-за недостаточного умения читать, а для того, чтобы непосвященные не имели доступа к этим знаниям.

Роль друидов в кельтском обществе

Друиды выступали в качестве посредников между людьми и богами. Считалось, что жертвоприношение богам от имени жреца сделает их более милосердными к людям, а значит, пошлет им менее тяжелые испытания. Юлий Цезарь (100-44 гг до н.э.) отмечал в своем труде «Записки о Галльской войне:

«Друиды принимают активное участие в делах богослужения, подчиняются законам общественных жертв, истолковывают все дела, связанные с религией; к ним приходит много молодых людей, чтобы преподавать учения, и они вообще пользуются большим уважением у галлов» (VI: 13).

По сути, кельтские жрецы обладали монополией на религиозные церемонии, поэтому любому, кто отказывался выполнять их требования, грозило отлучение от ритуалов. Такой человек стал «плохим» и «чужим». Это может быть табу (гейси или гейс) или заклинание. Например, самым безобидным видом табу является отказ от употребления в пищу определенного вида мяса, но если гейсси не соблюдалось, кельты считали, что виновный или его родственники скоро умрут или постигнут несчастье.

Фрагмент котла из Гундеструпа

Друиды также готовили зелья, которые, как считали средневековые историки, укрепляли их табу и заклинания. Однако, по мнению современных специалистов, сочетание обрядов с колдовством есть не что иное, как попытка средневековых христианских писателей очернить как самих кельтских жрецов, так и языческие культы в целом.

На самом деле друиды разбирались в целительстве и природных средствах, лечили некоторые болезни травами и не давали им распространяться по племени. Например, «священной травой» кельтов была омела, она считалась традиционным символом жизни и плодородия, потому что омела сохраняет свои листья даже тогда, когда дерево, на котором растет омела (паразиты), их теряет. Друиды считали, что свойства омелы обладают чудодейственной силой, поэтому она лучше всего подходит для лечения недугов.

Древнеримский писатель Плиний Старший (23–79) писал в своей «Естественной истории:

«Не было у друидов ничего более священного, чем омела и дерево, которое ее носило, священный дуб… Под дерево вели двух белых быков, а друид, одетый в белое, взбирался на дуб и бросал на него рубленую омелу, белый платок. Наконец они приносили жертву в надежде на милостивое подстрекательство божества, ибо верили, что напиток с омелой делает человека и животное плодородным и невосприимчивым ко всякому яду» (XVI: 95).

Плиний поясняет, что время проведения ритуалов и сбора омелы было очень важным для друидов, сбор священного растения происходил строго в определенные дни календаря:

«…Омелу срывают, если возможно, на шестой лунный день (потому что по лунам исчисляют свои месяцы и годы, а также возраст в тридцать лет). Выбирают этот день потому, что Луна уже оказывает значительное влияние, хотя еще не на полпути» (XVI с. 249).

Ритуалы, жертвоприношения и погребения

Друиды руководили всеми видами религиозных церемоний в кельтских обществах; он приносил жертвы богам у рек, родников, озер, болот, на вершинах холмов, в священных рощах, особенно дубовых. Все эти объекты считались местами встречи физического и сверхъестественного мира. Жрецы возносили молитвы, а затем предлагали богам еду, оружие и украшения.

Культисты также приносили в жертву людей в качестве «великого дара небесам», большинство из которых были воинами в плену. Иногда друидов убивали для гадания. Перед ритуальным жертвоприношением (людей или животных) жрецы присматривали за несчастным, а когда приближался час его смерти, внимательно наблюдали за ним. Друиды верили, что агония, брызги крови и даже то, как тело упало на землю, могут пролить свет на будущее.

Одну такую ​​вероятную ритуальную жертву археологи обнаружили в 1980-х годах в болоте недалеко от деревни в графстве Чешир, Англия. Находка получила название «Человек из Линдоу», останки показывают, как друиды расправлялись со страдальцем перед тем, как отправить его в последний путь. Мужчина из Линдова жил на рубеже I-II веков нашей эры и умер в возрасте 25 лет. Ученые установили, что перед смертью ему аккуратно подстригли усы и бороду и аккуратно подстригли ногти. Обследование желудочно-кишечного тракта показало, что за несколько часов до смерти человек съел обгоревшие зерна пшеницы и ячменя, а также пыльцу омелы, священного растения друидов.

Друид под деревом

Друиды также совершали более мирные ритуалы, такие как похоронные церемонии. Археологические раскопки показывают, что кельты верили в загробную жизнь: в могилах кельтских воинов и правителей археологи находят личные вещи, оружие и золотые украшения, скорее всего, живые верили, что все эти предметы могут понадобиться мертвым в загробной жизни.

Кельты также верили, что после смерти тела душа человека переходит в другую оболочку. Точно неизвестно, кто именно пропагандировал идею о переселении душ среди кельтских племен: друиды, то есть правители, могли использовать эту идею для поощрения своих воинов в битвах.

Куда делись друиды?

Первые гонения на кельтских жрецов начались в Римской империи. Почему Рим так не любил друидов? Историки называют несколько причин:

  • возможно, Рим видел в друидах связующую силу для культур, которые они пытались завоевать;
  • нежелание римлян приносить человеческие жертвы (и это при их любви к гладиаторским боям и казням);
  • идеологическая борьба: культура Римской империи была материалистической и иерархической, а друиды были духовно-нравственно ориентированными, с верой в коллективную собственность.

Несколько императоров пытались полностью истребить друидов, особенно Тиберий (14-37 гг н.э.) и Клавдий (41-54 гг н.э.). Несмотря на систематические убийства кельтских жрецов, постоянные разграбления их святынь и уничтожение священных рощ, Риму так и не удалось избавиться от этих культистов.

С появлением христианства в Западной и Центральной Европе начались новые гонения. Это были более успешные кампании. Друиды и кельтская религия почти полностью исчезли в XI-XII веках. Однако с 20 века интерес общественности к учениям древних кельтов проявляется. В октябре 2010 года Британская благотворительная комиссия официально признала культ духов природы (друидизм) религией. К 2020 году десятки тысяч британцев считали себя друидами. Однако современное движение друидов не имеет прямого отношения к древним кельтским жрецам.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector