- Пифагореизм в качестве религиозно-философского учения
- Пифагор
- Истоки происхождения пифагореизма
- Принцип и основы пифагореизма
- Пифагор не являлся почитателем крайностей
- Основные эстетические категории космологического учения
- Пифагор и пифагорейцы
- История пифагорейской школы
- Нумений из Апамеи
- Музыка как основа эстетических взглядов пифагорейцев
- Пифагорейская философия чисел
- Чистая философия Пифагора в действии
Пифагореизм и Пифагор: философия человека и человечества. И название, и концепция пришли к нам из Древней Греции. «Кто такой человек? Он тот, кто много спит, много ест и мало думает? Достоин ли он звания человека?». — Именно эти вопросы задавал в своих трудах мыслитель и философ Пифагор.
Пифагореизм в качестве религиозно-философского учения
Пифагореизм (или пифагорейство) — это направление философской и религиозной мысли, возникшее еще в 6-4 веках до нашей эры. Но и сегодня люди все чаще обращаются к поиску тех же непреходящих человеческих истин. Хотя многие из них уже были открыты человечеству через тех или иных его проводников и пришли к нам, можно сказать, из глубин самой Вселенной.
Пифагорейский принцип во многих своих основах не утратил своей актуальности в мире людей и много веков спустя. Хотя иногда кажется, что в древности люди были гораздо ближе к пониманию этих самых истин….. И как бы ни совершенствовались сегодня пресловутые научно-технические достижения, суть человечества, с момента его появления на земле и до сегодняшнего дня, кажется неизменной.
Пифагор
Уроженец греческого острова Самос, он был одним из тех, кто стал проводником определенного свода правил существования в мире homo sapiens и, соответственно, переводчиком этих правил на язык людей.
Пифагор родился около 580 — 570 гг. до н.э. в семье огранщика драгоценных камней, купца Мнесарха: то есть он происходил из торгово-промышленных кругов своего времени и отличался ясным умом, гармоничной красотой и невероятным блеском.
Истоки происхождения пифагореизма
Когда Пифагору было около сорока лет, он покинул родную Грецию, и с этого момента начались его странствия. Они начались с посещения Египта, и с этого момента, можно сказать, путешествия основательно вписываются в жизненную программу философа, а впечатления от них ложатся в основу его последующих биографий.
Греческий мыслитель основал пифагорейскую философско-политико-религиозную общину в городе Кротоне на юге Италии. По словам Дикеарха, — здесь он привлек к себе весь город, как человек многих странствий, замечательный и от природы богато одаренный судьбой, ибо имел величественный вид и большую красоту, благородство речи, манер и всего остального.
В результате законы, советы и наставления Пифагора были приняты кротонцами как божественные предписания, и они никогда их не нарушали. Весь город и его собственность считались общественными. Пифагор считался богом, и жители города не называли его по имени, а обращались к нему, используя только слово «божественный».
Пифагорейское общество было закрытой организацией, члены которой были посвящены в определенные знания. Им было предписано строго соблюдать определенные обряды, заповеди и аскетизм. Это не должно было быть обнародовано каким-либо образом.
При вступлении в Пифагорейский союз его новые члены проходили определенные испытания, среди которых были такие практики, как обет молчания, практика безмолвной медитации и мистическое понимание смысла пифагорейской доктрины «аксумата».
Следует отметить, что пифагореизм и сегодня считается одним из главных идейных источников христианства.
Принцип и основы пифагореизма
В двух словах, в истории естествознания и философии это движение отличается своей мистической направленностью, приверженностью аристотелевской традиции и стремлением понять окружающий нас мир.
Космологическая наука пифагореизма или пифагорейской философской школы выходит за рамки какой-либо одной локальной или фрагментарной теории. В ней наша Вселенная — это космос, который реализовал в себе прекрасный порядок. И весь наш мир — это некое упорядоченное целое, подчиняющееся закону гармонии и числа. Скорее, философия Пифагора — это размышление о том, что является самым важным в жизни человека, что питает и окружает эту жизнь.
Мыслитель считал, что музыка, геометрия и астрономия необходимы для понимания Бога, природы и человека.
Пифагор не являлся почитателем крайностей
Он был сторонником большей умеренности, а не каких-либо излишеств.
Мы должны всеми силами стремиться истребить излишество во всем и огнем и мечом изгнать болезни из тела, невежество из души, обжорство из желудка, призывы к мятежу из городов, раздоры из семьи.
Не может быть большего преступления, чем анархия, считал Пифагор. Однако слишком много добродетели — это тоже порок, считал мудрец.
Основные эстетические категории космологического учения
Влияние пифагореизма на формирование христианской доктрины и связанных с ней догм не случайно. Первоначальное единство мистического и теологического компонентов было расширено этим учением и представлено как симбиоз науки и религии, что во многом обусловило то огромное влияние, которое пифагореизм оказал на умы человечества.
Отдельной темой здесь была попытка философского и математического обоснования религиозной доктрины бессмертия души.
Пифагор описывал Божественное как своего рода монаду: Тот, Кто есть Все. По его мнению, Бог — это некий высший разум, распространенный по всей Вселенной. Он — источник и причина разума и силы всего сущего.
Тело Бога, согласно Пифагору, состоит из субстанции света, а природа Бога — из субстанции истины.
Пифагор и пифагорейцы
Так называемая теорема Пифагора в самом широком смысле — помимо перефразированного в наше время постулата о том, что пифагоровы штаны равны во всех направлениях — содержит в себе глубокую, мы бы сказали, космическую суть.
Он верил в происхождение мира, исходя из того, что существуют две противоположности: конечное и бесконечное. И оба эти начала гармонично согласуются между собой. Другими словами.
Закон Вселенной заключается в том, что существует гармония мира. И это фундаментальная истина.
История пифагорейской школы
Его можно разделить на два этапа: ранний пифагореизм — от возникновения до появления Филолая (ок. 530-430 гг. до н.э.) и его поздний этап до исчезновения школы, которое произошло ок. 430-330 гг. до н.э.
Всего в пифагорейском сообществе участвовало двести восемнадцать человек. Некоторые из них изучали науку, медицину и философию (Пифагорейский философский союз). Пифагорейское учение о метемпсихозе (переселении душ) также является одним из результатов их исследований. Большинство пифагорейцев были просто последователями и приверженцами образа жизни, проповедуемого Пифагором.
Мы не будем здесь подробно перечислять все их имена, сегодня они уже не являются тайной. Тем не менее, представляется целесообразным перечислить некоторые из основных понятий, сформулированных ими.
Поэтому участники школы создали специальную таблицу с десятью видами противоположностей:
- четные — нечетные;
- один — много
- справа — слева;
- мужчина — женщина;
- неподвижность — движение;
- прямолинейность — кривизна;
- светлый — темный;
- добро — зло;
- квадрат — вытянутый прямоугольник.
Говоря о последователях и приверженцах пифагореизма, следует упомянуть, в частности, такие известные имена, как Гераклит и
Нумений из Апамеи
Этот греческий философ-неопифагореец посвятил свои исследования взаимосвязи учений Пифагора, Сократа и Платона.
Необходимо, чтобы человек, удалившись от чувственных вещей, вступил в интимный союз с Благом, один на один, где нет ни человека, ни какого-либо другого существа, ни тела, ни малого, ни большого, но где есть чарующая сладость неописуемого уединения; там место Блага, его учения и его великолепия, само Благо в покое и безмятежности….. И если кто, увлекшись чувственными вещами, живя в удовольствиях, воображает, что достигает Блага, тот не знает своей ошибки.
Хорошие слова!…
Музыка как основа эстетических взглядов пифагорейцев
Хотя красота как видимая черта мира была очевидна и очень важна для греков, однако большее влияние на их философию оказала не живопись или любой другой вид изобразительного искусства, а музыка. Пифагорейцы, глубоко изучив его, пришли к выводу, что.
суть красоты — это определенная пропорция, мера и число.
А музыка, с другой стороны, помимо того, что вся состоит из определенных пропорций звука, также обладает невероятной силой воздействия на человеческую душу. И движение, и звук близки к природе человеческих чувств. Хорошо известно, что наибольшее влияние на людей оказывают чувства.
Поэтому Пифагору и его последователям было ясно, что воздействие на душу с помощью музыки — это очень серьезное дело. Таким образом, хорошая музыка может улучшить нашу душу, плохая, наоборот, нанести ей непоправимый вред, развращая ее и, через это, лишая ее божественного происхождения и личности.
Греки называли психогатией (владение душой) воздействие на людей с помощью искусства музыки. Пифагорейцы делали особый акцент на том, что в обществе должна использоваться только хорошая музыка — и это должно быть законом. Для любого человека музыкальный произвол чреват непредсказуемыми последствиями: ведь на карту поставлено психическое и нравственное здоровье нации.
Источником таких взглядов для пифагорейцев было не только само древнегреческое искусство, но и элементы орфических религиозных верований.
Пифагорейская философия чисел
В мифологии числа в Древней Греции обожествлялись. Семь, десять, один и некоторые другие числа считались особенно священными. Был даже специальный трактат об абсолютизации чисел, и в частности об уникальном значении и смысле семерки.
Пифагор считал, что все в нашем мире состоит из семи, так как это число имеет божественную природу и является правителем мира. Именно это число связало понятия фатум и кайрос (критическое время). Личность как целое ассоциировалась у греков с единством.
Надо сказать, что, погружаясь в мир наук — математики, геометрии, гармонических и математических измерений, — ученики Пифагора под его руководством совершили немало открытий и здесь. Они создали арифмологию, своего рода мистическую математику, не говоря уже об открытиях в арифметике, геометрии и астрономии.
Чистая философия Пифагора в действии
Многие из убеждений Пифагора, которые он проповедовал еще до нашей эры, не потеряли своей актуальности и сегодня. Просто посмотрите на современные диеты… Но философ того времени считал, например, что употребление мяса ухудшает интеллект….. (Древний Рим по этой причине тоже не смог противостоять натиску времени…). — Впрочем, эта мысль — всего лишь мое лирическое отступление, не претендующее на историчность.
Водя время от времени людей в храм для молитвы и медитации, Пифагор брал с собой еду и питье — мак и кунжут, шкурки морского лука, цветы нарцисса, листья мальвы, ячмень, горох и дикий мед.
Для приготовления напитка он использовал семена огурца, кишмиш, кориандр, семена мальвы, тертый сыр, масло и молоко с диким медом. Этот рецепт, как считал Пифагор, Геракл, странствуя в Ливийской пустыне, получил от самой богини Цереры…..