Сорок мучеников Севастийских Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Сорок мучеников СевастийскихРусская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Церковь вспоминает сорок Севастийских мучеников 22 марта (9 марта по старому стилю). Сорок мучеников Севастийских были христианскими воинами, которые были замучены за веру в Христа в Севасте (Малая Армения, современная Турция) в 320 году во время правления Лициния. Сорок мучеников высоко почитаются православными христианами.

  

Оглавление

  • Сорок мучеников Севастийских. История праздника
  • Тропарь, кондак и канон сорока Севастийским мученикам
  • Традиции празднования памяти Сорока Севастийских мучеников
  • Сорок мучеников Севастийских. Иконки
  • Святыни в честь Сорока мучеников Себастийских

  

Сорок мучеников Севастийских. История праздника

Сорок мучеников происходили из Каппадокии. Они были частью римской армии, расквартированной в городе Себастия. Агрикола, языческий полководец, потребовал, чтобы они принесли жертвы языческим богам. Сначала он убеждал их обещаниями повышения и денег. Затем он пригрозил им тюрьмой и смертью. Однако солдаты отвергли все предложения и угрозы Агриколы, и он бросил их в тюрьму. Через некоторое время в город прибыл знатный сановник Лисий и приказал побить христианских солдат камнями. Камни, брошенные в солдат, пролетели мимо, а камень, брошенный Лисиасом, попал в лицо Агриколе. Мучителям стало стыдно за случившееся, и они вернули христиан в тюрьму. Ночью в темнице воины услышали утешительный голос Господа:

Кто верует в Меня, тот, если и умрет, жив будет. Мужайтесь и не бойтесь, ибо вы получите венцы нетления.

Мучители отвели солдат к озеру, раздели их догола и положили на лед. Рядом с ними поставили теплую ванну, чтобы они могли погреться в ней, если отрекутся от Христа. Один из солдат после нескольких часов пыток забежал в ванну, но тут же умер. Ночью стражники спали, только один из них, Аглая, оставался в сознании. Он удивлялся, как солдаты-христиане, несмотря на ужасные страдания, не переставали молиться. В три часа ночи он увидел, что над озером появился яркий свет. Стало очень тепло, так что лед растаял. Аглая не понимала, что происходит. Он поднял голову и увидел светящиеся короны над головами воинов. За каждого мученика полагалось тридцать девять венцов. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, разбудил стражников и побежал к воинам-христианам: «И я христианин!». Он молился:

Господи Боже, я верю в Тебя, в Которого верят эти солдаты. Объедини меня с ними, чтобы я страдал вместе с Твоими рабами.

Римские солдаты, видя, что мученики не замерзают, сломали им голени и сожгли. Кости мучеников бросали в воду, чтобы христиане не могли их поднять. Согласно житию, через три дня мученики явились во сне святому Петру, епископу Севастии (IV век), и приказали ему похоронить их останки. Епископ и некоторые священнослужители собрали кости мучеников в течение ночи и похоронили их с почестями. Имена мучеников Себастии таковы: Кирион, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евнокий, Уалент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Кандид, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аэций, Флавий, Акакий, Экдиций, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Доментиан, Гай, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сацердон, Николай, Уалерий, Филоктимон, Севериан, Гудион, Мелитон и Аглаий.

  

Тропарь, кондак и канон Сорока Севастийским мученикам

Тропарь, т.1.

Господи, возрадуйся страстям святых, страдавших через Тебя, и исцели все наши страсти и скорби, ибо мы умоляем Тебя о человеколюбии.

Тропарь, глас подобен.

Все вы, носители Страстей, четвероногие воины Христовы, стойкие борцы, вы прошли огонь и воду и стали согражданами ангелов; вместе с ними молитесь во Христе, с верой за прославляющих вас. Слава Тому, Кто дал тебе силу, слава Тому, Кто увенчал тебя, слава Тому, Кто даровал тебе все исцеления.

Кондак, т. 6.

Они оставили все воинства мира и прилепились к Суверенному Богу на небесах, вы, четыре-четыре поклонника Господа; через огонь и воду вы прошли благословенными; вы получили почести с небес и венец величия.

Библиотека русской веры
Канон святым сорока мученикам 

Читать онлайн

Народные традиции празднования памяти Сорока мучеников Севастийских

День памяти Сорока Севастийских мучеников в народе называют «сороки» или иногда «плетень». Согласно народным поверьям, в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, первая из которых — жаворонок. «Опытные крестьянские старики говорят, что жаворонки иногда прилетают рано, но им не повезет, если они прилетят и замерзнут до смерти. Но жаворонок, который летит к сороке, настоящий, он не умрет». «Накануне праздника женщины пекли «жаворонков» из ржаной муки и давали их детям утром. Жаворонки пеклись с раскрытыми крыльями, словно в полете». Жаворонок взмывает ввысь, а затем «падает», как камень, на землю — крестьяне объясняли это особой смелостью и смирением этих птиц перед Богом. Жаворонок быстро взмывает ввысь, но, пораженный величием Бога, приседает в глубоком благоговении. Таким образом, жаворонок представляет собой хвалебную песнь мучеников, их смирение и стремление ввысь, к Царству Небесному, к Господу Иисусу Христу.

Сорок мучеников СевастийскихРусская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Также утром женщины делали во дворе сорок соломенных гнезд и клали в каждое из них кусочек теста в форме яйца (это делалось для того, чтобы куры вылупились дома и не попали в чужой двор). Когда «жаворонки» из теста были готовы, дети побежали с ними в сарай, чтобы заколдовать жаворонка. Там они выстроили своих птиц всех вместе, на высоком месте, и стали вместе кричать песню несколько раз: «Жаворонок, приди, унеси холодную зиму, принеси теплую весну: зима нам наскучила, съела весь наш хлеб». Слова этой детской песни менялись в зависимости от региона. Затем дети сняли с себя жаворонков и побежали по деревне с той же песней. Это продолжалось до второй половины дня. Вдоволь набегавшись, дети собрались и стали есть свои ржаные «жаворонки». Обычно съедали всех птиц, оставляя голову — дети сохраняли ее для матери. В конце праздника дети поздравили друг друга с весенним праздником и разошлись по домам. Дома каждый ребенок дарил матери головку жаворонка со словами: «Вот тебе, матушка, головка жаворонка: как жаворонок высоко летает, так и лен твой будет высок». Какова голова моего жаворонка, таков и твой лен, чтобы он был так упоителен». Также считалось, что по погоде на жаворонка можно определить погоду на весну и лето. Если на Сороки были морозные утра, то это означало, что весной будет сорок «утр».

  

Сорок мучеников Севастийских. Иконы

Иконописная традиция началась в 4 веке. Одна из первых сохранившихся икон находится в церкви Санта Мария Антиква в Риме, 7-8 век. Изображения мучеников Севастийских встречаются на миниатюрах в Псалтири. Известны такие миниатюры, как Хлудовская псалтырь IX века, Лондонская псалтырь 1066 года, Псалтырь Барберини 1060 года, Киевская псалтырь 1397 года.

К X веку появляются два основных типа иконографии Сорока Севастийских мучеников: сцена их мученичества в ледяном озере (они стоят вместе обнаженные, поддерживая друг друга) и отдельные изображения святых в медальонах, изображающие их с крестами в руках или, реже, в виде воинов с оружием в руках. Фрески с отдельными изображениями воинов с оружием и в доспехах встречаются в каппадокийских храмах. В Софийском соборе в Киеве на облицовке главного купола находятся мозаичные изображения мучеников Севастийских. Мученики изображены как молодые безбородые мученики, но среди них есть и пожилые мученики. Согласно сокращенной версии, мученики стоят в воде со скрещенными руками, поддерживая друг друга, а над их головами сияют короны. В полной версии изображена купольная баня, в которой прячется воин, не выдержавший испытания. Иногда вместо убегающего воина в проем входит стражник Аглаи. Иконы, хранящиеся в музее Реклингхаузена, представляют собой примеры полного варианта иконографии Сорока мучеников: здесь есть фрагмент годовой Миннеи (первая половина XVI века) и греческая икона 1600 года. Краткая ревизия — миниатюра середины XI века из греческой Миннеи, хранящаяся в Государственном историческом музее.

Минея мартовская (фрагмент). Икона. Россия. Начало XVII века Московский археологический архив Духовной академии. Минея Марта (фрагмент). Икона. Россия. Начало XVII века Московская духовная академия Православно-археологическое исследование.Сорок мучеников Себастийских. Значок планшета. Новгород. Конец 15 века Из собора Святой Софии. Новгородский музей Сорок мучеников Себастийских. Значок планшета. Новгород. Конец XV в. Из собора Святой Софии. Новгородский музей

  

Храмы в честь Сорока мучеников Севастийских

В Константинополе было около восьми церквей в честь 40 мучеников Севастийских, построенных царицей Пульхерией (399-453 гг.) и императором Анастасием. Известно также, что недалеко от Золотых ворот находится церковь Сорока мучеников.

В Велико Тырново, Болгария, освящен православный храм в честь Сорока Севастийских мучеников. Церковь была построена в 1230 году по приказу Ивана Асена II в честь его победы над эпирским деспотом Теодором Дукой 22 марта 1230 года в Клокотнице. Король приписывал свою победу заступничеству сорока мучеников Себастии, в честь которых была посвящена церковь. Это была соборная церковь Великой лавры в Велико-Тырново, основанная в крепости Царевец на левом берегу реки Янтра. Святой Савва, архиепископ Сербии (ок. 1169-1236 гг.), был первоначально похоронен в этой церкви. В мае 1237 года его мощи были перенесены в Сербию. Во времена османского владычества церковь оставалась христианской до начала 18 века, но затем здание было перестроено в мечеть, в результате чего почти все фрески были уничтожены. Несколько картин сохранилось только на северо-западной стене нартекса. В здании бывшей церкви болгарский князь Фердинанд (1861 — 1948) 22 сентября 1908 года объявил о полной независимости Болгарии от Османской империи. Долгое время церковь служила усыпальницей царя. Здесь были похоронены цари Калоян (1197-1207), Иван Асен II, Михаил Шишман (1280-1330), Анна Мария и Ирина, а также многие члены царской семьи и болгарской знати.

Церковь Святых сорока мучеников Севастийских в Велико Тырново, Болгария. Церковь Сорока мучеников Севастийских в Велико Тырново, Болгария

Храм Сорока Севастийских мучеников, расположенный рядом с Новоспасским монастырем в Москве, был освящен в честь Сорока Севастийских мучеников. Вероятно, в 16 веке на этом месте стояла деревянная церковь. Церковь несколько раз перестраивалась. В 1932 году советские власти закрыли церковь, а колокольня была частично обезглавлена. В 1993 году церковь была передана местной общине Русской православной церкви и отреставрирована.

Церковь Сорока мучеников Севастийских рядом с монастырем Новоспас. Москва Церковь Сорока мучеников Севастийских возле Новоспасского монастыря. Москва

В Переслав-Залесе была освящена церковь в честь святых сорока мучеников Севастийских. Церковь расположена в устье реки Трубеж в исторической Рыбной Слободе на берегу Плеславии. Церковь существовала уже в начале 17 века. В патриарших десятинниках под 1628 годом упоминается «церковь святых мучеников четверик, в пригороде, восемь алтын и четыре деньги, десятина гривна». В 1652 году рядом с этой церковью была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Между 1726 и 1727 годами обе церкви обветшали, и были построены новые деревянные. В 1755 году вместо двух деревянных церквей была построена нынешняя каменная церковь. В церкви два алтаря: в честь святых сорока мучеников и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Святых Сорока Мучеников в Переслав-Залесском Церковь Сорока мучеников в Переславле-Залесском

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector