Первый православный Царь

История — это учитель жизни. Конечно, современные воспоминания о прошлом на самом деле направлены в будущее.

Можно провести параллель между временами святых царей Константина и Елены и нашими днями. Тогда, как и сейчас, цивилизованный мир находился на перепутье. Римская империя примерно с середины третьего века после Рождества Христова вступила в окончательный общий кризис, вызванный не только стремлением варваров контролировать территорию тогдашней цивилизации, но, прежде всего, глубоким моральным упадком самой цивилизации.

Первый православный ЦарьТомас Коул. Дорога империи. Крах

Римская религия уже давно изжила себя, растворившись в бесконечном потоке языческих верований, которые поглотили и затопили Рим, так что государство не могло быть спасено с ее помощью. Христианство было не причиной смерти этих уже мертвых верований, а целительной заменой их новой жизнью и надеждой на преобразование общества и государства.

Именно с этого момента в империи началось правление военных императоров. Самым известным из них был император Диоклетиан. Он разделил империю административно на две половины, в каждой из которых был свой император с титулом Август, а затем разделил каждую половину еще больше пополам, поставив во главе другой половины субимператоров с титулом Цезарь. Цезарем, или вспомогательным императором, в западной части Римской империи стал Констанций Хлор, отец Константина Великого. В 306 году Констанций Хлор умер, и ему наследовал его сын Константин, родившийся в городе Ниш, в южной Сербии. Вскоре стало очевидно, что ситуация в империи стала еще более сложной из-за системы четырехсторонней власти (так называемой тетрархии). Затем последовал период постоянной гражданской войны между «тетрархами», который закончился триумфом христианства благодаря победе Константина Великого.

Император Константин Великий

Первый православный ЦарьЦарь Константин Великий, фреска

Константин Великий сначала был озабочен благоустройством своей германской территории, но вскоре обнаружил, что истинное спасение заключается не в административных или политических манипуляциях, а в поиске новых широких и прямых путей в будущее.
Первым из них было возвращение к единоначалию, то есть к истинной монархии, и восстановление единства империи. Ведь империя, созданная со времен Августа, была не настоящей монархией, а пожизненной военной диктатурой, с одновременным вознесением и титулом первосвященника. Только во второй половине третьего века римские императоры начинают носить диадему, или королевскую корону, но в то же время они начинают называть себя «богами» на своих монетах. Для христиан такое величие было абсолютно неприемлемо.
Константин Великий стремится к единству верховной власти в империи и вводит новую золотую монету, солидум, в качестве средства денежного обращения в империи, которая просуществовала после него более семи веков.
Главным поворотом в имперской политике Константина было обратить свой взор на единственные здоровые элементы, которые еще существовали в его государстве, несмотря на все процессы разложения. Таким хранилищем доброго начала в обществе того времени, как и в нашем сегодняшнем, было христианское учение. Однако она отнюдь не была доминирующей в обществе того времени. Христиане составляли около десяти процентов населения империи. В городах было больше христиан, чем в сельской местности. Кроме того, в вооруженных силах в процентном отношении было больше христиан, чем в империи в целом. Они были еще более многочисленны среди лучших представителей общества и военных, лучшим примером чего является Георгий Победоносец, выдающийся римский военный трибун, который был замучен по приказу Диоклетиана в 303 году. Но, самое главное, христианские принципы и концепции во всех отношениях превосходили любые другие верования, имевшиеся в обществе того времени. Таким образом, если христиане не были большинством в империи в то время, они были качественно лучше всех остальных.
Настоящая историческая заслуга Константина Великого состоит в том, что он ясно увидел необходимость разделения двух категорий — монарха и «божества», причем первая категория была закреплена, а вторая устранена. В таком разделении, впоследствии подтвержденном отказом императора Феодосия Великого от титула первосвященника, мы видим корни православного учения о симфонии, окончательно оформленного святым Юстинианом Великим двести лет спустя, в 530 году.

Первый православный Царь«Этим вы побеждены».

Константину Великому было видение Креста Господня с надписью «Сим победиши». Он сразу же изменил символику римской армии, выдвинув новое знамя с изображением Креста во главе. С этим победоносным Знаменем он побеждает, и отныне оно становится Знаменем воинов Христовых из Римской, Византийской и Российской империй. Более того, именно это Знамя формирует само христианство как таковое. Это понятие вскоре было навсегда закреплено святителем Иоанном Златоустом в христианской литургии, во время которой возносятся молитвы за «Филохристо страта» (Воинство Христово). Однако было бы ошибкой думать, что возведение новой символики вызвало немедленное преобразование империи из языческой в христианскую.

Константин Великий в 313 году предоставил христианской церкви и христианам свободу наравне с другими конфессиями. Это был всего лишь акт терпимости к христианству, после всех предыдущих кровавых и жестоких гонений. В 2013 году исполняется 1 700 лет Миланскому эдикту, которым римские императоры Константин Великий (умер в 337 году) и Лициний предоставили свободу вероисповедания всем жителям Римской империи, включая христиан, и впервые провозгласили, что «права на хранение божественных предметов должны быть предоставлены разуму и воле каждого по его собственному желанию», ибо «каждый имеет право свободно выбирать и поклоняться тому, чему он хочет».

Миланский эдикт

Первый православный Царь

В феврале 313 года император Константин Великий и его союзник император Лициний встретились в Милане (Медиолане), где издали специальный эдикт о свободе вероисповедания, который с тех пор называют Edictum Mediolanensium Mediolanus.
В эдикте говорится, что Константин и Лициний Август сочли необходимым предоставить «христианам и всем другим полную свободу (liberam potestatem) в исповедании той религии, которую кто может и считает наилучшей для себя, дабы божество, которое находится на небесном престоле, оказало милость и благосклонность им и всем нашим подданным».
В эдикте говорится о всеобщей свободе вероисповедания для всех подданных. Однако, поскольку в отношении самих христиан вопрос был решен, императоры неоднократно возвращаются с особым акцентом к мысли о том, что отныне христиане не будут подвергаться никаким притеснениям и что им предоставляется полная свобода (liberam absolutamque facultatem) в исповедании своей веры. Всем остальным гражданам предоставляется полное и открытое право выбора между существующими религиями. Кроме того, было принято постановление о бесплатном возвращении христианам их имущества и предметов культа, конфискованных во время недавних гонений. Если бы они были проданы в частные руки, их покупатели могли бы потребовать не от христиан, а от государственной казны сумму, которую они заплатили, поскольку очевидно, что религиозная свобода не может быть реализована без права на церковную собственность. Важно, что именно это второе право
которые в настоящее время пытаются нарушить враги Православной Церкви.
Однако самое трансцендентное значение Миланского эдикта заключается в том, что он впервые в истории человечества провозгласил права человека, поскольку первым правом человека является право на свободу религии и совести. Это подтверждается тем, что Миланский эдикт впоследствии был дополнен в этом смысле рядом других указов. Несколько лет спустя, например, император Константин запретил клеймить лица осужденных людей твердым железом, потому что «все человеческие лица отражают красоту небес». Он также четко определил стандарт, который применяется и сегодня: «В вопросах веры каждый должен руководствоваться велениями своего сердца».

Процессы преображения

Для окончательного триумфа христианского преобразования тогдашнего римского государства потребовалось еще около 80 лет. Только в 391 году в Константинополе испанский император Феодосий Великий официально провозгласил Римскую империю христианским государством.

За эти 80 лет произошло много значительных событий в истории человечества. Силы ада, которым всегда удавалось поддерживать непрерывную цепь провокаций в человеческой истории, ответили на конец открытых гонений на христианство новым видом провокации: ересью. В борьбе с ужасной ересью арианства святой Константин снова отличился своим блеском. Не будучи крещенным, но получив благословение свыше, он созвал Первый Вселенский Собор в Никее в 325 году, который он лично открыл, хотя формально на нем не присутствовал. Епископы из соседних стран также были приглашены на этот Никейский собор. Поэтому это был не только имперский, но и подлинно экуменический Собор.

Первый православный ЦарьПервый Вселенский Собор. 325 г.

Несмотря на первоначальное арифметическое преимущество последователей Ария на Соборе, святой Константин помогает лидерам православия преодолеть ересь Ария, утвердив первую часть Символа веры, в которой определяется единство Сына Божьего с Богом Отцом. Это подтверждает принцип синодальности, согласно которому Истина требует синодального единодушия, поскольку оно превалирует над временным арифметическим подсчетом голосов. Сам Арий и последователи его ереси (которые занимали левое крыло зала, став прообразом всех левых парламентских фракций) были преданы анафеме Никейским собором, которую никто и никогда не сможет отменить.
В то же время Никейский собор утвердил принципы нового христианского календаря, который представлял собой синтез ветхозаветного лунного календаря и римского юлианского солнечного календаря. Затем святой Константин засвидетельствовал подписи святых отцов Первого Вселенского собора, что ознаменовало начало роли православных царей как нотариусов христианской церкви. С этого момента все церковные постановления Собора были одновременно утверждены в качестве государственных декретов. По словам нашего великого русского мыслителя Льва Тихомирова,
Сам Константин Великий, канонизированный христианской церковью как «апостольский экватор», стал прототипом православных царей, в том числе и русских.
Константинопольский патриарх Иоасаф II в консисторском послании 1562 года разрешил царю Ивану Грозному «быть и называть себя царем в законе и благочестии, царем и государем православных христиан во всей вселенной, от Востока до Запада и до Океана: да будет он среди царей, как равноапостольный и славный Константин».

Святой Константин, крещенный незадолго до своей смерти в 337 году, оставляет после себя христианское государство, которое еще не полностью сформировалось, и после его смерти происходит борьба между двумя великими историческими процессами человечества: трансформацией и дегенерацией. Были моменты колебаний даже у самого царя Константина под настойчивым давлением последователей Ария, но на этом разрушительном пути неизменно возникал спасительный барьер анафемы арианству и самому Арию, а также принцип синодальности. Даже в самой королевской семье вскоре появился дерзкий отступник, который попытался провозгласить триумф антихристианской реакции.

Константин Великий добился единства верховной власти в империи.
Возвращение к истинной монархии было более сложным и длительным процессом, требующим преодоления ряда предшествующих преобразований и реконструкций на протяжении веков и учета новой религиозной ситуации в империи. Константин Великий осознавал, что верховная власть в воссоединенной им империи не была верховной, даже не была монархической властью в полном смысле этого слова.

Дополнительный конституционный принцип

Первый православный ЦарьПамятник Константину Великому в Йорке, Англия

Святой Константин Великий «был не представителем какой-либо, пусть даже христианской, народной воли, а выразителем народного нравственного и религиозного идеала». Он был «новым монархом», который «действовал как верховная власть ….. но не безусловный, не абсолютный». (L.A.
Тихомиров, Монархическая государственность, Буэнос-Айрес, 1968, с. 143). 143). Константин Великий понимал, что «государство не может существовать без какого-то идеократического элемента, без нравственного чувства». Римская империя уже утратила свой идеократический элемент и разрушалась, потому что не могла черпать его из разрушающегося мира античности. (Л.А. Тихомиров, там же, с.138).

Он кратко изложил законные основания для преобразования императорской должности, понимаемой в смысле пожизненной диктатуры, в императорское достоинство. «Вводя эту новую идею, христианскую монархию, он закладывал основу для совершенной им революции, благодаря которой он продолжил жизнь Римской империи еще на 1000 лет, в ее византийской реконструкции.» (Л.А. Тихомиров, там же, с. 141).

Титул императора первоначально в Риме означал только победоносного полководца, триумфатора; позже к нему добавили значение пожизненного диктатора и пожизненного трибуна (представителя и защитника народа). Император теперь был и царем, как и первые семь царей Рима. Эти первоначальные цари Рима, носившие латинский титул Rex, выполняли главную функцию — приносили жертвы римским богам от имени всех римских граждан. Однако ко времени Константина Великого это уже было невозможно и не нужно, поскольку граждане Рима стали исповедовать разные религии и верить в разных богов. Уже за два с половиной века до этого апостол Павел публично подтвердил, что он римский гражданин, хотя и не верил в римских богов. Это была уже другая конституционная ситуация, которая требовала новых политических форм.
Через несколько лет после Миланского эдикта Константин Великий в своем эдикте восточным провинциям империи за 1700 лет до этого провозгласил новый конституционный принцип: «В вопросах веры нужно следовать велениям сердца». Сам король стал гарантом этой новой свободы для всех граждан и тем самым восстановил симфонию между верховной властью и верованиями народа, который стал многоконфессиональным. Шестнадцать веков спустя это подтвердил другой православный царь, Николай II: «Я не царь одних русских, но царь всех моих подданных…». Для римских граждан, которые все еще придерживались прежней римской языческой религии, Константин Великий сохранил титул верховного понтифика. Шестьдесят лет спустя римский император Грациан отказался от этого титула верховного понтифика и приказал убрать из сената алтарь римской богини Виктории (Победы). Впоследствии, в Новом Риме (Константинополе), император Феодосий Великий, испанец, подтвердил этот отказ, поскольку в сенате больше не было приверженцев старой римской религии, так как все сенаторы стали христианами.
Таким образом, прежние римские конституционные реформы были исправлены: должность царя была восстановлена, вместо пожизненного диктатора, но функции Августа и верховного понтифика были вновь отделены от этой должности, поскольку — согласно Евангелию — кесарю причиталось только то, что принадлежало ему. Имперский сенат был перенесен в Новый Рим, хотя местный муниципальный сенат некоторое время продолжал функционировать в Старом Риме. Многие сенаторские семьи затем переехали из Рима в Константинополь, где получили подражание от Константина Великого.

Новые горизонты на добрых путях

Первый православный ЦарьСтс. Равноапостольные Константин и Елена

Константин Великий также задал ряд новых исторических тенденций и путей, без которых Римское государство не смогло бы продлить свое существование еще на один, пусть даже первый одиннадцатый век. Эти новые исторические тенденции актуальны и сегодня. Их можно свести в основном к следующим четырем:
⦁ Смещение геополитического «центра тяжести» империи с Запада на Восток. Этот процесс начался задолго до Константина Великого. Окончательный перенос в 330 году н.э. имперской столицы из Рима в «Новый Рим», построенный Константином на месте бывшей Византии, завершил эту тенденцию. Лев Тихомиров считает, что большую роль сыграли не только геополитические, экономические и демографические соображения, но и историческая необходимость создания новых условий и новых символов для новой эпохи. Это также сблизило греко-римскую цивилизацию того времени с другими цивилизациями и культурами Востока. Византийское искусство со временем вобрало в себя множество элементов восточных культур. Более того, новая столица империи вскоре стала западной конечной точкой великого Шелкового пути из Китая в Европу, а затем и южной конечной точкой «великого водного пути из варяг в греки».
⦁ Идея национального императива всеобщего просвещения и образования.
Именно со времен Константина Великого Византийская империя (как мы сегодня называем, среди прочего, и
Восточная Римская империя), была сильна тенденция к применению учения Платона о необходимости борьбы с процессами вырождения и политической коррупции посредством просвещения, образования и подготовки кандидатов в правители. Эта тенденция едва заметна на первый взгляд, но она неумолимо присутствовала во многих византийских видах деятельности, структурах и нормах. Константинопольский университет, по-видимому, был основан самим Константином Великим, а затем реформирован в 425 году императором Феодосием II Младшим. Император Феодосий назначил 31 профессора для преподавания филологических и философских наук, права, медицины и астрономии. Затем новые профессора должны были сдать экзамены в Сенате. Зарплата профессоров была очень солидной, они получали от государства шелковую одежду и рождественские подарки. После 20 лет преподавания они получили титул графа первой степени и стали членами императорской свиты. Помимо этого университета в Константинополе, в Византии существовали и другие колледжи, например, в Александрии до ее завоевания арабами, а также школы при библиотеках. Средние школы были в столицах всех византийских провинций, а начальные — в провинциальных городах и многих деревнях. Церковные семинарии и теологические колледжи существовали отдельно. В Византии было практически невозможно достичь высших государственных должностей, не обладая высокой степенью культуры. Население Византийской империи в целом имело гораздо более высокий средний уровень образования, чем население варварской Западной Европы.
⦁ Идея верховенства права в кодификации законов. Именно в Византии, начиная с самого Константина Великого, сформировалась и прочно утвердилась идея правового государства с его конституционной основой в правовой системе. Лев Тихомиров считает, что это способствовало возрождению подлинной верховной власти: «Константин Великий считал, что дело справедливости, в частности, лежит в основе его как представителя Божьей власти….. В то же время Константин дал судьям право обращаться к нему лично за разъяснением сомнительных дел, но осужденный после такой консультации с императором — все еще сохранял обычное право апелляции.» (Л.А. Тихомиров, там же, с. 142).

⦁ Идея и практика многонациональной империи, отличающейся от псевдоимперии участием элит периферийных меньшинств в общеимперской культурной продукции и в центральном управлении империей в целом. Византия сохраняла непрерывную преемственность с античным миром и его культурной продукцией на протяжении всего времени.

Но Константин Великий прекрасно понимал, что новый христианский дух не может возникнуть на месте цветущего Древнего Рима. Поэтому было решено построить Новый Рим либо в будущем Константинополе, либо в славянском районе до Царского Града, который с 330 года стал столицей Римской империи, а также резиденцией Вселенского патриарха, в юрисдикцию которого в 988 году вошла и наша Россия.
Константинополь был столицей Восточной Римской империи на протяжении 11 веков, 24 лет и 18 дней. Он был торжественно провозглашен столицей империи 11 мая 330 года, в день праздника Святой и Животворящей Троицы, под названием Новый Рим. После смерти Константина Великого он был неофициально переименован в Константинополь. Славяне называли его Царьград, а сами жители, согласно одному арабскому рассказу десятого века, просто «Город», по-гречески «Стын Полин» (Styn Polin), название, которое сейчас искажено до «Станбул». Однако в официальной переписке Офиса Вселенских Патриархов Константинополь продолжал называться «Новым Римом».

Первый православный ЦарьКонстантинополь в 15 веке.

29 мая 1453 года, после длительной осады, столица Восточной Римской империи, ныне известная как Византия, пала и была оккупирована турками. Сражаясь в качестве простого солдата на стенах Константинополя, пал и последний римский император Константин XI Палеолог, также известный как Константин Драгаш в честь своей сербской матери, принцессы Елены Драгаш. Его статуя, выполненная в классическом виде римского воина, стоит на главной площади Афин, напротив Афинского собора. +

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector