- Что такое патристика?
- Краткая характеристика патристики
- Этапы развития патристики
- Ранняя патристика (II-III вв.)
- Классическая патристика (IV-V вв.)
- Заключительный этап (VI-VIII вв.)
- Представители патристики
- Ориген (185-254гг.)
- Василий Великий (330-379 гг.)
- Григорий Нисский (335-394 гг.)
- Августин Аврелий (354 — 430 гг.)
- Боэций (480-524 гг.)
- Заключение
Средневековое мировоззрение не теряло своей актуальности на протяжении нескольких веков и выступило своеобразным периодом в развитии европейской философии, в котором религиозная составляющая вышла на первый план. Этот период человеческой истории характеризовался активным развитием религиозных концепций, что привело к появлению патристики. Давайте кратко рассмотрим, что такое патристика, в чем ее суть, кто является ее основными представителями.
Что такое патристика?
Патристика (лат. «pater» — отец) — это отдельный этап в развитии философии религии Средневековья, характеризующийся тесной связью с деятельностью Отцов Церкви, которые пытались систематизировать утверждения, изложенные в содержании Библии. Результатом их работы стало создание фундаментальных основ христианской доктрины. Кульминацией патристического периода стал свод богословских и философских доктрин, авторами которых были величайшие христианские мыслители того времени — Отцы Церкви.
Принадлежность к категории «отцов церкви» зависела от соблюдения религиозных канонов, от того, что религия ставилась на первое место, и от признания со стороны церкви. Их главной целью была защита и правильное толкование христианской религии. Принято разделять патристику на греческую (Василий Великий, Григорий Нисский) и латинскую (Аврелий Августин), каждая из которых внесла свой вклад в развитие и распространение христианской религии.
Исследователи выделяют три основных периода патристики:
1. апологетика (2-3 век). Здесь мы говорим о философствовании апологетов; наиболее яркими представителями этого течения являются Тертуллиан, Климент Александрийский, а вклад Оригена заслуживает особого упоминания.
Апологеты были христианскими мыслителями второго века, которые стремились защитить христианскую доктрину своими трактатами. Следует отметить, что в это время христианская доктрина только начинала свой путь, поэтому язычники и еретики создавали трудности и препятствия на этом пути;
2. классическая патристика (4-5 век). В этот период все усилия были направлены на систематизацию христианской доктрины. Эту цель преследовали философы как на Западе, так и на Востоке.
3 Заключительный этап (6-8 века). В этот период патристическое наследие постепенно начало консолидироваться и стабилизироваться, а его представители стали пытаться изложить религиозные доктрины, которые были разработаны и внедрены.
Библия выступала в качестве основного источника для толкования доктрин патристики. Это было собрание текстов, отражающих истины, которые Бог донес до простых смертных. Философы пытались проанализировать библейские повествования, чтобы ответить на актуальные для того времени вопросы. Мыслитель выдвинул на первый план раскрытие истинного смысла, заложенного в библейских текстах, и его отражение в своих трудах.
Краткая характеристика патристики
В общем смысле патристика — это доктринальная форма формирования христианской культуры, объединение в единое целое религиозных ценностей христианской веры и наследия античности. Характерной чертой патристики является преобладание религии над рационализмом.
В патристический период мыслители отвергали необходимость свободного философского поиска. Патристика выдвигает на первый план единственную истину Откровения, которая не нуждается в развитии и завершении, но должна быть обоснована и объяснена.
С позиции христианства патристика — это единое учение, содержание которого формировалось разными авторами. Доминирование религиозной составляющей как духовного феномена требует от мыслителей теоретического конформизма. Основой патристики является авторитет, который в свою очередь делится на несколько составляющих, среди которых можно выделить: Откровение, церковные нормы и личный авторитет конкретного «отца».
Патристика не утратила своей актуальности на протяжении длительного периода времени. Это период формирования сущности и содержания христианского учения, которое является результатом деятельности многих мыслителей, каждый из которых вносит свой вклад в формирование канонов религии.
Этапы развития патристики
Для того чтобы лучше понять, что такое патристика и какую роль она играла в средневековой философии, рассмотрим этапы развития патристики более подробно:
Ранняя патристика (II-III вв.)
Этот период принято делить на два этапа. Первый этап представлен апостольскими отцами и апологетами — их труды излагали основные положения христианской доктрины, оставаясь в тесной связи с Новым Заветом. Апологеты внесли большой вклад в формирование христианской теории. Гностические учения второго века также можно отнести к этому этапу.
На втором этапе на первый план вышла философская теология, выдвинутая многими авторами, включая Климента Александрийского, Тертуллиана и Оригена. Философская теология этого периода постепенно начала двигаться в направлении формирования универсальных теологических систем. В то же время начался процесс смены философской парадигмы. Институционализация патристики стала возможной благодаря созданию первых богословских школ. Это были Александрийская и Антиохийская школы;
Классическая патристика (IV-V вв.)
В этот период предпринимались активные попытки теоретически оформить христианскую доктрину в виде догматов. В начале IV века христианство было возведено в ранг государственной религии. Вселенские соборы помогли придать богословию догматическое измерение. Патристика начинает расширяться — это становится возможным благодаря появлению новых течений, включая сирийскую и армянскую патристику.
Полемическое теоретизирование между мыслителями достигает своего пика, что приводит к появлению классических теологических систем, основанных на неоплатонизме, который оказывает огромное влияние на западную традицию. Характерной особенностью этого периода является наличие широкого спектра жанров различной направленности;
Заключительный этап (VI-VIII вв.)
В этот период можно проследить четкую кристаллизацию догматики. Завершился процесс формирования и консолидации теоретико-догматической стороны патристики, которая стала рассматриваться как незыблемый канон. Мыслители не пытались активно разрабатывать и внедрять инновации, и на первый план стала выходить необходимость систематизации. В то же время набирали силу мистические тенденции, и внимание стало уделяться доктрине, основанной на мысли Аристотеля. Это создало предпосылки для подъема схоластики. Аналогичные тенденции прослеживались как на Востоке, так и на Западе.
Представители патристики
Среди наиболее выдающихся фигур в патристических трудах можно назвать:
Ориген (185-254гг.)
Этот мыслитель был первым, кто попытался создать целостную философскую систему, основанную на христианских догмах. Он разделял взгляды неоплатоников. Он был глубоко убежден, что Бог создал мир и продолжает влиять на него. Он придерживался учения о трех смыслах Библии: телесном, душевном и духовном.
Василий Великий (330-379 гг.)
Будучи членом «Каппадокийского круга», он разделял взгляды неоплатоников. Он считал, что Библию следует воспринимать буквально, и в поддержку своей позиции опирался на мыслителей древности. Он является автором концепции бытия, которое делится на сотворенное и несотворенное. В данном случае прослеживается тесная взаимосвязь с трудами Платона. Этот мыслитель попытался построить мировоззрение, которое могли бы разделять как Церковь, так и простые верующие.
Григорий Нисский (335-394 гг.)
Младший брат вышеупомянутого Василия Великого. Он продолжил дело своего брата и попытался соединить неоплатонизм с христианским догматизмом. Он придерживался мнения, что теологию и философию следует рассматривать отдельно друг от друга. Мыслитель считал, что мир является отражением сущности Бога, которая познаваема. Человек действует как связующее звено между природой и Богом. Он верил, что катарсис (сдвиг парадигмы от чувственного к духовному) поможет человеку вернуться к своей первозданной чистоте.
Августин Аврелий (354 — 430 гг.)
Этот мыслитель внес значительный вклад в формирование духовной культуры Рима и всей античности. Его труды стали фундаментальной основой религиозно-философской мысли в Средние века. Мыслитель различал Бога и душу как объекты познания. В своих трудах он уделил много внимания анализу идеи Бога по отношению к человеку и человека по отношению к Богу. В рамках своей работы он смог провести детальный анализ образа жизни человека, что позволило ему создать философскую антропологию. Душа, согласно Августину, является бессмертной субстанцией.
Боэций (480-524 гг.)
Мыслитель стал известен многим как переводчик и комментатор трудов Аристотеля, которые легли в основу средневековой доктрины, основанной на мыслях философа из Античности. Он ввел понятие общего и особенного, которое позже переросло в проблематику всеобщего. Среди его работ — трактат «Утешение в философии», в котором он попытался продолжить учение Платона о всеобщем. Автор также сосредоточился на проблеме соотношения сущности и существования, которая является предметом онтологии.
Заключение
В патристических писаниях нашли отражение различные проблемы, актуальные для той эпохи — моральные, этические, духовные. Христианские философы пытались переосмыслить вопросы, которые рассматривались еще в античности. Христианские философы выдвинули на первый план человека и его проблемы. Христианская философия пропагандировала идею о том, что человек зависит от воли Бога и что после смерти каждый из нас должен предстать перед Ним и ответить за свои поступки при жизни.