Непостижимый Корейша

«Как можно принять такое решение наугад! Почтенные люди, желающие добра, ходят к Ивану Яковлевичу, в сумасшедший дом, просить о какой-нибудь мелочи; но мы сделаем такое важное дело без всякого совета! (Н.Островский. «Женитьба Бальзаминова»).

Непостижимый Корейша

Советник в книге Островского — Иван Яковлевич Кореш, известный московский юродивый. И Толстой, и Достоевский писали о нем — все в ироническом тоне. Лесков написал о нем в своем рассказе «Маленькая ошибка». — о том, как мать двух взрослых дочерей передала Корейше открытку с просьбой забеременеть от бездетной дочери, но произошла неувязка: забеременела не та, о которой она просила, а младшая, незамужняя дочь. Это означает, что Лесков, глубоко православный человек, не испытывал к Ивану Яковлевичу никакого мистического благоговения.

Очевидно, что Гоголь относился к Корего наиболее серьезно среди своих современников. В феврале 1852 года Николай Васильевич посетил его в Преображенской психиатрической лечебнице (где Иван Яковлевич прожил почти 50 лет), когда тот находился далеко не в нормальном состоянии. О чем хотел спросить гений у дурака — неизвестно. Они никогда не встречались. Гоголь взял такси до больницы, подъехал к воротам, но напрягся и повернул назад. Он просто стоял под окнами в глубоком снегу и уходил. И умер через несколько дней.

Экскурсии по МосквеМакет здания Преображенской больницы, каким оно было в корейские времена. Музейная экспозиция 3-й психиатрической больницы имени Гиляровского. Гиляровского. Фото Ю.

Однако под окнами Корейши всегда кто-то стоял. Толпы людей, жаждущих узнать свое будущее, собрались перед Преображенской больницей. В основном это были женщины, в том числе и очень знатные. Они постоянно толпились у ворот, ожидая своей очереди. В больницу людей пускали по билетам, которые стоили 20 копеек, а в сельский зал в хороший день удавалось пробиться шестидесяти человекам. В среднем больница получала более 1 000 рублей в год. Тогдашний главный врач Саблер писал по этому поводу: «Мы очень бедные, если бы не Иван Яковлевич, я не знаю, как бы мы сводили концы с концами. Но ему даже удалось купить музыкальные инструменты и бильярд для пациентов первой и единственной в то время московской психиатрической клиники (кстати, если интересно, историю ее создания можно прочитать здесь).

Так кто же такой этот Кореша, откуда он взялся и от чего страдал? В музее Преображенской больницы хранится его медицинская карта с диагнозом: «Деменция. Причины заболевания — безумная преданность религиозным книгам. Болезнь полностью неизлечима». Его никогда не лечили, только кормили и не беспокоились ни о чем другом. Лечить такого человека — значит развращать его. О том, что творилось в голове Ивана Яковлевича, можно узнать из маленьких записок, которые он посылал своим поклонницам. Например, Федор Буслаев — не последний и не самый глупый человек в России, лингвист, академик написал ему письмо: «Батюшка, Иван Яковлевич, благослови Феодора и не оставь его в своих святых молитвах. Скажите, будет ли у него все хорошо. Скоро ли он женится». Иван Яковлевич собственноручно написал ответ: «1845, мц. декабря 14-го дня, молитесь Господу и получите совершенное исцеление на полях ада. И не выходите замуж быстро. Но живот будет в порядке». Академик все понял и горячо поблагодарил Корейшу. Кстати, Иван Яковлевич подписывал свои записки без имен, просто: «Холодноводный студент».

Непостижимый КорейшаИстория болезни. Музей Преображенской больницы. Фото Ю.

Этот непонятный человек жил в отдельной палате — довольно просторной, хотя он не пользовался этим пространством. С самого начала он провел на полу линию, которая разделила комнату на две половины. Корейша жил в одной, а другая оставалась все время пустой. Он не входил в нее сам и не впускал никого другого — ни персонал больницы, ни посетителей. Порядок в комнате был строгий и странный, никто не смел нарушать правила, установленные Иваном Яковлевичем. Иван Прыжов, автор книги «26 московских пророков, дураков и шутов» и других работ по истории и этнографии России, оставил подробное описание того, что там происходило: «Давайте войдем в его покои. Стены покрыты множеством икон, … на полу перед иконами стоит большой резной подсвечник…. Слева странник с всклокоченными волосами и в поврежденном солнцем кафтане низко молится. КорейшаВыцветший на солнце плащ. Справа, в углу, женщина молится еще ниже. На диване сидит молодая девушка, а на полу рядом с ней — известная торговая женщина З-я. …Справа в углу, на полу, лежит Иван Яковлевич, наполовину укрытый одеялом. Он может ходить, но уже несколько лет предпочитает лежать. Все остальные пациенты одеты в постельное белье, но у Ивана Яковлевича рубашка, одеяло и наволочка из темного ситца. Это постельное белье темного цвета, а также привычка Ивана делать в постели все свои повседневные дела, такие как обед и ужин (он ест все руками — будь то щи или каша), и вытираться, превращают его постель в некую темную, грязную массу, к которой трудно подойти. Он лежит на спине, раскинув руки на груди. Ему около 80 лет. Лоб у него был высокий, голова лысая, лицо странное и такое неприятное, что я не мог на него смотреть…..

Иван Яковлевич говорит им, чтобы они приносили себе постную и скоромную пищу (и они приносят ее ему!), смешивали ее, ели сами и кормили других. Даже ханжи, которые не могут обойтись дома без постного сахара, едят постные супы у Ивана Яковлевича, считая, что это угодно Богу. Вообще, замешивание пищи имеет в глазах Ивана Яковлевича некое мистическое значение. Ему приносят капусту с луком и вареным горохом, он отрывает капустный лист, макает его в сок и кладет себе на голову, и сок стекает с его головы. Оставшуюся капусту он смешивает с острым горохом, съедает и кормит ею других: блюдо невкусное, а все его едят. Ивану Яковлевичу не возбраняется водка за обедом и ужином. …

Из всех других способов, которыми Иван Яковлевич передает свою целительную силу, заслуживает внимания следующий: он сажает девушек на колени и кружит их, обливает и покрывает пожилых женщин разной грязью, заворачивает их в одежду, дерется и проклинает их, несомненно, придавая символическое значение и тому, и другому. (…) К нему пришла известная, некогда красивая купчиха Ш. и спросила его о чем-то, и, приподняв ее подол, он сказал: «Уходи!

Как Корейша появился в Москве

Он не был известен другим в Москве. Но в Смоленске господина Корейшу по-прежнему помнят как одного из самых образованных людей, по крайней мере, в латыни и греческом языке….. Он родился в 1880-х годах в семье священника. И не простой, а перешедший в духовное сословие из дворянства (не такое уж частое явление). Сам Иван Яковлевич учился в Смоленской духовной семинарии. Однако по неизвестной причине он отказался от рукоположения и несколько лет работал учителем. Его преподавательская карьера закончилась довольно странно: в один прекрасный день в мае 1806 года, посреди урока, Иван Яковлевич вдруг закрыл книгу и вышел из класса. Он пересек двор, вышел за ворота и, не входя в дом и ничего никому не объясняя, отправился в паломничество, так сказать, к святым местам без всяких вещей. Он посетил Соловки, Киевскую лавру, Нило-Сорский монастырь в Тверской губернии. Через четыре года он приехал в Смоленск….

Непостижимый КорейшаСмоленская семинария, где учился Корейша

Там бывший учитель Корейши жил в старой заброшенной бане, развел сад и кормился за счет собственного труда. И он пророчествовал. Люди быстро потянулись к нему. В баню к Ивану Яковлевичу они приползли на четвереньках — таково было его состояние. Возможно, это было сделано для того, чтобы ограничить поток тех, кто хотел нарушить его уединение. Но если и так, то это мало помогло, и Корейша ушел жить в лес. Однако и там его выследили…..

Когда французы подошли к Смоленску в 1812 году, Иван Яковлевич спрятал отступающих русских солдат в своем лесу. Позже, когда французы уже отступали через Смоленск, он присоединился к ним. Неизвестно почему, просто он отправился на некоторое время на Запад с армией Наполеона. Очевидно, он перевязывал раненых. Однако вскоре он был задержан казачьим патрулем и доставлен обратно в Смоленск.

И Достоевский туда же

Мы не знаем точно, почему Кореш был помещен в психиатрическую больницу. Существует две версии. По словам одного из них, он сказал что-то о 150 000 рублей, выделенных из государственной казны на восстановление Смоленска, но осевших в карманах губернатора и его ближайшего окружения. Другой сказал, что он неосторожно дал совет молодой девушке. Она собиралась замуж, но незадолго до свадьбы пришла к Корешу, чтобы спросить его, будет ли она счастлива выйти за него замуж. В ответ Иван Яковлевич стукнул кулаком по столу и закричал: «Грабители! Воры! Бить!». Невеста решила, что разбойником является ее суженый, и решительно отказалась выходить замуж. Но жених был не прост, он имел большие связи и умолял смоленского воеводу избавиться от общества безумного авантюриста. Это не помогло ему вернуть невесту, она не вышла замуж, а постриглась в монахини, со временем стала настоятельницей и много лет вела почтительную переписку с Иваном Яковлевичем.

экскурсии по МосквеСаблер был главным врачом Преображенской больницы. Именно он лечил, вернее, не лечил, Корего.

Возможно, как это часто бывает с разными, но не противоречащими друг другу версиями, оба события произошли в одно и то же время (возможно также, что на 150 000-м женихе присутствовал «разбойник и вор»). Как бы то ни было, Иван Яковлевич был пойман и доставлен в больницу, где врачи, обследовавшие его, определили — и справедливо с медицинской точки зрения — что у него слабоумие. Затем, за неимением психиатрической клиники в Смоленске, его направили в Преображенскую больницу в Москве. Но слухи множились. В Москве они быстро узнали о сверхъестественных способностях Корейши. Можно сказать, что слава обогнала его. На третий день к Ивану Яковлевичу пришел больничный сторож, желая узнать, выздоровеет ли его дочь. Однако прежде чем он успел задать вопрос, глупец пробормотал: «Ой, как больно, как жаль! О, корь, корь — три дня будет шевелиться, сыпь — на третий день здоров». Вскоре к больной девочке пришел врач и поставил диагноз «корь». Девочка хорошо восстановилась.

С тех пор к Ивану Яковлевичу и потянулись со всех концов Москвы. Они бесконечно расспрашивали его о невестах и болезнях, о засухах и морозах….. За год до начала Крымской войны Корейша вдруг начал угощать своих посетительниц корпию (маленькая тряпочка из старой, разложившейся льняной ткани. Он использовался в качестве перевязочного материала). Они поняли, что это значит, когда началась война и женщинам пришлось стать медсестрами.

За все эти чудеса они в благодарность преподнесли ему подарки: булочки, яблоки и нюхательный табак. Сам Корейша не пользовался ни одним из этих даров и раздавал их другим гостям: считалось, что, попав в его руки, дары освящались и с их помощью могли происходить всевозможные чудеса. Одна женщина рассказала, что однажды у нее была такая гноящаяся рана на пальце, что врачи настаивали на ампутации. Но вместо этого она вспомнила, что в ящике ее комода лежит рулон табака, который она когда-то получила от Ивана Яковлевича. Она посыпала палец табаком, и все исчезло.

Она посыпала палец табаком, и все пошло вверх….. Песок, которым санитары посыпали кровать, также использовался как лечебное средство — Иван Прыжов не преувеличивал, когда писал, что на этой кровати Корейша проводил все свои службы. Песок был взят почитателями Ивана Яковлевича и сохранен как драгоценность. А после смерти чудотворца сотрудники больницы стали продавать песок по таким ценам, что сравнение с драгоценностями потеряло всякий метафорический смысл. И, видимо, когда запасы настоящего «песка из-под Ивана Яковлевича» закончились, бизнес не остановили — просто стали делать «лечебный» песок доступными средствами, по тому же рецепту. И ничего, сработало! Многие люди выздоровели от такого чудо-песка.

Люди весьма высокого положения предавались вере в Ивана Яковлевича. Из воспоминаний князя Алексея Долгорукого: «Вот один случай, который убедил меня в его прозерпине. Я любил одного А.А., который, следуя в то время за общим московским доверенным лицом Ивана Яковлевича, ходил к нему. Когда она вернулась, то мимоходом рассказала мне, что целовала руки, которые он ей подавал, и пила грязную воду, которую он размешивал пальцами. Между тем, через три недели, она пошла к нему во второй раз, и когда он, по обычаю, к собравшимся у него дамам, стал поочередно подавать ей руку для поцелуя и пить упомянутую воду, то, дойдя до нее, отпрыгнул назад, крикнув три раза: «Алексей не приказывал! ‘; узнав это, я решил пойти к нему и понаблюдать за ним; первая моя встреча была с ним: как только я встал, он повернулся к стене и начал громким голосом говорить сам с собой: «Алексий стоит на горе, Алексий идет по узкой, узкой тропинке; холодно, холодно, холодно; у Алексия не будет ни раба, ни рабыни, ноги опухнут; Алексий, помоги бедным, бедным, бедным. Да, когда Алексис станет человеком Божьим, да…. когда воды потекут с гор, тогда будет крест на Алексиде». Эта история вызвала большой духовный переворот в князе Долгоруком…..

Прыжов рассказывает об одной княгине, которая обратилась к Ивану Яковлевичу: «Княгиня В-Ая умирала, а лекари отказывались ее лечить. Так ее привели к Ивану Яковлевичу; она вошла к нему, поддерживаемая двумя лакеями, и спросила о своем здоровье. В это время в руках у Ивана Яковлевича было два больших яблока. Ничего не сказав, он ударил принцессу этими яблоками в живот, ей стало плохо, она упала; еле донесли ее до дома, и, чудесным образом, на следующий день она поправилась!

экскурсии по Москве

Преображенская психиатрическая больница, ныне 3-я психиатрическая больница имени В.А.Гилярова. В.А.Гиляровского, улица Матросская Тишина, 20. Именно к нему и отправился Иван Яковлевич. Фото Ю.

Яблочный бой был для Ивана Яковлевича вполне обычным занятием. Однажды к нему пришла экономка со слугой, у которого в это время болела голова. Это было в первые дни пребывания Корего в больнице; тогда он еще вставал. А в описываемый момент он просто прогуливался по больничному саду. Иван Яковлевич, увидев приближающуюся к нему женщину, повалил одомашненную женщину на землю, сел на нее и стал изо всех сил бить ее по голове другим яблоком. Конечно, бедная женщина была в ужасе, но ее голова прошла. Кстати, бабушка Прыжова была той самой женщиной, и именно она рассказала ему об Иване Яковлевиче. Результатом стало исследование «26 московских пророков, юродивых и шутов и другие сочинения по русской истории и этнографии», которое является бесценным свидетельством и из которого мы в основном знаем все подробности об Иване Яковлевиче. Прыжов несколько язвителен и представляет свою историю с точки зрения обоснованного рационализма. Однако абсолютистский рационализм Прыжова в конце концов привел его в «Народную расправу», кружок тех самых некаевцев, которые описаны в «Одержимых» Достоевского. Кстати, Корейша там тоже описан в образе юродивого Семена Яковлевича, не менее иронично, чем нечаевский Прыжов (в защиту Прыжова скажу, что он не одобрял убийство студента Иванова и пытался его предотвратить, за что Нечаев его даже застрелил). Литературная возня вокруг такого далеко не литературного человека, как пациент Преображенской психиатрической больницы Иван Яковлевич Корешья, была, конечно, плотной…..

Иван Яковлевич Корейша

В старости Ивана Яковлевича уже почти выписали из Преображенской больницы — вдруг появилась племянница и вызвала его в Смоленск, «на чистый, прохладный воздух». Поначалу Иван Яковлевич даже согласился, написав прошение начальству отпустить его. Но, получив положительный ответ, он тут же передумал и твердо заявил, что никуда не уйдет из больницы, «и уж точно не в ад». Вскоре он мирно скончался, а накануне своего последнего дня на земле лег спать, положив ноги на картины, как и положено мертвым.

В течение пяти дней, пока гроб с телом стоял в церкви, почитатели Ивана Яковлевича неустанно трудились, обмакивая его в вату и тут же в лавке намазывая этой превратившейся в пергамент волшебной ватой себя, на случай, если это понадобится в будущем. В конце концов, Корейшу похоронили — недалеко от Преображенской больницы, на кладбище чероки, и по распоряжению митрополита Филарета — рядом с православной церковью. И хотя прошло уже более 150 лет, страдальцы по-прежнему ходят на его могилу. Они говорят, что это помогает. Пожалуйста, не спрашивайте меня, что или как это помогает.

Ирина Стрельникова #совсемдругойгород экскурсии по Москве

Непостижимый Корейша

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector