Мученики

Мученик (греч. martis — свидетель) — это человек, принявший мученичество и/или смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Кто потеряет душу свою ради Меня, тот спасет ее (Матф. 10:39). Следует отметить, что христианский мученик подвергается мученичеству и смерти за исповедание веры в Христа; любые другие обстоятельства мученичества и смерти не дают человеку права принадлежать к этой священной касте.

мученики 2 - Мученики Жан-Леон Жером. «Последняя молитва христианских мучеников» (1883).

Греческое слово martis, которое было переведено на славянский, а затем и на русский язык словом «мученик», следует переводить как «свидетель». Отсюда видно, что во время гонений значение придается не столько мучениям, перенесенным мучениками, сколько твердости их свидетельства, их исповеданию христианства.

Согласно древнему учению Церкви, кровь мученика смывает все грехи, и в истории Церкви есть случаи, когда некрещеные люди, исповедовавшие веру во Христа и затем принявшие мученическую смерть, почитались в Церкви как святые мученики. Считается, что они были крещены собственной кровью.

Когда появи­лись первые муче­ники? Каково их зна­че­ние для Церкви?

Первые мученики появились в апостольский период. Их мученическая смерть стала результатом преследования со стороны иудеев, которые считали христиан опасной сектой и обвиняли их в богохульстве. Новый Завет содержит несколько рассказов о мучениках, пострадавших от этих гонений. Распространение Церкви соотносится с мученической смертью Святого Стефана (Деян. 8:4 и далее). В Новом Завете также говорится, например, об Антипе, «верном свидетеле (μάρτυς)». Божьего, который был предан смерти в Пергаме (Откр.2:13). Римские власти в этот ранний период не преследовали христиан, не делая различия между ними и иудеями (иудаизм, однако, был разрешенной религией в Риме). Несколько раз иудеи пытались привлечь Павла к суду римских властей, но власти отказывались осудить апостола, потому что считали обвинения против него религиозными спорами внутри иудаизма, в которые они не хотели вмешиваться (Деян. 18:12-17; Деян. 23:26-29; Деян. 26:30-31). Одиннадцать из двенадцати апостолов (за исключением апостола Иоанна Богослова) закончили свою жизнь мученической смертью. В ранний период именно мученичество способствовало распространению Церкви и в этом отношении также выступало как продолжение апостольского служения. Согласно Тертуллиану, кровь христиан была семенем, из которого выросла вера.

Что такое Муче­ни­че­ские акты?

Акты мученичества (лат.: acta martyrum), другие названия: акты мучеников, акты святых (acta sanctorum) — это название, данное сборникам самых ранних рассказов о мучениках. Различают два вида этих актов. Первый тип представлен официальными судебными протоколами тех процессов, которые римские власти вели против христиан. Второй тип записей о мученичестве — это записи христианских очевидцев, которые стремились сохранить для Церкви достоверный рассказ о страданиях и победах подвижников.

Когда появи­лись первые муче­ники в рус­ской Церкви?

В истории русинской церкви первых мучеников можно искать еще до обращения Руси в христианство князем Владимиром: согласно летописи киевских язычников, два христианских варяга, Феодор и Иоанн (отец и сын), были замучены в 983 году. Святые князья Борис и Глеб были убиты в 1015 году; толкование их смерти как мученичества показывает, что в русинской духовности это понятие было расширено: хотя святые Борис и Глеб были убиты не за веру, а в результате междоусобицы, их смирение в смерти и в следовании за Христом и почитание мученичества в непротивлении своим угнетателям рассматривалось как христианский подвиг.

Ста­но­вится ли муче­ни­ком еретик, идущий на смерть за Христа?

С древнейших времен Церковь признавала мученика мучеником только при полной уверенности в том, что этот человек не преткнулся в мученичестве, но исполнил его в единстве с Церковью, полностью отдав себя в руки всеподдерживающего Божественного Провидения. Поэтому те, кто пострадал от еретиков или раскольников, а также те, кто отпал из-за церковного раскола, или из-за измены, или по нецерковным причинам, не могли быть причислены к лику святых.

«Если члены Церкви, призванные к мученичеству за истинную веру, сталкиваются с так называемыми «мучениками», приверженцами фригийской ереси (т.е. монтанизма), они держатся на расстоянии и умирают, не вступая с ними в общение». — пишет Евсевий Кесарийский («История Церкви», гл. 28) о позиции Церкви по отношению к мученичеству монтанистов.

Постановления 9 и 34 Лаодикийского собора, которые, несомненно, уже отражают более ранние взгляды Церкви, прямо называют умерших не за православную веру лжемучениками и запрещают (под страхом отлучения) членам Церкви посещать места их захоронения с какой бы то ни было целью:
На кладбища всех еретиков, или на их так называемые места мученичества, пусть не ходят церковники, чтобы молиться или исцелять. Что касается тех, кто уходит, то, если они верны, их следует на время лишить общения с церковью. Те, кто раскаивается и признает, что согрешил, должны быть допущены к причастию.
Ни одному христианину не подобает оставлять мучеников Христовых и идти к лжемученикам, которые, то есть, находятся с еретиками или сами были еретиками. Ибо они далеки от Бога; поэтому прибегающие к ним должны быть под клятвой.

Счи­та­ется ли муче­ни­ком за Христа тот, кто про­во­ци­рует своих гони­те­лей?

Церковь обычно не признавала святыми мучениками тех христиан, которые сознательно стремились к смерти своим вызывающим поведением. Например, епископ Менсурий Карфагенский (начало IV века) запретил своей пастве посещать тех, кто был заключен в тюрьму за оскорбление язычников, а Эльвирский собор в 305 году прямо постановил, что тех, кто погиб в походах при разрушении языческих храмов и идолов, не следует считать мучениками.

Явля­ется ли муче­ни­ком за Христа погиб­ший воин?

Солдаты, убитые в бою, в отличие от военнопленных, замученных за веру, конечно, не могут называться святыми мучениками. Говорить об их гибели на войне как о мучениках — просто риторика.

Явля­ется ли муче­ни­ком чело­век, погиб­ший после стра­да­ний?

В основе этого вопроса лежит вопрос о том, являются ли муки смерти спасительными для человека в вечности. Все зависит от человека, его принадлежности к «сосуду спасения», то есть Церкви, и от того, как он воспринимает свои мучения (очищают ли они его или мешают «нормальной жизни»). Мученичество само по себе не приближает человека к Богу, но оно может ожесточить его душу.

Можно ли доб­ро­вольно искать себе муче­ни­че­ства?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить, что такое царский путь в жизни христианина. Это путь благоразумной умеренности в борьбе со страстями и приобретении добродетелей, умение найти средний путь между избытком и недостатком в любом деле, между рвением, несовместимым с разумом, и вялостью. Другими словами, царский или срединный путь состоит в том, чтобы знать свою меру. Вот почему истинный мученик не «ищет» страданий, но и не ранит свою душу и не убегает от них. Святой Григорий Богослов писал: «Закон мученичества состоит в том, что, щадя гонителей и слабых, мы не должны делать этого сами, а сделав, не должны бежать, ибо первое есть дерзость, а второе малодушие» (Слово 43).

Какие муче­ники упо­ми­на­ются на про­ско­ми­дии?

Образ мучеников как заступников народа перед Богом, как вечно присутствующих членов экклезиального сообщества также выражен в литургии, особенно в проскомидии. В честь мучеников 5-я частица взята из 3-й (девятисложной) проскомидии, разделенной по чинам святых. Согласно Русской книге молитв, эта частица берется «в честь и память» «святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великомучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона», Феодора Стратилата и всех святых мучеников, и мучениц Теклы, Варвары, Кириакии, Евтимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц» (в разных православных традициях эти имена могут отличаться). Кроме того, мученики упоминаются в ходатайственной молитве (intercessio), которая читается сразу после раскрытия Пресвятого Таинства (epikleia), и для них отводится особая частица на проскомидии (приготовление вещества Пресвятого Таинства).

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector