Мифология ирландских кельтов

Истоки формирования кельтских этнических групп на Британских островах относятся к I тысячелетию до нашей эры. Согласно исследованиям, вторжение кельтских племен на Британские острова произошло около 600 года до н.э. и носило длительный характер. Одно из этих вторжений заложило основу для формирования ирландского этноса, мифологии которого будет посвящена эта серия статей[/mybigtext].

Зачем нам мифология?

Каждый человек стремится к знаниям, пытается узнать больше об окружающем мире, пытается объяснить процессы, которые так или иначе влияют на его жизнь. Это помогает бороться со страхом перед неизвестным, необычным, а также адаптироваться к окружающему миру и, в некотором смысле, обезопасить свое существование.

С древнейших времен человеческие общества формировали свое собственное понимание мира. В частности, они стремились объяснить природные явления, причины неурожая, болезней, смерти и т.д. Эти знания передавались из поколения в поколение и пополнялись с течением времени. [myline]Понимание человеком мира и своего места в нем издавна основывалось на формировании представлений о начале и конце жизни, об устройстве окружающего мира, о самых непонятных и пугающих природных явлениях, таких как бури, молнии, извержения[/myline].

Различные системы взглядов на подобные вопросы породили традиции определенных ритуальных действий, направленных на улучшение условий жизни или защиту от опасностей внешнего мира. В частности, жертвоприношения, ритуалы и культы были примерами таких манипуляций. Они осуществлялись по отношению к определенным фигурам, созданным на основе социокультурного развития общества и отвечающим за ту или иную часть внешнего мира.

Примитивные ритуалы и верования насчитывают много веков. Примитивные и нечетко сформулированные взгляды и идеи в конце концов обрели форму четко сформулированных концепций. Постепенно люди пришли к наиболее разумному на тот момент представлению того, что так же велико и ужасно, как извержение вулкана, так же возвышенно и прекрасно, как идеал красоты и искусства, как причина поражения и победы в войнах, как то, что ожидает человека после смерти — то есть к мифологии.

С самых ранних этапов развития мифы составляли основу идентичности нации. Мифы отражали законы внутреннего функционирования, которые были для них наиболее важны. Чаще всего мифы были близки как по сюжету, так и по идеологии.

Ирландские кельты

Политеистическая мифология ирландских кельтов остается для нас одной из самых поразительных и загадочных. Отчасти это объясняется скудностью источников, большинство из которых уничтожены или утеряны. И отчасти причина в том, что носители основных представлений кельтов о Вселенной, друиды, не позволяли себя сломить и раскрыть секреты своего учения.

[myline]В ранний период цивилизации кельты, как и большинство народов, создали свой собственный пантеон божественных сил. В некоторых отношениях и идеях он пересекался с пантеонами других народов, но во многом был уникален. Причины, по которым кельты создали свой собственный, в некотором роде оригинальный, пантеон богов, до сих пор вызывают непреходящий интерес[/myline].

Ирландские боги, как считают ученые, являются представителями Туатха Де Дананн, или Племени Богини Дану. В основном это ирландские боги, но множество подобных божеств можно найти и у других кельтских племен, отличающихся лишь незначительно, чаще всего в произношении имени.

Несколько мотивов легли в основу мифов, сформировавших ирландскую и валлийскую (соседних кельтских народов) идентичность. Как правило, все мифы касались социокультурных аспектов жизни этнических групп: отражали их социальную организацию, образ жизни, представления о морали и обычаи.
[mybigimg src=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2017/11/fitz20.jpg» subs=»Нуаду Аргхатлам. Автор: Джим Фицпатрик»]]

Нуаду Аргатлам

Первоначальным правителем племен богини Дану был Нуаду, прозванный Аргатлам (по-ирландски «серебряная рука»). Он владел одним из магических предметов Туатха Де Дананн, непобедимым мечом Нуаду, которым он мог наносить удары без промаха. Во многих культурах меч и другое оружие олицетворяли душу и зрелость воина, поэтому орудие боя было частью обряда инициации, перехода молодого человека во взрослую жизнь. Другими словами, оружие — это символ мужественности и статуса. Тот, кто бросил свое оружие на поле боя, покрыл себя позором. Существование непобедимого меча можно проследить и в более поздней литературной традиции Британских островов. Он был создан Гальфридом Монмутским в его «Истории бриттов» в связи с «Калибурном», мечом короля Артура.

[myline]Вопреки древней традиции, согласно которой после смерти человек попадает в темный подземный мир, ирландские племена придерживались идеи, что смерть — это просто еще один этап жизни, и что тот, кто погибнет в схватке лицом к лицу с врагом, получит самые большие почести в загробной жизни. По этой причине воины не боялись смерти, а также считалось, что война имеет сакральный смысл[/myline].

Нуаду — бог войны, отсюда его верховное положение. Нуаду, однако, потерял руку во время первой «битвы при Маг Туиред» с мифическим племенем Фир Болг. Однако вскоре Диан Кехт, бог врачевания, сделал для него серебряную руку, за что Нуаду прозвали «серебряной рукой». Но лидер с физическим недостатком не мог занимать командную должность. Если вожди варваров подают личный пример своим воинам на поле боя и ведут их в бой, то человек с серьезным недостатком теряет эту тактику. На смену Нуаде пришел Бреса, один из королей фоморов, неких темных сил Хаоса и демонов, которые постоянно воевали с народом Ирландии.
[mybigimg src=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2017/11/fitz04.jpg» subs=»Нуаду Аргатлам. Автор: Джим Фицпатрик»]]

Брес

Брес, могущественный и прекрасный внешне, оказался ужасным правителем. Когда он взошел на трон, фоморы обложили Ирландию данью. Племена богини терпели много досады, пока не обратились к Бресу за возмещением ущерба. Это должно было быть в виде денег, и Брес попросил отсрочку на семь лет, хотя сам отправился собирать армию, чтобы силой подчинить Племена Богини. В страшной битве, разразившейся между фоморами и племенами богини Дану, Брес был побежден, а Луг возведен на престол.

Тема свержения несправедливой власти прослеживается в этой мифической истории. Те, кто плохо правит или удерживает власть силой, в конечном итоге будут побеждены. Кстати, в основе социальной системы ирландских племен лежал выборный правитель, который должен был выполнять не только социальные и политические, но и сакральные функции. Следовательно, во всех возникающих бедах чаще всего винили правителя, поскольку он должен был напрямую общаться с богами и заручаться их поддержкой. Если он не выполнял эти функции, его смещали.

Мифология ирландских кельтов. Мужские богиЛуг. Автор: Джим Фицпатрик

Луг

Луг был богом света. Его изображали молодым и красивым воином. Легенда о «битве при Магх Туиред» говорит о нем, что «все вещи… он сам задумал, человек всех и всяческих дел». Его отец был сыном Диана Кехта, а мать — дочерью Балора, предводителя фоморианцев. Союз этих двух народов оформился как мир между племенами, но, к сожалению, он был недолговечным.

Однако именно Луг повел свои войска против Бреса и Балора, короля фоморов, во второй «битве при Маг Туиред», став таким образом освободителем своего народа. Он отметил победу своих воинов, разбив камнем смертный глаз Балора (похожий на глаз циклопа в греческой традиции).

Поскольку свет всегда приравнивается к рождению, можно сделать вывод, что Луг был символом новой жизни. Он освободил свой народ от власти союзника сил тьмы и победил тьму, представленную фоморианами. Здесь мы видим тему, общую для всех народов: борьба между добром и злом, в которой добро одерживает победу. Луг также владел еще одним магическим предметом Туатха Де Дананн — Копьем Луга, приносящим победу.

Дагда

Рядом с ним поклонялись Дагде, богу плодородия и повелителю природных явлений: грома, града, молний и дождя. Он был сильным и мудрым воином и хорошим строителем крепостей. Сельское хозяйство имело большое значение для кельтов как основной источник средств к существованию. [mydoubleline]Поскольку плодородие земли во многом зависело от погоды, кельтам нужна была гарантия того, что она останется такой же. По этой причине было придумано божество, в честь которого можно было совершать определенные ритуалы, чтобы заручиться его поддержкой и через него объяснить неурожаи и плохую погоду[/mydoubleline].

У такого бога был соответствующий магический атрибут — Котел Изобилия. О нем писали, что «никогда не случалось, чтобы люди оставляли его голодным». Дагда также владела арфой, которая носила два имени: Даурдабла и Коир Кетаркуир. С его помощью Дагда мог вызвать у своих врагов сон, радость или печаль. Но это была лишь малая часть его силы.

В саге «От занавеса до занавеса» упоминается, что по воле Дагда «двенадцать долин были очищены от лесов и пустошей за одну ночь» и «двенадцать могучих рек впали в море за одну ночь». Сага «Матч за Этайн» также показывает, что Дагда был мудрым, справедливым и пользовался всеобщим уважением: люди обращались к нему за советом, и его слушались.

Гоибниу, Лухта и Кредне

В ирландской мифологии было три покровителя ремесел: Гоибниу — бог кузнецов, Лухта — бог плотников и Кредне — кузнец меди. В ирландской мифологии Гоибниу был братом Нуаду и принадлежал к племени Туатха Де Дананн. Тремя ударами молота он создал волшебное оружие для воинов своего племени, и то же самое было сделано для Лухты и Кредна.

Благодаря созданному ими оружию фомориане были побеждены. Понятно, что из-за постоянных войн мастерам приходилось создавать не только украшения, но и оружие. Три названных бога могли создавать магическое оружие, такое как меч Нуада или копье Луга. [mydoubleline]Поэтому кельтские ремесленники имели важный социальный статус в кельтском обществе и считались учениками богов: они создавали то, что приносило кельтским воинам победу на поле боя.[/mydoubleline]Следовательно, воины также высоко ценили свое оружие, поскольку оно было их верным спутником, приближало их к богам и олицетворяло доблесть и силу.

Инструменты тоже были важны, но именно оружие воинственного ирландского этноса гарантировало мирную и безопасную жизнь всей общины. Рядовой член общины, имеющий право носить оружие, был защитником своего племени, и поэтому ему оказывали честь и привилегию.

Мифология ирландских кельтов. Мужские богиДиана Кехт. Художник Джачинто Гауденци, 1994 год.

Диан Кехт

Диан Кехт был богом всех целителей и искусства врачевания. Именно он, с помощью Кредне, создал для Нуаду серебряную руку, которая могла двигаться как живое существо. Искусство врачевания Диан Кехта было поистине незаменимым для племени Туатха Де Дананн, поскольку он мог исцелить любого, «если ему не отрубили голову и не повредили спинной мозг или его оболочку».

Для лечения различных заболеваний кельты использовали специальные лекарственные травы, которые обладали магической силой и собирались только во время специальных ритуалов. Только членам кельтского священнического сословия — друидам — разрешалось проводить эти ритуалы. Однако информация о свойствах трав была утеряна, как и многие другие элементы друидических знаний.

Мананнан

Мананнан был морским богом, который пересекал воды на колеснице. Он обладал мудростью, сильными магическими способностями и добрым нравом. Колесница отражала богатство и высокий социальный статус своего владельца. Об этом свидетельствуют археологические находки: в гробницах вождей часто находили ритуальные повозки, которые позже были заменены колесницами. Из «Легенды» Кормака МакАрта мы узнаем, что Мананнан был также правителем Сида, или другого мира. Другой мир в ирландской мифологии — это тихая гавань покоя, блаженства и наслаждения. Именно туда, по аналогии с Валгаллой, отправлялись души умерших.

Огма

Огма — бог красноречия и самый сильный среди членов племени богини Дану. Это можно увидеть на его картинах, где уши людей соединены цепью с языком Огмы. Он сын мудрого бога Дагды, поэтому унаследовал от него выдающиеся умственные способности. Не зря этому богу приписывают изобретение огамических надписей — письменного языка ирландского этноса. Помимо мудрости, Огма обладал огромной силой. Он смог поднять камень, «который могли нести только восемь десятков волов».

Огма храбро сражался во второй битве при Маг Туиред, но был убит фоморианами. Однако боги не боятся смерти, и в другом мифологическом сказании Огма снова живет. В ирландской мифологии героическая смерть — это конец пути для эпических героев, но ни в коем случае не для богов.

Энгус

Аэнгус — бог молодости и любви, сродни греческому Аполлону. Аэнгус был сыном бога Дагда и женщины Этейн. Согласно мифологической традиции, Этейн превосходила всех остальных красотой и, конечно, была желанной для многих, даже для вождя племени богини Дану. Рожденный от живой и мимолетной любви между самым могущественным и уважаемым богом и самой красивой женщиной, украшенный золотом, Аэнгус предстает как романтический герой: красивый, справедливый, хитрый и умный, но рожденный от незаконного брака и ищущий признания своего отца.

Мужские боги ирландских кельтов олицетворяли храбрость и силу в сочетании с мудростью и благородством. Они служили примером трудолюбивых мужей, храбрых воинов и хороших правителей. Вторая часть серии будет посвящена женщинам-богиням, которые, несмотря на свою малочисленность, были неотъемлемой частью любой героической саги.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector