Мифология ирландских кельтов

Начало формирования кельтских этносов на Британских островах относится к I тысячелетию до н.э.. Согласно исследованиям, вторжение кельтских племен на территорию Британских островов произошло около 600 года до н.э и было длительным. Одно из таких нашествий положило начало ирландскому этносу, мифологии которого будет посвящена данная серия статей.[/mybigtext]

Зачем нам мифология?

Каждый человек стремится к знаниям, старается узнать больше об окружающем мире, объяснить процессы, так или иначе влияющие на его жизнь. Это помогает бороться со страхом перед неизведанным, необыкновенным, а также приспосабливаться к окружающему миру и в каком-то смысле обезопасить свое существование.

С древних времен человеческие общества формировали собственное понимание мира. В частности, прилагались усилия для объяснения природных явлений, причин неурожаев, болезней, гибели и т д. Эти знания передавались из поколения в поколение и со временем дополнялись новыми подробностями. [myline]Понимание человеком мира и своего места в нем с древнейших времен основано на формировании представлений о начале и конце жизни, об устройстве окружающего нас мира, о самых неведомых и ужасающих явлениях природы, таких как бури, молнии, извержения.[/myline]

Различные системы взглядов на эти вопросы породили традицию определенных обрядовых действий, направленных на улучшение условий жизни или защиту от опасностей внешнего мира. В частности, примерами таких манипуляций были жертвоприношения, ритуалы и культовые действия. Они проводились в отношении некоторых персонажей, созданных на основе социокультурных особенностей развития общества и ответственных за ту или иную часть окружающего мира.

Первобытные обряды и верования прошли сквозь века. Примитивные и слабо построенные взгляды и идеи в конечном итоге приняли форму четко определенных концепций. Постепенно люди пришли к самому здравому в то время осмыслению того, что было столь же велико и страшно, как извержение вулкана, возвышенно и прекрасно, как идеал красоты и искусства, что было причиной поражений и побед в войнах, что нас ждет человека после смерти, а именно — к мифологии.

Мифы с самых ранних стадий своего развития стали основой идентичности народов. Мифы отражали важнейшие законы их внутреннего функционирования. Чаще всего мифы были близки по сюжету и идеологии.

Ирландские кельты

Политеистическая мифология ирландских кельтов продолжает оставаться для нас одной из самых ярких и загадочных. Отчасти это связано с небольшим количеством источников, большинство из которых были повреждены или утеряны. Отчасти потому, что носители основных представлений кельтов о мироздании, друиды, не сломились раскрыть секреты своего учения.

[myline] На ранних этапах цивилизации кельты, как и большинство народов, создали свой пантеон божественных сил. В чем-то и представлениях он совпадал с пантеонами других народов, но во многом был уникален. Причины, по которым кельты создали свой, в некотором смысле, самобытный пантеон богов, до сих пор вызывают неослабевающий интерес.[/Myline]

Ирландские боги, по мнению исследователей, являются представителями племени Туата Де Дананн, т.е племен богини Дану. По сути, это ирландские боги, но среди других кельтских племен можно найти множество подобных божеств, лишь незначительно отличающихся, чаще всего, произношением имени.

Мифы, сформировавшие ирландскую и валлийскую идентичность (соседние кельтские народы), основывались на нескольких темах. Как правило, все мифы связаны с социокультурными аспектами жизни этносов: они отражали их социальную организацию, образ жизни, нравственные представления и обычаи.

Нуаду Аргатлам

Первоначально правителем племен богини Дану был Нуаду по прозвищу Аргатлам (от др.-ирландского «серебряная рука»). Он нес один из волшебных предметов Туата Де Дананн, непобедимый Меч Нуаду, который беспрепятственно наносил удары. Меч и другое оружие многих народов олицетворяли душу воина и его зрелость, поэтому боевой инструмент был частью обряда инициации, то есть перехода юноши во взрослую жизнь. Другими словами, пистолет – это символ мужественности и статуса. Те, кто бросил свое оружие на поле боя, покрылись стыдом. Существование непобедимого меча можно проследить и в более поздней литературной традиции Британских островов. Это было начато Джеффри Монмутским в «Истории британцев» с упоминанием «Калибурна» — меча короля Артура.

[myline]Вопреки древней традиции, согласно которой мрачный подземный мир предназначен человеку после смерти, ирландские племена держались идеи, что смерть — это лишь следующий этап в жизни и что те, кто погибнет в бою лицом к лицу с врагом, получают высшие почести в подполье. По этой причине воины не боялись смерти, а также считалось, что война имеет сакральный смысл.[/Myline]

Нуаду — бог войны и поэтому занимал доминирующее положение. Однако Нуаду потерял руку во время первой «Битвы при Маг Туиред» с мифическим племенем Фир Болг. Но вскоре Диан Кехт, бог-врачеватель, сделал ему серебряную руку, за что Нуаду прозвали «серебряной рукой». Но лидер с физическим недостатком не мог удержать доминирующее положение. Как правило, вожди варварских племен подавали личный пример своим воинам на поле боя и шли врагу во главе, а человек с тяжелым ранением терял эту возможность. На смену Нуаде пришел Брес, один из фоморских королей, темных сил Хаоса и демонов, которые постоянно воевали с народом Ирландии.

Брес

Брес, могучий и красивый на вид, оказался ужасным правителем. Когда он взошел на престол, фоморы обложили Ирландию данью. Племена Богини претерпели много горя, пока не обратились к Бресу за возмещением. Оно должно было быть денежным, и Брес попросил отсрочки на 7 лет, хотя сам отправился собирать войска, чтобы силой подчинить себе Племена Богини. В страшной битве, разгоревшейся между фоморами и племенами богини Дану, Брес потерпел поражение и на престол взошел Луг.

В этой мифической истории есть мотив свержения несправедливого правительства. Те, кто правит плохо или пользуется властью, в конце концов потерпят поражение. Кстати, социальная структура ирландских племен основывалась на выборности правителя, который должен был выполнять не только общественно-политические, но и сакральные функции. Поэтому во всех возникших бедах чаще всего обвиняли именно правителя, ведь ему приходилось напрямую общаться с богами и искать их поддержки. Если он не выполнял эти функции, он был свергнут.

Ирландские боги-мужчины кельтской мифологии

Луг

Луг — бог света. Его изображали молодым и красивым воином. В легенде «Битва мага Туиреда» о Лугу сказано: «все.. он понял себя, человек всего и каждого действия». Кроме того, Луг сочетает в себе божественное и демоническое начала: его отец был сыном Дианы Кехт, а мать — дочерью Балора, вождя фоморов. Соединение этих двух принципов было оформлено как межплеменной мир, но, к сожалению, он был недолгим.

Но именно Луг повел армию против Бреса и Балора, короля фоморов, во время второй «Битвы при Маг Туиред», став, таким образом, освободителем своего народа. Он отметил победу своей армии, выбив камнем мертвый глаз Балора (похожий на глаз циклопа в греческой традиции).

Поскольку свет всегда приравнивается к рождению, можно сделать вывод, что Луг был символом новой жизни. Он освободил свой народ от власти союзника сил тьмы и победил нас тьмой, которую олицетворяют фоморы. Есть общая для всех народов тема: борьба добра и зла, в которой добро побеждает. У Лу также был еще один магический предмет Туата Де Дананн, Копье Луга, которое принесло победу.

Дагда

Наряду с ним почитался Дагда — бог плодородия и повелитель природных явлений: бури, града, молнии, дождя. Он считался сильным и мудрым воином, а также хорошим строителем крепостей. Сельское хозяйство много значило для кельтов, потому что оно было основным источником пищи. [mydoubleline] Поскольку плодородие земли во многом зависело от погоды, кельтам нужны были гарантии его сохранения. По этой причине было придумано божество, в честь которого можно было совершать определенные ритуалы, чтобы заручиться его поддержкой и объяснить через него неурожай и непогоду.[/mydoubleline]

У такого бога был соответствующий магический атрибут — Котел Изобилия. О нем писали, что «никогда не бывало, чтобы люди оставляли его голодным». У Дагды также была арфа, которая имела два имени: Даурдабла и Коир Кетаркуыр. С ее помощью Дагда мог наслать на своих врагов сон, веселье или горе. Но это лишь малая часть его силы.

В саге «Ухаживание за Этейн» говорится, что воля Дагды «за одну ночь очистила двенадцать долин» от лесов и пустошей, и «двенадцать могучих рек за одну ночь влились в море». Из саги «Сватовство к Этейн» мы также видим, что Дагда был мудр, справедлив и всеми уважаем: к нему обращались за советом, ему подчинялись.

Гоибниу, Лухта и Кредне

У ирландских племен было три покровителя ремесла: Гоибниу — бог кузнеца, Лухта — бог плотников и Кредне — мастер медных изделий. В ирландской мифологии Гоибниу был братом Нуаду и принадлежал к племени Туата Де Дананн. Тремя ударами молота он создал магическое оружие для воинов своего племени, а Лухта и Кредне также совершили три действия.

Благодаря созданному ими оружию фоморы потерпели поражение. Конечно, из-за постоянных войн мастера были вынуждены создавать не только украшения, но и оружие. Три названных бога были способны создавать магическое оружие, такое как меч Нуада или копье Луга. [mydoubleline] Поэтому ремесленники имели значительный социальный статус в кельтском обществе и считались своего рода учениками богов: они создавали то, что приносило кельтским воинам победу на поле боя, были их верными спутниками, приближали их к богам и олицетворял мужество и силу.

Важны были и орудия труда, но именно оружие воинственного ирландского этноса гарантировало мирную и безопасную жизнь всему обществу. Рядовой член общины, имевший право на ношение оружия, был защитником своего племени и пользовался почетом и привилегиями на этом звании.

Ирландские боги-мужчины кельтской мифологии

Диан Кехт

Бог всех целителей и целительских искусств был Дайан Кехт. Именно он с помощью Кредне сделал серебряную руку Нуады, которая могла двигаться, как живая. Искусство врачевания Дианы Кет было действительно важно для племени Туата Де Дананн, потому что он мог исцелить любого, «если ему не отрубили голову и не ударили по спинному мозгу или его оболочкам».

Основным методом лечения всевозможных болезней у кельтов были особые лекарственные травы, обладавшие магической силой и собиравшиеся исключительно с помощью особых ритуалов. Это могли сделать только представители кельтского жреческого сословия, друиды. Однако информация о свойствах трав, как и многие другие знания друидов, была утеряна.

Мананнан

Мананнан — бог морей, рассекающий поверхность воды на колеснице. Он обладал мудростью, сильными магическими способностями и добрым нравом. Колесница отражала богатство и высокое социальное положение ее владельца. Об этом свидетельствуют археологические находки: в гробницах вождей часто находили ритуальные повозки, которые впоследствии были заменены колесницами. Из «Легенды о Кормаке Мак Арте» мы узнаем, что Мананнан также был правителем Сида, подземного мира. Другой мир ирландской мифологии – это тихая гавань покоя, блаженства и наслаждения. Вот куда, по аналогии с Валгаллой, отправлялись души умерших.

Огма

Огма — бог красноречия и самый могущественный из племени богини Дану. Об этом можно судить по его картинам, на которых уши людей были связаны цепью с огмским языком. Он сын мудрого бога Дагды и поэтому унаследовал от него незаурядные умственные способности. Недаром этому богу приписывают изобретение огамской письменности или написание ирландского этноса. Помимо мудрости, Огма также обладал большой силой. Он мог поднять камень, «который могли сдвинуть только восемьдесят упряжек быков».

Огма храбро сражался во Второй битве при Маг Туиред, но был убит фоморианцами. Однако боги не боятся смерти, и в другой мифологической сказке Огма снова живет. В ирландской мифологии героическая смерть — это конец пути для героев эпоса, но никак не для богов.

Энгус

Энгус — бог юности и любви, подобный греческому Аполлону. Ангус был сыном бога Дагды и женщины Этейн. В соответствии с мифологической традицией, Этейн превзошла всех красотой и, конечно же, была желанной для многих, даже для вождя племени богини Даны. Рожденный от светлой и мимолетной любви самого могущественного и почитаемого бога и самой красивой женщины, украшенной золотом, Ангус предстает перед нами в образе романтического героя: красивого, справедливого, хитрого и умелого, но в то же время рожденного в незаконном браке и стремясь к признанию отца.

Мужские боги ирландских кельтов олицетворяли отвагу, силу в сочетании с мудростью и благородством. Они были примером для прилежных мужчин, отважных воинов и хороших правителей. Вторая часть серии будет посвящена женщинам-богиням, которые, несмотря на свою малочисленность, были неотъемлемой частью каждой героической саги.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector