Мифология ирландских кельтов

Почти у всех варварских народов царил патриархат: женщины не принимали участия в принятии общественно-политических решений, не имели права брать в руки оружие — вся власть была сосредоточена в руках мужчин. Кельтское общество удивляет, что женщины занимали в нем почетное место. Их даже привлекала военная служба не меньше, чем мужчин.

трискелион, узор, кельты

Так, есть свидетельства того, как римские солдаты, посланные для подавления антиримского восстания, после окружения святилища друидов столкнулись в бою не только с мужчинами, но и с женщинами. По буквальному свидетельству, «как фурии бегали среди воинов». Можно утверждать, что и мужские, и женские божества имели для кельта одинаковое значение, главное, что они покровительствовали его племени.

Дану («Ану»)

В историографии существует мнение, что всех ирландских богинь можно считать богинями-матерями. Поэтому одной из древнейших кельтских мифологических женщин была Ану, «Мать ирландских богов». Она покровительствовала процветанию и плодородию. Именно с ней отождествляет себя предок Туата Де Дананн, богиня Дана.

Поскольку женщина почиталась в ирландском обществе, в том числе и за ее способность к продолжению рода, представление о Богине-Матери было широко распространено в мифах. С богами вообще было связано происхождение многих героев эпических саг — самых сильных и мужественных «представителей» кельтского этноса, в котором все люди были равны. Таков был, например, Кухулин, сын Дехтиры, сестры Конхобара и бога света Луга.

Морриган

Морриган — самая яркая представительница богинь женского пола. Она считалась богиней войны, разрушения и смерти. Функции Морриган ясно указывают на то, что ирландские женщины имели право не только участвовать в войне, но и играть в ней значительную роль. Это потому, что Морриган сражалась в обеих битвах Мэг Туиред, а также подбадривала воинов песней «Короли идут в бой», после чего фоморианцы потерпели поражение.

Ирландская кельтская мифология. Богини.

[myline] В мифах часто прослеживается сюжет о любви богини к человеку. Не стала исключением и Морриган: весь ее народ был великими воинами, которые при поддержке воинственной богини побеждали в битвах. Среди них были Нуада, Дагда и эпический герой Кухулин. После того, как он отверг любовь Морриган, богиня войны лишила его своего покровительства. Возможно, это было одной из причин его ожидаемой смерти.

Морриган часто ассоциировалась по функциям с Бадбом и Немейном. В саге «Разрушение дома Да Дерга» провидица называет себя и Бадб, и Немейн. Морриган в битве при Мэг Туиред появляется в образе ворона — эта способность также приписывается Бадбу. Угрозы Морриган Кухулину за то, что он отверг богиню в саге об изнасиловании коров в Регамне, также исходят от Бадба. Кстати, вся триада богинь сражалась не оружием, а магией. Так в саге «Битва мага Туиред» Морриган, поддерживая Племена богини Дану, обещает убить одного из вождей фоморов, «высушив кровь в его сердце и отняв у него почки доблести».

Бригит

Второй богиней ирландского этноса была Бриджит. Он также изображается в историографии как «тройной». Она также считалась Матерью всех богов. Бриджит покровительствовала искусствам, ремеслам и родам, поэтому ей поклонялись поэты, кузнецы и врачи. Однако она также считалась богиней войны. Между прочим, Бригитта — один из самых ярких примеров преемственности ирландских языческих божеств и христианских святых. Чаще всего вместо демонов и чертей святыми становились «божества поверженного язычества» кельтского этноса св. Еще в VII веке нашей эры Бриджит покровительствовала монастырю Келл-дара, расположенному на месте бывшего культа языческой богини.

[myline]В связи с тем, что женские божества ирландского этноса ассоциировались не только с плодородием и прочими внутренними делами, но и с войной, можно было утверждать, что они находились в равном положении с мужскими богами.[/ [myline]] Впрочем, сами кельты традиционно встречали девушек с кротостью и молчанием. Со Садб — жена Финна Маккула, вождя фианов, — олицетворяла кротость и верность. А в саге «О похищении регамнской коровы» Кухулин обращается к Бадбу с вопросом: «Почему мне отвечает женщина, а не мужчина?» Это указывает на то, что женщина не должна говорить перед мужчиной.

Итак, женщины-богини появляются почти в каждой саге. Они могли помогать королям, героям, простым людям, сражаться наравне со смертными, плести интриги или быть образцом непреодолимой силы. Сочетая в себе мудрость, хитрость, красоту и силу, именно богини ирландского пантеона двигали сюжет эпических саг.

Ирландская кельтская мифология. Богини.Богиня Бригитта

Что же особенного в пантеоне ирландских кельтов?

Какой вывод мы можем сделать о богах ирландских кельтов? Если сравнить это с мифологической традицией Древней Греции, Древнего Рима, где боги прекрасны, мудры и имеют строгое разделение функций и сфер влияния, то боги кельтских народов имеют ряд отличий.

Во-первых, почти все они отражены в загадочных и необычных картинах, например, бог-олень Цернунн, предстал перед нами с оленьими рогами на «колонне гребцов» музея Клюни в Париже. Во-вторых, в большинстве случаев кельтские боги имеют преимущество силы и мудрости над красотой, например, Таранис, который изображался бородатым великаном, суровым и невероятно сильным. В-третьих, у кельтско-ирландских богов нет четко определенных функций. Таким образом, Ангус формально является богом любви, но в саге «Битва Магов Туиред» он советует богу Дагде, считавшемуся мудрым и всеведущим.

Но самое главное, что боги ирландских кельтов не отделялись от простых людей и не избегали чувств смертных. Они не были совершенны: кто-то страдал от обжорства или пьянства, кто-то влюблялся в обычную женщину и ревновал, кто-то плел интриги, мешая яд и вонзая нож в спину. Таким образом, божества ирландского пантеона были доступным образцом для подражания. А вот герои эпических саг… О них мы поговорим в следующей части серии.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector