Почти у всех варварских народов царил патриархат: женщины не принимали участия в принятии общественно-политических решений, не имели права брать в руки оружие — вся власть была сосредоточена в руках мужчин. Кельтское общество удивляет, что женщины занимали в нем почетное место. Их даже привлекала военная служба не меньше, чем мужчин.
Так, есть свидетельства того, как римские солдаты, посланные для подавления антиримского восстания, после окружения святилища друидов столкнулись в бою не только с мужчинами, но и с женщинами. По буквальному свидетельству, «как фурии бегали среди воинов». Можно утверждать, что и мужские, и женские божества имели для кельта одинаковое значение, главное, что они покровительствовали его племени.
Дану («Ану»)
В историографии существует мнение, что всех ирландских богинь можно считать богинями-матерями. Поэтому одной из древнейших кельтских мифологических женщин была Ану, «Мать ирландских богов». Она покровительствовала процветанию и плодородию. Именно с ней отождествляет себя предок Туата Де Дананн, богиня Дана.
Поскольку женщина почиталась в ирландском обществе, в том числе и за ее способность к продолжению рода, представление о Богине-Матери было широко распространено в мифах. С богами вообще было связано происхождение многих героев эпических саг — самых сильных и мужественных «представителей» кельтского этноса, в котором все люди были равны. Таков был, например, Кухулин, сын Дехтиры, сестры Конхобара и бога света Луга.
Морриган
Морриган — самая яркая представительница богинь женского пола. Она считалась богиней войны, разрушения и смерти. Функции Морриган ясно указывают на то, что ирландские женщины имели право не только участвовать в войне, но и играть в ней значительную роль. Это потому, что Морриган сражалась в обеих битвах Мэг Туиред, а также подбадривала воинов песней «Короли идут в бой», после чего фоморианцы потерпели поражение.
[myline] В мифах часто прослеживается сюжет о любви богини к человеку. Не стала исключением и Морриган: весь ее народ был великими воинами, которые при поддержке воинственной богини побеждали в битвах. Среди них были Нуада, Дагда и эпический герой Кухулин. После того, как он отверг любовь Морриган, богиня войны лишила его своего покровительства. Возможно, это было одной из причин его ожидаемой смерти.
Морриган часто ассоциировалась по функциям с Бадбом и Немейном. В саге «Разрушение дома Да Дерга» провидица называет себя и Бадб, и Немейн. Морриган в битве при Мэг Туиред появляется в образе ворона — эта способность также приписывается Бадбу. Угрозы Морриган Кухулину за то, что он отверг богиню в саге об изнасиловании коров в Регамне, также исходят от Бадба. Кстати, вся триада богинь сражалась не оружием, а магией. Так в саге «Битва мага Туиред» Морриган, поддерживая Племена богини Дану, обещает убить одного из вождей фоморов, «высушив кровь в его сердце и отняв у него почки доблести».
Бригит
Второй богиней ирландского этноса была Бриджит. Он также изображается в историографии как «тройной». Она также считалась Матерью всех богов. Бриджит покровительствовала искусствам, ремеслам и родам, поэтому ей поклонялись поэты, кузнецы и врачи. Однако она также считалась богиней войны. Между прочим, Бригитта — один из самых ярких примеров преемственности ирландских языческих божеств и христианских святых. Чаще всего вместо демонов и чертей святыми становились «божества поверженного язычества» кельтского этноса св. Еще в VII веке нашей эры Бриджит покровительствовала монастырю Келл-дара, расположенному на месте бывшего культа языческой богини.
[myline]В связи с тем, что женские божества ирландского этноса ассоциировались не только с плодородием и прочими внутренними делами, но и с войной, можно было утверждать, что они находились в равном положении с мужскими богами.[/ [myline]] Впрочем, сами кельты традиционно встречали девушек с кротостью и молчанием. Со Садб — жена Финна Маккула, вождя фианов, — олицетворяла кротость и верность. А в саге «О похищении регамнской коровы» Кухулин обращается к Бадбу с вопросом: «Почему мне отвечает женщина, а не мужчина?» Это указывает на то, что женщина не должна говорить перед мужчиной.
Итак, женщины-богини появляются почти в каждой саге. Они могли помогать королям, героям, простым людям, сражаться наравне со смертными, плести интриги или быть образцом непреодолимой силы. Сочетая в себе мудрость, хитрость, красоту и силу, именно богини ирландского пантеона двигали сюжет эпических саг.
Богиня Бригитта
Что же особенного в пантеоне ирландских кельтов?
Какой вывод мы можем сделать о богах ирландских кельтов? Если сравнить это с мифологической традицией Древней Греции, Древнего Рима, где боги прекрасны, мудры и имеют строгое разделение функций и сфер влияния, то боги кельтских народов имеют ряд отличий.
Во-первых, почти все они отражены в загадочных и необычных картинах, например, бог-олень Цернунн, предстал перед нами с оленьими рогами на «колонне гребцов» музея Клюни в Париже. Во-вторых, в большинстве случаев кельтские боги имеют преимущество силы и мудрости над красотой, например, Таранис, который изображался бородатым великаном, суровым и невероятно сильным. В-третьих, у кельтско-ирландских богов нет четко определенных функций. Таким образом, Ангус формально является богом любви, но в саге «Битва Магов Туиред» он советует богу Дагде, считавшемуся мудрым и всеведущим.
Но самое главное, что боги ирландских кельтов не отделялись от простых людей и не избегали чувств смертных. Они не были совершенны: кто-то страдал от обжорства или пьянства, кто-то влюблялся в обычную женщину и ревновал, кто-то плел интриги, мешая яд и вонзая нож в спину. Таким образом, божества ирландского пантеона были доступным образцом для подражания. А вот герои эпических саг… О них мы поговорим в следующей части серии.