Кого греки называли героями

Таким образом, герой (догреческое hērōe, hērōs, множественное число hērōes — «полубог») в греческой мифологии — это сын или потомок божества и смертной. У Гомера герой обычно обозначает храброго воина или благородного человека со славными предками. Гесиод впервые называет семью «героев», созданных Зевсом, «полубогами» (hemitheoi) (Гесиод, Труды и дни, стр. 158-160). Лексикограф Гесихий Александрийский (6 век н.э.) переводит: «герой: мощный, сильный, благородный, значительный». Современные этимологи не дают единого толкования этого слова, выделяя в нем корень *ser — защита, защитник, покровитель, т.е. *wer-; и приближение к имени богини Геры (сирийско-греческое Ἥρᾱ, Hērā; Ἥρη, Hērē, микенское e-ra, «защитница, чемпион»; ее имя связано с hērōs, греческое ἥρως, «герой»).

Кого греки называли героями

История героизма, как известно, относится к классическому, или олимпийскому, периоду древнегреческой мифологии — II тысячелетию до н. э., расцвет которого приходится на середину II тысячелетия до н. э., связанную с укреплением патриархата и возвышением микенской Греции. Боги-олимпийцы, свергнувшие титанов в борьбе с доолимпийским миром чудовищных монстров Матери-Земли, создают поколения героев, скрещиваясь со смертной человеческой расой.

Известны так называемые каталоги героев с указанием их родителей и места рождения (Гесиод. Теогония. стр. 240-1022; стр. 1-153; Аполлодор. Родос. I, стр. 23-233). Случается, однако, что герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на его поиски, совершая по пути подвиги.

Герой призван исполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру и закон, несмотря на древний элементализм и дисгармонию. Поэтому герой, как правило, наделен огромной силой и сверхчеловеческими способностями. Однако герой лишен бессмертия, которое остается божественной привилегией. Следовательно, существует несоответствие и противоречие между ограниченностью смертного бытия и стремлением героев утвердиться в бессмертии. До нас дошли мифы о попытке богов сделать героев бессмертными.

Кого греки называли героями

Фаэтис погружает своего сына Ахилла в реку Стикс, чтобы сделать его непобедимым в бою.

Фетида гасит Ахилла в огне, сжигая в нем все смертное и помазывая его амброзией (Apollodorus. III p.13.6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, гасит в огне их сына Демофонта (Homer. Hym. V p.239-262). В обоих случаях богиням мешают неразумные смертные родители — Пелей, отец Ахилла, и Метанира, мать Демофонта. Попытка нарушить изначальное равновесие между силами смерти и бессмертного мира терпит коренной крах и наказывается Зевсом.

Асклепий, сын Аполлона и Корониды, пытавшийся оживить людей, был поражен Зевсом молнией (Apollodorus. III p.10, 3-4). Геракл украл яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина вернула их на место (Аполлодор. II, с.5,11). Попытка Орфея вернуть к жизни свою жену Эвридику также не увенчалась успехом (Аполлодор. I, с.3,2).

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире бессмертием подвига и славы среди потомков. Личность героя в первую очередь драматична, поскольку жизни одного героя недостаточно для исполнения предначертания богов. Соответственно, мифы усиливают идею страданий героя и бесконечного преодоления испытаний и невзгод.

Кого греки называли героями

Герой часто преследуется враждебным божеством, например, Геракла преследует Гера (Apollodorus. II p. 4,8), и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество. Геракл подчиняется царю Эврисфею, Ясон зависит от царя Пелия, оба — близкие родственники героев, несправедливо захвативших власть.
Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение героев.

Зевс трижды женится на смертных женщинах, так что через тринадцать поколений от брака Зевса и Алкомены появился Геракл (Эсхил. Прометей, с. 774), среди предков которого уже были Даная, Персей, Алкасий и другие сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит накопление героической силы, которая достигает своего апофеоза в мифах о всегреческих героях, таких как Геракл.

Кого греки называли героями

Можно выделить различные типы героев, проработанные исторически. Ранее героизм ассоциировался с подвигами героя, который физически уничтожает чудовищ. Таковы битва Персея с Горгоной, Беллерофонта с Химерой, ряд подвигов Геракла, кульминацией которых является его битва с Аидом, то есть со смертью, которую он ранит (Apollodorus. II p. 7.3).

Кого греки называли героями

Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, с их культурными функциями, как в случае с искусным ремесленником Дедалом или фиванскими строителями стен Зетусом и Амфионом. Среди героев были Орфей, певцы и музыканты, владевшие магией слова и ритма, укротители стихий, предсказатели — Тиресий, Калхантус, Трофим, разгадыватели загадок — царь Эдип, хитрый и любознательный странствующий герой — Одиссей, законоучители — Тесей.

Независимо от типа героизма, подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя — Зевса, Аполлона, Посейдона или бога, чья функция близка к той или иной героической фигуре, например, мудрая Афина помогает умному Одиссею. Соперничество между богами и их принципиальное отличие друг от друга влияет на судьбу героя, например, смерть Ипполита была результатом спора между Афродитой и Артемидой; жестокий Посейдон преследует Одиссея против мудрой Афины; Гера, покровительница семьи и моногамного брака, ненавидит Геракла, незаконнорожденного сына Зевса и Алкумены.

Герой часто страдает от мучительной смерти, как, например, самосожжение Геракла (Тацит Софокла и Геракл Сенеки), Тесей погибает от руки коварного злодея, а Гиацинт, Орфей и Ипполит умирают по воле враждебного божества.

Подвиги и страдания героев рассматриваются как мучения, награда за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе и берет в жены богиню Эбу, дочь Зевса и Геры (Гесиод. Теогония, стр. 950-955). По другой версии, однако, сам Геракл остается на Олимпе, а его тень бродит в Аиде (Одиссея. XI, с. 601-604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления героев.

Та же двойственность кроется в судьбе Ахилла: он погибает под Троей, но затем попадает на остров Леок, аналог Блаженных островов, где женится на Елене (Повсаний, с. 11-13) или даже на Медее на Елисейских полях (Аполлодор Родосский. IV с. 811-814). Оба Аякса, Патрокл и Антилох, после смерти также остались на острове Лейке (Павсаний. III стр. 19, 13). Большую уверенность можно найти в таких персонажах, как Менелай, зять Зевса, который, не пережив смерти, переносится на Елисейские поля («Одиссея». IV стр.561-563).

Гесиод считает обязательным для большинства героев переселиться на Острова Блаженных (Труды и дни, с.167-173). Асклепий, сын Аполлона, убитый молнией Зевса, рассматривается как ипостась Аполлона, приобретает божественные функции целителя, и его культ вытесняет даже культ его отца Аполлона в Эпидавросе.Кого греки называли героями

Единственный полубог или герой, сын Зевса и Семелы, Дионис, становится божеством еще при жизни («Вакхиды», Еврипид), но даже эта его божественность подготовлена рождением, смертью и воскресением Загрея (греч. Ζαγρεύς), архаической ипостаси Диониса, сына Зевса и богини Персефоны (Нонн VI, с. 155-388). Песня эолийских женщин обращается к богу Дионису как к Дионису-герою [15].

Так, Геракл послужил образцом для идеи бога-героя (Пиндар. Немейские оды III стр.22), а Дионис считался героем среди богов.

Развитие героизма и самоуверенности героев приводит к их неповиновению богам, дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героизма в целом. Известны мифы о родовых проклятиях, пережитых героями конца классического периода олимпийской мифологии, соответствующего закату микенского господства.

К ним относятся мифы о проклятиях, наложенных на дом Атреидов или Танталидов (Тантал, Пелопс, Атрей, Фиест, Агамемнон, Эгидий, Орест), дом Кадма (дети и внуки Кадма — Эно, Агав, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья) и Алкмеонидов (Амфиас и его сын Алкмеон). Возникают также мифы о гибели целой героической семьи мужчин. Таковы мифы о войне семи вождей против Фив и Троянской войне. Гесиод рассматривает их как войны, в которых герои уничтожали друг друга (Письма и дни, с. 156-165). Таким образом, конец второго тысячелетия можно считать концом всякого героизма.

В период после вторжения дорийцев, то есть в начале первого тысячелетия до нашей эры, широко распространился культ мертвых героев, неизвестный по гомеровским поэмам, но хорошо известный по микенским царским захоронениям. Поклонение героям основывалось на идее их божественной награды после смерти, их постоянного заступничества и покровительства народу. На могилы героев приносились жертвы, чтобы отвести несчастье (подношения Агамемнону в «Хоэфорах» Эсхила); им посвящались священные места, например, Эдипу в Колоне; возле их могил проводились состязания певцов в честь Амфидаманта в «Халкиде» Гесиода (Труды и дни, с. 654-657).

Кого греки называли героями

Причитания, или френы, по героям, прославляющие их подвиги, служили одним из источников эпической песни (ср. «славные деяния людей», воспетые Ахиллом (Илиада, IX, с. 189). Всегреческий герой Геракл считался создателем Немейских игр (см. Пиндар. Нем. I). Ему приносили жертвы в различных храмах — в одних как бессмертному олимпийцу, в других как герою (Геродот II стр. 44). Некоторые герои рассматривались как ипостаси бога, например Зевса (ср. Зевс — Агамемнон, Зевс — Амфиары, Зевс — Трофоний, Посейдон — Эрехтей). Там, где Трофоний исчез, оракул был подвергнут сомнению (Paus. IX 39, 5).

Кого греки называли героями

Храмы строились для прославления деятельности героев, например, храм Асклепия в Эпидавре.

В седьмом-шестом веках до нашей эры, с развитием культа Диониса, некоторым древним героям, эпонимам городов, пришлось отказаться от празднеств в свою честь в пользу Диониса. Во время правления тирана Клисфена в Сикионе поклонение Адрасту было заменено поклонением Дионису (Геродот V стр. 67).

С седьмого века до нашей эры в Греции наступила эпоха образования городов-государств, и мифологический героизм сменился религиозно-культовым, который играл политическую роль, освященную законами полиса. Герой был защитником полиса, считался посредником между богами и людьми и представлял народ перед богами. Останки античных героев переносили в города, как это произошло в 475 году до н.э. во время прославления Тесея в Афинах, куда его прах был перенесен с острова Скирос (Плутарх, Тесей, стр.36). Отсюда и жертвоприношения героям, павшим в бою, как, например, в греко-персидской войне при Платее (Плутарх, Аристид, стр.21). Отсюда обожествление после смерти и причисление известных исторических личностей к героям, например, Софокл стал героем после смерти благодаря имени Дексион. Выдающиеся полководцы после смерти удостаивались звания героя, например, Брасидас после битвы при Амфиполе. (Фукидид V, стр.11,1).

Культ героев отражал древнее почитание мифологических героев, которых потомки воспринимали как предков, покровителей семьи, рода и полиса.

Далее… Различные типы героизма — сила и разум

Читайте также:

Иордан о военных походах готов-федератов Врачевание в Древней Греции Тайна графини де ла Мотт Различные виды героизма — сила и разум Герои. Мифы Поколения людей — подготовка Героизм Боги Легенды Средиземноморье Эллины 2021-01-29

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector