Херувимы

Ангельский чин (степень ангельской иерархии), принадлежащий к триаде высших ангельских чинов (в литературе часто упоминается после чина серафимов, но иногда при сопоставлении ангельских чинов не на второй, а на первой позиции);
Ангелы, представители этого чина.

Гербус 1 - Херувимы

Согласно толкованию «Дионисия Ареопагита», имя «херувимы» означает их силу — познание и созерцание Бога, способность принимать высший свет и созерцать божественное сияние в его первом проявлении, их мудрое искусство — учение и обильную передачу другим, наделенным самосознанием».1 Между тем известны и другие толкования этого имени. Было высказано предположение, что еврейское слово «херувим» во множественном числе может быть связано с аккадским глаголом, означающим «благословлять, восхвалять и молиться».

Herbuś 2 - Херувимы

Херу­вимы в Ветхом Завете

В Библии херувимы неоднократно фигурируют как ангелы, на которых восседает Бог (1 Царств 4:4; 2 Царств 6:2; 4 Царств 19:15; 1 Паралипоменон 13:6; 2 Царств 22:11 и Псалом 17:11). С одной стороны, ссылаясь на ковчег завета, он указывает на ковчег как место особого присутствия Бога; с другой стороны, в более широком контексте, на особую духовную и благодарную близость херувимов к Богу.

В истории о грехопадении Адама и Евы упоминается, что после изгнания первых людей из Эдема херувимам было поручено охранять путь к дереву жизни в Эдемском саду: «И изгнал Адама, и поставил херувима и пламенный меч на востоке сада Эдемского, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24).

В библейских текстах херувимы часто изображаются в виде различных символических образов: известны изображения херувимов, вырезанных из оливкового дерева и позолоченных или вырезанных в барельефе, а также атрибуты скинии и Святости, отлитые из золота и вышитые на ткани (3Цар.6:23-29; 2Пар.3:7; 2Пар.3:10-13).

Библейская символика изображает их крылатыми, указывая, с одной стороны, на их принадлежность к небу, а с другой — на их способность быстро перемещаться. Описание их лиц сильно варьируется: херувим ковчега завета имеет только одно лицо; херувимы в храме Иезекииля двуликие (Иезек.41:18), а те, что описаны в его видении, имеют четыре лица (Иезек.1:4-28). Их крылья были распростерты и поддерживали свод, над которым в великолепии восседал Бог. Когда они двигались, их крылья издавали звуки.

Появление херувимов в различных книгах Библии символически указывает на некоторые их характеристики и качества. Не следует воспринимать буквально, что такие внешние описания описывают их пространственную форму. В работе «О небесной иерархии», приписываемой Дионисию Ареопагиту, говорится, что описание образов «необходимо, чтобы мы не представляли себе, как это делают невежды, небесные и божественные разумные силы со многими ногами и лицами, облеченные в бычье подобие волов или звериный облик львов, с изогнутым клювом орлов или птичьими перьями»; Мы также не можем представить, что на небе есть огненные колесницы, престолы из материи, необходимые для восседания Божества, разноцветные кони, воины, вооруженные копьями, и многие другие подобные вещи, которые Писание показывает нам в их различных формах. Мы видели в Писании под многими таинственными символами (Иезекииль 1:7; Дан. 7:9:1). (Иезек.1:7; Дан.7:9; Зах.1:8; 2Мак.3:25) «2.

Херу­вимы в хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти

Описания херувимов в Библии сильно различаются. Существует множество способов интерпретации образов херувимов в традиции Отцов. Авторы в целом согласились с тем, что каждый элемент внешнего облика того или иного ангельского чина представляет собой символ, но интерпретации их значений часто расходились. Многое зависело от контекста, в котором херувимы упоминались в Писании.

В книге «О небесной иерархии» херувимы появляются после серафимов и относятся ко второму рангу первой триады ангельских сил. Их главный атрибут — «знание и созерцание Бога, способность принимать высший свет и созерцать божественное великолепие при самом первом проявлении его мудрого искусства — способность учить и богато передавать дарованную мудрость «3.

3 Климент Александрийский утверждает, что фигуры херувимов на Ковчеге Завета являются лишь символическими изображениями и не отражают их действительного вида. Он утверждает, что Бог запрещает изображать священные предметы (отсюда херувимы) и что людям невозможно воспринимать небесных существ. Климент дает следующее объяснение внешнему виду отлитых из золота фигурок: «Имя Херувим означает «великое знание». Вместе они имели двенадцать крыльев как обозначение чувственного мира, двенадцати знаков зодиака и определяемого ими хода времени. Фигура херувима имеет символическое значение: лицо символизирует душу, крылья представляют служение и действие сил, восходящих слева и справа, а уста — гимн славе в вечном созерцании» (К. 5, VI. 35. 6-7; 36. 3-4)4.

В огненном мече-страже Эдемского сада, поставленном после изгнания первых людей, блаженный Августин видел временное наказание. По его мнению, этот меч называется пламенным, потому что «всякое страдание как будто горит». Главная цель пламени — не истребление, а очищение5. Иоанн Златоуст, напротив, воспринял этот образ как знак того, что после нарушения заповеди вход в рай становится недостижимым. В своем «Рассуждении о Бытие» он объясняет, что эпитет «обратимый» был дан Моисеем, чтобы показать, как он преграждал все возможные пути и «постоянно вызывал страх и воспоминание».6 Начиная с толкования имени Херувим как «великого знания», Иоанн Златоуст в своем «Рассуждении о сотворении мира» объясняет образ Херувима как мудрость, «на которой Он (Бог) покоится». Он также объясняет наличие множества глаз на всех частях их тела: Мудрость смотрит повсюду, у нее везде открыто око». В «Против Аномеи» он высказывает мнение, что «херувимы служат Богу как престолы; это сказано о херувимах не потому, что Богу нужен престол, но чтобы вы поняли достоинство этих сил».8 Херувимы — это не то же самое, что херувимы.

8 Преподобный Ефрем Сирин толковал образ четырех зверей в видении Иезекииля как херувимов. Он считал, что херувимы были в виде льва, тельца и орла, потому что люди считали этих животных самыми благородными и сильными. В лице льва он увидел указание на «царей и князей века сего, которые возьмут на себя иго Церкви, представленное в виде колесницы, или подчинятся Евангелию». Лицо орла указывает на пришествие Мессии свыше. Вместе они указывали на множество разных народов, которые примут Евангелие в будущем9.

Примечания:

1 Дионисий Ареопагит. Глава VII. О серафимах, херувимах и престолах и их первой иерархии / О небесной иерархии.

2 Дионисий Ареопагит. Глава II. Что касается Божественных и Небесных объектов, которые достойно представлены под символами, даже с ними и в отличие от образов, подлежащих описанию, умственные Силы не имеют вообще никаких образов, имея в виду, как выше сказано, наш ум, заботясь о его врожденной и родственной способности восходить снизу вверх, и приспосабливая его таинственные священные образы к своим представлениям. / О небесной иерархии.

3 Дионисий Ареопагит. Глава VII. О серафимах, херувимах и престолах, и их первой иерархии / О небесной иерархии.

4 Пресвитер Климент Александрийский. Строматы.

5 Библейских комментариев Отцов Церкви и других авторов с 1 по 8 век. Ветхий Завет. Тверь, 2004. Т. 1. С. 123.

6 Святой Иоанн Златоуст. Дискурс XVIII / Рассуждения о книге Бытия.

7 Святой Иоанн Златоуст.  Его рассуждения о втором дне творения. А также против того, кто говорил, что мы, христиане, не должны говорить при освящении: «Господь Саваоф» / О сотворении мира.

8 Святой Иоанн Златоуст. Третье слово / Против аномитов.

9 Преподобный Ефрем Сирин. Глава 1 / Книга пророка Иезекииля.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector