Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации, подарившей современности множество культурных богатств и вдохновляющих деятелей науки и искусства. Более знакомые нам, чем, например, японская мифология, мифы Древней Греции открывают дверь в мир, населенный богами, героями и чудовищами. Запутанные отношения, отклонения в характере, божественные или человеческие, невообразимые фантазии погружают нас в пучину страсти, заставляя трепетать от ужаса, сопереживать и восхищаться гармонией реальности многовековой давности, но вечно актуальной!
1) Тифон
Самое могущественное и ужасное существо из всех, порожденных Геей, воплощение огненных сил земли и ее паров с их разрушительными последствиями. Этот зверь невероятно силен, у него на спине 100 голов дракона, с черными языками и огненными глазами. Из его пасти можно услышать жалобный голос богов, рев ужасного быка, рык льва, вой собаки или резкий свист, эхом разносящийся по горам.
Тифон был отцом мифических чудовищ Ехидны: Орфея, Цербера, Гидры, дракона Колхиды и других, которые угрожали человеческому роду над и под землей, пока герой Геракл не уничтожил их, за исключением Сфинкса, Цербера и Химеры. От Тифона произошли все ветры Пустоты, кроме Нота, Бореаса и Зефира.
Тифон, проходя через Эгейское море, разбросал Кикладские острова, до этого тесно расположенные. Огненное дыхание чудовища достигло острова Фер и уничтожило всю его западную половину, превратив остальную часть в выжженную пустыню. С тех пор остров приобрел форму полумесяца. Гигантские волны, поднятые Тифоном, достигли острова Крит и разрушили царство Миноса.
Тифон был настолько грозен и силен, что боги-олимпийцы покинули свои владения, отказавшись сражаться с ним. Только Зевс, самый храбрый из молодых богов, отважился сразиться с Тифоном. Поединок длился долго, и в пылу сражения противники были перенесены из Греции в Сирию. Здесь Тифон разрывал землю своим огромным торсом, а затем эти следы битвы наполнялись водой и становились реками. Зевс погнал Тифона на север и погрузил его в Ионическое море, недалеко от побережья Италии. Громовержец испепелил чудовище молнией и бросил его в Тартар под горой Этна на Сицилии. В древние времена считалось, что многочисленные извержения вулкана Этна были вызваны молниями, выпущенными Зевсом из жерла вулкана.
Тифон был олицетворением разрушительных сил природы, таких как ураганы, вулканы и торнадо. Слово «тайфун» происходит от английского варианта этого греческого названия.
2) Дракенас.
Изображает змееподобную или драконоподобную женщину, часто с человеческими чертами. К драценам относятся, в частности, ламия и ехидна.
Ламия:
Имя «Ламия» этимологически происходит из Ассирии и Вавилона, где этим именем называли демонов, убивавших младенцев. Ламия, дочь Посейдона, была царицей Ливии, возлюбленной Зевса и родила от него детей. Необыкновенная красота Ламии разожгла в сердце Геры огонь мести, и Гера из ревности убила детей Ламии, превратила ее красоту в уродство и лишила сна любимого мужа. Ламия была вынуждена укрыться в пещере и по приказу Геры превратилась в кровавое чудовище, которое в отчаянии и безумии крало и пожирало чужих детей.
Когда Гера лишила ее сна, Ламия без устали бродила по ночам. Зевс, сжалившийся над ней, даровал ей способность удалять глаза, чтобы она могла заснуть, и только тогда она могла стать безвредной. В своем новом обличье полуженщины-полузмеи она произвела на свет отвратительное потомство по имени Ламия. Ламии обладают полиморфными способностями и могут появляться в различных формах, чаще всего в виде гибридов зверя и человека. Однако чаще всего они похожи на красивых девушек, поскольку так им легче очаровывать неосторожных мужчин. Они также нападают на спящих мужчин и лишают их жизненной силы. Эти ночные духи, переодетые в прекрасных девиц и юношей, высасывают кровь из молодых людей. В древние времена ламии были также известны как упыри и вампиры, которые, согласно распространенным греческим верованиям, гипнотически заманивали юношей и девственниц, а затем убивали их, выпивая их кровь. Ламию, при некотором умении, можно легко разоблачить, заставив ее говорить. Поскольку у ламий вилочковый язык, они не умеют говорить, но могут мелодично насвистывать.
В более поздних европейских легендах Ламия изображалась в виде змеи с головой и грудью прекрасной женщины. Она также ассоциировалась с кошмарной Марой.
Ехидна:
Дочь Форкиса и Кето, внучка Геи-земли и морского бога Понтуса, она изображалась в виде гигантской женщины с красивым лицом и пестрым змеевидным телом, реже ящерицей, сочетающей красоту с хитростью strashno.com и озорным нравом. От Тифона она породила целый сонм чудовищ, разных по внешнему виду, но отвратительных по сути. Когда она напала на олимпийцев, Зевс прогнал ее и Тифона. После победы Громовержец заточил Тифона под горой Этна, но позволил Ехидне и ее детям жить дальше как вызов будущим героям. Она была бессмертной и нестареющей и жила в темной пещере под землей, вдали от людей и богов. Выходя на охоту, она заманивала путников и безжалостно пожирала их. Змеевидная правительница Ехидна обладала уникальным завораживающим взглядом, перед которым не могли устоять не только люди, но и животные.
В различных версиях мифов Ехидна была убита Гераклом, Беллерофонтом или Эдипом во время мирного сна. Ехидна — изначально хтоническое божество, чья сила, воплощенная в его потомках, была уничтожена героями, ознаменовав победу древнегреческой героической мифологии над примитивным тератоморфизмом. Древнегреческая сказка о ехидне легла в основу средневековых легенд о чудовищной рептилии как о самом злом из всех существ и несомненном враге человечества, а также была использована для объяснения происхождения драконов.
Название ехидна используется для обозначения яйцекладущего, покрытого иглами млекопитающего, обитающего в Австралии и на островах Тихого океана, а также австралийской змеи, самой большой в мире ядовитой змеи. Ехидну также описывают как злого, саркастичного, хитрого человека.
3) Горгоны.
Эти чудовища были дочерьми морского бога Форсиса и его сестры Кето. Существует также версия, что они были дочерьми Тифона и Ехидны. Тремя сестрами были Эвриала, Сфено и Медуза Горгона — самая известная из трех и единственная смертная из трех чудовищных сестер. Их вид был ужасающим: крылатые существа, покрытые чешуей, со змеями вместо волос, пастью с клыками и взглядом, который превращал все живое в камень. Во время поединка героя Персея с Медузой она была беременна от Посейдона, бога моря. Из обезглавленного тела Медузы вместе с потоком крови появились ее дети от Посейдона — великан Хрисаор (отец Гериона) и крылатый конь Пегас. Из капель крови, упавших на пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили там все живое. Ливийская легенда гласит, что красные бусины появились из потока крови, пролившейся в океан.
Персей использовал голову Медузы для борьбы с морским драконом, посланным Посейдоном опустошить Эфиопию. Показав чудовищу лицо Медузы, Персей превратил ее в камень и спас Андромеду, дочь царя, которую должны были принести в жертву дракону. Остров Сицилия традиционно считается родиной Горгоны и местом гибели Медузы, изображенной на флаге региона.
В искусстве Медуза изображалась как женщина со змеями вместо волос и часто с клыками кабана вместо зубов. На эллинистических изображениях strashno.com иногда встречается прекрасная, умирающая горгонесса. Отдельная иконография — изображения отрубленной головы Медузы в руках Персея, на щите или эгиде Афины и Зевса. Орнаментальный мотив, горгонион, и сегодня украшает одежду, предметы быта, оружие, инструменты, ювелирные изделия, монеты и фасады зданий.
Считается, что мифы о Медузе Горгоне связаны с культом скифской богини-змеи-прародительницы Табити, о существовании которой свидетельствуют упоминания в древних источниках и археологически найденные изображения. В славянских средневековых книжных легендах Медуза Горгона превратилась в деву с волосами в форме змей — госпожу Горгонию.
Животное медуза получило свое название именно из-за сходства со змееподобной легендарной Медузой Горгоной. Образно говоря, горгона — это ворчливая, озорная женщина.
4) Грайя.
Три богини старости, внучки Геи и Понта, сестры Горгоны. Их звали Дейно (Дрожь), Пефредо (Беспокойство) и Энио (Ужас). Они были серыми от рождения и имели один глаз из трех, которым они пользовались по очереди. Только Грайас знал, где находится остров Медузы Горгоны. По совету Гермеса, Персей направился именно к ним.
В то время как у одной из Грайи был глаз, две другие были слепы, и зрячая Грайя вела слепых сестер. Когда, вынув один глаз, милости передавали его по очереди следующему, все три сестры были слепы. В этот момент Персей решил получить глаз. Беспомощная Грайя была в ужасе и готова на все, чтобы герой вернул им сокровища. После того как Персею пришлось рассказать им, как найти Медузу Горгону и где взять крылатые сандалии, волшебную сумку и шлем-невидимку, он отпустил глаз Греям.
5) Химера.
У этого чудовища, рожденного от Ехидны и Тифона, было три головы: одна — голова льва, другая — голова козла, растущая на спине, а третья — змеиная, заканчивающаяся хвостом strashno.com. Он дышал огнем и сжигал все на своем пути, уничтожая дома и посевы жителей Ликии. Неоднократные попытки ликийского царя убить химеру неизменно терпели поражение. Ни один человек не осмеливался приблизиться к ее жилищу, окруженному разлагающимися трупами обезглавленных животных. Повинуясь воле царя Джобата, сын царя Коринфа Беллерофонт отправился на своем крылатом Пегасе в пещеру Химеры. Герой убил ее, как и предсказывали боги, поразив химеру стрелой из своего лука. В доказательство своего подвига Беллерофонт передал одну из отрубленных голов чудовища королю ликанов.
Химера — огнедышащий вулкан, полный змей у основания, с лугами и козьими пастбищами на склонах, с пламенем, вырывающимся из вершины, и львиным логовом на вершине; Химера, вероятно, является метафорой этой необычной горы. Считается, что в районе турецкой деревни Чирали находится пещера Химеры, где на поверхности обнаружены выходы природного газа в концентрации, достаточной для его открытого сжигания.
Группа глубоководных хрящевых рыб называется Chimaera. В переносном смысле химера — это фантазия, несбывшееся желание или действие. В скульптуре химеры представляют собой изображения фантастических чудовищ, и считается, что каменная химера может ожить, чтобы навести ужас на людей. Прототип химеры послужил основой для ужасающих горгулий, считающихся символом ужаса и чрезвычайно популярных в готической архитектуре.
6) Пегас.
Крылатый конь, появившийся из умирающей Медузы Горгоны, когда Персей обезглавил ее. Пегас был назван Пегасом (в переводе с греческого «элементарный поток»), потому что конь вышел из Океана (Океан — это река, окружающая Землю). Быстрый и грациозный Пегас сразу же стал объектом желания многих греческих героев. Днем и ночью охотники устраивали засады на горе Геликон, где Пегас одним ударом копыта заставлял ее фонтанировать чистой прохладной водой странного темно-фиолетового цвета, но очень вкусной. Так появился знаменитый источник поэтического вдохновения Иппокрена — Лошадиный источник. Самый удачливый пегас позволил им подойти так близко, что смог дотронуться до прекрасной белой кожи. Однако никому не удалось поймать Пегаса: в последний момент непокорное существо взмахнуло крыльями и молниеносно улетело за облака. Только когда Афина подарила юному Беллерофонту волшебную уздечку, он смог оседлать великолепного коня. На Пегасе Беллерофонт смог приблизиться к Химере и с воздуха поразить огнедышащее чудовище.
Опьяненный своими победами при неизменной помощи верного Пегаса, Беллерофонт посчитал себя равным богам и, оседлав Пегаса, отправился на Олимп. Разгневанный Зевс сразил гордого Пегаса, и Пегас получил право посещать сияющую вершину Олимпа. В более поздних легендах Пегас был включен в число коней Эос и в компанию Муз, в частности, потому, что он остановил гору Геликон ударом копыта, которая начала шататься под звуки песни Муз. С точки зрения символизма, Пегас сочетает в себе жизненную силу и мощь коня и освобождение, подобно птице, от тяжести земли, поэтому поэту близка идея неукротимого духа, преодолевающего земные препятствия. Пегас был не только прекрасным другом и верным спутником, но и безграничным умом и талантом.
Пегас занимает видное место в творчестве богов, муз и поэтов. Созвездие в северном полушарии, вид лучеперых рыб, а оружие названо Пегасом.
7) Колхидский дракон (Колхида).
Сын Тифона и Ехидны, огромный огнедышащий дракон, охраняющий Золотое руно. Чудовище названо в честь места, где обитал дракон: Колхида. Колхидский царь Эет принес в жертву Зевсу барана с золотой шкурой и повесил шкуру на дубе в священной роще Ареса, где Колхида охраняла ее. Ясон, ученик кентавра Хирона, получил от Пелия, царя Иолка, поручение отправиться в Колхиду за Золотым руном на корабле «Арго», построенном специально для этого путешествия. Царь Аэт отдал Ясону невыполнимый приказ вечно хранить Золотое руно в Колхиде. Однако Эрос, бог любви, зажег любовь к Ясону в сердце Медеи, дочери Аэта. Принцесса окропила Колхиду усыпляющим зельем, призвав на помощь бога сна Гипноса. Ясон украл Золотое руно, поспешно уплыв с Медеей на корабле «Арго» в Грецию.
Герион
Гигант, сын Хрисаора, рожденный от крови Медузы Горгоны и океанического Каллироиса. Он был известен как самый сильный на земле и представлял собой страшное чудовище с тремя телами, соединенными на талии, тремя головами и шестью руками. Герион владел великолепными коровами необыкновенной красоты с красной мастью, которых он держал на острове Эрифия в океане. Весть о прекрасных коровах Гериона дошла до микенского царя Эврисфея, который послал за ними Геракла, состоявшего у него на службе.
Геракл обошел всю Ливию, прежде чем достиг крайнего запада, где, по мнению греков, заканчивался мир, и который окаймляла река Океан. Путь к океану преграждали горы. Геркулес обхватил их своими могучими руками, образовав Гибралтарский пролив, и установил на южном и северном берегах каменные стелы — Геркулесовы столбы. В золотой лодке Гелиос, сын Зевса, приплыл на остров Эрифия. Своей знаменитой булавой Геракл убил сторожевого пса Орфея, охранявшего стадо, убил пастуха, а затем сразился с приближающимся трехголовым владыкой. Три щита прикрывали Гериона, три копья были в его мощных руках, но они были бесполезны: копья не могли пробить шкуру Немейского льва, накинутую на плечи героя. Геракл же выпустил в Гериона несколько отравленных стрел, одна из которых оказалась смертельной. Затем он погрузил коров в лодку Гелиоса и пересек океан в обратном направлении. Таким образом, демон засухи и тьмы был побежден, а небесные коровы, дождевые облака, были отпущены на свободу.
9) Орфей
Огромный двухголовый пес, охраняющий коров великана Гериона. Порождение Тифона и Ехидны, старший брат пса Цербера и других чудовищ. По одной из версий, он является отцом Сфинкса и Немейского льва (химеры). Орфей не так известен, как Цербер, поэтому о нем известно гораздо меньше, и информация о нем противоречива. Некоторые мифы гласят, что помимо двух голов собаки, у Орфея было семь голов дракона и змея вместо хвоста. А в Иберии у собаки было собственное святилище. Он был убит Гераклом во время совершения своего десятого подвига. Мотив смерти Орфея от рук Геракла, уводящего коров Гериона, часто использовался древнегреческими скульпторами и гончарами; он изображен на многочисленных античных вазах, амфорах, стамносах и скифосах.
Согласно одной очень авантюрной версии, Орфей в древности мог одновременно представлять два созвездия — Большого Людоеда и Малого Людоеда. Сейчас эти звезды объединены в два астеризма, тогда как в прошлом две их самые яркие звезды (Сириус и Процион, соответственно) могли бы показаться людям клыками или головами чудовищной двухголовой собаки.
10) Цербер (Керберус).
Сын Тифона и Ехидны, страшный трехголовый пес с ужасным драконьим хвостом, покрытый угрожающе шипящими змеями. Цербер должен был охранять вход в темный и страшный подземный мир Аида, следя за тем, чтобы никто не выбрался наружу. В древних текстах Цербер приветствует своим хвостом тех, кто попадает в ад, и разрывает на куски тех, кто пытается спастись. В более поздних преданиях он кусает новичков. Чтобы умилостивить его, в гроб умершего положили медовый торт. У Данте Цербер терзает души умерших.
Долгое время в пещере на мысе Тенар в южной части полуострова Пелопоннес рассказывали, что Геракл по поручению царя Эврисфея спустился в царство Аида, чтобы вызвать оттуда Цербера. Перед троном Аида Геракл почтительно попросил у подземного бога разрешения взять собаку в Микены. Как бы ни был суров и угрюм Аид, он не смог отказать сыну Зевса. Он поставил только одно условие: Геракл должен был укротить Цербера без оружия.
Геракл увидел Цербера на берегу реки Ахерон — границы между миром живых и мертвых. Герой схватил собаку своими мощными руками и начал ее душить. Собака угрожающе завыла, пытаясь убежать, змеи извивались и жалили Геракла, но он только крепче сжимал руки. В конце концов Цербер сдался и согласился следовать за Гераклом, который привел его к стенам Микен. Царь Эврисфей пришел в ужас при виде страшного пса и приказал быстро отправить его обратно в Аид. Цербер вернулся на свое место в Аиде, и именно после этого подвига Эврисфей даровал Гераклу свободу.
Находясь на земле, Цербер ронял изо рта капли кровавой пены, из которой впоследствии образовалась ядовитая трава аконит, известная также как гекатин, поскольку богиня Геката первой использовала ее. Медея подмешивала эту траву в свое колдовское зелье.
Цербер — это тератоморфизм, с которым борется героическая мифология. Имя озорной собаки стало прозвищем для слишком строгого, неподкупного сторожевого пса.
11) Сфинкс
Самый известный Сфинкс в греческой мифологии был родом из Эфиопии и жил в Фивах в Беотии, о чем упоминает греческий поэт Гесиод. Это было чудовище, порожденное Тифоном и Ехидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Отправленный Герой в Фивы в наказание, Сфинкс устроился на горе возле Фив и задавал каждому прохожему загадку: «Какое живое существо утром ходит на четырех ногах, днем — на двух, а вечером — на трех?».
Сфинкс убил того, кто не смог найти разгадку, и тем самым погубил многих знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Убитый горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Эдип разгадал загадку, ответив Сфинксу: «Человек. ‘ Чудовище в отчаянии бросилось в пропасть и разбилось насмерть. Эта версия мифа заменила более древнюю версию, в которой первоначальное имя хищника, жившего на горе Фиксион в Беотии, было Фиксес, а позднее в качестве его родителей были указаны Орф и Ехидна. Название «Сфинкс» произошло от сближения с глаголом «сжимать», «душить», а сам образ возник под влиянием малоассирийского изображения крылатой полудевушки-полульва. Древний Фикс был свирепым чудовищем, способным проглатывать добычу; в жестокой битве его победил Эдип с оружием в руках.
Изображения сфинкса встречаются в классическом искусстве, от британских интерьеров XVIII века до ампирной мебели эпохи романтизма. Масоны считали сфинксов символами тайн и использовали их в своей архитектуре, видя в них стражей храмовых ворот. В масонской архитектуре сфинкс является частой деталью дизайна, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документа. Сфинкс символизирует тайну, мудрость и идею борьбы человека с судьбой.
12) Сирена
Демонические существа, рожденные от бога пресной воды Ахелоя и одной из муз: Мельпомены или Терпсихоры. Русалки, как и многие другие мифические существа, являются миксантропами по своей природе, полуптицами-полуженщинами или полурыбами-полуженщинами, которые унаследовали дикую непосредственность своего отца и божественный голос своей матери. Их число варьировалось от нескольких до многих. Опасные девы жили на скалах острова, усыпанных костями и высушенной кожей их жертв, которых русалки завлекали своим пением. Услышав их сладкое пение, моряки, потеряв рассудок, направили корабль прямо на скалы и в конце концов погибли в морских глубинах. Затем безжалостные девы разрывали тела своих жертв на куски и пожирали их. Согласно одному из мифов, Орфей на корабле аргонавтов пел слаще сирен, и по этой причине сирены в отчаянии и яростном гневе бросились в море и превратились в скалы, так как были обречены на смерть, когда их чары оказались бессильными.
По внешнему виду русалки с крыльями похожи на гарпий, а русалки с рыбьим хвостом — на сирен. Однако русалки, в отличие от сирен, имеют божественное происхождение. Привлекательная внешность также не является их обязательным атрибутом.
Русалки также считались потусторонними музами — их изображали на надгробных плитах. В классической античности дикие хтонические сирены были преобразованы в мудрых сирен, наделенных сладким голосом, каждая из которых восседает на одной из восьми небесных веретенообразных сфер богини мира Ананке, создавая своим пением величественную гармонию космоса. Чтобы задобрить морских богов и избежать кораблекрушения, сирен часто изображали в виде фигурок на кораблях.
Со временем сирены стали настолько популярны, что в итоге их именем назвали целую группу крупных морских млекопитающих, включая дюгоней, ламантинов и морских коров (или стеллеровых коров), которые, к сожалению, были полностью истреблены к концу XVIII века.
13) Гарпия.
Дочери морского божества Таумантуса и океаниды Электры, архаических доолимпийских божеств. Их имена — Аэлла («Вихрь»), Аэллопа («Вихрь»), Подарга («Быстроногий»), Окипета («Стремительный»), Келайно («Мрачный») — указывают на связь со стихиями и тьмой.
Слово «гарпия» происходит от греческого «захватывать», «похищать». В самых ранних мифах strashno.com гарпии были божествами ветра. О близости гарпий к ветрам свидетельствует тот факт, что божественные кони Ахилла были рождены Подаргой и Зефиром. Они не вмешивались в дела людей; их обязанностью было лишь сопровождать души умерших в подземный мир. Но потом гарпии стали похищать детей и досаждать людям, появляясь как ветер, а затем внезапно исчезая. В различных источниках гарпии описываются как крылатые божества с длинными струящимися волосами, летающие быстрее птиц и ветра, или как стервятники с женственными лицами и острыми крючковатыми когтями. Они неприкасаемые и вонючие. Вечно мучимые голодом, который они не могут утолить, гарпии спускаются с гор и с пронзительным криком пожирают и оскверняют все вокруг.
Гарпии были посланы богами, чтобы наказать людей, которые причинили им зло. Монстры отбирали у людей еду всякий раз, когда брали ее, и это продолжалось так долго, что люди умирали от голода. Так, известна история о том, как гарпии мучили царя Финееса, проклятого за неосознанное преступление, и, украв у него еду, обрекли его на голодную смерть. Однако чудовища были изгнаны сыновьями Бореаса, аргонавтами Зетусом и Калаидом. Именно сестра Зевса, богиня радуги Ирис, помешала героям убить гарпий. Местом их обитания обычно называли эгейские острова Строфад, но позже их поместили вместе с другими чудовищами в мрачное царство Аида, где они считались одними из самых опасных местных существ.
В средневековой морали они использовались как символы жадности, ненасытности и нечистоты, часто их объединяли с фуриями. Гарпии также были описаны как злобные женщины. Гарпия — крупная хищная птица семейства ястребиных, обитающая в Южной Америке.
14) Гидра
Потомство Тифона и Ехидны, отвратительная гидра имела длинное змеевидное тело и девять драконьих голов. Одна из голов была бессмертной. Гидра считалась непобедимой, потому что из ее отрубленной головы вырастали две новые.
Покинув мрачный Тартар, гидра поселилась в болотах возле города Лерна, куда убийцы отправлялись искупать свои грехи. Это был ее дом. Отсюда и название Лерна Гидра. Гидра была вечно голодной и опустошала окрестности, поедая стада и сжигая посевы своим огненным дыханием. Его тело было толще самого толстого дерева и покрыто блестящей чешуей. Когда он поднимался на хвосте, его можно было увидеть далеко над лесами.
Царь Эврисфей послал Геракла с заданием убить Лернейскую гидру. Иолай, племянник Геракла, во время битвы героя с гидрой опалил ее шею огнем, от чего Геракл отбил ей головы своей палкой. Новые головы перестали расти на Гидре, и вскоре осталась только одна бессмертная голова. В конце концов он тоже был снесен его булавой и погребен Гераклом под большим камнем. Затем герой вскрыл тело гидры и окунул свои стрелы в ее ядовитую кровь. Раны от его стрел с тех пор стали неизлечимыми. Однако этот подвиг героя не был признан Эврисфеем, так как Гераклу помогал его племянник.
Гидра названа в честь спутника Плутона и созвездия в южном полушарии неба, самого длинного из всех. Необычные свойства гидры также дали название роду пресноводных беспородных верветок. Гидра — это человек с агрессивным темпераментом и хищным поведением.
15) Стефалийские птицы
Хищные птицы с острыми коричневыми перьями, медными когтями и клювами. Назван в честь озера Стимфал, расположенного недалеко от одноименного города в горах Аркадии.
Размножаясь с необычайной быстротой, они превратились в огромное стадо и вскоре превратили все окрестности города почти в пустыню: уничтожили все посевы на полях, истребили животных, пасшихся на тучных берегах озера, убили многих пастухов и фермеров. Взлетая, стимфалийские птицы выбрасывали свои перья, как стрелы, и поражали ими всех, кто находился в открытом поле, или разрывали их на части своими медными когтями и клювами. Когда Эврисфей узнал о несчастье аркадян, он послал к ним Геракла, надеясь, что на этот раз ему не удастся спастись.
Афина помогла герою, дав ему несколько медных погремушек, или котлов, выкованных Гефестом. Удивленный шумом птиц, Геракл выпустил в них свои стрелы, которые были отравлены ядом гидры Лернея. Испуганные птицы покинули берега озера, улетев на острова Черного моря. Там стимфалиды были встречены аргонавтами. Видимо, они слышали о подвиге Геракла и последовали его примеру — с шумом прогнали птиц, ударяя мечами о щиты.
16) Сатир.
Лесные божества, составлявшие свиту бога Диониса. Сатиры угловаты и бородаты, их ноги заканчиваются козлиными (иногда лошадиными) копытами. Другими отличительными чертами внешности сатиров были рога на голове, козлиный или бычий хвост и человеческое туловище.
Сатиры описывались как свирепые существа со звероподобными чертами, не обращающие внимания на человеческие запреты и моральные нормы. Внимание также привлекала их фантастическая выносливость, как в бою, так и за пиршественным столом. Большой страстью была их любовь к танцам и музыке, флейта была одним из главных атрибутов сатиров. Шина, свисток, кожаные мехи или сосуды для вина также считались атрибутами сатиров. Сатиры часто изображались на полотнах великих художников. Сатиров часто сопровождали девушки, к которым они питали определенную слабость.
Рационалистическая интерпретация заключается в том, что сатир мог быть отражением племени пастухов, которые жили в лесах и горах. Сатира иногда описывают как любителя алкоголя, юмора и женской компании. Образ сатира напоминает европейского дьявола.
17) феникс
Волшебная птица с золотыми и красными перьями. В нем можно увидеть собирательный образ многих птиц — орла, журавля, павлина и многих других.
Наиболее яркими чертами феникса были его удивительное долголетие и способность восставать из пепла после самосожжения. Существует несколько версий мифа о Фениксе. По классической версии, раз в пятьсот лет феникс, несущий горести людей, прилетает из Индии в храм Солнца в Гелиополисе в Ливии. Главный жрец разводит костер из священных лоз, и Феникс бросается в огонь. Его пропитанные благовониями крылья вспыхивают, и он быстро сгорает. Благодаря этому подвигу Феникс своей жизнью и красотой возвращает счастье и гармонию в мир людей. Пережив мучения и боль, через три дня из пепла восстает новый феникс и, поблагодарив священника за его работу, возвращается в Индию, еще более прекрасный и сияющий новыми красками. Проходя через циклы рождения, развития, смерти и обновления, феникс снова и снова стремится стать все более совершенным.
Феникс был воплощением древнейшего человеческого стремления к бессмертию. Уже в древности феникс изображался на монетах и печатях, в геральдике и скульптуре. Феникс стал излюбленным символом света, возрождения и истины в поэзии и прозе. В честь Феникса названо созвездие в южном полушарии и финиковая пальма.
18) Сцилла и Харибда
Сцилла, дочь Ехидны или Гекаты, некогда прекрасная нимфа, отвергла всех, включая морского бога Глаука, который обратился за помощью к колдунье Цирцее. Однако Цирцея, влюбленная в Глаука и жаждущая мести, превратила Сциллу в чудовище, чтобы искать моряков в пещере на крутых скалах узкого Сицилийского пролива, по другую сторону которого жило другое чудовище, Харибда. У Сциллы было шесть клыков на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног. В переводе ее имя означает «лающий».
Харибда была дочерью богов Посейдона и Геи. Сам Зевс превратил ее в ужасное чудовище, бросив в море. Харибда имеет гигантскую пасть, в которую безостановочно льется вода. Это водоворот, огромный водоворот, который трижды за день заглатывает воду и извергает ее. Никто не может его увидеть, потому что он скрыт толщей воды. Таким образом, она погубила многих моряков. Только Одиссею и аргонавтам удалось проплыть мимо Сциллы и Харибды.
Скалу Сцилла можно найти в Адриатическом море. Местная легенда гласит, что там жила Сцилла. Там же живет одноименная креветка.
Оказаться между Сциллой и Харибдой означает подвергнуться угрозе с двух сторон одновременно.
19) Гиппокамп
Морское животное с внешним видом лошади и заканчивающимся хвостом рыбы, также известное как гиппокамп, водяная лошадь. Согласно другим версиям мифов strashno.com, гиппокамп — это существо, похожее на морского конька, с ногами как у лошади, телом, заканчивающимся змеиным или рыбьим хвостом, и перепончатыми ступнями вместо копыт на передних ногах. Передняя часть тела покрыта мелкими чешуйками в отличие от толстых чешуек на задней части тела. По одним источникам, гиппокамп использует для дыхания легкие, по другим — модифицированные жабры.
Морские божества — нереиды и тритоны — часто изображались на колесницах, запряженных гиппокампами, или сидящими на гиппокампах, рассекающих водную пучину. Удивительный конь появляется в поэмах Гомера как символ Посейдона, чья колесница была запряжена быстрыми конями и скользила по поверхности моря.
В мозаичном искусстве гиппокампы часто изображались в виде гибридных животных с зелеными, чешуйчатыми гривами и придатками. Древние считали этих животных взрослой формой морского конька.
Другие сухопутные животные с рыбьим хвостом, встречающиеся в греческих мифах strashno.com, включают Леокампуса — льва с рыбьим хвостом, Таурокампуса — быка с рыбьим хвостом, Пардалокампуса — леопарда с рыбьим хвостом и Эгикампуса — козла с рыбьим хвостом. Последний стал символом созвездия Козерога.
20) Циклоп (циклоп)
Циклоп в восьмом-седьмом веках до нашей эры считался порождением Ураноса и Геи, титанов. Циклопы включали трех бессмертных одноглазых гигантов со сферическими глазами: Арг («вспышка»), Бронтес («гром») и Стеропус («молния»). Сразу после рождения циклопы были сброшены Ураносом в Тартар (глубочайшую бездну) вместе со своими жестокими братьями — сторукими (гекатонхирами), которые родились незадолго до них. Циклопы были освобождены другими Титанами после того, как сбили Уранос, но затем были сброшены обратно в Тартар их лидером Кроносом.
Когда Зевс, предводитель олимпийцев, начал борьбу за власть с Кроносом, по совету их матери Геи он освободил циклопов из Тартара, чтобы они помогли олимпийским богам в войне против титанов, называемой гигантомахией. Зевс использовал молнии и громовые стрелы, сделанные циклопами, которые он бросал в титанов. Кроме того, циклопы, которые были искусными кузнецами, выковали Посейдону трезубец и ясли для его лошадей, Аиду — шлем-невидимку, Артемиде — серебряный лук и стрелы, а также научили Афину и Гефеста различным ремеслам. После окончания гигантомахии циклопы продолжали служить Зевсу и ковали для него оружие. Как подручные Гефеста, ковавшие железо в недрах горы Этна, циклопы выковали колесницу Ареса, эгиду Палласа и доспехи Энея.
Циклопы — это также мифический народ одноглазых всеядных гигантов, населявших острова Средиземноморья. Самый известный из них — Полифем, свирепый сын Посейдона, которого Одиссей лишил единственного глаза.
Палеонтолог Отенио Абель в 1914 году предположил, что обнаружение в древности карликовых слоновьих черепов послужило причиной возникновения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие в слоновьем черепе могло быть принято за гигантскую глазницу. Останки этих слонов были найдены на островах Кипр, Мальта, Крит, Сицилия, Сардиния, Киклады и Додеканес.
21) Минотавр
Получеловек, родившийся как плод страсти царицы Крита Пасифаи к белому быку, любовь к которому внушила ей Афродита в наказание. Настоящее имя Минотавра было Астерий (что означает «звезда»), а прозвище Минотавр означает «бык Миноса». Тогда Дедал, изобретатель множества приспособлений, построил лабиринт, чтобы заманить в него ее чудовищного сына. Согласно греческой мифологии, Минотавр был людоедом, и чтобы прокормить его, царь Крита обложил город Афины страшной данью — каждые девять лет семь юношей и семь девушек должны были отправляться на Крит, чтобы Минотавр их съел. Когда Тесею, сыну афинского царя Эгея, суждено было пасть жертвой ненасытного чудовища, он решил освободить свою родину от этого обязательства. Ариадна, дочь царя Миноса и Пасифаи, полюбившая юношу, дала ему волшебную нить, чтобы он смог найти обратный путь из лабиринта, и герою удалось не только убить чудовище, но и освободить остальных пленников и положить конец страшной дани.
Миф о Минотавре, вероятно, был отголоском древнего, доэллинского культа быка с характерными для него священными боями быков. Судя по настенным росписям, человеческие фигуры с бычьими головами были распространены в критской демонологии. Кроме того, изображение быка появляется на минойских монетах и печатях. Минотавр считается символом гнева и звериной свирепости.
Выражение «нить Ариадны» означает выход из трудного положения, нахождение ключа к решению сложной проблемы, придание смысла сложной ситуации.
22) Гекатонхирес
Стопятидесятиголовые гиганты по имени Бриарей (Эгеон), Котте и Гиес (Гиус) представляют подземные силы, сыновей верховного бога Ураноса, символа неба, и Геи, земли. Вскоре после своего рождения братья были заключены глубоко в земле их отцом, который боялся за их владычество. Во время битвы с титанами боги Олимпа вызвали гекатонхиров, и их помощь обеспечила олимпийцам победу. После поражения Титаны были брошены в Тартар, а Гекатонхиры вызвались охранять их. Посейдон, владыка морей, отдал Бриарею в жены свою дочь Кимополею.
Гекатончиры появляются в книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» в качестве грузчиков в НИИ Шаво.
23) Гиганты.
Сыновья Геи, родившиеся из крови расшатанного Урана, впитавшиеся в Землю-мать. По другой версии, Гея породила их из Урана после того, как Титаны были низвергнуты Зевсом в Тартар. Очевидно, догреческое происхождение гигантов. История рождения и падения гигантов подробно рассказана Аполлодором. Гиганты имели устрашающий вид, густые волосы и бороды; нижняя часть их тела была змеевидной или похожей на осьминога. Они родились на полях Флегреи в Халкидиках, на севере Греции.
Именно там впоследствии произошла битва между богами-олимпийцами и Гигантомахией — Гигантомахией. Гиганты, в отличие от титанов, смертны. По велению судьбы, их гибель зависела от участия в битве смертных героев, пришедших на помощь богам. Гея искала волшебную траву, которая сохранит жизнь гигантам. Однако Зевс одолел Гею и, напустив на землю тьму, сам срубил траву. По совету Афины Зевс вызвал Геракла для участия в битве. В Гигантомахии олимпийцы уничтожили гигантов. Аполлодор упоминает имена 13 гигантов, общее число которых достигает 150.
В основе Гигантомахии (как и Титаномахии) лежит идея упорядочения мира, воплощенная в победе олимпийского поколения богов над хтоническими силами и укреплении верховной власти Зевса.
24) Питон.
Этот чудовищный змей, рожденный Геей и Тартаром, охранял святилище богинь Геи и Фемиды в Дельфах, опустошая при этом окружающую его природу. Поэтому его также называли Дельфиниусом. По приказу богини Геры Пифон воскресил еще более страшное чудовище Тифона, а затем начал преследовать Латону, мать Аполлона и Артемиды. Взрослый Аполлон, одаренный луком и стрелами, выкованными Гефестом, отправился на поиски чудовища и настиг его в глубокой пещере. Аполлон убил питона своими стрелами и был вынужден остаться в изгнании на восемь лет, чтобы умилостивить разгневанную Гею. Огромный дракон периодически упоминался в Дельфах в различных священных обрядах и процессиях. Аполлон основал храм и учредил Пифийские игры, что отражает замену хтонического архаизма новым олимпийским божеством. Мотив, в котором светлое божество убивает змею, символ зла и врага человечества, стал классическим для религиозных учений и народных сказок.
Храм Аполлона в Дельфах прославился на всю Элладу и даже за ее пределами. Из расщелины в скале в центре храма поднимались пары, которые оказывали мощное воздействие на сознание и поведение людей. Жрицы пифийского храма часто давали путаные и неясные пророчества.
От Python произошло название целого семейства неядовитых змей — питонов, достигающих иногда 10 метров в длину.
25) Кентавр.
Это легендарное существо с человеческим торсом, лошадиным туловищем и ногами является воплощением природной силы, выносливости, свирепости и дикого духа. Кентавры (по-гречески «убивающие быков») управляли колесницей Диониса, бога вина и виноделия; на них также ездил Эрос, бог любви, предполагая, что они были склонны к возлияниям и необузданной страсти.
Существует несколько легенд о происхождении кентавров. Потомок Аполлона по имени Кентавр сошелся с магнезийской кобылой, отчего все последующие поколения имели облик получеловека-полулошади. Согласно другому мифу, в доолимпийскую эпоху появился Хирон, умнейший из кентавров, родителями которого были океанида Фелира и бог Крон. Хирон принял облик коня, поэтому ребенок от этого брака сочетал в себе лошадиные и человеческие черты. Хирон получил прекрасное образование (медицина, охота, гимнастика, музыка и гадание) непосредственно от Аполлона и Артемиды и был наставником многих героев греческих эпосов, а также личным другом Геракла. Его потомки — кентавры — жили в горах Фессалии вместе с лапитами. Эти дикие племена мирно сосуществовали, пока на свадьбе царя лапитов Пиритоя кентавры не попытались похитить невесту и нескольких красивых женщин-лапитов. В жестокой битве, известной как Центаромахия, лапиты одержали победу, а кентавры были рассеяны по всей материковой Греции, расселившись в горных районах и отдаленных пещерах.
Появление изображения кентавра более трех тысяч лет назад говорит о том, что лошадь уже играла важную роль в жизни человека. Возможно, что древние земледельцы рассматривали всадников на лошадях как полноценное существо, но более вероятно, что народы Средиземноморья, склонные к изобретению «сложных» существ, просто отразили распространенность лошади, придумав кентавра. Греки, которые разводили и любили лошадей, хорошо знали их нрав. Не случайно они связывали характер лошади с непредсказуемыми проявлениями насилия у этого в целом позитивного животного. Одно из созвездий и знаков зодиака посвящено кентавру.
В научной литературе термин «кентавроиды» используется для обозначения существ, которые внешне не похожи на лошадь, но сохраняют черты кентавра. Существуют различия во внешнем виде кентавров. Оноцентавр — получеловек-полуконь — ассоциировался с демоном, сатаной или лицемерным человеком. Этот образ близок к сатирам и европейским дьяволам, а также к египетскому богу Сету.
Буккентавр — человек-бык:
Леонтоцентавр — наполовину человек, наполовину лев:
Ichthyocentaurus — кентавр, приспособленный к жизни под водой:
26) Аргус.
Сын Геры по прозвищу Паноптес, что означает «всевидящий», ставший олицетворением звездного неба. Богиня Гера поручила ему присматривать за Ио, возлюбленной своего мужа Зевса, которую он превратил в корову, чтобы защитить ее от гнева ревнивого супруга. Гера вымолила у Зевса корову и послала ей прекрасного спутника, слепого Аргуса, который присматривал за ней: только два его глаза были закрыты одновременно, остальные были открыты и следили за Ио. Только Гермесу, хитрому и предприимчивому вестнику богов, удалось убить его, освободив Ио. Гермес успокоил Аргуса маковыми зернами и одним ударом отрубил ему голову.
Имя Аргус стало нарицательным для обозначения бдительного, неутомимого, всевидящего стража, от которого никто и ничто не ускользает. Иногда название, следуя древней легенде, относится к узору на перьях павлина, так называемого «Аргуса». Согласно легенде, когда Аргус был убит Гермесом, Гера, скорбя о его смерти, собрала все его глаза и прикрепила их к хвостам своих любимых птиц, павлинов, которые должны были всегда напоминать ей о ее верном слуге. Миф об Аргусе часто изображался на вазах и в помпейских настенных росписях.
27) Грифон.
Чудовищные птицы с телом льва, головой и передними лапами орла. От их крика вянут цветы, вянет трава, и все живые существа падают замертво. Глаза грифона имели золотистый оттенок. Голова напоминала голову волка и имела большой клюв, крылья имели странный второй сустав, чтобы их было легче складывать.
Грифон в греческой мифологии олицетворял хитрость и бдительную силу. Тесно связанный с богом Аполлоном, он предстает в виде животного, которое бог запрягал в свою колесницу. Согласно некоторым мифам, эти существа были запряжены в повозку богини Немезиды, которая символизировала быстрое возмездие за грехи. Кроме того, грифоны были прялкой судьбы и были генетически связаны с Немезидой.
Образ грифона представлял господство стихии земли (лев) и стихии воздуха (орел). Символизм этого мифического животного связан с образом солнца, поскольку и лев, и орел в мифе всегда неразрывно связаны с ним. Кроме того, лев и орел связаны с мифологическими мотивами скорости и доблести. Функциональное назначение грифона — охрана; в этом отношении он схож с образом дракона. Как правило, он охраняет сокровища или какие-то тайные знания. Птица была посредником между небесным и земным миром, между богами и людьми. Уже тогда образ грифона был неоднозначным. Их роль в различных мифах неоднозначна. Они могут представать как в виде защитников и покровителей, так и в виде злобных и неуправляемых чудовищ.
Греки верили, что грифоны охраняют золото скифов в северной Азии. Современные попытки определить местонахождение грифонов широко варьируются и помещают их от северного Урала до Алтайских гор. Эти мифологические животные были широко представлены в древности: о них писал Геродот, их изображения были найдены на памятниках доисторического Крита, а в Спарте — на оружии, предметах быта, монетах и зданиях.
28) Эмпуза
Женщина-демон подземного мира из свиты Гекаты. Эмпуза была ночным духом-вампиром с ослиными ногами, одна из которых была медная. Она принимала облик коров, собак или прекрасных дев, меняя свой облик тысячей способов.
Согласно народным поверьям, Эмпуза часто похищала маленьких детей, высасывала кровь красивых юношей, представая в образе прекрасной женщины, и, насытившись кровью, часто пожирала их плоть. По ночам она заманивала одиноких путников на пустынные дороги, пугая их в виде животного или призрака, либо представая в образе красавицы, либо нападая на них в своем истинном и ужасном облике. Считалось, что пустоты прогонялись проклятием или специальным амулетом.
strashno.com
В некоторых источниках эмпуза описывается как схожая с ламией, оноцентавром или женщиной-сатиром.
29) Тритон
Сын Посейдона и Амфитриты, владыка морей, изображался в виде старика или юноши с рыбьим хвостом вместо ног.
Тритон — предок всех тритонов — гибридное морское существо, которое передвигалось по водам, сопровождая колесницу Посейдона. Эта свита низших морских богов изображалась в виде полурыбы-получеловека, трубящего в раковину, похожую на улитку, чтобы взбудоражить или укротить море. Их внешний вид напоминал классических русалок. Тритоны, как и сатиры и кентавры на суше, были второстепенными божествами на службе у главных богов.
Назван в честь тритонов: в астрономии — спутник планеты Нептун; в биологии — род хвостатых земноводных семейства саламандр и вид моллюсков Foremost; в технике — серия сверхмалых подводных лодок ВМФ СССР; в музыке — интервал, образованный тремя тонами.
30) Hippaelectrion
Фантастическое существо, передняя часть которого изображалась в монументальном искусстве древних греков в виде лошади, а задняя — в виде петуха. Конь ассоциировался с символом солнца, а петух — с утренней звездой и воскресением. Типичный случай сочетания несочетаемых элементов, бегемот, тем не менее, является существом мирного нрава, служащим проводником сил света.