Дионис

В древнегреческой религии Дионис был богом виноделия, сбора винограда и религиозного неистовства. Он также был тесно связан с праздниками, театром, церемониальными шествиями, экстатическими танцами, плодородием и безумием. Происхождение Диониса остается загадкой, хотя связанные с ним таинственные экстатические ритуалы можно наблюдать и в других, более древних культурах. В Греции его культ восходит по крайней мере к микенскому периоду. Дионис тесно связан с символами быка, змеи, тигров/леопардов, тиса, плюща, виноградной лозы, инжира, вина и винограда. Чаще всего его можно увидеть в компании сатиров, менад, кентавров и сильфов. Дионисии были знаменитым фестивалем в Афинах, посвященным богу. В Риме он стал известен как Вакх. Вакханалия была исключительно частным праздником, отмечавшимся как часть культа бога виноградной лозы. Вакх также считался родоначальником римского триумфального шествия. Узнайте больше о греческом боге вина из этих 10 фактов.

Примечания:
Микенский период: последний этап бронзового века в Древней Греции, охватывающий период примерно с 1750 по 1050 год до н.э.
Ближний Восток: регион, примерно соответствующий современному Ближнему Востоку.
Тирс: палка или посох из гигантского фенхеля, покрытого плющом или листьями, обычно увенчанный сосновой шишкой.
Сатиры: пьяные боги леса, изображаемые в греческом искусстве в виде человека с лошадиными ушами и хвостом, в римском искусстве — с козлиными ушами, хвостом и рогами.
Менады: женщины-последовательницы Вакха, традиционно связанные с божественной одержимостью и безумными ритуалами.
Силени: лесной дух, обычно изображаемый в виде пьяного старика с ушами (а иногда ногами и хвостом), как у лошади.
Римский триумф: гражданская церемония и религиозная процессия в Древнем Риме, обычно проводившаяся для публичного празднования и освящения военного успеха.

Дионисийский культ следовал таинственным практикам для достижения экстатических состояний

По имеющимся данным, происхождение культа Диониса нельзя проследить с уверенностью. Таинственный экстатический культ, дионисийские ритуалы, как они известны, использовали различные одурманивающие вещества и такие элементы, как танец, музыка и одержимость духами, чтобы вызвать состояние транса. Они также пытались устранить социальные запреты и цивилизационные правила и освободить человека в его естественной форме. С его акцентом на чувственность и сексуальную любовь, культ Диониса демонстрировал явное родство с женской природой, и его привлекали в первую очередь женщины. Именно среди женщин он нашел своих самых преданных последователей. Их энтузиазм был основой его власти.

Дионис в картине Караваджо Дионис в картине Караваджо «Вакх

Его культ может относиться к вакхическим, элевсинским и орфическим мистериям

Мистерии Диониса иногда приписывают Орфею, легендарному музыканту и пророку Древней Греции. Дионис — самый важный бог в орфизме. Его смерть от рук титанов является центральным мифом религии. Однако есть основания полагать, что орфические мистерии были заимствованы из дионисийских мистерий и что орфизм, возможно, был реформацией более ранней дионисийской религии. Некоторые ученые также указывают на сходство между Дионисийскими мистериями и мистериями Персефоны, предполагая, что вместе они были частью одной и той же мистериальной религии. Элевсинские мистерии, посвященные богиням Деметре и Персефоне, были важным религиозным праздником в эпоху эллинизма. Позже она распространилась в Риме. В этих мистериях Дионис отождествлялся с второстепенным божеством Иакхом, который, согласно различным версиям, был либо сыном Деметры, ее мужа, либо сыном Персефоны, либо сыном Диониса. Эти ассоциации можно отнести к пятому веку до нашей эры.

Примечания:
Персефона: греческая богиня земледелия и растительности, дочь Деметры и Зевса (царя олимпийских богов), она была женой и царицей Аида (правителя подземного мира).
Деметра: богиня плодородия, земледелия и плодородия земли.

Скрижали Нинниона - это таблица, изображающая элементы Элевсинских мистерий. Скрижаль Нинниона — это табличка с изображением элементов Элевсинских мистерий.

Его культ предшествовал древнегреческой цивилизации

Ранние ученые Древней Греции понимали Диониса как иноземное божество, которое неохотно приняли в греческий пантеон богов. Однако последние открытия показывают, что поклонение ему в Греции, возможно, существовало еще до того, как мы знаем древнегреческую цивилизацию. Это заставляет нас признать, что даже если его культ был импортирован, он был задолго до того, что было принято ранее. В начале и середине XX века в ходе раскопок во дворце Нестория в Пилосе и вокруг него были обнаружены самые ранние письменные упоминания о культе Диониса. На обнаруженных фрагментах глиняных табличек микенской Греции, датируемых примерно 13 веком до н.э., его имя написано как di-wo-nu-su-jo («Dionysoio» = «Дионис») линейным письмом B. Это может указывать на принесение жертв божеству в этот период. Другие упоминания о «женщинах Ойноа» и «месте вина» рассматриваются как подтверждение этой гипотезы.

Примечания:
Микенская Греция: ок. 1750 — 1050 гг. до н.э., считается последним этапом бронзового века в Греции. Родина микенской цивилизации, предшествовавшей древним грекам.
Дворец Нестора: признан важным центром микенской Греции. На сегодняшний день археологический памятник является наиболее хорошо сохранившимся дворцом этого периода.
Линейное письмо B: форма письма бронзового века, обнаруженная на табличках на Крите.

Линейное письмо B, показывающее, что Дионис существовал еще до древних греков.

Линейная письменность В с изображением Диониса появилась еще до древних греков.

Самое раннее изображение Диониса сохранилось на керамике

Самое раннее известное изображение, связанное с Дионисом, а также его имя, было найдено на динозавре аттическим гончаром Софилусом, датируемое примерно 570 годом до нашей эры. На предметах изображена свадьба Пелея и Фетиды, во время которой Пелей принимает гостей свадьбы, включая Диониса, в своем доме. Между колоннами дома Пелея стоит подпись художника «Софилос нарисовал меня». Другая иконография, найденная на глиняных сосудах, указывает на то, что культ Диониса мог прочно утвердиться уже в седьмом веке до нашей эры. Он был не только богом вина, но к тому времени ассоциировался со свадьбой, смертью, жертвоприношениями и сексуальностью. Более того, его свита из сатиров и танцовщиц была уже сформирована.

Примечания:
Аттика: историческая область, охватывающая город Афины. Полуостров, выступающий в Эгейское море, граничащий на севере с Беотией, а на западе с Мегаридой.
Динос: чаша для питья, использовавшаяся для вина в Древней Греции.
Пелей и Фетида: Пелей (греческий герой) и Фетида (морская нимфа) — знаменитая пара в греческом мифе. Они являются родителями другого легендарного греческого героя Ахилла.

Софилос Дионис в Британском музее

Софилос Дионис» в Британском музее

Его часто изображают с тирсом

В искусстве, иконографии и литературе Дионис и его последователи часто изображаются с тирусой, которая является выдающимся символом, связанным с богом. Тируса — это посох или палка, сделанная из гигантского укропа и покрытая лозой или листьями плюща. Его обычно венчала сосновая шишка, или гроздь виноградных листьев и винограда, или листья плюща и ягоды. К нему можно прикрепить ленту или филенку чуть ниже конуса или пучка листьев. Считаясь символом процветания, плодородия и удовольствия в целом, тис был священным инструментом в греческих ритуалах и церемониях. Дионис использовал тирс для превращения воды в вино, а его острие, как говорят, вызывало безумие. Тиры также использовались в качестве оружия («копье, обернутое виноградными листьями»). Например, в пьесе Еврипида «Вакханки» главная героиня Агава случайно убивает своего сына и пронзает его голову тирсами Диониса. Также в «Метаморфозах» Овидия, книга III, Вакх (Дионис) и его последователи поддаются тирам.

Примечания:
Еврипид: драматург (трагик) Древней Греции в пятом веке до нашей эры.
Овидий: римский поэт (43 г. до н. э. — 17/18 г. н. э.) времен Цезаря (Октавиана). Считается одним из трех канонических поэтов латинской литературы.

Колоссальная статуя Антиноса, держащего тираду в образе Диониса.

Колоссальная статуя Антиноса с тирсом в руках, изображающая Диониса.

В Древней Греции в его честь было проведено несколько фестивалей

Дионисия, Галоа, Асколия и Ленея — четыре отдельных фестиваля в Древней Греции, посвященные богу вина и празднеств. «Сельские Дионисии», проводившиеся в аттический месяц Посидеон (конец декабря), считаются самыми древними среди них. Этот праздник отмечался выращиванием винограда, сопровождался пением, танцами и распитием вина. Этот праздник привел к более грандиозным Городским Дионисиям (вероятно, 6 век до н.э.), которые праздновались в месяце Элафеболион, через три месяца после Сельских Дионисий, и, вероятно, в честь окончания зимы и сбора урожая. Между двумя праздниками Дионисии проводились другие более мелкие аграрные праздники, такие как Ленея, Антестерия, Асколия и Халоа.

  • Ленея проходила в Афинах (январь) и включала в себя процессии, пение и специальные церемонии, исполняемые женщинами.
  • Антестерия проводилась незадолго до полнолуния в месяце Антестерион (январь/февраль).
  • Асколия была скорее праздником в честь бога, на котором в жертву приносился козел и проводились игры.
  • Халоа — еще один аграрный праздник, который проводился в месяце Посейден (декабрь/январь), после сбора первого урожая. Фестиваль был посвящен Деметре, Дионису и Посейдону, и в нем участвовали в основном женщины.

Его театр в Афинах — старейший из известных греческих театров

Театр Диониса в Афинах, раскопанный в 1800 году немецким архитектором и археологом Вильгельмом Дорпфельдом, считается самым древним театром в мире. Построенный на южном склоне холма Акрополя в Афинах, театр стоял прямо к северу от святилища Диониса. Большая часть сохранившихся до наших дней остатков относится к монументальному строительству театра Ликургом во второй половине 4 века до н.э. К этому времени театр достиг своего максимального размера и мог вместить 17 000 человек. Предполагается, что ядро театра датируется 6 веком до нашей эры. Театр в Греции стал тесно связан с дионисийским праздником в городе Дионисия (Великая Дионисия) в 5 веке до нашей эры. Древние драматурги, такие как Софокл, Еврипид, Эсхил и Аристофан, представили здесь свои произведения. Эти пьесы считаются первоначальной движущей силой развития театра в западной культуре.

Примечания:
Ликург (390 — 324 гг. до н.э.): знаменитый оратор, оратор и администратор Древней Греции.

Театр Диониса в Афинах

Театр Диониса в Афинах

Римляне идентифицировали Диониса как Вакха

В римской мифологии «Liber Pater» (свободный отец) был богом вина, плодородия и свободы. Либер был покровителем плебеев и вместе с Церерой (богиней земледелия) и Либерией (богиней плодородия) составлял совместный культ, называемый сельскохозяйственной триадой. Как римский бог вина и неограниченной свободы, Либер считался близким аналогом греческого бога Диониса, которого римляне называли Вакхом. В греко-римской культуре Дионис был эвгемеризирован как историческая фигура, которая путешествовала по миру и была основателем городов. Говорят, что он вернулся из Индии с первым в истории «римским триумфом» на золотой колеснице, запряженной тиграми, в сопровождении свиты пьяных сатиров и менад. В некоторых культах и, что более важно, в народном воображении, Либер постепенно ассимилировался с Вакхом и стал разделять его романизированную «дионисийскую» иконографию и мифы.

Примечания:
Эвгемеризм: мифология, в которой мифы считаются преувеличенными, но предполагается, что они возникли на основе реальных исторических событий или персонажей.
Римский триумф: гражданская церемония и религиозная процессия в Древнем Риме, обычно проводившаяся для публичного празднования и освящения военного успеха.

Праздничная вакханалия Диониса была запрещена в Риме

Вакханалия была основана на различных экстатических элементах греческой Дионисии и была популярным неофициальным праздником в честь Бахуса (Диониса) в римские времена. Конкретные ритуалы, проводимые во время фестиваля, установить сложно. Однако известно, что вакханалия была жестоко подавлена римским государством в 186 году до нашей эры. Древнеримский историк Тит Ливий (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.) в книге 39 своего труда «Ab urbe condita» утверждает, что жертвами кампании стали 7 000 человек; многие были казнены. Он также сообщает, что эти меры вызвали большой ужас внутри и за пределами Рима. Кроме того, происходили многочисленные самоубийства и массовые побеги из Рима. По словам древнеримского ученого Цицерона (106 г. до н. э. — 43 г. до н. э.), меры подавления включали даже военные операции, которые могли продолжаться в течение пяти лет. В конце концов, культ не был полностью упразднен, но сокращен до управляемых размеров и подчинен строгим правилам. Хотя некоторые современные ученые оспаривают это, Ливий объясняет, что такие действия государства были вызваны безумными ритуалами, сексуальным насилием, развратом, убийствами и революционной контркультурой, связанной с фестивалем.

Андрианская вакханка - картина Тициана

Вакханки Андриана — картина Тициана

Он был популярным персонажем в эллинистическом искусстве и искусстве Эпохи Возрождения

Самые ранние изображения Диониса и его последователей можно найти на глиняных сосудах, а большие скульптуры бога редко встречаются до эллинистического периода. Однако дионисийские темы стали распространенными в этот период, некоторые известные примеры — Дионис Сарданапал (325 г. до н.э.) и Гермес и младенец Дионис (4 век до н.э.). Известные эллинистические скульптуры на дионисийские темы, сохранившиеся в римских копиях, включают «Фавна Барберини», «Торс Бельведера» и «Отдыхающего сатира». Другие известные изображения Диониса можно отнести к эпохе итальянского Возрождения, когда вакхические темы вновь захватили воображение художников. Среди наиболее известных работ этого периода — «Вакх» Микеланджело (1496-1497), «Триумф Вакха» Диего Веласкеса (1629), «Вакх и Ариадна» Тициана (1522-23) и «Андрианские вакханки» (1523-26).

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector