Житие святителя Митрофана, епископа Воронежского (1703)

Первый епископ Воронежский, Митрофан родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохово Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в семье отца Василия и его матери Марии (или Мавры). Имя Михаил было дано ему при крещении 8 ноября, в день Архистратига Михаила. Сам святой Божий свидетельствует о своем происхождении в своем духовном завещании: «Я родился в этот мир от благочестивых родителей и был воспитан в непоколебимом благочестии Восточной церкви в православной вере. О его родителях известно лишь то, что они принадлежали к духовенству. Основанием для такого предположения является тот факт, что в синодике святого Митрофана род святителя начинался с людей, наделенных саном иерарха.

Первую половину своей жизни святой провел в миру: он был женат, имел сына и был приходским священником. Местом пастырского служения иерарха Михаила была церковь Рождества Иоанна Предтечи в селе Сидоровском (ныне район города Иваново Ивановской области). Больше о мирской жизни святого ничего не известно. Но его строго христианское воспитание, последующая жизнь в соответствии с Богом и самоотверженная архипастырская деятельность, несомненно, свидетельствуют о том, что для своего прихода отец Михаил был пастырем, вкладывающим душу в свою паству, а для своей семьи — мудрым руководителем и любящим отцом. Нежная забота святого о своем сыне Иоанне отражена в письмах, сохранившихся от его епископского служения. На сороковом году жизни святой Божий потерял «своего друга». — он овдовел. И тогда он начал служить Господу в полном отречении от мира и всех его прелестей, встав на путь монашеской жизни.

Отец Михаил поселился в Золотниковской пустыни имени Святого Завода (ныне Тейковский район Ивановской области). Монастырь был основан в первой четверти XVII века монахом Ионой (Головцыным). Известно, что в 1663 году он был пострижен в монахи с именем Митрофан. К сожалению, о подвигах святого в безмолвном скиту ничего не известно. В соответствии с учением Христа он старался скрыть свои подвиги от посторонних глаз и дал обет закончить жизнь и быть похороненным в Злотниковском эрмитаже — мирная тень скромной обители была ему дорога.

Но Господь предназначил святому другое, более высокое предназначение — наставлять других. Три года спустя братия соседнего Косьмо-Яхромского монастыря, оставшегося тогда без настоятеля, попросили, чтобы отцом-настоятелем их обители был избран Митрофан, монах-злодей, известный своей строгой жизнью. Несмотря на искреннее нежелание принимать какую-либо настоятельскую должность, иеромнич Митрофан был «благословлен на игуменский сан» митрополитом Саранским и Подонским Павлом. На протяжении всей своей жизни угодник Божий глубоко сожалел о том, что не смог исполнить обет пострига, хотя нарушил его не по своей воле, а из послушания. Монастырь Космо-Яхромский был основан в конце XV века монахом Космой, послушником Киево-Печерской лавры, на месте, где ему явилась икона Божией Матери.

Игумен Митрофан превратил обедневшую обитель в хорошо оборудованный монастырь, построил большую, теплую кирпичную церковь и полностью восстановил монастырское убранство из икон и богослужебных сосудов. О духовном руководстве игумена Митрофана братьями монастыря Козмин ничего не известно. Однако его последующее назначение игуменом Унженского монастыря в чрезвычайно сложный период его внутренних потрясений свидетельствует о том, что, будучи игуменом Яхром-Косминского монастыря, иеромонах Митрофан приобрел большой опыт руководства и нравственного воспитания паствы. Монастырь, Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь Костромской епархии, был основан преподобным Макарием в 1439 году. Монастырь был особенно почитаем царским домом Романовых.  В 1675 году указом патриарха Иоакима игумен Митрофан «как человек благочестивый и добродетельный» был назначен руководить Унженской обителью. В то время в монастыре царило смятение. Патриарх Иоаким решил послать туда опытного и надежного руководителя, игумена Митрофана, возведенного в сан архимандрита, чтобы укрепить веру и вселить мир в неспокойные сердца братии монастыря.

Святой Митрофан управлял Унженским монастырем почти семь лет. Здесь, как и в монастыре Яхрома, его стараниями была построена каменная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, с трапезной и колокольней. Церковь была освящена в 1680 году, через три года после основания; для ее освящения в Москву ездил сам святитель Митрофан. Позже были построены надвратная церковь Святого Николая и теплая Успенская церковь. Благочестивая жизнь святого привлекала почитателей, которые почитали игумена Унжу, делая пожертвования в монастырь. Святитель Митрофан приложил много сил и труда для обустройства монастыря.

Насаждая среди братьев дух благочестия и истинной веры, он сумел передать свою любовь пастве. Святой глубоко почитал основателя монастыря, монаха Макария. Перед смертью, приняв схиму, епископ Воронежский пожелал, чтобы ему было присвоено имя этого божественного святого. При святителе Митрофане икона преподобного Макария, находившаяся на его гробнице, была перенесена из Уненского монастыря в московский дворец по приказу благочестивого царя. Царь, «со всем своим прославленным семейством», почтил благочестивую икону «как великого идола самого Макария» и пел перед ней «молитву». Нет сомнений, что икону сопровождал в Москву сам святой Митрофан, настоятель монастыря. Личные встречи со святым и беседы с ним тронули благочестивого царя, и он проникся к подвижнику глубоким уважением. Об этом свидетельствуют многочисленные царские привилегии, дарованные Унженскому монастырю в это время: они возобновляли или подтверждали прежние привилегии монастыря.

На Московском Соборе 1681-1682 годов было решено увеличить число епархий и открыть новые факультеты, в том числе и Воронежский, чтобы бороться со старообрядческим расколом и способствовать распространению христианского просвещения. В состав новой епархии первоначально вошли Воронежская, Оленья, Романовская, Орловская, Костенская, Усманская, Соколовская и Острогожская епархии. На это соборное место был избран архимандрит Митрофан, вызванный из Унженского монастыря в Москву на время священнического служения. Современники объясняют этот выбор высокой духовной жизнью святого, «истинно праведного и святого человека», и желанием благочестивого царя возвысить Унженский монастырь, возведя на епископскую кафедру его благочинного, в котором он видел игумена Макария и своего ученика по жизни.

2 апреля 1682 года патриарх Иоаким, епископ Воронежский, рукоположил архимандрита Митрофана в первого епископа Воронежского. В то время святому было 58 лет. После своей хиротонии епископ Митрофан провел лето в столице; вновь созданная епархия изначально нуждалась в его опеке здесь, где находились высшие духовные и светские власти. Это было трудное время церковных и политических потрясений, кульминацией которых стало открытое восстание диссидентов против московского правительства. Печальные события глубоко затронули душу святого Митрофана, и святой ревностно посвятил себя как организации церковной жизни, так и благосостоянию государства.

Беспорядки царили и в недавно созданной епархии Святого Митрофана. Воронежская область была заселена совсем недавно. Первыми поселенцами здесь были люди неохотные, согнанные правительством из разных сел и городов России для защиты земли от нападений крымских татар; позже к ним присоединились беженцы, покинувшие родные места в тяжелых условиях и искавшие убежища в Придонской Украине; здесь же были уроженцы Днепра, спасавшиеся от польского гнета.

Воронежская епархия была очень большой, но церквей в ней было очень мало — всего 182, так что в некоторых местах на 80 верст не было ни одной церкви. Часто из-за отсутствия пасторов церкви «не имели пения», а население привыкало к «бессвященническому» образу жизни, что создавало чрезвычайно благоприятные условия для развития раскола.

По прибытии в Воронеж святитель, помня прежде всего о трудностях времени и низком нравственном состоянии духовенства и паствы, разослал окружное послание, в котором призвал всю паству к исправлению. «Досточтимые иерархи Всевышнего Бога! — написал Иерарх. — Вожди стада Христова! У вас должны быть светлые умные глаза, просветленные светом понимания, чтобы направлять других на праведный путь. Как сказал Господь, вы сами должны быть светом: «Вы — свет миру» (Мф. 5:14)…. Когда Христос Спаситель передал овец святому Петру, Он трижды сказал ему, чтобы он пас свое стадо (Ин 21:15-17). Очевидно, что пастыри окормляют переданное им стадо тремя способами: словом учения, молитвой и силой святых тайн, и, наконец, образом жизни. Усердно совершайте и эти три вида спасения: преподавайте слово учения своему народу, сами подавайте пример доброго поведения, возносите Богу горячие молитвы о переданном вам стаде, укрепляйте его святыми таинствами, особенно просвещая неверующих святым крещением и приводя согрешивших к покаянию. Будьте внимательны к страждущим, чтобы они не ушли из этой жизни, не причастившись Святых Тайн и не помазавшись святым елеем.

Одной из первых забот святого Митрофана было строительство нового собора, поскольку существовавший тогда собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы содержался очень плохо. Для строительства собора правители пожаловали святителю мельницу на реке Елец, а к моменту окончания строительства, 16 декабря 1688 года, сделали новое пожертвование — колокол, весом 160 пудов. К 1692 году собор был освящен. Святой Митрофан, вероятно, собрал значительную сумму денег на строительство собора и на его ценную утварь у вельмож, которые знали его ранее в Москве. Для вновь созданной Воронежской епархии деятельность святителя Митрофана стала истинным благословением Божиим. Под мудрым руководством святого все стороны не только церковной, но и государственной жизни страны претерпели благотворные изменения. И монахи, и белое духовенство, и миряне были одинаково дороги святителю, и он заботился обо всех одинаково, ибо сознавал, что все без исключения поставлены Господом под его архипастырское руководство.

Предание сохранило рассказ о влиянии святителя Митрофана на церковную жизнь города Ельца. По пути к кафедральному собору в Воронеже он заехал в Елец, который стал первым городом новосозданной епархии, который посетил святитель. Жители Ельца с большой радостью встретили своего иерарха и получили его святое благословение. При этом Владыка обратил внимание на подошедших к нему монахинь, так как знал, что в Еленце есть только мужской монастырь Святой Троицы, и спросил монахинь: «Где они живут, куда ходят молиться Богу? Чем они занимаются и с помощью чего добывают средства к существованию?». На это монахини ответили, что они «жили в светских домах, так как в городе не было женского монастыря, питались от мирских денег, а богослужение посещали в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы».

В это же время по указу епископа Митрофана монахи, жившие в скиту Свято-Троицкого монастыря на Каменной горе, были переведены в сам монастырь, а в 1683 году появился указ владыки о преобразовании Елецкого скита Свято-Троицкого монастыря в монастырь. Сам святитель Митрофан ходатайствовал перед Высшей властью о создании в Ельце женского монастыря и поставил во главе его духовно опытную монахиню Иулиту. В 1685 году королевский указ наделил вновь организованный монастырь землей, предоставив ему наделы. Так, при непосредственном участии святителя Митрофана Воронежского, началась история Елецкого Знаменского монастыря. Много волнений принесли святителю диссидентствующие старообрядцы, поселившиеся в епархии и совратившие его паству в отступничество от православия. Святой Митрофан разбирался с ними по строгим законам того времени, отправляя противников Церкви «на городской суд». Он конфисковал старые печатные книги и издал новые, поручил священникам следить за тем, чтобы их паства соблюдала святые посты и святые беседы, и постоянно обучать их в церквах Божьих, читая поучительные книги; сам он ревностно проповедовал в церкви.

В различных селах Воронежской епархии во времена святителя Митрофана были созданы школы, учителями которых были эмигранты из Малороссии, часто грамотные и ученые люди. Эти школы помогали Церкви бороться со своими врагами. Известна большая дружба между епископом Воронежским Митрофаном и епископом Тамбовским Питиримом. Стоя во главе новообразованных епархий, святые архиереи своей подвижнической жизнью являли собой добрый пример активного миссионерского служения, необходимого для распространения проповеди Слова Божия на землях московского пограничья. Они поддерживали переписку и встречались для духовных бесед.

История основания Трегулявско-Претерского монастыря под Тамбовом связана с дружбой святых архиереев. Святой Митрофан способствовал укреплению царской власти своим моральным авторитетом, благотворительностью и молитвами. Так, когда император Петр, для осады Азова с моря, начал строить корабли на Воронежской верфи, многие считали строительство флота бесполезной затеей. Однако епископ Воронежский пытался помочь царю и делал это не только словами. Святой Митрофан собрал все епархиальные деньги и отнес их царю. «Каждый сын отечества, — говорил святой, — должен из своего имущества помогать нуждам государства. Примите, государь, остальные мои расходы и используйте их на благо России.

Он также поддержал план царя по созданию новой столицы на берегах Невы. Воронежского епископа называют крестным отцом Санкт-Петербурга. Взяв проповедническую икону Божией Матери, святой благословил императора Петра, сказав царю: «Это будет щитом для твоей новой столицы и всего твоего народа». Враг не ступит в город до тех пор, пока там будет находиться эта икона. Петр I основал Санкт-Петербург и приказал заложить Казанский собор, который до сих пор является зримым свидетельством участия святого в основании города. А епископа Воронежского император считал своим духовным наставником.

Лишь однажды между ними возник конфликт. Однажды, когда царь приехал в Воронеж, он вызвал к себе святого Митрофана. В соответствии с иностранным обычаем, царский дворец был украшен статуями языческих богов. Святой, встретив статуи на пороге своего дома, вернулся к себе. Он доложил императору, что епископ был во дворце и уехал. Царь обиделся и приказал снова послать за ним. Старец ответил посланнику: «Пока царь не уберет идолов, соблазняющих простой народ, я не приду во дворец. Если нужно, пусть он сам придет ко мне. Когда царь услышал этот твердый ответ, он был возмущен: «Как он посмел ослушаться королевской власти? Если он не придет немедленно, то будет казнен как преступник по воле царя! Несмотря на свои патриотические чувства, святой не побоялся сказать царю правду, даже если это могло вызвать его гнев. «Моя жизнь находится во власти царя». — Святой Митрофан ответил на эту новость. — Однако лучше пусть я умру, чем своим присутствием или боязливым молчанием поддержу язычество и нарушу свой долг христианского пастыря». Не подобает православному государю подставлять языческих глупцов и соблазнять простые сердца.

Зная о суровости царя, святой Митрофан поспешил приготовиться к смерти. Он приказал готовиться к богослужению. Раздался звон колоколов. Император Петр, услышав звон, послал гонца узнать причину. Святой ответил посланнику: «Царское слово назначило мне смерть как преступнику. Готовясь к смерти, я хочу совершить свое последнее богослужение…». Когда королю передали слова святого, он был поражен решимостью епископа перед лицом смерти. Никогда не уступая никому и ни в чем, царь Петр пошел на уступку воронежскому епископу. Он приказал убрать статуи и послал умиротворить святого. На следующий день епископ Митрофан сам пришел к царю и поблагодарил его за уничтожение статуй. Таким образом, император Петр убедился в величии духа святого Воронежа и проникся к нему еще большим уважением.

Митрофан управлял Воронежским кафедральным собором в течение двадцати лет, достигнув глубокого возраста. Проведя истинно христианские приготовления к своей смерти, святой мирно почил 23 ноября (6 декабря) 1703 года. При погребении святого присутствовал сам царь Петр, который вместе с высшими военачальниками нес гроб святого и опускал его в могилу. «У меня больше нет такого престарелого святого, — сказал Петр на похоронах, — пусть будет вечная память о нем». Воронежский протоиерей был похоронен в усыпальнице соборного храма. Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святого Митрофана является его «Духовное завещание». Заповедь, которую святой дает своим духовным детям, не потеряла своей актуальности и сегодня: «Для каждого человека вот правило мудрецов: используй свой труд и соблюдай меру — будешь богат. Пейте умеренно, ешьте мало, и вы будете жить в достатке. Делайте добро, избегайте зла, и вы будете спасены.

Образ доброжелательного и милосердного епископа произвел глубокое впечатление на души людей, восприимчивых к святости на грешной земле; множество почитателей памяти почившего святого сошлись к его гробнице, чтобы отслужить литургию. Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святого Митрофана как угодника Божия, начал его открытое прославление.

В связи со строительством нового собора, когда гроб с телом святого Митрофана был перенесен, выяснилось, что тело святого было непорочным. Почитание его памяти стало все шире распространяться в русинских землях, и как бы в ответ на это стали учащаться чудесные явления божественной помощи у его гробницы. Усилиями архиепископа Воронежского Антония II (Смирницкого) в 1831 году было обнаружено нетленное тело святого Митрофана, а в следующем году он был прославлен в лике святых. С приходом советской власти Воронежский Митрофановский монастырь, как и многие русские святыни, пришел в запустение: он был закрыт, разграблен, а затем снесен.

3 февраля 1919 года, еще до официального декрета об открытии мощей, изданного 14 февраля, состоялось кощунственное открытие мощей святителя Митрофания. Перед началом литургии руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов вошли в Благовещенский собор Митрофаньевского монастыря. Они объявили духовенству, монастырским братьям и многочисленным прихожанам решение «трудового народа» о том, чтобы — «отойти от басен пап о святых реликвиях». Братья-монахи и паломники плакали, не в силах остановить беззаконие. Аббат Владимир успокоил их: «Великая милость Божья проявляется к святому в конце его земной жизни — претерпеть мученическую смерть за Христа».

Совершив профанацию, нечестивец составил протокол вскрытия. Они причислили святые останки святителя Митрофана к «социалистической собственности» и оставили их в соборе. Открытие не состоялось. Чудовищное богохульство большевиков только увеличило приток верующих к святому Митрофану, и их молитвы стали более горячими.

В 1929 году мощи святого Митрофана были вывезены, так как собор был закрыт на социалистическое строительство, и в течение шести десятилетий хранились в Воронежском краеведческом музее. Мощи были возвращены Церкви милостью Божией и стараниями митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в 1989 году. Они остались в Покровском соборе в Воронеже, который тогда был кафедральным. Сегодня мощи святого Митрофана покоятся в Благовещенском соборе Воронежа.

Открытие мощей святителя Митрофана Воронежского

Источники

1 Житие отца нашего Митрофана архимандрита Макария, первого епископа Воронежского и новоявленного чудотворца, и История обретения и обретения его преподобных мощей и знамений и чудесных исцелений того времени. М., 1838.
2-е Завещание святителя и чудотворца Митрофана, первого епископа Воронежского. Ронда, 2006.
3. историческое описание Елецкого Знаменского монастыря на Каменной горе. Составлено иеромнихом Геронтием. Елец, 1895. репринт.
4. жития святых на русском языке, переложенные по руководству Книги перемен святителя Димитрия Ростовского. Ноябрь. Рождество Богородицы в монастыре Папчинского Боровского, 1997 год.
5. Воронежские архиереи от святителя Митрофана до наших дней. Исторические и биографические очерки. Воронеж, 2003.
6. жития святых и жизнеописания подвижников Воронежско-Липецкой епархии. Книга 1. Воронеж, 2003.
7. жития святых Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. М., издательство Среченского монастыря, 2010.
8. архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров). История Воронежской епархии от основания до 1960-х гг. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземья, 2011.
9. 9) A. Клоков, А. Найденов, А. Новосельцев. Церкви и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. Липецк, 2006.
10. Морев Л.А. Труженик во славу Господа и Отечества. Святой Митрофан Воронежский. Жизнь. Акафист. Задонский Богородицкий монастырь, 2005.
11. Стаднюк А., прот. К истории православия на Дону. М., 2012.
12. А. Н. Доценко, Святые лики над Ельцом. Елец, 2006.
13. Л. Щенникова, Первая обитель игумена Митрофана // Воронежский епархиальный вестник, 2007 № 1 (76).
14. Н. Чугреева, «Свято-Успенский Солотниковский Эрмитаж»/ Воронежские епархиальные ведомости, 2007 № 1 (76).
15. 15. А. Клоков, А. Найденов. Святые Митрофан и Тихон и церковная жизнь в Ельце // Вторые Свято-Митрофановские чтения. Воронеж, 2012.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector