Бес

Демоны, бесы (также известные как: бесы, черти, нечистые, злые, падшие духи, злые духи, изверги) — несвободные развоплощенные существа, некогда светлые ангелы, но восставшие против Бога и отпавшие от Него, в результате чего они были изгнаны с небес.

besy - Бес

История падения ангелов объясняет происхождение зла в сотворенном мире.

Отрицание существования злых духов как личностных и разумных существ неизбежно ведет к отрицанию грехопадения и, следовательно, к отрицанию искупления.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что упорное неверие в существование злых духов является настоящей демонизацией, ибо противоречит Божьему откровению. Тот, кто отрицает существование злых духов, уже поглощен дьяволом.

Паде­ние анге­лов и их нынеш­нее состо­я­ние

Согласно Священному Преданию, которое имеет свое основание в Священном Писании (Откр.12:7-9; Ис.14:11-15), один из высших ангелов Бога — Люцифер восстал против Него и привлек к себе великое множество небесных сил, после чего стал дьяволом, а они — злыми духами. О времени их падения ничего не известно, кроме того, что оно произошло до падения первых людей.

Учение Церкви гласит: «Все созданы Богом добрыми, потому что все, что Бог создал, Он создал добрым». Однако они стали злыми по собственной воле, как свидетельствует наш Господь об их правителе: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины». Когда говорит он ложь, говорит о себе, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44). Они — предводители всего нечестия, постоянные хулители Божественного величия, обольстители душ человеческих, они и их орудия, согласно Писанию: «Бодрствуйте и будьте начеку, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8) (Православное исповедание. Часть 1, кн. 21).

Общество падших духов имеет строгую иерархическую структуру с подчинением князьям тьмы. Его возглавляет сатана. В эту структуру вовлечены и земные сообщества людей, которые подчинились воле злых духов и служат им.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) описывает ужасное состояние демонов следующим образом: «Плотские спекуляции в царстве духов получили самое широкое и полное развитие, до которого они только могут дойти. Их главный грех — бурная ненависть к Богу, выражающаяся в ужасном, непрекращающемся богохульстве. Они возгордились против самого Бога; они превратили послушание Богу, которое естественно для творений, в непримиримую оппозицию, в непримиримую вражду. Поэтому их падение глубоко, а бич вечной смерти, которым они поражены, неизлечим. Их основная страсть — гордость; чудовищное и глупое тщеславие доминирует над ними; они находят удовольствие во всех видах греха, постоянно вращаясь в них, переходя от одного греха к другому. Они наслаждаются жадностью, обжорством и прелюбодеянием. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтах и ощущениях; они развили в себе эти противоестественные пороки несравненно больше того, что может быть развито у людей.

Несмотря на падение, демоны сохранили все качества своей ангельской природы, так что они обладают сознанием, высоким интеллектом, памятью, чувствами, имеют самосознание, бесплотны, мгновенно перемещаются в пространстве, хотя оно у них ограничено, способны по предложению Бога превращаться в ту форму, в которую пожелают.

Место оби­та­ния падших духов

Одно из мест обитания демонов в Писании называется «ад», «преисподняя» или «бездна». Однако есть и другие места, где они обитают. В Новом Завете говорится о «злых духах под небом» и о дьяволе как «князе, господствующем в воздухе» (Еф.6:12; 2:2). Эти слова святитель Феофан Затворник истолковывает так: «Обычный (…) способ толкования и понимания слова «под небом» означает, что духи витают между небом и землей — в воздухе, и как воздух окружает нас повсюду, так и духи зла окружают нас повсюду и постоянно цепляются к нам, как мошки в сыром месте.

В чем отли­чие гре­хо­па­де­ния анге­лов от гре­хо­па­де­ния людей?

В отличие от дьявола, человек «грешил не по своей воле, а по наущению врага, дьявол же грешил самопроизвольно, без внешнего подстрекательства, и к тому же, по сравнению с человеком, обладал превосходящими дарами и качествами». — пишет святой Димитрий Ростовский. Грех падших ангелов причинил им вред. По своим последствиям этот грех не похож на первородный грех, совершенный Адамом и Евой. Ангелы, согрешившие после Люцифера, пали благодаря его примеру и влиянию. Ангелы, оставшиеся верными Богу, оставались добрыми и не были склонны к злу. В Адаме и Еве в результате греха была испорчена сама человеческая природа, и все их потомки (за исключением Господа Иисуса Христа) родились зараженными грехом, испорченными умом и телом, со склонностью ко злу. Таким образом, грех их предков наложил свой отпечаток на весь род человеческий.

Воз­можно ли пока­я­ние для бесов и, если нет, то почему?

Церковное учение говорит о том, что демоны никогда не будут восстановлены в достоинстве светлых ангелов и больше не будут служить Богу.

  1. Будучи бесплотными и потому свободными от всех искушений плоти, демоны пали только по сознательному и окончательному решению своей воли, по чистому желанию зла. Их выбор определялся исключительно их желанием и ничем другим. Кроме того, они просто впали в бунт против Самого Бога, яростный и упорный.
  2. Демоны бесплотны, поэтому у них нет возможности покаяться. По словам святого Иоанна Дамаскина, «человек получил покаяние по немощи плоти». Он также отмечает, что «то, что смерть служит людям, падение служит ангелам». Ибо после грехопадения покаяние для них невозможно, как невозможно оно для людей после смерти».

Хотя, по мнению святителя Димитрия Ростовского, диавол, в отличие от человека, лишен возможности покаяния из-за своих высоких дарований и качеств и отсутствия внешнего искушения ко греху, святитель Василий Великий допускал возможность такой возможности, но только до тех пор, пока лукавый не погубит человека: «Возможно, до сотворения человека и дьявола еще оставалось место для покаяния. И эта гордость, какой бы старой ни была болезнь, могла бы восстановить себя до первоначального состояния, если бы позаботилась о том, чтобы излечить болезнь в себе через покаяние. Но как только произошла диспенсация от мира, и насаждение рая, и человек в раю, и заповедь Божья, и ревность дьявола, и умерщвление превознесенных, то у дьявола появилось место для покаяния. Ибо если Исав, продав первенца, не нашел места покаянию, то останется ли место покаянию для того, кто убил первенца и принес через него смерть? Говорят, что пятно, оставленное на одежде человеческой кровью из раны, невозможно отстирать никаким способом, но со старением одежды происходит изменение цвета, вызванное кровью. Поэтому дьявол не может удалить с себя пятно крови и стать чистым.

Учение о невозможности покаяния и обновления для демонов в их нынешнем состоянии является догматическим и основано на Слове Божьем: «Поскольку они вечно осуждены, они никогда не смогут стать причастниками Божьей благодати, как написано: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41)». (Православное исповедание. Часть 1, вопрос 21). Падшие ангелы содержатся Богом «в вечном рабстве, во тьме, на суд великого дня» (Иуды 1:6).

Дея­тель­ность падших духов в мире людей

Падшие духи стремятся расширить свое царство в этом мире и уничтожить как можно больше людей. Они борются за достижение своих целей как на социальном, так и на индивидуальном уровне.

Примерами деятельности демонов являются искушение предков и установление духовной власти над государствами. Сам сатана говорит, что власть над земными царствами принадлежит ему (Матфея 4:8-9). Хотя он преувеличивает, но его власть значительна, ибо Господь назвал его «князем мира сего» (Иоанна 12:31). Язычество — одно из самых мощных средств распространения царства дьявола. Влияние сатаны в нашем мире проявляется через различные сатанинские учения, оккультизм, ереси, расколы и другие различные искажения Божественного Откровения, попытки победить Церковь Христа. Падшие духи противятся распространению Евангелия (Матф. 13:19). В частности, царство дьявола усилится в конце света, когда сатана будет освобожден из своей темницы (Откр.20:7).

Помимо попыток реализовать глобальные планы, падшие духи также влияют на каждого человека в отдельности. До крещения каждый человек находится в состоянии милосердия. После принятия крещения и присоединения к Православной Церкви человек имеет возможность освободиться от власти злых духов, при условии, что он постоянно ведет противодействие им (Еф.6:12). Влияние демонов на человека многообразно. Демоны могут влиять на душу человека, например, ослепляя разум и делая его неспособным видеть и воспринимать истину. Они могут влиять на волю, возбуждая порочные желания, и на эмоции, вызывая у человека плохие эмоции. Демоны особенно любят внушать человеку злые мысли, так что они как бы порождают сознание самого человека. Злые духи могут также влиять на человеческое тело, что может вызвать болезни и различные расстройства (см. Мф.9:32; 9:28; Лк.13:11-16). Нечистые духи способны на физическое насилие (см. Деян.19:16). Они могут влиять на внешнее благополучие людей, как это было, например, с многострадальным Иовом. Однако демоны также готовы, наоборот, дать людям временные блага (например, «вылечить» их от болезни или материально обогатить) в обмен на власть над их душами. По этой причине Церковь предостерегает от любого обращения к силам зла, независимо от того, в какой сложной ситуации находится человек или его семья в данный момент.

Обычно злые духи действуют незаметно для человека, но они могут искушать людей, представая перед ними в чувственных образах. Так, искушая древних, сатана действовал в образе змея (по другой версии: он говорил через змея). Демоны неоднократно искушали верующих, являясь им в зрительных формах, чему есть масса свидетельств в житийной литературе и различных патиконах. Одним из методов демонического искушения, по словам святого Иоанна Златоуста, является вера в блуждающих духов. Апостол Павел свидетельствует, что сатана «принимает вид ангела света» (2 Кор 11:14), чтобы зло могло действовать в обмане под видом добра. См. «Духовное возбуждение».

По-видимому, для других влияние демонов на человека выражается в демонической одержимости (одержимости). Одержимость относится к самой сильной степени порабощения человека демоном. В этом случае демон может использовать различные способности своей жертвы, в том числе и речь.

Одержимость может выражаться в крайней степени тяжести, как, например, в случае с гадаринскими бесноватыми, которые не контролировали себя (см. Мф.8). Но она может иметь и более мягкую форму, характеризующуюся периодическими приступами, как в случае с бесноватым юношей, которому не могли помочь ученики Спасителя (см. Мф.17). В некоторых тяжелых случаях может потребоваться проведение экзорцизма с благословения епископа для изгнания злого духа. Следует понимать, что само по себе состояние одержимости не является признаком будущего осуждения человека на вечные муки.

При всем этом христианин должен понимать, что, согласно учению церкви, «бесы не могут совершить никакого насилия над человеком или другим существом, если только Бог не позволит им сделать это, как говорит Писание»: «Бесы просили Его: если изгонишь нас, пошли нас в стадо свиней. И сказал им: идите» (Матфея 8:31-32). Все должны также знать, что они не могут принудить человека ко греху, а только обмануть его через искушение; ибо человек наделен свободной волей, и его свобода не совершается насилием или принуждением даже Самим Богом» (Православное исповедание, гл. 1, ст. 21). Из этого святой Анастасий Синаит делает следующий важный вывод: «Дьявол никого не принуждает, а только тайно сеет [в нас] семена [зла]. Порочная привычка побуждает человека [ко злу и делает] его все более и более злым и [даже в своей греховности] более сильным, чем [сам дьявол]. Поэтому [все грехи] должны быть приписаны ему самому.

Как про­ти­во­сто­ять бесов­ским иску­ше­ниям и козням?

У верующих в Господа Иисуса Христа есть особые средства противостоять искушениям — пост и молитва: «Род сей не может спастись иначе, как молитвою и постом» (Мк. 9:29). Сильным средством против злых духов является призывание имени Иисуса Христа. Сам Господь сказал, что именем Его «будут изгонять бесов» (Мк 16,17). Необходимыми средствами здесь являются духовная бдительность и настороженность (см. 1 Петра 5:8).

Монаху Макарию Великому признался сам дьявол: «Я сильно скорблю о тебе, ибо не могу одолеть тебя; у тебя есть оружие, которым ты можешь отразить меня, — это твое смирение».

Из аскетической литературы известно много других способов борьбы с бесами: это почитание Животворящего Креста и использование крестного знамения, участие в таинствах Церкви, использование святой воды и других священных предметов, а также священнодействия. Например, святому Иоанну Востровскому бесы признались, что больше всего они боятся Святого Креста, святой воды (то есть таинства крещения) и особенно достойного причащения Тела и Крови Христовых. Абба Маркеллос, слова которого передал блаженный Иоанн Мосх в книге «Луг духовный», сказал своим слушателям: «Поверьте мне, дети мои, ничто так не возмущает, не возмущает, не раздражает, не раздражает, не почву, не разрушает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого автора зла, сатану, как постоянное упражнение в псалмах. Все Писание полезно, и его чтение доставляет много хлопот демону, но ничто так не сокрушает его, как псалмы. Как народ — если одна его часть прославляет царя, то другая часть не оскорбляется этим, не вооружается против прославленных, а только подчиняется оскорблениям, возмущается и восстает против них и демонов: не так огорчается и возмущается чтением Писания, как пением псалмов. Исполняя псалмы, мы должны, с одной стороны, славить Бога, а с другой — проклинать дьявола.

Чтобы быть недоступным для злых сил, нужно вести истинно христианскую жизнь, регулярно ходить на исповедь, принимать Святое Причастие и стараться исполнять Божьи заповеди.

Говоря о духовной битве с дьяволом, святой Иоанн Златоуст советует: «Нам нужен щит веры, шлем спасения и меч духовный, чтобы мы не только не терпели зла, но если дьявол захочет напасть на нас, мы отсечем ему голову; нам нужны постоянные молитвы, чтобы растоптать его. Дьявол бесстыден и нагл; однако он нападает и снизу, и таким образом одерживает верх. Причина этого в том, что мы сами не стараемся быть выше его ударов: ведь он не может подняться высоко, но ползает по земле, и поэтому змей — его образ. Но если Бог дал ему такое место вначале, то насколько же больше его сейчас. Однако, если вы не знаете, что значит атаковать снизу, я постараюсь объяснить вам манеру ведения такого боя. Что значит атаковать снизу? Быть побежденным мирскими вещами, удовольствиями, богатством и всем мирским. Поэтому, если дьявол увидит кого-то, скользящего к небу, во-первых, он не сможет замахнуться на него, а во-вторых, если он осмелится, то сам быстро упадет: ведь у него нет ни ног — не бойся, ни крыльев — не бойся, но он ползает по земле и ползает среди земных вещей. Пусть ничто не связывает вас с землей, тогда вам не нужна будет работа. Дьявол не умеет бороться открыто, но как змея он прячется в терниях, часто скрываясь в удовольствиях богатства. Если вы посетите этот шип, он тут же пугливо убежит, но если вам удастся заговорить с ним с помощью божественных заклинаний, вы тут же причините ему вред. У нас есть духовные заклинания — имя Господа нашего Иисуса Христа и сила Креста. Это заклинание не только изгоняет дракона из его логова и бросает его в огонь, но даже исцеляет его раны.

Знают ли бесы наши мысли, а также буду­щее?

Отвечая на этот вопрос, святой Исидор говорит нам, что «дьявол не знает, что у нас в голове, ибо это принадлежит исключительно силе самого Бога, но через движения тела он улавливает мысли». Увидит ли он, например, что другой смотрит пытливо и пресыщает свой взор иностранными красавицами? Пользуясь своим расположением, он тут же подстрекает такого человека к прелюбодеянию. Видит ли он того, кого одолевает любостяжание? Он сразу же представляет ему страсть чревоугодия и дает ему средства для воплощения своего намерения в жизнь. Он побуждает его к грабежу и неправедной наживе». Святой Иоанн Лествичник также пишет, что бесы не знают наших мыслей: «Не удивляйтесь, что бесы часто тайно внушают нам хорошие мысли, а потом противоречат им другими мыслями. Наши враги только и делают, что убеждают нас в этой хитрости, что они знают и наши сердечные помышления.

Что касается знания будущего, то святой Иоанн Дамаскин сообщает нам, что «ни ангелы Божии, ни демоны не знают его, но предвидят: ангелы, когда Бог открывает им и говорит, чтобы они предвидели, почему и сбывается то, что они говорят. Но и демоны предсказывают: иногда потому, что видят то, что далеко, а иногда потому, что догадываются; поэтому они часто лгут, и им нельзя верить, даже если много раз они говорят правду так, как мы говорили. Но они также знают Писание». Святитель Игнатий (Брянчанинов) добавляет к этому, что иногда «они могут привести к событиям, которые уже намечены в мире духов, но среди людей еще не совершились: так, прежде чем Иов подвергся испытанию, решение этих искушений уже было принято в совете Божием и было известно падшим духам (Иов 1). Так было решено на суде Божием, известно святым силам небесным и отверженным ангелам, передано на исполнение злым духом для погибели в битве израильского царя Ахава, прежде чем царь выступил в поход (3Цар.22:19-23); так диавол предсказал святому Иоанну, архиепископу Новгородскому, искушение, которое он тогда возложил на него».

Могут ли бесы тво­рить насто­я­щие чудеса?

На основании Священной Книги и учения святых отцов можно с уверенностью утверждать, что демоны не способны совершать истинные чудеса, которые совершают Господь и Его святые, используя свою божественную силу. Святой Кирилл Иерусалимский говорит об антихристе следующее: «Будучи отцом лжи, он обольстит людей ложными видимостями, так что люди будут думать, что видят мертвых воскресшими, тогда как они не воскресли; будут видеть хромых ходящими и слепых зрячими, тогда как не было исцеления. Последние не могут творить чудеса (в собственном смысле этого слова) даже с Божьего разрешения, поскольку это разрешение предполагает, что Бог не препятствует любому разумному существу использовать свои естественные силы и способности, которые ограничены для демонов как существ.

Таким образом, те места в Писании, где говорится о том, что демоны или их слуги якобы совершают настоящие чудеса, следует понимать либо как прямой обман с их стороны, либо как совершенные при посредничестве высших духовных и материальных сил, которые для нас загадочны, то есть природные явления, лишь внешне необычные для человека.

Почему Бог попус­кает бесам иску­шать пра­вед­ни­ков?

Не имея возможности культивировать зло в Царстве Небесном, демоны умножают его среди людей. Поскольку Бог Сам дал им свободу выбора, Он позволяет им действовать в соответствии с этой свободой. Хотя Бог не одобряет грех, Он позволяет дьяволам грешить. Однако это не означает, что им позволено творить столько зла, сколько позволяют их природные способности. Бог ограничивает их злую деятельность, соизмеряя ее с целями Высшего Провидения. Ярким примером таких ограничений в Ветхом Завете была история Иова (Иов 1:12), а с наступлением новой эры Сам Христос показал множество примеров укрощения бесов, изгнания их из людей.

Кроме этого, есть еще одна важная причина, по которой Господь позволяет демонам сеять искушение среди людей. Как мудрый правитель и Провидец, Он также обращает злые дела в добрые последствия. Упразднив ад и создав Церковь, Господь снабдил ее всеми необходимыми средствами для борьбы человека с силой греха, включая греховные искушения дьяволов. Участвуя в невидимой борьбе с лукавыми ангелами, подвижники укрепляют дух, закаляют волю, понимают опасность и мерзость греха, ценность добра и, наконец, получают венцы славы за свои подвиги. Св. Анастасий Синаит говорит об этом так: «Если нет врага, то нет испытанных воинов и [истинных] друзей царя; если нет битвы и сражения, то нет победы и не раздаются короны и награды [победителям]».

Только те люди, которые игнорируют Божьи заповеди, или те, кто пытается бороться с бесовскими уловками самостоятельно, не прибегая должным образом к Богу, к помощи Его Церкви, к помощи святых, могут попасть под их злое влияние до такой степени, что в конечном итоге их постигнет та же участь, что и их искусителей, падших духов. Они сами потеряют вечную славу, вечную награду, вечное блаженство.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector