Средневековая философия

В этой статье мы кратко рассмотрим средневековую философию, ее основные черты и проблемы, основные этапы ее развития, ее принципы, основные идеи и ее представителей.

Средневековая европейская философия — важный и длительный этап в истории философии, охватывающий тысячу лет от падения Римской империи до эпохи Возрождения (5-15 века). Это была эпоха зарождения и расцвета мировых религий. Иной тип философствования по сравнению с античностью был обусловлен принципиально иным типом цивилизации, развитием феодальных отношений и новыми социально-политическими условиями.

Средневековая философия была теоцентрической по своему мировоззрению (от греческого θεός — Бог и латинского centrum — центр). Реальность, то есть все вещи, произошли не от природы, а от Бога. Содержание монотеистических религиозных доктрин (прежде всего иудаизма, христианства и ислама) обусловило появление особого типа философа — философа-клерикала. Философия сознательно ставит себя на службу религии. «Философия — слуга теологии». — таково было общее мнение образованных кругов средневековой Европы. Большинство ученых принадлежали к духовенству, а монастыри были центрами культуры и образования. В таких условиях философия могла развиваться только с позиции Церкви.

Основные проблемы средневековой философии заключались в следующем:

  • Создал ли мир Бог или он существовал с незапамятных времен?
  • Можно ли постичь волю и намерения Бога и сотворенного мира?
  • Каково место человека в мире и какова его роль в истории через спасение человеческой души?
  • Как связаны свобода воли человека и божественная необходимость?
  • Что является общим, индивидуальным и отдельным в свете доктрины «тринитаризма» (триединство, троица)?
  • Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда берется зло в мире и почему Творец терпит его?
  • Как истины откровения, выраженные в Библии, соотносятся с истинами человеческого разума?

Уже само сопоставление проблем показывает тенденцию средневековой философии к сакрализации (сближение с религиозной доктриной) и морализации (сближение с этикой, практическая направленность философии на обоснование принципов христианского поведения в мире). Вкратце, специфику типа средневековой философии можно определить следующим образом….

Основные черты, особенности и идеи средневековой философии

  1. Вторичность философских истин по отношению к догматам католической веры, основанная на двух принципах: креационизме (от лат. creation — сотворение) и Откровении. Первая из них, сотворение мира Богом, стала основой средневековой онтологии, а вторая — средневековой эпистемологии. Важно подчеркнуть, что не только природа считается творением Бога, но и Библия как средоточие мудрости Слова.
  2. Для средневековой философии были характерны библейский традиционализм и ретроспективизм. В глазах ученых и широких масс Библия была не просто «книгой книг», а богодухновенным произведением, словом Божьим, заветом и, следовательно, предметом веры. Библия стала отправной точкой или мерилом признания для всех философских теорий. Несомненно, в нем содержались идеи, которые в корне отличались от языческого мировоззрения. Первой и главной была идея единого, уникального Бога, находящегося в трансцендентном (запредельном) мире. Эта концепция исключала политеизм в любом его варианте и утверждала идею единого мирового существа.
  3. Поскольку Библия понималась как полное собрание законов бытия и предписаний Бога, особое значение приобрела экзегетика, то есть искусство правильно истолковывать и объяснять положения Завета. Следовательно, вся философия имела «экзегетические» формы. Это означало, что большое внимание уделялось тексту произведений и тому, как их интерпретировать. Критерием истинности теории стало соответствие духу и букве Библии. Возникла сложная иерархия авторитетов, в которой на первом месте стояли тексты синоптических (концилиарных) Евангелий, затем тексты апостольских посланий, библейских пророков, учителей и отцов Церкви и так далее. Текст стал началом и концом каждой философской теории, его анализируют семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи) и спекулятивно (текст как основа для собственных размышлений). Были использованы все достижения формальной логики, прежде всего аристотелевской. Давление авторитета породило феномен «псевдоавторства», когда автор приписывал свои тексты либо «ветхозаветным» пророкам, либо апостолам и т.д., чтобы придать особую ценность своему произведению в глазах общественности.
  4. Рационалистическое обоснование догм церкви, а в ранний период борьба с язычеством, патристика (учение отцов церкви). Когда католицизм стал доминирующей идеологией Западной Европы, философия начала использовать предписания античных философов, особенно Аристотеля, для апологетики (защиты веры).
  5. В отличие от мистицизма, метафизическая методология апеллировала к формальной логике и схоластике. Термин «схоластика» происходит от греческого σχολαστικός — ученый, схоласт. Как ученики средневековых школ заучивали наизусть священные тексты без права их самостоятельной оценки, так и философы некритически относились к ним. Схоласты видели путь к пониманию Бога в логике и рассуждениях, а не в чувственном созерцании.
  6. Для средневековой философии была характерна тенденция строить, учить. Это способствовало формированию общего отношения к ценности обучения и образования с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычной формой философских трактатов был диалог между авторитетным учителем и смиренным, покорным, жаждущим знаний учеником. Важнейшей характеристикой средневекового учителя является энциклопедичность, подкрепленная виртуозным знанием текста Священного Писания и аристотелевских принципов формальной логики для дальнейшего вывода из священных книг. Часто встречаются работы середины века в виде «сумм» знаний: «Призыв теологии», «Призыв против язычников» и т.д.
  7. Красной нитью через все Средневековье проходили споры о природе универсалий (от лат. universalis, что означает общие понятия), которые отражали отношение философов к учению о Троице (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух). Противоположные позиции в этом споре тяготели к двум полюсам — реализму (от лат. realis — реальный) и номинализму (от лат. nomen — имя).

Согласно реалистам, подлинно реальными являются только общие понятия, а не отдельные объекты. Универсалии существуют до вещей, представляя собой сущности, идеи в божественном смысле. Как видно, реализм имел много общего с платонизмом. К реалистам относились Августин Блаженный, И. С. Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.

С другой стороны, номиналисты считали, что универсалии — это имена, данные человеком, а конкретные вещи существуют в реальности. Номинализм был представлен такими философами, как Ж. Росцелин, П. Абеляр, У. Оккам и Ж. Дунс Скотус.

Как крайний номинализм, так и крайний реализм осуждались Церковью. Она была более благосклонна к умеренным проявлениям обоих течений, которые нашли свое выражение в трудах П. Абеляра и Фомы Аквинского.

В целом, средневековая философия была оптимистичной по духу. Она была чужда древнему скептицизму и агностицизму. Мир не был мыслимым, рациональным, историческим (т.е. начинающимся с сотворения мира и заканчивающимся Страшным судом). Бог, конечно, не постижим умом, но Его направления и пути можно понять через веру, через озарение. В результате физическая природа мира, история в ее отдельных проявлениях и целый ряд моральных требований были постигнуты человеческим разумом, а религиозные проблемы — откровением. Следовательно, существовали две истины: мирская и божественная (откровение), которые находились в симбиозе. «Истинная философия» пользовалась как формами интеллекта, так и интуитивного познания, озарения и божественного откровения. Поскольку «Истинная философия» была «христианской философией», она обосновывала возможность личного спасения, воскресения, конечного торжества истины христианства в космическом масштабе.

При всей внутренней связности средневековой философии, в ней четко выделяются патристический и схоластический этапы. Критерии для выделения этих периодов в современной истории философии различны. Однако можно выделить четкое хронологическое деление: с 1 по 6 век. — Патристика и 11-15 века. — схоластический период. В истории философии общепринятыми являются основные персоналии — представители высших точек развития этих этапов. Вершиной патристической философии является Августин Блаженный (354-430), чьи идеи определили развитие европейской философии. Фома Аквинский (1223-1274) — вершина средневековой схоластики, один из величайших философов всей послеарийской философии.

Патристический этап — это интеллектуальное формирование и развитие христианской догматики и философии, в котором философские элементы платонизма играют решающую роль. На этапе схоластики происходит систематическое развитие христианской философии под большим влиянием философского наследия Аристотеля. Догмы Церкви обретают полную форму.

Фома Аквинский считается систематизатором ортодоксальной схоластики. Основной прием его философии — обращение к здравому смыслу при анализе догм католицизма. Вслед за Аристотелем он закрепил понимание отношения между идеальным и материальным как отношения между «принципом формы» и «принципом материи». Мир конкретных вещей и явлений возникает из союза формы и материи. Душа человека также является формообразующим принципом (существом), но свое полное индивидуальное существование она получает только тогда, когда соединяется с телом (существом).

Фома Аквинский выразил идею гармонии разума и веры. В «Сумме теологии» он привел пять доказательств существования Бога, обосновал идею бессмертия души и считал познание и созерцание Бога счастьем человека. Фома Аквинский был причислен к лику святых в 1323 году, а в 1879 году его учение стало официальной доктриной католической церкви.

Господство религии в Средние века было настолько повсеместным, что даже социальные движения носили религиозный характер (многочисленные ереси, Реформация). А интеллектуальная оппозиция католицизму периодически выступала за снижение роли веры над знанием, что отразилось в появлении теории двойной истины, деизма (от латинского dues — Бог) и пантеизма (от греческого πάν — все и θεός — Бог).

 

Джуди

Мировоззрение и жизненные принципы раннего христианства изначально формировались в противостоянии с язычеством. Однако по мере того, как христианство становилось все более популярным, возникла необходимость в рациональном обосновании его доктрин. Доктрины древних философов были использованы с новой интерпретацией.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector